Методическая мастерская «Формирование познавательного интереса на уроках химии»
учебно-методический материал по химии

Федяева Анастастасия Андреевна

Химия как наука довольно специфична и сложна для восприятия. Поэтому в свей практике  я использую современные образовательные технологии: игровая, проектная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, уровневой дифференциации,  а также активно работаю с оборудованием центра «Точка роста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_k_prezentatsii.docx24.95 КБ
PDF icon metodicheskaya_masterskaya1.pdf1009.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: Моя Методическая находка.

«Формирование познавательного интереса на уроках химии»

Химия как наука довольно специфична и сложна для восприятия. Поэтому в свей практике  я использую современные образовательные технологии: игровая, проектная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, уровневой дифференциации,  а также активно работаю с оборудованием центра «Точка роста»

СЛАЙД 3

Овладеть технологией личностно ориентированного обучения, значит, научиться так строить учебный процесс, чтобы на каждом его этапе проявлялись важнейшие функции личности.

Данная технология позволяет мне сформировать у ребят умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Так на уроках очень интересными, познавательными для учащихся являются вопросы, касающимися самого человека, его окружения. Например,

  • Как вывести пятна ржавчины или чернил на одежде?
  • Почему при отравлениях используют активированный уголь?
  • Почему рану промывают раствором перекиси водорода ?

Эти и другие вопросы возникают у самих учащихся при изучении химии, а то, что интересно, то запоминается.

СЛАЙД 4

          В своей работе использую технологию проблемного обучения, которая состоит в  том, что я как учитель проектирую проблемные ситуации в ходе урока, требующие от детей проявления инициативы, творческого поиска, слаженного взаимодействия и работы в команде.

Например, при изучении темы «Углеводы» можно задать такой проблемный вопрос: почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Или при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы учащиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему?

СЛАЙД 5

При использовании проектной технологии на уроках мы сами формируем обучающую ситуацию, сознательно выбирая методы, осознавая свою самостоятельность и тем самым дети берут на себя ответственность за свое обучение.

Данный метод активно применяю не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования «Химия вокруг нас» и «Занимательная экология

Мы с ребятами активно участвуем в рамках дополнительного образования в региональных этапах конкурсах, таких как «Зеленая планета -2023», где получили диплом 1 степени, всероссийский конкурс экологических проектов «Волонтеры могут всё» , получили диплом 1 степени, рег.этап всероссийского  конкурса «ЮИОС-2023» - диплом 1 степени Мы являемся финалистами регионального этапа всероссийского конкурса «Большие вызовы» 2023 и 2024 годов.

 В настоящее время мы со старшеклассниками работаем над исследовательским проектом «Биоразнообразие сапробных гидробионтов водоема Малого пруда с. Паники».

СЛАЙД 6

В своей практике я использую игровую технологию, которая способствует развитию высокой активности школьников и мотивации в процессе обучения и самообучения.

Апробирую разные формы работы на уроках и занятиях дополнительного образования: творческие конкурсы, ребусы, шарады, кроссвордвы, головоломки, чайнворды. Например, Игра «Термины – синонимы» - соответствие названий кислот и образуемых ими солей, игра «Найди пару» - соотнести  фрагменты химических реакции – реагенты и продукты. Игра «Найди ошибку», которая закрепляет знания о понятиях «простое вещество», «сложное вещество», развивает внимание, вырабатывает  умение быстро находить верные и опровергать неверные решения.

Необходимо  помнить,  что  игра  не  должна  быть  единственным средством обучения и воспитания, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими образовательными технологиями и нельзя забывать о правилах техники безопасности на уроках химии и занятиях ДО.

СЛАЙД 7

Также на уроках химии я использую информационно-коммуникативные технологии – это помогает создавать мультимедийные сценарии уроков, демонстрации компьютерных моделей, анимационных экспериментов, имитирующих химические опыты, пошаговую иллюстрацию решения задач, проведение компьютерных практических работ, контроль за уровнем знаний, организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся.

 Я считаю, ИКТ при обучении создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес и познавательную активность ребенка. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика.

        СЛАЙД 8

Также в своей практике, конечно же, использую здоровьесберегающую технологию, которая дает положительную динамику путем  строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил ТБ на занятиях.

Например, при изучении органической химии в 10-11 классах тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды» подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. В рамках данной темы мы затрагиваем проблему о вредных привычках. На таких уроках я использую нетрадиционную форму обучения: урок – суд над спиртами, урок – практикум, конференцию.

