Внеурочная работа с учащимися как средство достижения метапредметных результатов
статья по химии ( класс) на тему
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистерверг
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коваль О.В. ,
учитель химии
МОБУ Гимназия № 9 имени Н.Островского г. Сочи
Внеурочная работа с учащимися
как средство достижения метапредметных результатов
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистерверг
Известно, что образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек легко ориентируется в изменяющемся обществе, быстро овладевает новыми сферами деятельности, обладает высоким уровнем толерантности, способен проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение (2, с. 90).
Сегодняшний российский выпускник школы должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения внеурочная деятельность учащихся приобретает новые очертания, способствует освоению выпускниками школы метапредметных результатов: умения определять цели, задачи, анализировать, сравнивать, логически мыслить, обобщать, обоснованно высказывать свою точку зрения, пользоваться различными источниками для получения информации.
На протяжении многих лет в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности по химии, в зависимости от цели деятельности, тематики занятий использую современные педагогические технологии целостно или элементы следующих технологий: игровой, информационно-коммуникационной, проектно-исследовательской, проблемно-поисковой.
У подростков, в период перехода от детства к взрослости, учебная деятельность должна способствовать саморазвитию и самообразованию. На этом этапе происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Экспериментальная химия: демонстрационный и лабораторный эксперимент – неотъемлемая часть, ведущая к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей учащихся. При выполнении демонстрационных и лабораторных опытов, учащиеся учатся выдвигать гипотезу, доказывать ее экспериментальными методами.
Результатом использования современных образовательных технологий, использования новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ во внеурочной работе по химии является реализация нового подхода к оформлению и сопровождению индивидуальных работ учащихся.
Мои ученики - активные участники школьного конкурса «Мои первые проекты», городского «Первые шаги в науку» и регионального Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
Вот тематика некоторых проектов:
- «Все ли вы знаете о курении?»;
- «Жевательная резинка: польза и вред»;
- «Удаление пятен с одежды»;
- «Пивной алкоголизм среди подростков»;
- «Химические профессии на стройках Олимпиады».
Работа над проектом расширяет представления обучающихся об окружающем мире, формирует универсальные учебные действия, которые позволят им в дальнейшем правильно выбрать профессиональную дорогу.
Особенностью реализации игровых технологий является тот факт, что игра опосредованно связана со Стандартами общего образования второго поколения, так как предполагает активное развитие личностных и метапредметных результатов.
Игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - писал А.В.Луначарский. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.
В системе внеурочной деятельности основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие от процесса и достижения цели, воодушевить, пробудить интерес к предмету.
В МОБУ СОШ № 9 им. Н. Островского г. Сочи действует ассоциация «Веселый химик». Внеурочные занятия проводятся в форме заседаний с последующей совместной проектной деятельностью учащихся и учителя:
- Выбор темы. Организация творческих групп.
- Поиск информации. Обзор информации, корректировка.
- Подготовка презентаций.
- Подведение итогов, анализ деятельности, самооценка.
Главный итог работы ассоциации – комплексное мероприятие.
Тематика некоторых мероприятий:
- «Вода – начало всех начал»;
- «А соль вся в химии»;
- «Не все то золото, что блестит»;
- «Не все, что льется вода»;
- «Химия в профессиях».
Внеурочная деятельность по предмету создает условия для приобретения обучающимися опыта разнообразной деятельности, имеющей универсальное значение, «применения основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности» (3, с. 11 ).
Литература
- Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии, М.: «Центрхимпресс», 2004.
- Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии, М.: 5 за знания, 2007.
- Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы: проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-184648-1358850034.jpg)
Интегрированные тесты как средство достижения метапредметных результатов
В стате даётся краткая характеристика интегрированных тестов как средство достижения метапредметных результатов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-207953-1362057556.jpg)
Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"
Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-169654-1356367265.jpg)
Проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов
Разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873886-1483973053.jpg)
Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике
Из опыта работы ГБОУ школы №403...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-642692-1636018553.jpg)
Использование сервиса classroom на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов
Представлен опыт работы в сервисе Classroom.Компания Google сообщила о полноценном запуске сервиса «Класс» для преподавателей по всему миру. При этом интегрирован с другими сервисами: &laq...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1286913-1605967476.jpg)
Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"
middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-642692-1636018553.jpg)
Использование сервисов web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов
Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким об...