Профессиональная направленность преподавания химии по специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Методические рекомендации по УД «Химия»
методическая разработка по химии
Методические указания предназначены для преподавателей химии среднего профессионального образования, по направлению «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_vahitova_e.v.docx | 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«АНГАРСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Профессиональная направленность преподавания химии по специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Методические рекомендации
по УД «Химия»
Ангарск, 2017
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК естественнонаучного цикла Протокол № ____ от «___»______20___г. Председатель ПЦК ________ Е.Г.Дорош | Утверждаю: Директор ГАПОУ ИО АТСТ ___________ В.Н. Леснов |
Составитель: Вахитова Евгения Владимировна, преподаватель химии Высшей квалификационной категории. ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»
Содержание
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Тематическое содержание курса химии | 5 |
3 | Вопросы по химии профессиональной направленности | 8 |
4 | Задачи по химии профессиональной направленности | 9 |
5 | Тесты по химии профессиональной направленности | 10 |
6 | Темы реферативных работ по химии профессиональной направленности | 11 |
7 | Заключение | 12 |
8 | Литература | 13 |
9 | Приложение | 14 |
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для преподавателей химии среднего профессионального образования, по направлению «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Формирование профессиональной компетенции будущих строителей – это процесс, который проходит поэтапно в системе непрерывного профессионального образования. Этот процесс складывается из общенаучных дисциплин (химия, физика, математика), которые закладывают фундамент профессиональной успешности.
Цель методических рекомендаций формирование профессиональной компетентности обучающихся на уроках химии.
Задачи:
- Углубление, расширение и систематизация знаний, обучающихся о строении, свойствах, применении химических веществ и их соединений, используемых в строительстве.
- Формирование умений работать с учебной, научно – популярной, энциклопедической литературой.
Зачастую знания обучающихся носят формальный характер, а трудовые действия и операции становятся недостаточно осознанными. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учебных заведениях профессионального профиля. Профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного специалиста.
Ожидаемый результат в преподавании химии с уклоном к профессии: приобрести химические знания, связанные с профессией строителя. Привить интерес к предмету, сформировать навыки самостоятельного мышления.
Тематическое содержание курса химии
Современное развитие строительства невозможно представить себе без использования продукции химической промышленности: применение и внедрение новых полимерных материалов, пластических масс, синтетических волокон, каучуков, вяжущих веществ в отделочных материалах. Использование катализаторов, сварки, склеивания – это результат химизации строительства. Использование быстротвердеющих бетонов стало возможным после тщательного и продуктивного исследования химических реакций и компонентов. Применение вяжущих веществ совершенствуется в ходе изучения процессов, реализующихся при их твердении. Твердение вяжущих происходит большей частью вследствие химического взаимодействия с водой.
Изучение химии в образовательных учреждениях строительного профиля тесно связано с профессиональными дисциплинами: материаловедение, слесарное дело, электротехника, сварочное производство и междисциплинарными курсами. На уроках материаловедения студенты получают общие сведения о строительных материалах, их свойствах, составе, способах производства и применении, коротко знакомятся с химической природой данных веществ. Чаще всего студентам дают формулу, приводят описание пигментов, наполнителей, связующих или вспомогательных материалов, характеризуют антикоррозийные, щелоче - или кислотоупорные свойства материалов, но не объясняют, почему тот или иной пигмент обладает данными свойствами. Кроме того, у студентов нет соответствующей подготовки по химии, чтобы они могли достаточно свободно ориентироваться в этих теоретических вопросах.
Для успешного внедрения знаний по химии связанных с профессией строителей необходимо составить примерный тематический план, в темах урока продумать содержание материала связанного с профессией строителя.
Приложение 1. Примерный тематический план содержания курса химии профессиональной направленностью.
Например, в теме «Основные понятия химии» можно рассмотреть химические элементы с точки зрения строительства.
Химические элементы, входящие в состав неорганических строительных вяжущих материалов (кальций, магний, алюминий, хром, цинк, железо, углерод, сера, кремний, кислород, водород, фосфор, хлор). Описать их основные химические свойства.
Углерод входит в состав воздушной извести (продукт разложения CO2). При обычных температурах углерод химически инертен, при достаточно высоких температурах соединяется со многими элементами, проявляет сильные восстановительные свойства.
