Рабочая программа с КТП по химии
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_himii_8g_klassa_15-16_uch.g.docx | 29.3 КБ |
ktp_po_himii_8_kl_3_chasa.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
для 8 класса
общеобразовательных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 105 ч/год (3 ч/нед.).
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.
Программа реализована в учебниках Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия 8», издательства «Просвещение», вышедших в 2007 и 2008 году.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8 класс
105 ч/год (3 ч/нед.)
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Первоначальные химические понятия (33 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
- Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород (10 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (5 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (13 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (11 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (6 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (6 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (6 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены (5 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
Тема 10. Щелочные металлы (10 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений натрия, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практические работы
- Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Количество часов | Дата проведения по плану | Фактич проведения | ||
Тема 1. Предмет химии (6 часов) | ||||||||||
1 | Предмет химии. Задачи химии. Вещества и их свойства. | УИНЗ | Химия, вещества, свойства веществ | Знать определение предмета химии, определение вещества, свойств веществ. Уметь описывать вещества по их физическим свойствам | § 1 упр. 3-4 с. 13 подготовиться к практической работе с.51-52 | 1 | ||||
2 | Практическая работа № 1 «Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой. Строение пламени». | УЗЗ | Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой. Знакомство с химической посудой | Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, химической посудой. | практическая работа № 1 с. 51 | 1 | ||||
3 | Явления физические и химические. Химические реакции. | КУ | Явления физические и химические, признаки химических реакций, условия возникновения и протекания реакций | Знать определение физических и химических явлений, признаки химических реакций, условия возникновения и течения реакций. Уметь отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения | § 3 упр.11,13 с.13 | 1 | ||||
4 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | КУ | Чистые вещества, однородные и неоднородные смеси, способы их разделения | Знать отличие чистого вещества от смеси, способы разделения смесей, иметь представление о материалах. Уметь различать однородные и неоднородные смеси | § 2 упр. 7,9 с. 13 | 1 | ||||
5 | Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли». | УЗЗ | Разделение однородных и неоднородных смесей, работа с лабораторным оборудованием | Знать правила обращения с лабораторным оборудованием, способы разделения однородных и неоднородных смесей. Уметь проводить разделение смесей фильтрованием и выпариванием. | практическая работа № 2 с. 52 | 1 | ||||
6 | Задачи химии | КУ | Основные задачи химии | Уметь определять и применять задачи химии | по тетради | 1 | ||||
Тема 2 . Язык химии (10 часов) | ||||||||||
7 | Химический элемент | УИНЗ | Химический элемент. Символы химических элементов. Первоначальное знакомство с таблицей химических элементов Д.И. Менделеева | Знать знаки химических элементов, историю открытия названий некоторых химических элементов. Уметь записывать знаки химических элементов, формулы, используя понятия об индексе и коэффициенте. | §6 упр. 14,15 с. 25 | 1 | ||||
8-9 | Относительная атомная масса. Изотопы. | КУ | Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Изотопы. | Знать определение атома, молекулы, их отличие, относительная атомная масса; понятие об изотопах. Уметь находить значения атомной массы по таблице для всех химических элементов, среднее значение относительной массы для природных изотопов. | § 7 упр. 16,17 с.25 § 7 упр. 18 с.25 | 2 | ||||
10 | Химические формулы. | УИНЗ | Простое вещество. Сложное вещество. Химическая формула. Индекс. Относительная молекулярная масса. | Знать что такое химическая формула. Уметь давать по плану описание вещества, и выполнять расчеты по формулам | § 10 упр. 11,12 с.32 | 1 | ||||
11-12 | Относительная молекулярная масса. | УИНЗ | Относительная молекулярная масса. Расчеты. | Знать определение закона постоянства состава, относительная атомная масса. Уметь давать по плану описание вещества, и выполнять расчеты по формулам | § 10 упр. 4,5,8 с.32 § 10 упр. 9 с.32 | 2 | ||||
