Системно - деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа ФГОС
статья на тему
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа ФГОС
Понятие системно - деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и многие др. исследователи).
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
-действие связано с принятием цели и принятием решения
-эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия
-сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе .
Системно - деятельностный подход
Основной результат- развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
(обновление содержания)(ценности образования)(обновление средств обучении
Как получить новый образовательный результат?
Для этого нужно ответить на 3 вопроса:
-Зачем учить(цель)
-Чему учить (изменение содержания)
- Как учить (изменение методики)
Что важно знать и уметь учителю.
- Знать принципы деятельностного подхода
- Уметь реализовывать его на практике
- Освоить новую систему оценивания - критериальную
- Освоить принципы организации диалога на уроке
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания любого предмета важно не формировать готовые факты , не навешивать новые знания, а создавать условия , при которых ученик с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития , формировали ту учебную задачу, которую им надо решить.
Чему должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения и есть стандарт , который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание.
Ребенок должен научиться умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетно целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. Из пассивного потребителя знаний уч-ся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Системно-деятельный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно это сразу воспринять, невероятно трудно, но мы хотим хотя бы здесь быть услышанными. Потому что через него мы дадим ребенку «перпетум мобиле» развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений, навыков в своих защечных пазухах
Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этим непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.
Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-деятельностного подхода может послужить фрагменты уроков:
1.Урок химии в 8 классе.
При изучении темы «Кислоты» я не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, добиваюсь от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Например: представляю презентацию «Кислоты». Посмотрите на экран. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственные средства. А что между ними общего? Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты.
А затем, учащиеся сами формулируют тему урока «КИСЛОТЫ»
2. Фрагмент урока химии в 8 классе «Катализаторы», я предлагаю учащимся провести небольшой опыт, перекись водорода долгое время может стоять и ни чего с ней не происходит, но стоит только добавить оксид марганца (IV), перекись водорода разлагается. Значит оксид марганца (IV) выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же происходит с этим веществом.
Возьмите пробирку и посмотрите оксид марганца «осел» на дно.
Значит, катализаторы ускоряют скорость химической реакции, а в продукты реакции не входят.
3. На уроке в 10 классе тема «Алкены»
Я начинаю со слов. На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах.
Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами.
Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира)/
На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, одноразовая тарелка.
Какова же тема урока? «Этилен» Этилен представитель класса алкенов, тема урока «Алкены».
4. Урок в 8 классе .
Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди.
Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды - NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.
Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта?
Тема урока: «Взаимодействие металлов с растворами солей».
5.Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми.
Целью деятельностного подхода в обучении является самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия «уравнение химической реакции» являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, химическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового знания.
Основная функция учебных задач - формирование и развитие приемов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования тренируемых операций. Организуются лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности.
многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение позвательного интереса)
3. Заключение
Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в преподавании химии
Раскрывается работа учителя по предмету в течение 3-х лет....
Статья "Системно–деятельностный подход в преподавании химии"
Статья говорит о новом подходе к ведению урока. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания любого предмет...
Системно – деятельностный подход в преподавании химии. (Из опыта работы учителя химии ГБОУ СОШ с. Шигоны Симоновой Л.П.
Опыт работы...
Системно-деятельностный подход в преподавании химии
Выступление на заседании методического объединения по теме повышения квалификации...
Реализация системно-деятельностного метода в преподавании химии как технологическая основа ФГОС
Системно-деятельный подход в обучении химии?Чтобы решить новые цели деятельности на уроках химии (какой результат я хочу получить), необходимо разработать и использовать новые виды дидактических средс...
Системно-деятельностный подход в преподавании химии
презентация по теме "Системно -деятельностный подход в преподавании химии"...
Системно-деятельностный подход в преподавании химии и биологии в условиях введения и реализации ФГОС.
Системно-деятельностный подход сегодня - один из самых основных в обучении....