«Серная кислота и её свойства» 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок показывает возможности применения системы MOODLE на уроке химии. Данный урок был представлен на городском конкурсе «ИКТ в творчестве педагога 2016» учителем химии МОБУ "Башкирская гимназия" Тазетдиновой Г.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Серная кислота и её свойства» 9 класс | 471.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: расширение базы знаний о серной кислоте, за счет включения в неё новых элементов о свойствах концентрированной серной кислоты и стадиях её производства.
Задачи:
- образовательные: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах, окислительно-восстановительных реакциях; продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений;
- развивающие: создать условия для понимания у учащихся взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением, развивать познавательную активность, умения наблюдать и рассуждать, делать выводы, используя при этом проблемный, исследовательский, дифференцированный подход к обучению; развивать у учащихся коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга.
- воспитательные: воспитывать неравнодушное отношение к предмету, окружающей среде, обратить внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с производством серной кислоты, использовать при этом региональный компонент, интегративные знания
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Межпредметные связи: экологические проблемы, связанные с производством и использованием серной кислоты.
Наглядность: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», компьютер, проектор презентация к уроку по теме «Серная кислота и её свойства».
Оборудование: пробирки, спиртовка, штатив, пробиркодержатель, H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат кальция (мел).
Формы работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент.
Виды деятельности: поисковый и репродуктивный.
Использование современных технологий: информационно коммуникативные технологии, ЭОР.
Ход урока.
- Организационно-мотивационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Нам поступил видеовопрос:
Фрагмент:
Здравствуйте, мы члены экологического кружка. У нас школьной химической лаборатории хранится склянка с тяжелой бесцветной жидкостью, плотность которой примерно 1,8 г/мл. Данное соединение обугливает сахар, а также древесину. Полученный раствор взаимодействует с раствором хлорида бария с образованием белого, нерастворимого в кислотах осадка. А индикатор лакмус приобретает в растворе красный цвет. Эта жидкость растворяется в воде с сильным разогреванием раствора, а рН раствора данного вещества- кислый.
Опыты:
-Растворение серной кислоты в воде
-Определение рН среды кислоты с помощью индикатора-лакмуса
-Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой
-Обугливание сахара
- Обугливание древесины
Вопрос: какое вещество хранится в лаборатории, какова его формула, и какие свойства для него характерны?
Учитель: Кто может ответить на эти вопрос сейчас?
-Что это за вещество?
-Как звучит его формула?
-Какие свойства ему характерны?
Значит, цель нашего урока- изучить свойства серной кислоты.
Учитель: Серная кислота- это современное название, а как её называли раньше?
Историческую справку даст __________________________
Сообщение уч-ся:
-------------------------------------------------------------------------------------------------
При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса.
«Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество.
- Открытие новых знаний.
Учитель: А сейчас, зная формулу серной кислоты, попробуем охарактеризовать серную кислоту по следующему плану (слайд)-учащиеся отвечают:
по основности- двухосновная
по наличию кислорода-- кислородосодержащая
по силе- сильный электролит
тип химической связи- кпс
тип крист. решётки- мол. кр. решётки
проверим себя
Т.к. серная кислота имеет ковалентную полярную связь, а ,следовательно, ей характерна молекулярная кристаллическая решётка, тогда серная кислота обладает следующими Физическими свойствами:слайд
Агрегатное состояние – тяжелая маслянистая жидкость ("купоросное масло»,
ее плотность - r = 1,84 г/см3)
Отношение к воде: Нелетучая, очень хорошо растворима в воде – с сильным нагревом (бывает разбавленная и концентрированная кислота)
t°кип. = 296°С
Но, прежде чем изучить хим. свойства серной кислоты, необходимо её получить. Рассмотрим получение серной кислоты в промышленности.
А) Получение серной кислоты.
Найдите доп. материал - лекцию по производству серной кислоты в системе moodl
(по ссылке http://last-diplom.ru/Poluchenie-sernoyj-kislotih.html- полная версия)
Работа по рядам: Прочитать, заполнить таблицу
I ряд- описывает первую стадию производства
II ряд- вторую стадию производства
III ряд - описывает третью стадию производства
Название стадии | Уравнение химической реакции | Аппарат | Особенности производства |
Проверяем таблицу:
Ребята, вы попали на завод, как опытный химик- технолог определите установки ,используемые в производстве серной кислоты. Для этого находим задание самопроверка в системе moodl.
А проделает эту работу у доски ____________________________________.
Б) Учитель: Переходим к практическому изучению химических свойств серной кислоты.
Сейчас проведём практическую работу, каждая пара исследует определенные химические свойства серной кислоты. Нужно сделать вывод и озвучить всему классу. После каждого опыта заходим в тесты и отвечаем на вопросы по этому свойству. Мы должны пройти 10 вопросов -10 свойств и в конце вы получите оценку.
- Изменение цвета индикатора метилоранж
В раствор серной кислоты добавьте несколько капель индикатора метилового оранжевого
Вывод: разбавленная серная кислота изменяет цвет индикатора метилоранжа на красный- среда кислая;
- Изменение цвета индикатора лакмус
В раствор серной кислоты добавьте несколько капель индикатора лакмуса
Вывод: разбавленная серная кислота изменяет цвет индикатора лакмуса
на красный- среда кислая;
- Изменение цвета индикатора фенолфталеин
В раствор серной кислоты добавьте несколько капель индикатора
фенолфталеина
Вывод: разбавленная серная кислота изменяет цвет индикатора фенолфталеина
не изменяет цвет, а следовательно не подходит для определения кислоты;
- Взаимодействие с Металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода.