13-14 | Расчеты по химической формуле. | КУ | Массовая доля элемента. Определение массовой доли элемента по формуле вещества и установление химической формулы вещества по массовым долям элементов. | Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения. | упр. 10 с.32 | 2 | ||||
15 | Обобщение и повторение | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | подготовиться к контрольной работе | 1 | ||||
16 | Контрольная работа № 1 | УК | Закрепление и контроль ЗУН | Уметь применять ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении контрольной работы | повторить | 1 | ||||
Тема 3. Количественные отношения в химии. (10 часов) | ||||||||||
17-18 | Валентность. Составление химических формул по валентности. | УИНЗ | Валентность (определение), определение валентности по формуле в бинарных соединениях, составление формул по валентности. | Знать определение понятия "валентность". Уметь определять валентность по формуле, состоящей их двух элементов, составлять формулы по валентности. | § 11,12 упр.5 с.37 § 11,12 упр. 7 задача 1 с.37 | 2 | ||||
19 | Уравнение химической реакции. Закон сохранения массы веществ. | УИНЗ | Основные положения атомно-молекулярного учения, его значение, закон сохранения масса веществ, его значение. Химические уравнения, составление химических уравнений. | Знать основные положения атомно-молекулярного учения, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании этого учения, определение химических уравнений, значение коэффициента в химических уравнениях. Уметь составлять химические уравнения, расставлять коэффициенты. | § 14, 15 задача 2 с. 37 упр. 4 с.47 | 1 | ||||
20 | Уравнение химической реакции. Роль М.В. Ломоносова в развитии химии. | КУ | Основные положения атомно-молекулярного учения, его значение, закон сохранения масса веществ, его значение. Химические уравнения, составление химических уравнений. | Знать основные положения атомно-молекулярного учения, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании этого учения, определение химических уравнений, значение коэффициента в химических уравнениях. Уметь составлять химические уравнения, расставлять коэффициенты. | § 15 упр. 1-3 с.47 | 1 | ||||
21-22 | Моль-единица количества вещества. Молярная масса. | УИНЗ | Количество вещества, моль, число Авогадро, расчеты по формуле. | Знать определение количества вещества, моль, числа Авогадро. Уметь определять по формуле число молей по количеству структурных частиц и наоборот. | § 17 Задача 1 с.48 | 2 | ||||
23-24 | Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций. | КУ | Молярная масса, расчеты по формуле массы, количества вещества, числа структурных частиц | Знать определение молярной массы, формулу для расчета. Уметь вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества, и наоборот | § 17 задача 2 с. 48 | 2 | ||||
25 | Обобщение и повторение | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | подготовиться к контрольной работе | 1 | ||||
26 | Самостоятельная работа по теме № 3 | УК | Закрепление и контроль ЗУН | Уметь применять ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении самостоятельной работы | повторить | 1 | ||||
Тема 4. Кислород. (10 часов) | ||||||||||
27 | Кислород в природе. Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Оксиды | КУ | Содержание кислорода в земной коре, гидросфере. Кислород - самый распространенный химический элемент на Земле. Оксиды (состав) | Знать физические и химические свойства кислорода. Уметь различать понятия "химический элемент" и "простое вещество" на примере кислорода, записывать уравнение реакций взаимодействия кислорода с простыми веществами. | § 18-20 упр. 1-3 с. 59 | 1 | ||||
28 | Практическая работа № 3 Получение кислорода и его физические свойства. | КУ | Характеристика кислорода как химического элемента и простого вещества. Получение и физические свойства. | Знать физические и химические свойства кислорода. Уметь различать понятия "химический элемент" и "простое вещество" на примере кислорода, записывать уравнение реакций взаимодействия кислорода с простыми веществами. | практическая работа № 3 с. 70 | 1 | ||||
29 | Химические свойства кислорода. Применение. Озон | КУ | Области применения кислорода. Способы получения в лаборатории и промышленности. Катализатор. Понятия: оксиды, окисление. Круговорот кислорода в природе. | Знать способы получения кислорода в лаборатории и промышленности, понятие "катализатор", его роль, области применения кислорода, определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления. Уметь составлять формулы оксидов, называть их, составлять уравнения реакций получения оксидов, рассказывать о круговороте кислорода. | § 20, 21 упр. 6,7 с.60. | 1 | ||||
30 | Озон | КУ | Состав молекулы и свойства озона. | Знать определение аллотропии и аллотропных видоизменений. Причины аллотропии. Физические свойства кислорода. Области её применения. Уметь рассказывать о круговороте кислорода. | § 20,21 упр. 10,11 с. 60 | 1 | ||||
