Интеллектуальная игра по химии «Пять звезд»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

Предварительный просмотр:


Российская Федерация

ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

МБОУ «СОШ №29»

учитель химии

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

Интеллектуальная игра по химии «Пять звезд»

(8 класс)

Цели игры. Расширение интегрированных знаний обучающихся по предметам естественно-научного цикла (биология – химия); активизация познавательной деятельности и повышение мотивации обучающихся к изучению химии. Способствовать расширению и углублению знаний обучающихся о химических элементах, строении их атомов и классах неорганических соединений.

Воспитывать у обучающихся культуру поведения, общения друг с другом во время мероприятия.

Оформление кабинета: Таблица Менделеева, девиз на экране: " Нейтрончики вперед,
Химия к себе зовет!"

Оборудование: карточки - задания, жетоны разных цветов, доска.

Форма проведения мероприятия - интеллектуальная игра.

             Правила проведения игры:

В игре принимают участие 3 команды по 5 человек,

2. В игре принимают участие болельщики. Болельщик, правильно, ответивший на вопрос ведущего получает жетон, который он может отдать любой команде.

      3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

      4. Жюри подводит и объявляет итоги по каждому конкурсу.

Интеллектуальная игра состоит из с л е д у ю щ и х  э т а п о в.

  1. Разминка (домашнее задание) – 4 мин. Оценка – 4 баллов.
  2. Представление команды. Время представления для каждой команды – 3 мин. \

Оценка –5 баллов.

  1. Отгадай химический элемент- 5 мин, оценка -6 баллов
  2. Дальше – дальше- 10 мин, оценка -13 баллов
  3. Исправь оценку- 10 мин, оценка -7 баллов
  4. Блицтурнир капитанов 7 мин, оценка -10 баллов
  5. Физико – химические сказки -10 мин, оценка -10 баллов
  6. Ононимы - 7 мин, оценка -8 баллов
  7.  Подведение итогов и награждение участников.

Итоги подводит жюри. Победители и призеры определяются в личном и командном первенстве. Команда, набравшая большее количество баллов, становится победителем интеллектуальной игры.  

Ход мероприятия

  1. Организационный момент: Проверка готовности команд к игре. Инструктаж и объяснение правил игры.
  2. Вступительная часть:
  3. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю сегодня поиграть в интеллектуальную игру "Пять звезд". Эта игра для тех, кто хочет больше узнать о химии. В игре принимает участие две команды. За каждый правильный ответ вы получаете баллы. Победит та команда, у которой больше баллов. Остальные присутствующие- болельщики принимают участие в предложенных конкурсах и поддерживают команды. Судит нашу игру будет компетентное жюри (представляет учитель).
  4. Конкурс «Разминка»

Каждой команде задаётся по три вопроса. За каждый правильный ответ - балл.

Вопросы команде  1

  1. Разделение смеси при помощи фильтра
  2. Явления, при которых не образуются новые вещества

Условная запись состава вещества

Вопросы  к команде  2

  1. То, из чего состоит физическое тело
  2. Вещества, обладающие постоянными свойствами
  3. Способ разделения жидкостей, основанный на разности температур кипения

             Вопросы к команде  3

  1. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства
  2. Определенный вид атомов

Какие частицы находятся  в узлах веществ с немолекулярными строением.

  1. Представление команд
  2. Отгадай химический элемент

Вставьте вместо пропусков названия животных или растений так, чтобы полученные слова обозначали химические элементы:

  1. _ _ ло_ _ й
  2. _ _ баль _
  3. _ елл _ _
  4. _ р _ п _он
  5. _ _ _ ний
  6. кур _ _ товий
  7. Ответы:  1) пони, полоний,  2) Кот, кобальт, 3) Тур, теллур, 4) кит, криптон,

5)  Дуб,  дубний, 6)  Чай, Курчатовий.