Кальций входит в состав известковых вяжущих - (СаО); гипсовые вяжущие (сернокислый кальций CaSO4); к этой группе относятся: гипс строительный полуводный — CaSO4 • 0,5Н2О и ангидритовые вяжущие (на основе безводного CaSO4 — ангидрита). При обычной температуре Ca легко взаимодействует с кислородом и влагой воздуха, поэтому его хранят в герметически закрытых сосудах или под минеральным маслом. При нагревании на воздухе или в кислороде воспламеняется, давая основной оксид CaO.
Магний входит в состав магнезиальных вяжущих - каустический доломит,
состоящий из MgO и CaCO3; доломитовый цемент, состоящий из MgO, CaO и CaCO3; доломитовую известь, состоящую из MgO и CaO. При нагревании магний на воздухе сгорает с образованием оксида и небольшого количества нитрида. Раскаленный магний реагирует с водой, вследствие чего горящий магний нельзя тушить водой.
Алюминий входит в состав гидравлических вяжущих - портландцемент
( Al2O3 4-9%). При нормальных условиях алюминий покрыт тонкой и прочной оксидной плёнкой, не реагирует с водой, кислородом и азотной кислотой (без нагревания). Благодаря этому алюминий практически не подвержен коррозии и потому широко востребован современной промышленностью. Однако при разрушении оксидной плёнки (например, при контакте с растворами солей аммония, горячими щелочами) выступает как восстановитель.
При изучении темы Металлы и их оксиды актуально рассмотреть вопрос гашения извести.
Гидратная известь, или «пушонка» - это чрезвычайно тонкий порошок, образовавшийся в результате гидратации негашёной комовой или молотой извести, в результате чего CaO присоединяя к себе воду, превращается в Са(ОН)2. Этот процесс выражается уравнением реакции:
СаО + Н2О = Са(ОН)2 + 65,1 кДж
Гидратная известь состоит в основном из Са(ОН)2 и Мg(ОН)2 c незначительными примесями. С избытком воды гидратная известь образует известковое тесто – пластичную тестообразную массу, содержащую 50-55% гидроокиси кальция и гидроокиси магния, и 50-45% механически примешанной и адсорбировано связанной воды. Разбавленное водой известковое тесто превращается в известковое молоко – белую и молочную жидкость, в которой гидрат окиси кальция находится частично в растворенном, частично во взвешенном состоянии.
Твердение извести
Гашеная известь твердеет в результате испарения воды и кристаллизации гидроокиси кальция. Вследствие потери влаги мельчайшие частицы Са(ОН)2, сближаясь между собой, образуют кристаллы, которые постепенно превращаются в прочный кристаллический сросток. Упрочнению известкового теста способствует также карбонизация - процесс взаимодействия гидрата окиси кальция (в присутствии влаги) с углекислым газом, который всегда содержится в воздухе в небольших количествах (около 0,03 %):
Са(ОН)2 + СО2 + Н2O = СаСО3 + 2Н2O
В результате этой химической реакции гидроокись кальция переходит в углекислый кальций, т. е. образуется снова тоже вещество, которое было использовано для получения извести.
Твердеет гашеная известь очень медленно, и прочность известковых растворов невысокая. Кристаллизация гидрата окиси кальция идет тем быстрее, чем интенсивнее испаряется влага; поэтому для твердения извести необходимо обеспечить благоприятные условия (положительная температура и низкая влажность окружающей среды).
Гашеную строительную известь в больших количествах используют при выполнении строительных работ, где она служит вяжущим материалом при каменной кладке, штукатурных работах, а также при побелке стен и потолков зданий. При этом воздушную известь применяют для строительства и отделки только надземных сооружений, не подвергающихся воздействию воды. На основе гидравлической извести получают водостойкие строительные растворы (смесь вяжущего материала, кварцевого песка и воды), используемые для кладки надземных, подземных сооружений и фундаментов небольших зданий.
Известь в виде теста служит для приготовления строительных растворов.
В ходе изучения курса химии можно использовать вопросы, тесты, задачи темы рефератов в которых прослеживается связь с будущей профессией.
Вопросы по химии профессиональной направленности
- Почему раствор медного купороса нельзя хранить в оцинкованном ведре?
- Напишите формулы солей, применяемых в строительстве.
- Как распознать следующие вещества: гипс, мел, гашеную известь?