31 | Воздух - смесь газов. | КУ | Состав воздуха (количественный). Применение кислорода и воздуха. | Знать состав воздуха, условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Уметь составлять уравнения горения сложных веществ (с уравнением коэффициентов) | § 22 задача 2,3 с. 60 | 1 | ||||
32 | Тепловой эффект химической реакции. Горение | УИНЗ | Выделение теплоты. Поглощение теплоты. Тепловой эффект химической реакции. Реакция экзо- и эндотермические. | Знать понятие теплового эффекта, определение экзо - и эндотермических реакций. Уметь различать экзо - и эндотермические реакции, записывать тепловой эффект данной реакции. | § 23 упр. 7 с. 69 | 1 | ||||
33 | Решение задач на составление ТХУ. | КУ | Расчеты по химическим уравнениям. | Знать понятие теплового эффекта, определение экзо- и эндотермических реакций. Уметь различать экзо- и эндотермические реакции, записывать тепловой эффект данной реакции, решать задачи по ТХУ. | Задача 2 с. 69 | 1 | ||||
34-35 | Скорость химической реакции. Решение задач. | КУ | Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. | Знать понятие скорости для гомогенной и гетерогенной реакции, факторы, влияющие на скорость реакции, сущность катализа, применение катализаторов и ингибиторов. Уметь объяснять действие каждого фактора, влияющего на скорость реакции на конкретных примерах | по тетради | 2 | ||||
36 | Обобщение и повторение | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | повторить | 1 | ||||
Тема 5. Газообразные вещества. (6 часов) | ||||||||||
37 | Газы. Закон Авогадро. | КУ | Конденсированное состояние вещества. | Знать определение молярного объёма газов. Уметь вычислять объём газа по его количеству, массу определенного объёма или числа молекул газа | § 44 задача 2 с. 48 | 1 | ||||
38 | Молярный объем газа. | Молярный объем газа. Нормальные условия | Знать определение относительной плотности газов. Уметь вычислять относительную плотность газов | § 44 задача 2 с. 156 | 1 | |||||
39-40 | Решение задач на вычисление объема газа по Х.У. | КУ | Расчеты по х.у. | Знать определение объёмные отношения газов при химических реакциях. Уметь вычислять объёмные отношения газов при химических реакциях. | § 45 задача 3 с. 156 § 45 задача 4 с. 156 | 2 | ||||
41 | Обобщение и систематизация ЗУН по темам 3-5 | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | подготовиться к контрольной работе | 1 | ||||
42 | Контрольная работа № 2 | УК | Закрепление и контроль ЗУН | Уметь применять ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении контрольной работы | повторить | 1 | ||||
Тема 6. Водород (5 часов). | ||||||||||
43 | Водород в природе. Водород как химический элемент и простое вещество. Применение водорода. | КУ | Характеристика водорода как химического элемента и простого вещества. Физические и химические свойства. Восстановитель | Знать состав молекулы водорода, определение восстановителя. Уметь давать характеристику водорода как элемента и как простого вещества, описывать физические и химические свойства водорода, записывать уравнения реакций. | § 25-27 упр. 3 с. 76-77 | 1 | ||||
44 | Практическая работа № 4 Получение водорода и изучение его свойств. | УЗЗ | Способы получения водорода, физические и химические свойства водорода | Знать способы получения водорода в лаборатории и промышленности, физические и химические свойства. Уметь записывать уравнения реакции взаимодействия водорода с простыми веществами | практическая работа № 4 с. 77 | 1 | ||||
45 | Химические свойства водорода. Применение. | КУ | Области применения водорода. Способы получения в лаборатории и промышленности, сырье, чистое вещество. | Знать области применения водорода и способы получения его в лаборатории и в промышленности. Уметь собирать водород вытеснением воздуха, доказывать его наличие, проверять на чистоту. | § 27 упр. 9 с. 77 | 1 | ||||
46 | Выполнение упражнений и решение задач по теме № 4 | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и решений задач. | по тетради | 1 | ||||
47 | Обобщение и повторение | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | по тетради | 1 | ||||
Тема 7. Вода. Водные растворы. (13 часов). | ||||||||||
48 | Вода в природе. Получение чистой воды. Физические свойства воды | УИНЗ КУ | Дистиллированная вода. Экологические проблемы, связанные с очисткой воды. | Знать количественный и качественный состав воды, состав основания, понятие об анализе и синтезе как методах определения состава веществ. Уметь составлять уравнения реакций, доказывать физические свойства воды. | § 29 упр. 2,5 с. 87 | 1 | ||||
49 | Вода-растворитель. Процесс растворения в воде твердых, жидких, газообразных веществ. Растворы. | КУ | Растворимость в воде различных веществ, способы очистки воды, охрана воды. Перегонка. | Знать способы очистки воды, понятия: растворы, растворимость, дистиллированная вода, меры по охране воды от загрязнений. Уметь объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения | § 28 упр. 3 с. 81 | 1 | ||||
