Конспект урока "Неметаллы" 11 класс
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Веселова Мария Михайловна

Разработка конспекта урока по теме "Неметаллы" для 11 класса по программе О. С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no1.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: Неметаллы. Строение и химические свойства

Учебник: О. С. Габриелян. Химия 11 класс

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

  1. Цель  урока: обобщить полученные ранее знания по элементам неметаллам и их химическим свойствам.\
  2. Задачи:

- обучающие:   1. Систематизировать знания о положении элементов неметаллов в ПСХЭ и закономерностях изменения их свойств

                           2.систематизировать и обобщить знания  учащихся об особенностях строения атомов неметаллов, простых веществ – неметаллов

                           3. обобщить знания о химических свойствах неметаллов

 -развивающие:  1. формирование навыков изложения мыслей

                              2. Продолжать формирование познавательного интереса к предмету.

-воспитательные:  1.  учить быть дисциплинированным, внимательным при организации учебного труда

                                       2.  развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы

Оборудование: Кристаллические решетки

Этапы урока

Методы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Организационный момент (3 минуты)

Беседа

Приветствую учащихся, проверяю посещаемость, отмечаю отсутствующих. Проверяю готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей) Привожу учащихся в рабочий настрой.

Здороваются. Староста называет отсутствующих

Сообщение темы и цели урока (3 минуты)

Рассказ с элементами беседы

Итак, сегодня на уроке мы с вами поговорим об элементах неметаллах. Эту тему вы изучали ранее и она вам должна быть знакома. Запишите пожалуйста тему урока в тетради.

 Нам с вами предстоит рассмотреть следующие вопросы:

1. Положение неметаллов в ПСХЭ

2. Электронное строение

3. Двойственность положения водорода в ПС

5. Типы кристаллических решеток и химическая связь

4. Химические свойства неметаллов

Внимательно слушают, записывают тему урока в тетрадь

На доске написана тема урока

Создание мотивации (3 минуты)

Беседа

Ребята, как вы думаете какое значение неметаллы и их соединения имеют в жизни общества?

Различные газы входят в состав воздуха. Кислород является одной из жизненно необходимых составляющих.

Различные неметаллы содержаться в клетках живых организмов, применяются в медицине (например I), природный газ метан необходим в повседневной жизни и т. п.

Актуализация опорных знаний (17 минут)

Объяснение, беседа

Итак, как я уже и говорила, тему металлы вы изучали ранее и нам с вами необходимо лишь усовершенствовать и углубить наши знания. Начнем мы с вами с рассмотрения положения металлов в ПСХЭ.

 1. Охарактеризуйте положение химических элементов неметаллов в ПС.

Правильно, т.е. неметаллы расположены справа и вверху от линии соединяющей бор и астат.

Неметаллы находятся в правом верхнем углу ПС.

ПСХЭ Д. И. Менделеева.

2. Теперь поговорим с вами об электронном строении элементов неметаллов. Что вы можете сказать о строении внешнего электронного уровня этих элементов?

Хорошо, а каков же их атомный радиус по сравнению с атомным радиусом металлов?

И  соответственно, исходя из этого неметаллы лучше удерживают свои электроны и принимают электроны о других атомов.

У неметаллов на внешнем электронном слое, как правило, от 4 и более электронов

У неметаллов атомный радиус меньше чем у металлов

Отвечают на вопросы.

3. Давайте теперь разберемся с элементом водородом. Наверняка, вы обращали внимание на то, что в таблице Менделеева водород записывают как в подгруппу шелочных металлов, так и в подгруппу галогенов. Как вы думаете чем же обусловлена такая двойственность его положения?

Правильно. Обратите внимания на 8 группу. В ней находятся благородные (инертные) газы. Эти газы практически не вступают в химические реакции. Это обусловлено тем, что на внешнем электронном уровне данных элементов находится по 8 электронов, т. е. их электронный слой полностью завершен.  И им энергетически невыгодно расставаться отдавать свои электроны.

4. Поговорим о закономерностях изменения свойств элементов – неметаллов. Скажите мне, пожалуйста, как изменяются свойства элементов принадлежащих одному периоду и одной подгруппе? Правильно. Таким образом, чем правее и выше стоит неметалл в ПСХЭ, чем ярче выражены его неметаллические свойства. Напоминаю так же, что для количественной характеристике неметаллических свойств используют значение электроотрицательностей элементов. Максимальное значение электроотрицательности имеет фтор (4) – это самый неметалличный элемент, элемент – окислитель. У остальных неметаллов значения электроотрицательности изменяется от 2 до 4., и в соответствии с этим неметаллы расположены в ряд по изменению электроотрицательности.

5.Все атомы неметаллы соединяются либо по попарно H2, N2, Cl2, O2 и т. д., Либо образуют молекулы из большего числа атомов О3, Р4, S8, либо кристаллы атомного строения Сn, Sin, Sen (где н ограничивается лишь размерами кристалла. Исходя из этого какой тип связи в молекулах неметаллов?