- Можно ли приготовить растворы, содержащие одновременно следующие соединения: медный купорос и каустик; гашеную известь и соляную кислоту; поваренную соль и соляную кислоту; кальцинированную соду и соляную кислоту? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Почему в увлажненных помещениях для оштукатуривания стен нельзя применять известковые растворы?
- Какие металлы и сплавы находят наибольшее применение в строительном деле? Какие свойства этих металлов имеют наибольшее значение?
- Какой кислотой лучше снимать известковые набелы: хлороводородной, серной, фосфорной, азотной? Ответ подтвердите уравнениями реакций, используя таблицу растворимости.
- Могут ли подвергаться коррозии бетонные сооружения и водопроводные трубы под воздействием диоксида углерода и паров воды?
- Железное ведро заполнили раствором медного купороса. Через некоторое время раствор стал светло-желто-зеленым. На стенках ведра образовались красные хлопья. Объясните данный процесс и подтвердите его электронно-ионным уравнением реакции.
- Что такое бетон, железобетон? Где они применяются?
- В каких строительных работах применяется глина? Что образуется при смешивании глины с водой?
- Как доказать, что в состав оконного стекла входит силикат натрия? Напишите уравнения реакции.
- Даны образцы строительных материалов: кварцевого песка, гашёной извести, мела. Определите каждое из веществ.
- Что такое «известковая вода», «известковое молоко», «известковое тесто»?
- Что ухудшает качество сварки чугуна?
Задачи по химии профессиональной направленности
- Раствор кальцинированной соды с массовой долей 5 % применяется в качестве обессоливающего средства. Как приготовить такой раствор массой 300 г?
- Определить объем оксида углерода (IV), требуемый для «схватывания» гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100г. Карбоната кальция.
- В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25 % цемента и 75 % песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 150 кг такой смеси?
- Определите объем кислорода, который требуется при газовой сварке металлов для горения 40л. Ацетилена.
- Определить массу сажи, которая образуется при разложении 32л. метана (н.у.).
- С помощью, каких реакций можно осуществить следующие превращения:
СаСО3СО2 Н2СО3К2СО3ВаСО3.
- При гашении 11,2 кг жженой извести выделилось 1254 кДж энергии. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
- Раствор едкого натра с массовой долей 4% и массой 200 г прореагировал со 150 г раствора фтористоводородной кислоты с массовой долей 5%. Какая получилась масса соли, являющейся антисептиком?
- Асбест, широко используемый в строительстве как огнеупорный материал, имеет формулу 3MgO2SiO2H2O.Определите процентное содержание в нем кремния и магния.
- Рассчитайте, какое количество гидроксида натрия нужно взять для получения жидкого стекла массой 250 кг?
Тесты профессиональной направленности
1.Широко используемым вяжущим материалом является обычный цемент. В его состав входят следующие основные компоненты:
А) Ca(OH)2, SiO2, H2O Б) CaSO4, 5H2O, CaO В) CaO, SiO2,Al2O3 Г) MgCl2,MgO.
2. Важнейшими свойствами цемента являются:
А) прочность; Б) нерастворимость в воде; В) морозоустойчивость;
Г) звукопоглощаемость; Д) низкая теплопроводность; Е) электрическая проводимость.
3. Главная составная часть известняка:
А) СаО Б) Са(ОН)2, В) СаСО3
4.Что такое коагуляция?
А) процесс соединения коллоидных частиц в связанно-дисперсную систему Б) процесс разделения коллоидных частиц с образованием свободнодисперсной системы В) процесс перемещения коллоидных частиц в дисперсной среде Г) процесс изменения концентрации коллоидного раствора
5. Известняк - это сырье для получения:
А) извести и цемента Б) асбеста В) гипсовых вяжущих
6. К термопластичным относятся следующие полимеры:
А) полиэтилен, полистирол, поливинилацетат Б) оргстекло, мочевиноформальдегидные полимеры В) полипропилен, силикон, карбамидные полимеры Г) глицерин
7. Основные компоненты, входящие в состав пластмасс:
А)полимер, наполнитель, пластификатор, отвердитель, краситель, стабилизатор Б) природная смола, заполнитель, стабилизатор, краситель, мономер В)битум, заполнитель, пластификатор, краситель стабилизатор, отвердитель Г) полимер, наполнитель, пластификатор, нуклеиновые кислоты отвердитель
8.Универсальным растворителем является:
А) ацетон Б) вода В) Уайт спирит
9. Какой газ применяется при сварке и резке металлов:
А) этилен Б) пропен В) ацетилен Г) пропин
10. Какие опасные вещества выделяются при горении экологически некачественных строительных материалов:
А) формальдегиды Б) уксусный альдегид В) спирты
Темы реферативных работ по химии профессиональной направленности
1.Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
2. Вода как реагент и как среда для химического процесса.