50 | Способы выражения количественного состава раствора | КУ | Доля и концентрация вещества в растворе. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач с использованием массовой доли растворенного вещества. | Знать определение растворимости, массовой доли растворенного вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе. | Задача 2,4 с. 81 | 1 | ||||
51 | Практическая работа № 5 "Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества" | УЗЗ | Закрепление теоретических и практических навыков в решении задач на нахождение массовой доли растворенного вещества и приготовление растворов солей с определенной долей растворенного вещества. | Уметь приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества. Уметь решать задачи на определение массовой доли и массы растворенного вещества | практическая работа № 5 с. 88 | 1 | ||||
52-53 | Решение задач на вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе | УИНЗ | Концентрация растворов, массовая доля растворенного вещества (решение задач) | Знать определение растворимости, массовой доли растворенного вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе. | задача 1 с. 88 по тетради | 2 | ||||
54 | Решение задач с использованием понятия «молярная концентрация» | КУ | Расчеты | Уметь вычислять молярную концентрацию. | по тетради | 1 | ||||
55-56 | Растворимость веществ. Насыщенное и ненасыщенные растворы. Решение задач | КУ | Растворимость вещества. Факторы, влияющие на растворимость: природа веществ (растворяемого и растворителя), температура. Насыщенные растворы. | Знать способы очистки воды, понятия: растворы, растворимость, дистиллированная вода, меры по охране воды от загрязнений. Уметь объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения | § 28 упр. 4-6 с. 81 по тетради | 2 | ||||
57-58 | Химические свойства воды | УОИСЗ | Взаимодействие воды с металлами, неметаллами, оксидами. Гидроксильная группа. Основания. Основные и кислотные оксиды. | Уметь применять знания о химических и физических свойства воды при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | § 29 упр. 6 с. 87 § 29 упр. 7 с. 87 | 2 | ||||
59 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по темам 6-7 | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | подготовиться к контрольной работе | 1 | ||||
60 | Контрольная работа № 3 | УК | Закрепление и контроль ЗУН | Уметь применять ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении контрольной работы | повторить | 1 | ||||
Тема 8. Основные классы неорганических соединений (11 часов). | ||||||||||
61-62 | Кислоты. | КУ | Состав и строение кислот, классификация и химические свойства. | Знать определение кислот, их классификацию, физические свойства. Уметь доказывать химические свойства кислот, записывать уравнения химических реакций. | § 32 упр. 2 с.104 задача 2 с. 105 § 32 упр. 8 с.104 задача 4 с. 105 | 2 | ||||
63 | Практическая работа № 6 Получение медного купороса | УЗЗ | Реакция обмена между оксидом меди (II) и серной кислотой. Взаимодействие кислот с основными оксидами, реакции обмена | Знать способы получения медного купороса в лаборатории и промышленности, физические и химические свойства. Уметь записывать уравнения реакции взаимодействия кислот с основными оксидами, реакции обмена | практическая работа № 6 | 1 | ||||
64-65 | Соли | КУ | Состав и строение, классификация и химические свойства солей (способы получения) | Знать определение и классификацию солей. Уметь доказывать химические свойства солей, записывать уравнения реакций. | § 33 упр. 2,3 с. 112 задача 1 с. 112 § 33 упр. 6,9 с. 112 задача 3 с. 112 | 2 | ||||
66-67 | Основания | КУ | Состав и строение оснований, классификация , номенклатура, получение оснований. | Знать определение, состав, строение, классификация и номенклатуру оснований, получение оснований. Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества. Записывать уравнения реакций. | § 31 упр. 3,4 с.99 задача 1,2 с.99 § 31 упр. 5,6 с.99 задача 3,4 с. 99 | 2 | ||||
68-69 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | КУ | Генетическая связь между классами неорганических веществ. Обобщение и систематизация ЗУН по теме 8. Подготовка к практической работе | Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 8, в ходе выполнения заданий. Знать понятие генетической связи, уметь осуществлять превращения. Уметь составлять технологическую карту для практической работы № 7 | § 33 упр.10 (д, е, к) с. 112 подготовиться к практической работе с. 114. | 2 | ||||
70 | Практическая работа № 7 "Решение экспериментальных задач по теме "Основные классы неорганических соединений" | УЗЗ | Закрепление теоретических и практических навыков, полученные при изучении темы 8, в ходе практической работы | Уметь применять теоретические и практические ЗУН, полученные в ходе изучения темы 8, при выполнении практической работы | практическая работа № 7 с. 114 | 1 | ||||