К кислоте добавьте кусочек Zn
Вывод: разбавленная серная кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду
напряжения металлов до водорода, выделяется водород, а серная кислота
является окислителем за счёт ионов водорода.
- Взаимодействие серной кислоты с основными оксидами
В кислоту добавьте лакмус. К оксиду кальция добавьте раствор серной кислоты
с лакмусом.
Вывод: разбавленная серная кислота реагирует со щелочами с образованием солей и воды;
- Взаимодействие со щелочами
К гидроксиду натрия добавьте несколько капель индикатора фенолфталеина, а
затем прилейте раствор кислоты.
Вывод: разбавленная серная кислота реагирует со щелочами – образуется соль и вода, протекает реакция нейтрализации.
- Взаимодействие с нерастворимыми основаниями
Получите нерастворимое основание: к раствору сульфата меди (II) прилейте
раствор гидроксида натрия до получения голубого осадка, а затем прилейте
раствор кислоты.
Вывод: разбавленная серная кислота реагирует с не растворимыми основаниями – растворяя их;
- Взаимодействие серной кислоты с солями более слабых кислот-гидрокарбонатом натрия.
К раствору гидрокарбоната натрия (сода) прилейте раствор серной кислоты
Вывод: разбавленная серная кислота - вытесняет слабые кислоты из их солей.
- Взаимодействие серной кислоты с амфотерными оксидами.
В оксид алюминия прилейте раствор серной кислоты.
Вывод: разбавленная серная кислота реагирует с амфотерными оксидами.
10. Взаимодействие серной кислоты с амфотерными основаниями.
Прилейте раствор серной кислоты к гидроксиду алюминия.
Вывод: разбавленная серная кислота реагирует с амфотерными основаниями.
Учитель: Какие ёщё хим. свойства характерны для конц. серной кислоты (ответ содержится в параграфе учебника 20 параграф, 86с.)
Ответы учащихся:
Особые свойства серной кислоты:
Взаимодействие Н2SО4 (конц.) с неметаллами (S, Р и С)
Взаимодействие Н2SО4 (конц.) с металлами, стоящими в ряду напряжения
металлов после водорода
Серная кислота пассивирует Fe Al Cr
Cерная кислота не реагирует с благородными металлами
Учитель: Рассмотрим распространение солей серной кислоты в природе(слайд)
Серная кислота в природе:
Применение серной кислоты:
Учитель: Как вы думаете, а теперь вы сможете дать ответ на вопрос, заданный девочками вначале урока? (о свойствах серной кислоты).
- Обобщение и систематизация знаний.
Какие выводы вы можете сделать по изученной теме (уч-ся дают ответы):
- разбавленная H2SO4 обладает общими свойствами всех кислот;
- разбавленная H2SO4 – окислитель при взаимодействии с металлами (Н+);
- чистая H2SO4 и H2SO4 в конц. растворах сильный окислитель (S+6);
- чистая H2SO4 не реагирует с благородными металлами (Au, Pt) и с Al, Cr, Fe из-за пассивации;
- конц. H2SO4 окисляет некоторые неметаллы (C, S, P) до высшей положит.с.о.;
- конц. H2SO4 взаимодействует с металлами (в том числе Cu, Ag, Hg), стоящими в ряду напряжений после водорода;
- активные металлы восстанавливают H2SO4 до H2S (щ. и щ/з); от Zn до Н – до S; с малой активностью до SO2;
- H2SO4 сильный дегидратирующий агент (меры предосторожности);
- бурно реагирует с водой (правило разбавления);
- раствор SO3 в концентрированной H2SO4 олеум;
- будучи нелетучей кислотой, H2SO4 способна вытеснять другие кислоты из их солей.
Кто может с уверенностью сказать, что усвоил свойства серной кислоты поднимите руки, у кого ещё остались вопросы? Кто не уверен, те могут повторно проделать тест, а опыты просмотреть по ссылкам, т.о. повысив свои оценки.
Проверим наши предположения, для этого проведём самопроверку и выполним задание- тест «Самопроверка. Свойства серной кислоты». Из заданных свойств необходимо выбрать только характерные для серной кислоты.
Учитель: Кто может с уверенностью сказать, что усвоил свойства серной кислоты – поднимите руки, у кого ещё остались вопросы, кто не уверен –те могут повторно проделать тест, а лабораторные опыты просмотреть по ссылке.
Домашнее задание: дописать уравнения химических реакций по практической работе, можете прописать тест заново, а также просмотреть опыты по ссылке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серная кислота и ее свойства.
Разработка урока по ФГОС...
Разработка урока по химии "Серная кислота и её свойства"
Разработка урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота иеё свойства" с использованием современных образовательных технологий....
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...
Серная кислота и её свойства.
Место урока в системе уроков данного раздела: 8 -й урок в разделе «Неметаллы» и 2-й урок при изучении темы «Сера. Соединения серы.»Тип урока: урок освоения новых знаний (урок-сказка).Межпредметные свя...
"Серная кислота и ее свойства"
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Серная кислота и ее свойства"...
Урок –путешествие «Серная кислота и ее свойства».
Учебная цель: Изучить свойства серной кислоты, области ее применения. Сравнить свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты....
Технологическая карта урока по теме "Серная кислота и её свойства"
Конспект урока предназначен для изучения серной кислоты и её свойств.Опираясь на знания обучающихся о свойствах кислот, изучить свойства разбавленной серной кислоты, подчеркнуть свойства концентрирова...