Урок по химии на тему: "Признаки химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Открытый урок в 8 классе на тему"Признаки химических реакций". Урок изучения новой темы. Урок построен с использованием различных видов учебной деятельности: демонстрация опытов, лабораторная работа, работа с учебником, проверка знаний по новой теме. Урок сопровождается слайдами презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_8.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Признаки химических реакций.
Цели:
Образовательная:
- Обеспечить восприятие и осмысление учащимися понятий « химическое явление», «признаки химических явлений»;
- Закрепить опорные знания понятий «вещество», «физические свойства вещества», «физическое явление»;
- Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций;
- Дать первоначальные понятия о классификации химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты;
- Опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы.
Развивающая:
- Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами ТБ
Воспитательная:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать, задумываться над сутью происходящего, причинами изменений;
- Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний.
Реактивы и оборудование:
Набор реактивов для демонстрационных опытов, 15 наборов для экспериментальной работы учащихся, спиртовка, держатель, газоотводная трубка, стаканчик с водой, весы.
Эпиграф: «Высокая цель человека науки – проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, постигать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими» .
Р. Ролан
Ход урока.
1. Мотивационно-ориентационный этап.
Учащимся демонстрируются набор предметов ( кусочек кожи, набор ручек, изделий из пластмассы и т.д.)
Вопрос: Что объединяет все эти предметы?
2. Операционно-исполнительский этап.
Дайте описание физических свойств следующих веществ:
1-й ряд – вода
2-й ряд – поваренная соль
3-й ряд – сахара
Ответы учащихся. Заполнение схемы:
…………. ……………
…………… ……………..
……………
Вопрос: Что происходит с веществом при физических явлениях?
(изменяются некоторые его свойства: форма, агрегатное состояние)
- А сегодня на уроке мы с вами познакомимся с химическими явлениями, их признаками. А самое главное – мы должны будем понять – а что происходит с веществом при химическом явлении.
- Главный итоговый признак химической реакции - это превращение веществ, т.е. образование новых веществ из исходных. Новые же вещества – это новые свойства их, которыми не обладали исходные вещества.
Сейчас мы с вами познакомимся с признаками химических реакций. Вы должны будете внимательно наблюдать за моими действиями и, сделав соответствующие выводы, вставить в тексты пропущенные слова.
Опыт 1. « Растворение мела» (Взаимодействие карбоната кальция с раствором соляной кислоты)
«К белому кристаллическому веществу (мелу) добавили кислоту, при этом наблюдается бурное выделение ___________ .
Вывод. Признак превращения – выделение _________. Значит это ___________ явление.»
Опыт 2. «Взаимодействие растворов» (сульфата меди, гидроксида натрия и соляной кислоты)
«К раствору ___________ цвета добавили ____________раствор. Выпал ___________ _____________ цвета. При дальнейшем добавлении __________ раствора, осадок _________________ .
Вывод. Признак превращения – выпадение и растворение ____________ . Значит это ________________ явление»
Опыт 3. «Появление запаха» (взаимодействие хлорида аммония и щелочи при нагревании)
« К белому кристаллическому веществу добавили щелочи и подогрели.В результате появился резкий ____________.
Вывод. Признак превращения – появление ____________. Значит это - ________________ явление.»
Опыт 4. «Вулкан на столе» (бихромат аммония)
« При поджигании сыпучего кристаллического вещества _____________ цвета происходит выделение ____________ и _____________. В результате образуется вещество ____________ цвета.
Вывод. Признак превращения - _________ , ___________ . Значит это - __________ явление.
Реакции горения – это частный случай большой группы реакций, в результате которых выделяется теплота, - экзотермических реакций. («Экзо» - наружу)
Выделяют еще одну группу реакций – эндотермические («Эндо» - внутрь)
Опыт 5. (нагревание перманганата калия)
Обратите внимание на течение этой реакции.
3. Этап закрепления полученных знаний.