71 | Обобщение и повторение | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | Повторить главу 5 упр. 10 (б, в, ж, з ,и) | 1 | ||||
Тема 9. Типы химических реакций. (7 часов). | ||||||||||
72-73 | Реакции соединения. Реакция разложения | КУ | Определение реакций соединения и разложения | Знать определение реакций разложения, соединения. Уметь определять типы химических реакций по химическим уравнениям | § 15 упр. 5 с. 47 по тетради | 2 | ||||
74-75 | Реакции замещения и обмена. Реакция нейтрализации | КУ | Определение реакции замещения и обмена. | Знать определение реакций замещения, обмена, нейтрализации. Уметь определять типы химических реакций по химическим уравнениям | § 15 упр. 6 с. 47 по тетради | 2 | ||||
76-77 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков, учащихся по темам: «Основные классы неорганических веществ», «Типы химических реакций» | УОИСЗ | Повторение и систематизация ЗУН, полученных при изучении темы. | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений и заданий. | Задача 1,2 с. 48 | 2 | ||||
78 | Контрольная работа № 4 | УК | Закрепление и контроль ЗУН | Уметь применять ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении контрольной работы | повторить | 1 | ||||
Тема 10. Строение атома. (6 часов). | ||||||||||
79 | Состав атома. Атомное ядро. Электроны | КУ | Размер атома, Нейтрон, протон, электрон. Физический смысл порядкового номера химического элемента в таблице Д.И. Менделеева. Изотопы | Знать строение атома, состав атомного ядра, определение изотопов, 3 вида излучений. Уметь описывать химический элемент с точки зрения строения атома, находить черты сходства и отличия у изотопов. | по тетради | 1 | ||||
80 | Движение электрона в атоме | УИНЗ | Орбиталь (атомная). Электронная плотность | Знать расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей, знать о периодических изменениях химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном электроном слое. Уметь записывать строение атомов элементов первых четырех периодов, записывать электронные формулы и электронные ячейки для атомов элементов этих периодов. | по тетради | 1 | ||||
81-82 | Электронное строение атома. Энергетические диаграммы | КУ | Энергия электрона. Энергетический уровень. S- орбиталь. Р-орбиталь. Электронная формула. Строение атома. Энергетические диаграммы | Знать определение периода, физический смысл номера периода, определение группы, физический смысл номера группы. Уметь описывать химические элементы исходя из положения в периоде и в группе с учетом строения атома, объяснять изменение свойств в периоде и в группе (главной подгруппе) | по тетради | 2 | ||||
83-84 | Соединение атомов между собой. Образование химической связи. | УИНЗ КУ | Молекулярная орбиталь (МО). Связывающая орбиталь. Валентные атомные орбитали | Знать определение электроотрицательности, механизм образования связи, энергия связи. Уметь определять электроотрицательность химических элементов, ковалентный вид связи | по тетради | 2 | ||||
Тема 11. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. (6 часов). | ||||||||||
85 | Открытие Периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. | КУ | Определение ПЗ, группа щелочных металлов. Группа галогенов. | Знать определение ПЗ, определение периода, значение порядкового номера. Уметь объяснять изменение свойств элементов и их соединений, знать причину этого | § 35,39 упр. 3 задача 1 с. 122 | 1 | ||||
86 | Современное содержание Периодического закона | КУ | Современная формулировка | Знать определение ПЗ, определение периода, значение порядкового номера. Уметь объяснять изменение свойств элементов и их соединений, знать причину этого | § 38 упр. 7 с. 138 | 1 | ||||
87 | Строение периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. | КУ | Физический смысл номера группы и периода. Закономерности изменения свойств химических элементов в А-подгруппах и малых периодах | Знать определение периода, физический смысл № периода, определение группы, физический смысл № группы. Уметь описывать химические элементы исходя из положения в периоде и в группе с учётом строения атома, объяснять изменение свойств в периоде и в группе (главной подгруппе) | § 37 упр. 4,6 с. 138 | 1 | ||||
88 | Характеристика химического элемента по его положение в ПСХЭ | УИНЗ | Работа с таблицей | Уметь давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в ПС и строению его атома | по тетради | 1 | ||||
89 | Обобщение и повторение темы 11. | УОИСЗ | Обобщение и систематизация ЗУН, полученные при изучении темы 11 | Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 11, в ходе выполнения тренировочных заданий и упражнений. | подготовиться к контрольной работе | 1 | ||||
90 | Контрольная работа № 5 | УК | Закрепление и контроль ЗУН | Уметь применять ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении контрольной работы | повторить | 1 | ||||