3. Оксиды и соли как строительные материалы.
4. Многоликий карбонат кальция – в природе, в строительстве, в быту.
5. Коррозия строительных материалов и способы защиты от коррозии.
6. Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.
7. Химические вещества – строительные материалы.
8. Пластмассы и отделочные материалы.
9. Кремний – песок, глина, асбест, стекло.
10. Формальдегиды – опасные вещества, которые выделяются из строительных материалов.
Заключение
Проведение уроков химии с профессиональной направленностью способствует развитию познавательной активности обучающихся и студентов, умению комплексно усваивать знания в процессе теоретического и производственного обучения и использовать их после окончания обучения профессионального цикла. Профессиональная направленность обучения помогает добиться большей эффективности в профессиональной подготовке, способствует формированию трудовых навыков.
Список литературы
1.Е. И. Тупикин. Содержание курса химия для профессиональных учебных заведений: методические рекомендации. Москва НМЦ ПО 1994.
2 Я иду на урок химии Книга для учителя Москва «Первое сентября» 2000.
3. Э.Гроссе, Х.Вайсмантель. «Химия для любознательных»,1974г
4. Б. Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Дрофа. 2002.
5. Н. Л. Глинка. Общая химия. Издательство «Химия». 1979.
6. Я. Л. Гольдфарб, Ю. В. Ходаков. Сборник задач и упражнений по химии». Москва. «Просвещение». 1987.
7. Химия. Справочник абитуриента. Москва. 1999.
8. Г. М. Чернобельская. Практические занятия и экспериментальные задачи по химии для ПТУ. Москва. «Высшая школа». 1989.
9. А. А. Ивлиев, А. А. Кальгин, О. М. Скок. Отделочные материалы / Учебник. Москва. ПрофОбрИздат. 2002.
10. Материаловедение для отделочных строительных работ. «Академия». 2002.
11. Профессиональная направленность обучения химии в средних профтехучилищах./ методические рекомендации. Москва. 1987.
Приложение 1.
Примерный тематический план содержания курса химии профессиональной направленности
Тема урока | Содержание материала профессиональной направленности |
Основные понятия химии | Химические элементы, используемые в строительстве (кальций, алюминий, железо, цинк, кремний). |
Химические реакции | Гашение извести. Гидролиз (схватывание и отвердение цемента за счёт процессов частичного гидролиза силикатов и алюминатов кальция) |
Дисперсные системы | Эмульсии, суспензии, лаки, краски, известковое молоко, известковая вода, известковое тесто |
Металлы | Соединения кальция. Коррозия строительных материалов. Сварка чугуна. |
Неметаллы | Сера - вяжущее вещество Углерод – аллотропные модификации (графит, сажа). Кремний – песок, глина, асбест, стекло. Вода – универсальный растворитель. |
Алканы | Галогенопроизводные алканов – растворители. |
Алкены | Полимерные материалы. Пластмассы. Поликарбонат. |
Алкины | Ацетилен, сварка и резка металлов. |
Диеновые углеводороды | Каучуки, резина. |
Альдегиды | Формальдегиды – опасные вещества, которые выделяются из строительных материалов. |
Кетоны | Ацетон, лаки, растворители. |
Химия и строительство | Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА по специальности среднего профессионального образования технического профиля 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа учебной дисциплины реализует Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС...
Рабочая программа по математике специальность "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД. 04 Математика Программы подготовки специалистов среднего звена: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 Физическая культура Специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную п...
Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 1 курс
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений....
Методические указания для студентов 2 курса, специальность "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
Материал призван научить студентов вычислять площади квартир, окон, различных планировочных и объемных коэффициентов, использовать ранее полученные знания по геометрии, установить и показать наглядно ...
Пособие для студентов специальности" Строительство и эксплуатация зданий и сооружений " 1 часть.
Данное пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, в программу которых входит изучение современных отраслей строительного дела....
Задания и методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Задания и методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуата...