Программа блока дополнительного образования "Химия - это интересно"
рабочая программа по химии (5, 6, 7 класс) на тему
Программа блока дополнительного образования "Химия - это интересно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа блока дополнительного образования
«Химия – это интересно»
для 5-7 классов.
Автор учитель химии, биологии и экономики высшей квалификационной категории Беликова Екатерина Викторовна.
Пояснительная записка
Законом об образовании предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и химического. Занятия по программе дополнительного общего образования с их разнообразием форм и методов создают для становления личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но и существенно конкретизировать и расширить их знания в области химической науки. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки экспериментальной деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал экспериментальной деятельности для развития учащихся в школе.
В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленная на формирование учебных экспериментальных умений у учеников.
Направленность программы
Программа «Химия – это интересно» по содержанию является естественнонаучной, по функциональному предназначению — общеинтеллектуальной, по форме организации — дополнительным образованием, по времени реализации — годичной.
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучного направления «Занимательная химия» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-РФ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989г).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
5. Требования к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844).
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Внешкольные учреждения), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет учащимся полнее и успешнее усвоить базовый курс такой учебной дисциплины, как химия. Она также позволяет выработать интерес у учащихся к особенностям химических процессов, проходящих в организме человека и к сохранению своего здоровья.
Актуальность программы
Отличительной чертой современной жизни является активное внедрение достижений химии в теорию и практику исследования различных природных явлений. Программа через познание учащимися химических и физико-химических процессов формирует понимание природных явлений в окружающей среде и организме человека.
Педагогическая целесообразность
Предлагаемая программа носит обучающий, развивающий характер. Она является необходимой для учащихся основной ступени, так как способствует формированию гражданской позиции в области окружающей среды, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Программа направлена на:
- создание условий для развития подростка;
- естественнонаучное понимание окружающего мира;
- повышения уровня теоретической и экспериментальной подготовки;
- последовательное расширение и укрепление их ценностно-смысловой сферы;
- выработку навыков проведения экспериментальных работ;
- формирование информационной культуры;
- самореализацию подростков через интеллектуальные игры;
- укрепление психического и физического здоровья.
Используемые образовательные технологии
Реализация данной программы осуществляется через использование и совершенствование технологий, обоснованный выбор средств, форм, методов обучения и воспитания:
- Технологии личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Данная технология сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
- Технологии коллективной творческой деятельности, в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью (И.П. Волков, И.П. Иванов).
- Педагогики сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
- Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому использовать на занятиях по музыке текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности в работе с воспитанниками.
Целевое назначение программы
Целью создания программы является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в блоке дополнительного образования тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.
Основная цель программы: расширение и углубление знаний и навыков практической химии у обучающихся.
Задачи:
1. Познавательные:
- развитие познавательных интересов и способностей;
- формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ;
- усвоение научных знаний о строении вещества и закономерностях протекания реакций;
- умение прогнозировать протекание химических процессов в зависимости от условий;
- научить применять полученные знания в жизни и практической деятельности.
2. Личностные:
- - широко использовать химические знания в воспитании грамотного отношения к окружающей среде;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью.
3. Коммуникативные:
- формирование коммуникативных навыков и информационной культуры у обучающихся.
4. Метапредметные:
- понимание связи химии с другими науками: биологией, физикой и др.;
- понимание положения человека в природе, что важно для формирования научного мировоззрения.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
- обучающихся – в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных возможностей личности, в получении качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире;
- родителей – в обеспечении условий для максимального развития интеллектуального потенциала обучающихся;
- учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности;
- Вологодской области – в сохранении и развитии традиций региона как промышленного и культурного центра России;
- общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование человека, способного к продуктивной творческой деятельности в различных сферах; в сохранении и развитии традиций.
Адресность программы
Программа рассчитана на работу с детьми 14- 16 лет.
Так как занятия носят характер экспериментальный, поэтому состав учащихся постоянный. Набор в группу проводится по принципу добровольности. В неё могут входить как сильные, так и слабые ученики. Занятия проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8 классов (34 занятия по 1 часу в неделю или 34 часа).
Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Учащиеся не столько приобретают дополнительные знания по химии, сколько развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно их обсуждать. Опыты, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета химии.
Обучающиеся могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Основные методы
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию способствуют следующие общепедагогические методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
- наглядные методы (показ демонстрационных опытов, использование ТСО, дидактического раздаточного материала);
- практические включают в себя индуктивный, дедуктивный, репродуктивный, проблемно-поисковые методы.
Основные формы
- лекция с элементами беседы
- поэтапное формирование умений и навыков
- семинар-практикум
- практическая работа
- научно-практическая конференция
В работе по содержанию возможны следующие виды деятельности:
- выполнение практических работ
- самостоятельные исследования
- составление и моделирование изучаемых процессов
- составление таблиц
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией
- работа в группах
- работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet
Ожидаемые результаты
Для отслеживания усвоения программного материала и индивидуального роста каждого школьника рекомендуется проводить диагностику в начале и в конце года, хотя контроль знаний и умений рекомендуется проводить в течение всего периода обучения. Он может проходить в следующих формах:
- вводное тестирование;
- наблюдение;
- беседа;
- игровые занятия;
- общий смотр знаний в конце учебного года.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Прогнозируемый результат и способы его проверки
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:
- правила и приёмы работы с химической посудой и реактивами;
- прогнозировать протекание химических процессов в зависимости от условий реакции;
- природу и общие свойства различных химических систем.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- использовать химические знания для понимания процессов в организме и окружающей среде;
- необходимые знания по общению с веществами бытовой и медицинской химией;
- умение ставить химические эксперименты.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формами подведения итогов программы дополнительного образования могут быть:
- проведение научно-практических конференций (в рамках декады химии и экологии в школе);
- оформление стенгазет;
- тестирование, участие в интеллектуальных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Количество часов | |
Теоретический материал | Практические работы | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 1 | 1 | |
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Нагревательные приборы и пользование ими | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Взвешивание, фильтрование и перегонка | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Выпаривание и кристаллизация | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ | 3 | 1,5 | 1,5 |
9 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Кристаллогидраты | 2 | 1 | 1 |
11 | Химия и медицина | 1 | 1 | |
12 | Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас | 2 | 2 | |
13 | Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай» | 3 | 3 | |
14 | Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка | 2 | 2 | |
15 | Химия в природе | 2 | 2 | |
16 | Химия и человек | 1 | 1 | |
17 | Проведение дидактических игр | 8 | 4 | 4 |
18 | Занятие по профориентации. | 1 | 1 | |
19 | Химия в быту. | 3 | 1,5 | 1,5 |
20 | Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” | 2 | 2 | |
Всего | 38 | 27 | 11 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей
Практическая работа.
- Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
- Перегонка воды.
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли.
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.
11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.
Экскурсия в аптеку.
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.
- “Вулкан” на столе
- “Зелёный огонь”
- “Вода-катализатор”
- «Звездный дождь»
- Разноцветное пламя
- Вода зажигает бумагу
13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».
Подготовка к игре. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.
Игра. «Счастливый случай»
14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
- “Химическая эстафета”
- “Третий лишний”.
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
- Химические водоросли
- Тёмно-серая змея.
- Оригинальное яйцо
- Минеральный «хамелеон»
16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
- Ваше питание и здоровье
- Химические реакции внутри нас
17. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
- кто внимательнее
- кто быстрее и лучше
- узнай вещество
- узнай явление
18. Занятие по профориентации. Ознакомление с профессиями череповецких заводов, имеющих химическую направленность.
19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата план. | Дата факт. | Кол-во часов |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | 1 | ||
2 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. | 1 | ||
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
4 | Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
5 | Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
6 | Взвешивание, фильтрование и перегонка. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
7 | Выпаривание и кристаллизация. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
8 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Практические работы. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
9 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Практические работы. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
10 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Практические работы. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
11 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
12 | Кристаллогидраты. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
13 | Кристаллогидраты. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
14 | Химия и медицина. Устный журнал. | 1 | ||
15 | Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
16 | Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
17 | Подготовка к игре «Счастливый случай». | 1 | ||
18 | Подготовка к игре «Счастливый случай». | 1 | ||
19 | Игра «Счастливый случай». | 1 | ||
20 | Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. | 1 | ||
21 | Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. | 1 | ||
22 | Химия в природе. | 1 | ||
23 | Химия в природе. | 1 | ||
24 | Химия и человек. | 1 | ||
25-32 | Дидактическая игра | 8 | ||
33 | Профориентационная лекция. | 1 | ||
34 | Химия в быту. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
35 | Химия в быту. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
36 | Химия в быту. Практическая работа. Текущий инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
37 | Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” | 1 | ||
38 | Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” | 1 | ||
Итого | 38 |
Материально-техническое обеспечение
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1) приборы для работы с газами;
2) аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3) измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4) стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Химические реактивы и материалы:
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди (||), кальция, железа (|||), магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия, кальция, 25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди (||), алюминия, железа (|||); нитраты калия, натрия, серебра; сульфат меди(||); иодид калия; алюмокалиевые квасцы; дихромат калия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, сахароза, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Мультимедийное оборудование
Компьютер, проектор, экран
Примечание: занятия проводятся в кабинете химии, оборудованном вытяжным шкафом, раковиной. Лабораторная посуда, химические реактивы и материалы находятся в лаборантской, расположенной рядом с кабинетом.
Список литературы
Для педагога
1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
2. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.
3. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
4. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
5. Г.И. Штремплер. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
6. Программно-методические материалы. Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.
7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на
каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
8. Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
Для обучающихся и родителей
1. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание, 1980.
2. Леенсон И.А. Школьникам для развития интеллекта. Занимательная
химия. - М.: Росмэн, 1999.
3. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Список полезных образовательных сайтов
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
http://www.alhimik.ru
Виртуальная химическая школа
http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия
http://all-met.narod.ru
Мир химии
http://chem.km.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия
http://experiment.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок дополнительного образования в ГБОУ СОШ № 647
УтверждаюДиректор ГОУ СОШ № 647__________________...

Модульная программа блока «Молекулярная физика» и разработка учебного элемента М4
Модульная программа блока «Молекулярная физика»+Разработка учебного элемента по теме «Молекулярная физика» М4...
Программа "Блок занятий с педагогами по эффективному взаимодействию с детьми"
Предлагаемая программа является частью более общей работы по эффективному взаимодействию с особыми детьми...

Анализ работы блока дополнительного образования
Анализ работы блока дополнительного образования для публичного отчета...

Дополнительная общеразвивающая программа эстетической направленности "Шик" (школа интересных каникул)
Данная программа позволяет целенаправленно и интересно организовать занятость детей в каникулярный период....