«Серная кислота и её свойства» 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Тазетдинова Гюзель Фанисовна

Урок показывает возможности применения системы MOODLE  на уроке химии. Данный урок был представлен на городском  конкурсе  «ИКТ в творчестве педагога 2016» учителем химии МОБУ "Башкирская гимназия" Тазетдиновой Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: расширение базы знаний о серной кислоте, за счет включения в неё новых элементов о свойствах концентрированной серной кислоты и стадиях её производства.

Задачи:

  • образовательные: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах, окислительно-восстановительных реакциях; продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений;
  • развивающие: создать условия для понимания у учащихся взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением, развивать познавательную активность, умения наблюдать и рассуждать, делать выводы, используя при этом проблемный, исследовательский, дифференцированный подход к обучению; развивать у учащихся коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга.
  • воспитательные: воспитывать неравнодушное отношение к предмету, окружающей среде, обратить внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с производством серной кислоты, использовать при этом региональный компонент, интегративные знания

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Межпредметные связи: экологические проблемы, связанные с производством и использованием серной кислоты.

Наглядность: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», компьютер, проектор презентация к уроку по теме «Серная кислота и её свойства».

Оборудование: пробирки, спиртовка, штатив, пробиркодержатель, H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат кальция (мел).

Формы работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент.

Виды деятельности: поисковый и репродуктивный.

Использование современных технологий: информационно коммуникативные технологии, ЭОР.

Ход урока.

  •  Организационно-мотивационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Нам поступил  видеовопрос:

Фрагмент:

Здравствуйте, мы члены экологического кружка. У нас школьной химической лаборатории хранится склянка с тяжелой бесцветной  жидкостью, плотность которой примерно 1,8 г/мл. Данное соединение обугливает сахар, а также древесину. Полученный раствор взаимодействует с раствором хлорида бария с образованием белого, нерастворимого в кислотах осадка. А индикатор лакмус приобретает в растворе красный цвет. Эта жидкость растворяется в воде с сильным разогреванием раствора, а рН раствора данного вещества- кислый.

Опыты:  

-Растворение серной кислоты в воде

-Определение рН среды кислоты  с помощью индикатора-лакмуса

-Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой

-Обугливание сахара

- Обугливание древесины

Вопрос: какое вещество хранится в лаборатории, какова его формула, и какие свойства для него характерны?

Учитель: Кто  может ответить на эти вопрос сейчас?

-Что это за вещество?

-Как звучит его формула?

-Какие свойства ему характерны?

Значит, цель нашего урока- изучить свойства серной кислоты.      

   

Учитель: Серная кислота- это современное название, а как её называли  раньше?

Историческую справку даст __________________________

Сообщение уч-ся:  

-------------------------------------------------------------------------------------------------

При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса.

«Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. 

  • Открытие новых знаний.

Учитель: А сейчас, зная формулу серной кислоты,  попробуем охарактеризовать серную кислоту по следующему плану (слайд)-учащиеся отвечают:

по основности-                    двухосновная

по наличию кислорода--     кислородосодержащая

по силе-                                 сильный электролит

тип химической связи-        кпс

тип крист. решётки-            мол. кр. решётки

проверим себя

Т.к. серная кислота имеет ковалентную полярную связь, а ,следовательно, ей характерна молекулярная кристаллическая решётка, тогда серная  кислота обладает следующими  Физическими свойствами:слайд

            Агрегатное состояние – тяжелая маслянистая жидкость ("купоросное масло»,  

            ее плотность - r = 1,84 г/см3)

 Отношение к воде: Нелетучая,  очень хорошо растворима в воде – с сильным нагревом (бывает разбавленная и концентрированная кислота)

t°кип. = 296°С

Но, прежде чем изучить хим. свойства серной кислоты, необходимо её получить. Рассмотрим получение серной кислоты  в промышленности.

А) Получение серной кислоты.

Найдите доп. материал - лекцию по производству серной кислоты в системе moodl

(по ссылке http://last-diplom.ru/Poluchenie-sernoyj-kislotih.html- полная версия)

Работа по рядам: Прочитать, заполнить  таблицу

I ряд- описывает первую стадию производства

II ряд- вторую стадию производства

III ряд - описывает третью стадию производства

Название стадии

Уравнение химической реакции

Аппарат

Особенности производства

         Проверяем таблицу:

       Ребята, вы попали на завод, как опытный химик- технолог определите установки ,используемые в производстве серной кислоты.  Для этого находим задание самопроверка в системе moodl.

         А  проделает эту работу у доски ____________________________________.

   Б) Учитель: Переходим к практическому изучению  химических свойств серной кислоты.

        Сейчас проведём практическую работу, каждая пара исследует определенные химические свойства серной кислоты. Нужно сделать вывод и озвучить всему классу. После каждого опыта заходим в тесты и отвечаем на вопросы по этому  свойству. Мы должны пройти 10 вопросов -10 свойств  и в конце вы получите оценку.

         

  1. Изменение цвета индикатора метилоранж

В раствор серной кислоты добавьте несколько капель индикатора метилового оранжевого

Вывод: разбавленная серная кислота  изменяет цвет индикатора метилоранжа на красный- среда кислая;

  1. Изменение цвета индикатора лакмус

В раствор серной кислоты добавьте несколько капель индикатора лакмуса

                  Вывод: разбавленная серная кислота  изменяет цвет индикатора лакмуса

                  на красный- среда кислая;

  1. Изменение цвета индикатора фенолфталеин

                  В раствор серной кислоты добавьте несколько капель индикатора

                  фенолфталеина

                  Вывод: разбавленная серная кислота  изменяет цвет индикатора фенолфталеина

                  не изменяет цвет, а следовательно не подходит для определения кислоты;

  1. Взаимодействие с Металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода.