1. Учащимся предлагается самостоятельная экспериментальная работа:
- Уксус (раствор уксусной кислоты) и пищевую соду используют в хлебопечении для улучшения качества выпечки. При добавлении в тесто этих веществ изделия становятся пышными, хорошо пропекаются. Добавьте к пищевой соде раствор уксусной кислоты, определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
Наблюдения. При добавлении к пищевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное выделение ___________ с шипение.
Вывод. Это ____________ явление.
- Пятна от йодной настойки трудно удалить. Избавиться от них помогает раствор тиосульфата натрия. Капните этот раствор на пятно, нанесенное на ткань. Запишите свои наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Определите признак этого процесса, сделайте вывод.
Наблюдения. При нанесении раствора тиосульфата натрия на пятно йодной настойки оно __________________. Признак этого явления – изменение _____________.
Вывод. Это ______________ явление.
2.Заполнение структурно-логической схемы «Признаки химических реакций»:
- Беседа « Условия возникновения и течения химических реакций»
Вопросы:
- Что необходимо для начала химической реакции?
- Как добиться того, чтобы реакция протекала быстрее?
- Что необходимо для начала экзотермической реакции? Для эндотермической ?
- Закон сохранения массы веществ. Объяснение материала.
Проблемный вопрос: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой исходных веществ?
Давайте обратимся к опыту.
Опыт 1. На платформе весов два стаканчика (хлорид бария и серная кислота).
Отметить маркером значение показаний стрелки. Слить растворы. Взвесить.
Как вы узнали о том, что реакция прошла?
Какой вывод можно сделать? (Атомы никуда не исчезают, а только перегруппировываются)
Опыт 2. На платформе весов два стаканчика (карбонат натрия и соляная кислота)
Отметить маркером значение показаний стрелки. Слить растворы. Взвесить.
Почему масса веществ стала меньше?
М.В. Ломоносов, А. Лавуазье
Закон сохранения массы: «Масса веществ, вступивших в реакцию равна массе веществ, образующихся в результате реакции»
(При условии замкнутой системы)
- Итоговый контроль знаний:
Выберите правильный ответ.
1.Из перечисленных ниже явлений к химическим относятся:
а) образование зеленого налета на медных монетах
б) превращение кусочка бесцветного стекла при сильном измельчении в белый порошок
в) превращение воды в пар при нагревании
2. «Твердым бензином», представляющим собой летучие горючие жидкости
заключенные в пластмассовые упаковки, как мед в соты , охотно пользуются геологи, полярники, альпинисты, охотники, туристы. Когда брикет поджигают спичкой, он горит ровным пламенем в любую погоду, давая в 15 раз больше теплоты, чем сухой спирт. Признак описанного явления:
а) выпадение осадка
б) выделение газа
в) появление запаха
г) выделение света и тепла.
3.Высота Эйфелевой башни в Париже в солнечный день увеличивается по сравнению с дождливым днем на 12 см. В основе этого:
а) физическое явление
б) химическое явление
в) физико-химическое явление
Этап организации домашнего задания.
Параграф 26, упражнения 1, 2, 3
Оценочно-рефлексивный этап.
Подведение итогов (возвращение к эпиграфу)
Рефлексия – осмысление учащимися своей деятельности.
Министерство Образования Республики Башкортостан
ГОУ «Сибайская гимназия- интернат»
Урок на тему: « Признаки химических реакций.»
Проведён в 8 классе
Провела учитель химии
Кускарбекова Л.С.
2009 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
Проект урока по химии в 8 классе "Химические реакции "
Проект урока по химии с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов...
Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"
Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...
Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....
Урок по химии 8 класс "Типы химических реакций"
В рамках изучения темы "Типы химических реакций", реакции замещения занимают связующие звено между реакциями соединения, разложения и реакциями обмена. Механизм реакции отрабатывается на эле...
Технологическая карта урока по химии на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Технологическая карта урока по химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды» Техники и технологии: технология проблемного обучения, здоровьесбер...
Методическая разработка внеурочного занятия по химии по теме: " Классификация химических реакций в неорганической химии ". Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
Тема "Классификация химических реакий в неорганической химии"является одной из основополагающих для успешной подготовки и сдачи экзамена по химии. В данном материале рассмотрена теория ...