Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №1 "Ключевые слова"
презентация к уроку по химии (11 класс) на тему

Калитина Тамара Михайловна

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2)  "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №1 "Ключевые слова"

Выполнение задания «мысленного эксперимента» требует знания химических свойств веществ и их названий, условий проведения реакций и сопровождающих их изменений, а  также понимания терминологии, используемой при описании опытов.
 

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

«Ключевые слова»
«Вещество растворили…».

Возможны несколько случаев использования подобного словосочетания. Для простоты будем считать, что речь идёт о водных растворах.
1) Растворяемое вещество не взаимодействует ни с водой, ни с веществами, содержащимися в растворе
(растворение хлорида натрия, серной кислоты, нитрата калия в воде).
«Ключевые слова»
«Вещество растворили…».
4) При растворении вещества может происходить гидролиз.

В этом случае следует поступать таким образом: если гидролиз вещества происходит полностью, то его учитывают и дальнейшие превращения записывают с учётом продуктов гидролиза, например:
«сульфид алюминия растворили в воде:
Al
2
S
3
+6HOH=2Al(OH)
3
↓+3H
2
S↑
»
«хлорид фосфора (
V
) растворили в воде:
PCl
5
+4H
2
O=H
3
PO
4
+5HCl
»
Автор:
Калитина Тамара Михайловна
Место работы:
МБОУ СОШ №2 с.Александров-Гай Саратовской области
Должность:
учитель химии
.
Мини-сайт
http://www.nsportal.ru/kalitina-tamara-mikhailovna

Дополнительные сведения:

сайт
http://kalitina.okis.ru/

Выполнение задания
«мысленного эксперимента»
требует знания химических свойств веществ и их названий, условий проведения реакций и сопровождающих их изменений, а также понимания терминологии, используемой при описании опытов.
«Ключевые слова»
«Через раствор пропустили газообразный…».
В раствор погрузили трубку, через которую под небольшим избыточным давлением продавливается газообразное вещество, которое может растворяться или реагировать с веществом(-
ами
), находящимся(-
ися
) в растворе. В первоначальный период растворённые вещества будут в избытке по отношению к пропускаемому газу.
«Ключевые слова»
«Вещество растворили…»
б) оксид серы (
VI
) растворили в разбавленном растворе серной кислоты.
Разбавленный раствор серной кислоты состоит из двух веществ-
воды
H
2
O
и серной кислоты
H
2
SO
4
.
Оксид серы (
VI
) может взаимодействовать с водой с образованием серной кислоты и не может реагировать собственно с кислотой, находящейся в растворе:
SO
3
+
H
2
O
=
H
2
SO
4
SO
3
+
H
2
SO
4

=
следовательно, в результате
«растворения оксида серы (
VI
) в растворе серной кислоты»
увеличивается количество серной кислоты в растворе.
Источник

ДОРОНЬКИН В.Н.
Химия. Задания высокого уровня сложности (часть С) для подготовки к ЕГЭ:
учебно
- методическое пособие/Под
ред.В.Н.Доронькина
. – Изд.5-е,
исправ
. И доп. – Ростов
н
/Д: Легион, 2014. – 288 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ
№37(С2)-
«Мысленный эксперимент»
Занятие №1
«КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»
«Ключевые слова»
При «Обжиге» извести происходит разложение карбоната кальция без изменения степени окисления:

CaCO
3
=CaO+CO
2

«Ключевые слова»
«Осадок (вещество) прокалили»-
вещество нагрели до высокой температуры, при которой оно изменяется и превращается в другие вещества.
«Смесь веществ сплавили»
– несколько веществ нагрели до температуры плавления или выше и выдержали в этих условиях некоторое время; между веществами, содержащимися в смеси, происходят химические реакции.
«Ключевые слова»
«Вещество растворили…».
Следовательно, фраза
«цинк растворили в соляной кислоте»
означает, что в результате реакции образовалась соль цинка
ZnCl
2

и выделился газообразный водород
H
2


«Ключевые слова»
Фильтрат
- жидкость, содержащая растворённые вещества, протекает сквозь поры фильтра.
«Фильтрат
(или раствор)
упарили»
-
жидкость, содержащую растворённые вещества, осторожно нагревают до тех пор, пока не испарится растворитель; естественно, что температура при выпаривании не будет очень высокой (несколько выше температуры кипения жидкости);
«Ключевые слова»
Обжиг
- длительное нагревание вещества при высокой температуре в присутствии воздуха или кислорода. Если в состав вещества входили окисляющиеся частицы, то произойдёт химическая реакция окисления,
например обжиг пирита (при получении серной кислоты):
4FeS
2
+11O
2
=2Fe
2
O
3
+8SO
2

«Ключевые слова»
«Вещество растворили…».
3)

Возможно взаимодействие растворяемого вещества с веществами, содержащимися в растворе, т.е. или с растворителем, или с растворённым веществом,
например: а) цинк растворили в соляной кислоте; соляная кислота- раствор хлороводорода
HCl
в воде
H
2
O
. При обычных условиях цинк не реагирует с водой, но взаимодействует с хлороводородом:
Zn+ H
2
O=
Zn+2HCl= ZnCl
2
+H
2

«Ключевые слова»
Навеска
-
некоторое взвешенное количество вещества.
Осадок
- нерастворимое (в условиях проведения опыта) вещество, которое образуется при осуществлении реакции.
Фильтрование-
все вещества, и растворимые, и образовавшиеся нерастворимые, выливают в воронку, в которой находится
фильтр
(бумага, или ткань, или другой пористый материал).
Нерастворимые вещества
задерживаются на фильтре (размер частиц вещества больше, чем размер пор в фильтре) – говорят
«осадок отфильтровали».
«Ключевые слова»
«Вещество растворили…».
2) Взаимодействие растворяемого вещества с водой очевидно и не вызывает сомнений,
например «негашеную известь растворили в воде:
CaO+H
2
O=Ca(OH)
2
».
«Ключевые слова»
«Вещество растворили…».
Если же степень гидролиза небольшая (вещество образовано с участием только одного слабого электролита), то при составлении уравнения дальнейших превращений гидролиз можно не учитывать, например:
«хлорид меди (
II
) растворили в воде и в полученный раствор добавили раствор щёлочи:

CuCl
2
+2NaOH=Cu(OH)
2
↓+2NaCl
»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» (8 класс)

Мини - пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» предназначено для организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроке, а также для индивидуальной работы с «отстающими»...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2)  "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"Выполнение задания «мысл...

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №3 "Пример №1 "Анализ и решение"

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2)  "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №3 "Пример №1 "Анализ и решение"Выполнение за...

Задания для подготовки к сдаче ЕГЭ предмета химии по теме «Взаимосвязь различных классов неорганических веществ»

Задания для подготовки к сдаче ЕГЭ предмета  химии по теме  «Взаимосвязь различных классов неорганических веществ»...

Химические свойства простых и сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

собрать всю теорию по взаимодействию веществ в одну работу; определить многообразие типов заданий, проверяемых в ходе ОГЭ по данной теме и научиться их решать....