Методическая мастерская «Формирование познавательного интереса на уроках химии»
учебно-методический материал по химии
Химия как наука довольно специфична и сложна для восприятия. Поэтому в свей практике я использую современные образовательные технологии: игровая, проектная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, уровневой дифференциации, а также активно работаю с оборудованием центра «Точка роста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.95 КБ |
![]() | 1009.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: Моя Методическая находка.
«Формирование познавательного интереса на уроках химии»
Химия как наука довольно специфична и сложна для восприятия. Поэтому в свей практике я использую современные образовательные технологии: игровая, проектная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, уровневой дифференциации, а также активно работаю с оборудованием центра «Точка роста»
СЛАЙД 3
Овладеть технологией личностно ориентированного обучения, значит, научиться так строить учебный процесс, чтобы на каждом его этапе проявлялись важнейшие функции личности.
Данная технология позволяет мне сформировать у ребят умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Так на уроках очень интересными, познавательными для учащихся являются вопросы, касающимися самого человека, его окружения. Например,
- Как вывести пятна ржавчины или чернил на одежде?
- Почему при отравлениях используют активированный уголь?
- Почему рану промывают раствором перекиси водорода ?
Эти и другие вопросы возникают у самих учащихся при изучении химии, а то, что интересно, то запоминается.
СЛАЙД 4
В своей работе использую технологию проблемного обучения, которая состоит в том, что я как учитель проектирую проблемные ситуации в ходе урока, требующие от детей проявления инициативы, творческого поиска, слаженного взаимодействия и работы в команде.
Например, при изучении темы «Углеводы» можно задать такой проблемный вопрос: почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Или при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы учащиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему?
СЛАЙД 5
При использовании проектной технологии на уроках мы сами формируем обучающую ситуацию, сознательно выбирая методы, осознавая свою самостоятельность и тем самым дети берут на себя ответственность за свое обучение.
Данный метод активно применяю не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования «Химия вокруг нас» и «Занимательная экология
Мы с ребятами активно участвуем в рамках дополнительного образования в региональных этапах конкурсах, таких как «Зеленая планета -2023», где получили диплом 1 степени, всероссийский конкурс экологических проектов «Волонтеры могут всё» , получили диплом 1 степени, рег.этап всероссийского конкурса «ЮИОС-2023» - диплом 1 степени Мы являемся финалистами регионального этапа всероссийского конкурса «Большие вызовы» 2023 и 2024 годов.
В настоящее время мы со старшеклассниками работаем над исследовательским проектом «Биоразнообразие сапробных гидробионтов водоема Малого пруда с. Паники».
СЛАЙД 6
В своей практике я использую игровую технологию, которая способствует развитию высокой активности школьников и мотивации в процессе обучения и самообучения.
Апробирую разные формы работы на уроках и занятиях дополнительного образования: творческие конкурсы, ребусы, шарады, кроссвордвы, головоломки, чайнворды. Например, Игра «Термины – синонимы» - соответствие названий кислот и образуемых ими солей, игра «Найди пару» - соотнести фрагменты химических реакции – реагенты и продукты. Игра «Найди ошибку», которая закрепляет знания о понятиях «простое вещество», «сложное вещество», развивает внимание, вырабатывает умение быстро находить верные и опровергать неверные решения.
Необходимо помнить, что игра не должна быть единственным средством обучения и воспитания, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими образовательными технологиями и нельзя забывать о правилах техники безопасности на уроках химии и занятиях ДО.
СЛАЙД 7
Также на уроках химии я использую информационно-коммуникативные технологии – это помогает создавать мультимедийные сценарии уроков, демонстрации компьютерных моделей, анимационных экспериментов, имитирующих химические опыты, пошаговую иллюстрацию решения задач, проведение компьютерных практических работ, контроль за уровнем знаний, организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Я считаю, ИКТ при обучении создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес и познавательную активность ребенка. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика.
СЛАЙД 8
Также в своей практике, конечно же, использую здоровьесберегающую технологию, которая дает положительную динамику путем строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил ТБ на занятиях.
Например, при изучении органической химии в 10-11 классах тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды» подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. В рамках данной темы мы затрагиваем проблему о вредных привычках. На таких уроках я использую нетрадиционную форму обучения: урок – суд над спиртами, урок – практикум, конференцию.
Изучая табличные значения и решая задачи, учащиеся могут ответить на вопросы о вреде курения и влиянии сигаретного дыма на природу, а также задуматься о том, стоит ли курить или стоит отказаться от этой привычке.