Изучая табличные значения и решая задачи, учащиеся могут ответить на вопросы о вреде курения и влиянии сигаретного дыма на природу, а также задуматься о том, стоит ли курить или стоит отказаться от этой привычке.

         СЛАЙД 9

Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач. Например, после изучения состава и физических свойств кислорода при закреплении знаний провожу по вопросам нарастающей трудности:

1. Что можно сказать о кислороде, зная его химическую формулу?

2. В трех одинаковых по весу цилиндрах, закрытых пробками находятся газы: кислород, воздух, углекислый газ. Перечислите способы, при помощи которых можно определить, какой из цилиндров наполнен кислородом.

3. При помощи каких 2 опытов можно доказать, что кислород тяжелее воздуха?

        СЛАЙД 10

Так же на своих уроках и занятиях дополнительного образования я активно использую цифровое оборудование центра «Точка роста», которое обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных прямо во время проведения опыта. Это позволяет оценить и вовремя скорректировать при необходимости ход эксперимента. Все результаты воспроизводятся на монитор ноутбука, отображаются в виде графиков, таблиц и могут быть сохранены для демонстрации в практической деятельности. На основе полученных экспериментальных данных ученики самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, выявляют закономерности. С помощью датчиков на уроках химии и занятиях дополнительного образования проводим измерение электропроводимости различных растворов, анализируем тепловые эффекты химических реакций, проводим исследование минерализации и мутности воды, определяем кислотность почвы, и многое многое другое.

 Спасибо за внимание!


Мастер-класс: Моя Методическая находка.

«Формирование познавательного интереса на уроках химии»

Фараоновыми змеями называют химические опыты, в ходе которых количество вещества резко и быстро увеличивается в несколько раз. Все это напоминает движущихся змей. Реактивы смешиваются, вступают в реакцию и происходит многократное увеличение их объема. Такое зрелище порадует ребенка и, конечно, вызовет множество вопросов, желание продолжить эксперименты и узнать больше.

Вырастить «фараонову змею» можно даже дома на кухне. Реактивы для опыта – глюконат кальция, или сода с сахарной пудрой. Если эти реактивы осторожно нагреть на спиртовке, то начнёт выползать объёмный жгут. Продукт этой реакции действительно похож на змею.

ОПЫТ № 1

«Фараоновая змея» из глюканата кальция

Оборудование и реактивы: негорючая подложка, глюканат кальция, фарфоровая чаша с песком, этиловый спирт, спички.

Порядок проведения опыта:

Соблюдаем технику безопасности

Фарфоровую чашу с песком проливаем этиловым спиртом. Выкладываем на поверхность песка таблетки глюканата кальция и осторожно поджигаем.

Через некоторое время таблетки начнут обугливаться и увеличиваться в размере.

ОПЫТ № 2

«Фараоновая змея» из соды и сахарной пудры

Оборудование и реактивы: негорючая подложка, гидрокарбонат натрия, сахарная пудра, фарфоровая чаша с песком, этиловый спирт, спички.

Порядок проведения опыта:

Соблюдаем технику безопасности

Готовим смесь гидрокарбоната натрия и сахарной пудры в соотношении 1:4. Смесь хорошо перемешиваем. Фарфоровую чашу с песком проливаем этиловым спиртом. Высыпаем горкой на поверхность песка полученную смесь и осторожно поджигаем.

Через некоторое время смесь начнет обугливаться и увеличиваться в размере.

Что бы опыт смотрелся более эффектнее, вместо соды можно использовать аммиачную селитру.

        ОПЫТ № 3

«Фараоновая змея» из сахарной пудры и серной кислоты

или «черный удав» из стакана

Оборудование и реактивы: лоток, сахарная пудра, серная кислота конц., вода, мерный стакан, стеклянная палочка.

Порядок проведения опыта:

Соблюдаем технику безопасности

Для его проведения сахарную пудру в количестве 5 г или пару столовых ложек с горкой помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают её 1-2 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. Потом к влажному сахару приливают 30–40 мл концентрированной серной кислоты. Затем смесь быстро перемешивают стеклянной палочкой и оставляют в стакане. Через 1–2 минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку.

Осторожно!!! стакан нагревается!

Серная кислота жадно поглощает воду, и способна достать эту воду даже из молекул сахара. В ходе этой реакции сахар превращается в уголь и выделяются газы, которые вспенивают уголь и выталкивают его из стакана. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...

Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...

Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"

Методический семинар "Формирование познавательного интереса  посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского  конкурс...