Тема 12. Галогены.(5 часов) | ||||||||||
91 | Галогены – простые вещества | УИНЗ | Электронные формулы атомов галогенов. Строение молекул галогенов. Физические свойства галогенов. | Знать положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов, физические и химические свойства хлора. Уметь записывать уравнение реакций взаимодействия галогенов с веществами. | § 46,47 упр. 2,6 с. 164 задача 1,2 с. 164 | 1 | ||||
92 | Химические свойства и применение галогенов. Биологическая роль галогенов. | КУ | Взаимодействие галогенов с металлами, неметаллами, водой. Окислительные свойства галогенов. Окислительно-восстановительный процесс. Образование ионов. Катион. Анион. | Знать физические и химические свойства галогенов. Применение. Биологическая роль галогенов. Уметь записывать уравнение реакций взаимодействие галогенов с металлами, неметаллами, водой. Окислительные свойства галогенов. Окислительно-восстановительный процесс. Образование ионов. Катион. Анион. | § 50 упр. 4 с. 172 задача 1 с. 172 | 1 | ||||
93 | Хлороводород | КУ | Получение и физические и свойства хлор водорода | Знать способы получения хлороводорода в лаборатории и промышленности и физические свойства. Уметь записывать уравнения реакции взаимодействия хлороводорода с веществами | § 48 упр. 1,2 с. 169 задача 2 с. 169 | 1 | ||||
94 | Соляна кислота | КУ | Химические свойства соляной кислоты и ее солей. Применение хлоридов. | Знать физические и химические свойства. Уметь записывать уравнения реакции взаимодействия соляной кислоты с веществами | § 49 упр. 4 с. 169 задача 4,5 с. 169 | 1 | ||||
95 | Практическая работа № 8 Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» | УЗЗ | Вытеснение галогенов из их солей. Качественная реакция на соли галогенов. | Уметь получение соляной кислоты и изучение ее свойств опытным путем. | практическая работа № 8 с. 173 | 1 | ||||
Тема13. Щелочные металлы (10 часов). | ||||||||||
96 | Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества | УИНЗ, КУ | Изменение восстановительной способности щелочных металлов с увеличением заряда ядер их атомов. Атомная кристаллическая решетка. Физические свойства щелочных металлов. | Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решётки, физические свойства и способы получения металлов. Уметь давать общую характеристику металлов как элементов по положению в ПС и строению атома, доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ОВ виде | по тетради | 1 | ||||
97 | Химические свойства и применение щелочных металлов | КУ | Восстановительная способность щелочных металлов. Взаимодействие щелочных металлов с неметаллами. | Знать химические свойства металлов. Уметь характеризовать общие химические свойства металлов, записывать уравнения реакций металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности металлов. | по тетради | 1 | ||||
98 | Гидроксид натрия | КУ | Химические свойства, производство и применение гидроксида натрия. | Знать химические свойства, производство и применение гидроксида натрия. Уметь характеризовать общие химические свойства гидроксида натрия, записывать уравнения реакций гидроксида натрия с солями, кислотами, кислотными оксидами уметь пользоваться рядом активности металлов. | по тетради | 1 | ||||
99 | Обобщение, систематизация по темам 13 | УОИСЗ | Обобщение и систематизация ЗУН, полученные при изучении темы 13 | Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 13 , в ходе выполнения тренировочных заданий и упражнений. | подготовиться к контрольной работе | 1 | ||||
100-101 | Контрольная работа № 6. Анализ контрольной работы. | УК | Закрепление и контроль ЗУН | Уметь применять ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении контрольной работы | повторить | 2 | ||||
102-103 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков, учащихся по курсу химии 8 класса | УОИСЗ | Обобщение и систематизация ЗУН, полученные при изучении темы 1-13 | Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 1-13 , в ходе выполнения тренировочных заданий и упражнений. | подготовиться к контрольной работе | 2 | ||||
104 | Контрольная работа № 7. Итоговая по курсу химии 8 класса. Тестовая контрольная работа | УК | Закрепление и контроль ЗУН | Уметь применять ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении контрольной работы | повторить | 1 | ||||
105 | Анализ результатов контрольной работы по курсу химии 8 класса. Подведение итогов работы за год. | УОИСЗ | Обобщение и систематизация ЗУН, полученные при изучении темы 6 | Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы , в ходе выполнения тренировочных заданий и упражнений. | повторить | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...
рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...
рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"
Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...