  1. Дальше – дальше
  2. Какой из следующих газов не является природным соединением: метан, угарный газ, углекислый газ? (угарный газ.)
  3. Какой газ в составе воздуха был открыт первым? (кислород.)
  4. Массовая доля какого химического элемента в организме человека наибольшая? (кислород)
  5. Назовите природную смесь. Одним из постоянных компонентов которой является азот (воздух.)
  6. Какое физическое свойство, отличающее озон от кислорода, отражено в его  в греческом названии? (запах.)
  7. Как с возрастом изменяется массовая доля воды в организме человека? (уменьшается.)
  8. Пресная или морская вода обладает большей  электропроводностью? (морская.)
  9. При какой температуре вода имеет наибольшую плотность? (при 4 градусах.)
  10. Где сосредоточены в природе основные запасы пресной воды? (в ледниках.)
  11. Каково нормальное содержание воды а организме взрослого человека? (65%.)
  12. Какое свойство воды определяет  климатическую роль океанов? (большая теплоемкость.)
  13. С чего вы начинаете разделение смеси веществ, в которой присутствуют стальные стружки? (с действия магнита.)

К каким химическим явлениям относится почернение серебряных изделий? (химическим.)

  1. Исправь оценку

Сейчас вашему вниманию предлагается рассказ, содержащие физические и химические ошибки. За каждую исправленную ошибку один балл.

В яркий солнечный день ребята направились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, пополз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода кругом». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной  и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.  

  1. Блицтурнир капитанов

Капитанам предлагается по 10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ по одному баллу.

Вопросы к первому капитану:

  1. Самая мельчайшая частица вещества ( атом)
  2. Стекло не может течь
  3. Самый активный металл
  4. Самый распространённый элемент в атмосфере
  5. Соль угольной кислоты

Вопросы ко второму капитану:

  1. Переход вещества из жидкого состояния в твердое
  2. Самый активный неметалл
  3. Соли кремневой кислоты
  4. Название химического элемента купрум
  5. Чем богата капуста ламинария

           Вопросы к третьему капитану:

  1. Можно ли погасить огонь кипятком
  2. Содержание кислорода в воздухе
  3. Самый легкий элемент
  4. Соли серной кислоты

Название химического элемента гидраргирум

  1. Физико – химические сказки

  Всем известна сказка: «Жили – были дед да бабка. Посадили они репку. Выросла репка большая пребольшая…. »

Команды должны в течение 10 минут написать продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных физических и химических терминов. Максимальная оценка 10 баллов.

Термины: сахароза, вода, минеральные соли, хлорофилл, вещество, известняк, сила, работа, сопротивление, энергия, взаимодействие

  1. Ононимы
  2. Какой химический элемент III группы ПС носит название соснового леса? (бор)
  3. В названии какой науки можно услышать ноту «ми» (химия.)
  4. Какой химический элемент присутствуют в опере Н. Римского – Корсакова «Снегурочка» (сера.)
  5. Название, какого химического элемента начинается с названия танцевального движения? (палладий, па.)
  6. В названии какого газа желтого - зеленого цвета с резким запахом можно услышать группу певцов? (хлор, хор.)
  7. Составьте из букв, входящих в слово адсорбция, название самого низкого мужского голоса? (бас.)
  8. В названии какого химического элемента можно прочитать ноту «ре»?
  9. (серебро.)

Жюри подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по химии "Кто хочет стать отличником?"

Данную игру целесообразно проводить в конце учебного года после изучения курса органической химии. В игре принимают участие учащиеся, у которых возможна годовая оценка "5".Итоги игры дают возможн...

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь» решает задачи обобщения и систематизации знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии;  повышения интереса к п...

Интеллектуальная игра по химии "Поле чудес"

Интеллектуальная игра позволяет расширить представления восьмиклассников об истории открытия и происхождении названий химических элементов....

Интеллектуальная игра по химии "Крестики-нолики"

Нарисовать поле. Клетки игрового поля заполняются названиями 9-ти конкурсов. Ученые – химики4. Неорганическая химия7. Органическая химия    2. Физическая химия5. Жили - были8. Черн...

Интеллектуальная игра по химии 9 класс

Интеллектуальная игра по химии для 9 классов- командная...

Единый день химии в городе Ангарске, 2020г. (13 марта) (муниципальная интеллектуальная игра по химии КВЕСТ)

В 2020г 9 мая 2020 года исполнится 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы —по праву является главным праздником России....