Типы кристаллических решеток элементов неметаллов представлены атомной и молекулярной кристаллической решетками. Молекулярную кристаллическую решетку имеет элемент йод, атомная графит и алмаз.

По физическим свойствам неметаллы очень разнообразны. Их агрегатное состояние может быть как газообразным (Водород, кислород, азот, Хлор и т. п.), так и жидким (Бром) и твердым (Кремний, сера, фосфор). Цветовой спектр так же весьма разнообразен. Температуры плавления лежат в очень широком интервале – от 3800 у графита и до – 210 у азота.

6. Химические свойства

Неметаллы ввиду своего строения могут проявлять как окислительные так и восстановительные свойства.

1. Окислительные свойства. Какие вещества проявляют восстановительные свойства по отношению к неметаллам?

Хорошо. Запишем уравнения химических реакций:

1. Взаимодействие неМе с Ме

2Na + Cl2 = 2NaCl;

2Al + 3S = Al2S3

2. Взаимодействие между собой

H2 + F2 = 2HF;

N2 + H2 = NH3

3.С некоторыми сложными веществами

4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O,

2FeCl2 + Cl2 = 2 FeCl3.

3Сl2+ 6KOH = 5KCl + KClO3 +3 H2O

2. Восстановительные свойства

Фтор не проявляет восстановительных свойств. По отношению к нему все неметаллы проявляют восстановительные свойства. Все неметаллы будут восстановителями в реакциях с кислородом (за исключением фтора)

 4P + 5O2 = 2P2O5

S+ 3F2 = SF6

S+O2 = SO2

Наиболее сильные восстановительные свойства имеют неметаллы стоящие в ряду электроотрицательности далеко от фтора. Вам уже известно что водород, углерод и кремний хорошо восстаноавливают металлы из их оксидов.

C + ZnO = Zn + CO(t)

H2 + CuO = Cu + H2O(t)

Si + 3H2O = H2SiO3 + 2H2 (при оч. Выс. Т)

Так же водород способен восстанавливать альдеиды и кетоны до соответствующих спиртов.

СН3СООН + Н2 = СН3СН2ОН

СН3СОСН3 +Н2 СН3СНОНСН3

Наиболее распространенная степень окисления водорода +1. Водороду свойственна валентность, равная единице. Так же как и у щелочных металлов (Li, Na, К и др.) , у Н на внешнем электронном слое один электрон, с другой стороны, так же как и элементам VII группы, водороду не хватает одного электрона до его завершения. 
Свой единственный электрон водород очень легко отдает, чем похож на щелочные металлы. 
С другой стороны, с неменьшим удовольствием добавляет себе на s-орбиталь второй электрон, действуя, как галоген.

В периоде неметаллические свойства элементов усиливаются слева направо, в подгруппе снизу вверх.

Ковалентная неполярная

Металлы, а так же неметаллы с меньшей электроотрицательностью и различные сложным соединениями

Высказывают свои предположения

Записываю на доске молекулы образованные атомами неметаллов.

Записывают в тетрадь тип связи в молекулах неметаллов.

Записывают в тетрадь типы КР

Записывают химические свойства и уравнения реакций в соответствующую таблицу. (Таблица приложение 1)

Вторичное закрепление знаний и умений (15 минут)

Теперь закрепим наши знания и порешаем задачи.

Задача 1. Какую массу бертолетовой соли (Хлората калия) можно получить из 6, 72 л хлора (н. у.) при практическом выходе продукта 75%.

Рассчитайте массу кремниевой кислоты (принимая ее состав H2SiO3), полученной при действии на раствор силиката натрия объемом 400 мл с массовой долей 20% (плотность раствора 1,1 г/мл) избытка соляной кислоты

3Сl2 + 6KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O

Cl2 +2e = 2Cl-                                             5

Cl2 +12OH- - 10e =2ClO3- +6H2O  1

6Cl2 +12OH- = 10Cl- +2ClO3-+6H2O

3Cl2 +6OH- = 5Cl- +ClO3-+3H2O

n(Cl2) = 6,72/22,4 = 0,3 моль

m(KClO3)т = 0,1*122,5 = 12,5 (г)

m(KClO3)п = 12,5 *0,75 = 9.2 (г)

m(Na2SiO3) = 400*0,1*0,2 = 88 (г)

2HCl + Na2SiO3 = 2NaCl + H2SiO3

n(Na2SiO3) = 88/122 = 0,72 (моль)

m(H2SiO3) = 0,72*78 = 56,2 (г)

Подведение итогов (2 минуты)

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели элементы неметаллы. Их положение в ПС, строение и химические свойства. Все сегодня работали хорошо, активно принимали участие в обсуждении. Всем спасибо за урок. Надеюсь вам понравилось.

Сообщение и комментирование домашнего задания (2 минуты)

Запишите пожалуйста домашнее задание в дневники. Параграф 21 Упраждения 1, 4, 6. А так же знать все записи которые вы сегодня сделали на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...