СЛАЙД 9
Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач. Например, после изучения состава и физических свойств кислорода при закреплении знаний провожу по вопросам нарастающей трудности:
1. Что можно сказать о кислороде, зная его химическую формулу?
2. В трех одинаковых по весу цилиндрах, закрытых пробками находятся газы: кислород, воздух, углекислый газ. Перечислите способы, при помощи которых можно определить, какой из цилиндров наполнен кислородом.
3. При помощи каких 2 опытов можно доказать, что кислород тяжелее воздуха?
СЛАЙД 10
Так же на своих уроках и занятиях дополнительного образования я активно использую цифровое оборудование центра «Точка роста», которое обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных прямо во время проведения опыта. Это позволяет оценить и вовремя скорректировать при необходимости ход эксперимента. Все результаты воспроизводятся на монитор ноутбука, отображаются в виде графиков, таблиц и могут быть сохранены для демонстрации в практической деятельности. На основе полученных экспериментальных данных ученики самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, выявляют закономерности. С помощью датчиков на уроках химии и занятиях дополнительного образования проводим измерение электропроводимости различных растворов, анализируем тепловые эффекты химических реакций, проводим исследование минерализации и мутности воды, определяем кислотность почвы, и многое многое другое.
Спасибо за внимание!
Мастер-класс: Моя Методическая находка.
«Формирование познавательного интереса на уроках химии»
Фараоновыми змеями называют химические опыты, в ходе которых количество вещества резко и быстро увеличивается в несколько раз. Все это напоминает движущихся змей. Реактивы смешиваются, вступают в реакцию и происходит многократное увеличение их объема. Такое зрелище порадует ребенка и, конечно, вызовет множество вопросов, желание продолжить эксперименты и узнать больше.
Вырастить «фараонову змею» можно даже дома на кухне. Реактивы для опыта – глюконат кальция, или сода с сахарной пудрой. Если эти реактивы осторожно нагреть на спиртовке, то начнёт выползать объёмный жгут. Продукт этой реакции действительно похож на змею.
ОПЫТ № 1
«Фараоновая змея» из глюканата кальция
Оборудование и реактивы: негорючая подложка, глюканат кальция, фарфоровая чаша с песком, этиловый спирт, спички.
Порядок проведения опыта:
Соблюдаем технику безопасности
Фарфоровую чашу с песком проливаем этиловым спиртом. Выкладываем на поверхность песка таблетки глюканата кальция и осторожно поджигаем.
Через некоторое время таблетки начнут обугливаться и увеличиваться в размере.
ОПЫТ № 2
«Фараоновая змея» из соды и сахарной пудры
Оборудование и реактивы: негорючая подложка, гидрокарбонат натрия, сахарная пудра, фарфоровая чаша с песком, этиловый спирт, спички.
Порядок проведения опыта:
Соблюдаем технику безопасности
Готовим смесь гидрокарбоната натрия и сахарной пудры в соотношении 1:4. Смесь хорошо перемешиваем. Фарфоровую чашу с песком проливаем этиловым спиртом. Высыпаем горкой на поверхность песка полученную смесь и осторожно поджигаем.
Через некоторое время смесь начнет обугливаться и увеличиваться в размере.
Что бы опыт смотрелся более эффектнее, вместо соды можно использовать аммиачную селитру.
ОПЫТ № 3
«Фараоновая змея» из сахарной пудры и серной кислоты
или «черный удав» из стакана
Оборудование и реактивы: лоток, сахарная пудра, серная кислота конц., вода, мерный стакан, стеклянная палочка.
Порядок проведения опыта:
Соблюдаем технику безопасности
Для его проведения сахарную пудру в количестве 5 г или пару столовых ложек с горкой помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают её 1-2 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. Потом к влажному сахару приливают 30–40 мл концентрированной серной кислоты. Затем смесь быстро перемешивают стеклянной палочкой и оставляют в стакане. Через 1–2 минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку.
Осторожно!!! стакан нагревается!
Серная кислота жадно поглощает воду, и способна достать эту воду даже из молекул сахара. В ходе этой реакции сахар превращается в уголь и выделяются газы, которые вспенивают уголь и выталкивают его из стакана.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-329664-1383120164.jpg)
Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»
В работе представлен теоретический материал и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189928-1359309418.jpg)
«Формирование познавательного интереса и практических навыков при изучении химии на основе применения ИКТ»
Из опыта работы учителя химии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-711509-1448947026.jpg)
Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-711509-1448947026.jpg)
Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1028896-1523015788.jpg)
Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"
Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1109739-1586175910.jpg)
Методическая рекомендация "Учебный рассказ как один из методов формирования познавательного интереса на уроках географии"
Любому обществу нужны одаренные люди .......