Формирование познавательной самостоятельности на уроках химии.
презентация к уроку по химии на тему
Проблема развития познавательной самостоятельности личности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение.
Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого – педагогических и организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся, обеспечение их самовыражения.
Одним из возможных способов решения задачи насыщения познавательной среды условиями, способствующими развитию познавательной самостоятельности учащихся, является такая организация работы учителя, в основе которой лежит формирование самостоятельных умений в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания через дифференциацию обучения.
Понятие познавательной самостоятельности стоит в одном ряду с понятиями познавательной деятельности, познавательной активности и познавательной инициативы.
Активность – активная, энергичная деятельность.
Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.
Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.
Отсюда видно, что инициатива есть часть самостоятельности, а активность – её возможное следствие.
Познавательная самостоятельность – это организуемое или самим обучаемым познание в выборе элементов познаваемого содержания или их последовательности, отборе способов познания, определении темпа скорости своего продвижения, решения о времени и месте реализации познавательной деятельности. (В.В.Гузеев).
Познавательная самостоятельность как интегративное качество личности определяется мотивами, установками, целями конкретной личности, следовательно, высокая познавательная инициатива служит проявлением высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности угасает. Предоставление учащемуся познавательной самостоятельности автоматически приводит к познавательной активности. Более того, в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда на положительном эмоциональном фоне. Формирование и развитие познавательной самостоятельности не несёт в себе элементов принуждения. Это свободная творческая деятельность, которая даёт возможность каждому ученику проявить свои личностные качества.
ПОКАЗАТЕЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ:
Познавательная самостоятельность;
Мотивация к самостоятельной деятельности;
Творческая деятельность;
Развитие творческого мышления;
Оценка (самооценка) готовности к самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности используются различные формы, методы, средства учебно-воспитательной работы. Организация познавательной самостоятельной деятельности в учебном процессе реализуется таким образом, чтобы каждый ребенок стал активным деятелем. Чтобы не просто умел применить алгоритм последовательных действий в овладении знаниями и способами действий, а пытался бы найти средства для выражения собственных мыслей, для решения новых задач в новых условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование познавательной самостоятельности. | 75.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие познавательной самостоятельности стоит в одном ряду с понятиями познавательной деятельности, познавательной активности и познавательной инициативы. Активность – активная, энергичная деятельность. Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Отсюда видно, что инициатива есть часть самостоятельности, а активность – её возможное следствие.
Познавательная самостоятельность - это организуемое или самим обучаемым познание в выборе элементов познаваемого содержания или их последовательности, отборе способов познания, определении темпа скорости своего продвижения, решения о времени и месте реализации познавательной деятельности. ( В.В.Гузеев ).
Формирование и развитие познавательной самостоятельности не несёт в себе элементов принуждения. Это свободная творческая деятельность , которая даёт возможность каждому ученику проявить свои личностные качества.
Показатели познавательной самостоятельности: П ознавательная самостоятельность; Мотивация к самостоятельной деятельности; Творческая деятельность; Развитие творческого мышления; Оценка (самооценка) готовности к самостоятельной познавательной деятельности.
Формы реализации Урок – как традиционная форма обучения. Нетрадиционные формы обучения, в рамках формирования системы самостоятельных умений и способов действий.
Примеры нетрадиционных форм обучения: «Компетентность» – урок – деловая игра. «Фирма знаний» – деловая игра. Уроки с использованием ИКТ. Групповые зачёты. «НИЛ – научно – исследовательская лаборатория» – ролевая игра. Элективные занятия. «Рой» – один из видов самостоятельной работы. Индивидуальные или групповые занятия.
Методы обучения: Построение структурно – логических схем изучаемого материала. «С учителем – без учителя» «Своя опора» «Программируемый опрос» Создание проблемных ситуаций. Разноуровневые домашние задания.
Приёмы стимулирования и контроля: Взаимоконтроль: ц иклическая взаимопроверка; р елейная проверка. Самоконтроль: Самооценивание ; Проектирование характера учебного взаимодействия; Проявление доверия и толерантности; Стимулирование; Создание ситуации успеха; Использование накопительных баллов.
Приёмы педагогической техники: Этапы урока Используемые приёмы педагогической техники Проверка выполнения домашнего задания. «Светофор» Проверка к актуализации учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. «Отсроченная отгадка» «Ассоциативные цепочки» Изучение новых знаний и способов действий. «Поэтические рифмы» «Оппоненты» Первичная проверка понимания изученного материала. «Живая модель» Применение знаний и способов действий. «Банк идей» Решение ситуационных задач. Систематизация знаний и способов действий. «Куча мала»
Виды деятельности: Поисковая деятельность. Самостоятельная деятельность. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. и другие виды деятельности.
Средства обучения: Индивидуальные разноуровневые многовариантные карточки. Тестовые разноуровневые задания открытой и закрытой формы. Тексты разноуровневых контрольных работ. Дидактические игры. Творческие работы учащихся. Сборники задач, тестов и упражнений. Рабочие тетради. Олимпиадные задания.
Показатели познавательной самостоятельности и методики её определения: Наименование показателя. Примеры методик. Познавательная самостоятельность. Методика экспертной оценки познавательной самостоятельности учащихся, составленная по материалам опросников Ч.Д.Спилбергера , А.К.Осницкого . Мотивация к самостоятельной деятельности. Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» Т.И.Шамовой . Творческая деятельность. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся М.И.Рожковой . Развитость творческого мышления. Методика Е.Торренса (характеристики «гибкость» и «оригинальность»). Оценка (самооценка) готовности к самостоятельной познавательной деятельности. Анкета, разработанная на основе текста оценки готовности личности к формированию самостоятельных умений в процессе учебно-познавательной деятельности.
Предпосылкой для достижения положительной динамики познавательной самостоятельности школьников при дифференциации обучения являются: о бученность учащихся; и нтеллектуальное развитие; с формированность общеучебных умений и навыков.
Формы контроля: Входящий контроль. Рубежный (текущий) контроль. Самоконтроль и самооценка. Мониторинг динамики успешности происхождения развития познавательной самостоятельности каждым из учащихся и сопоставление новых достижений ученика с его прошлыми успехами. Итоговый контроль.
Список литературы: Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников// Школьные технологии. – 2002. - №5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. в 6 т. М.,1984. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности её проявления в образовательной технологии //Химия в школе. – 2004. №3. Исаев И.Ф., Сотникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие. – Москва-Белгород: Изд-во БГУ, 1999. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Вестник образования. – 2002. - №3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г. – М.,2002. Петровский Г.Н. Современные образовательные технологии. – МН.: ННО, 2000. Шамова Т.И. Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом // Химия в школе. - №2.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
Формирование познавательной самостоятельности студентов на уроках психологии
В данной статье перечислены виды и формы работы, которые позволяют максимально активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов на уроках психологии....
"Формирование познавательных УУД на уроках химии (на примере темы "Соли") с использованием интерактивной доски.
Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Три слайда для интерактивной доски Smard Board по теме "Соли" в 8 классе....
Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.
В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....
Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии
Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...
Формирование познавательного интереса на уроках химии
Развитие познавательного интереса...
Методическая мастерская «Формирование познавательного интереса на уроках химии»
Химия как наука довольно специфична и сложна для восприятия. Поэтому в свей практике я использую современные образовательные технологии: игровая, проектная, здоровьесберегающая, технология пробл...