   К кислоте добавьте кусочек Zn

        Вывод: разбавленная серная кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду  

        напряжения металлов до водорода, выделяется водород, а  серная кислота

        является окислителем за счёт ионов водорода.

  1. Взаимодействие серной кислоты с основными оксидами

      В кислоту добавьте лакмус. К оксиду кальция добавьте раствор серной кислоты

     с лакмусом.

Вывод: разбавленная серная кислота реагирует со щелочами с образованием солей и воды;

  1.    Взаимодействие  со щелочами

К гидроксиду натрия добавьте несколько капель индикатора  фенолфталеина, а    

 затем прилейте раствор кислоты.

Вывод: разбавленная серная кислота реагирует со щелочами – образуется соль и вода,  протекает реакция нейтрализации.

  1. Взаимодействие с нерастворимыми основаниями

Получите нерастворимое основание: к раствору сульфата меди (II) прилейте

 раствор гидроксида натрия до получения голубого осадка, а затем прилейте

 раствор кислоты.

Вывод: разбавленная серная кислота реагирует с не растворимыми  основаниями – растворяя их;

  1. Взаимодействие серной кислоты с солями более слабых кислот-гидрокарбонатом натрия.

 К раствору гидрокарбоната натрия (сода) прилейте раствор серной кислоты

Вывод: разбавленная серная кислота  - вытесняет слабые кислоты из их солей.

  1. Взаимодействие серной кислоты  с амфотерными оксидами.

В оксид алюминия прилейте раствор серной кислоты.

Вывод: разбавленная серная кислота реагирует с амфотерными оксидами.

10. Взаимодействие серной кислоты  с амфотерными основаниями.

Прилейте раствор серной кислоты к  гидроксиду алюминия.

Вывод: разбавленная серная кислота реагирует с амфотерными основаниями.

                Учитель: Какие ёщё хим. свойства характерны для конц. серной кислоты (ответ  содержится в параграфе учебника   20 параграф, 86с.)            

   Ответы учащихся:

    Особые свойства серной кислоты:

                Взаимодействие Н2SО4 (конц.) с неметаллами (S, Р и  С)

                Взаимодействие Н2SО4 (конц.) с металлами, стоящими в ряду напряжения

                металлов после водорода

                Серная кислота пассивирует Fe Al Cr

                Cерная кислота не реагирует с благородными металлами

Учитель: Рассмотрим распространение солей серной кислоты в природе(слайд)

Серная кислота в природе:

Применение серной кислоты:

 

Учитель: Как вы думаете, а теперь вы сможете дать ответ на вопрос, заданный девочками вначале урока? (о свойствах серной кислоты). 

  • Обобщение и систематизация знаний.

Какие выводы вы можете сделать по изученной теме (уч-ся дают ответы):

  • разбавленная H2SOобладает общими свойствами всех кислот;
  • разбавленная H2SO4 – окислитель при взаимодействии с металлами (Н+);
  • чистая H2SO4 и H2SO4 в конц. растворах сильный окислитель (S+6);
  • чистая H2SO4 не реагирует с благородными металлами (Au, Pt) и с Al, Cr, Fe из-за пассивации;
  • конц. H2SO4 окисляет некоторые неметаллы (C, S, P) до высшей положит.с.о.;
  • конц. H2SO4 взаимодействует с металлами (в том числе Cu, Ag, Hg), стоящими в ряду напряжений после водорода;
  • активные металлы восстанавливают H2SO4 до H2S (щ. и щ/з); от Zn до Н – до S; с малой активностью до SO2;
  • H2SO4 сильный дегидратирующий агент (меры предосторожности);
  • бурно реагирует с водой (правило разбавления);
  • раствор SO3 в концентрированной H2SO4 олеум;
  • будучи нелетучей кислотой, H2SO4 способна вытеснять другие кислоты из их солей.

Кто может с уверенностью сказать, что усвоил свойства серной кислоты поднимите руки, у кого ещё остались вопросы? Кто не уверен, те могут повторно проделать тест, а опыты просмотреть по ссылкам, т.о. повысив свои оценки.

Проверим наши предположения, для этого проведём самопроверку и выполним задание- тест  «Самопроверка. Свойства серной кислоты». Из заданных свойств необходимо выбрать только характерные для серной кислоты.

Учитель: Кто может с уверенностью сказать, что усвоил свойства серной кислоты – поднимите руки, у кого ещё остались вопросы, кто не уверен –те могут повторно проделать тест, а лабораторные опыты просмотреть по ссылке.

Домашнее задание: дописать уравнения химических реакций по практической работе, можете прописать тест заново, а также просмотреть опыты по ссылке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серная кислота и ее свойства.

Разработка урока по ФГОС...

Разработка урока по химии "Серная кислота и её свойства"

Разработка урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота иеё свойства" с  использованием современных образовательных технологий....

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

Серная кислота и её свойства.

Место урока в системе уроков данного раздела: 8 -й урок в разделе «Неметаллы» и 2-й урок при изучении темы «Сера. Соединения серы.»Тип урока: урок освоения новых знаний (урок-сказка).Межпредметные свя...

"Серная кислота и ее свойства"

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Серная кислота и ее свойства"...

Урок –путешествие «Серная кислота и ее свойства».

Учебная цель: Изучить свойства серной кислоты, области ее применения. Сравнить свойства концентрированной и разбавленной серной       кислоты....

Технологическая карта урока по теме "Серная кислота и её свойства"

Конспект урока предназначен для изучения серной кислоты и её свойств.Опираясь на знания обучающихся о свойствах кислот, изучить свойства разбавленной серной кислоты, подчеркнуть свойства концентрирова...