Мини-пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» (8 класс)
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Мини - пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» предназначено для организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроке, а также для индивидуальной работы с «отстающими».
Пособие содержит базовые сведения о классах неорганических веществ с формулами и номенклатурой, схемы реакций. Приводится алгоритм составления уравнений химических реакций и примеры его использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_po_teme_klassy_neorganicheskih_veshchestv._shemy_reakciy..docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Классы неорганических веществ. Схемы реакций (8 класс)
Классы неорганических веществ:
- Простые вещества: металлы и неметаллы
- Сложные вещества: оксиды (основные; амфотерные; кислотные, несолеобразующие); основания; амфотерные гидроксиды ; кислоты; соли.
! Формулы всех веществ можно составить с учетом степеней окисления элементов или валентностей, или зарядов ионов (см. таблицу растворимости солей, кислот и оснований).
Индексы в формулах подбирают так, чтобы сумма зарядов или степеней окисления была равна нулю
(количество положительных зарядов равно количеству отрицательных зарядов).
Примеры (индексы выделены):
Сu2+(NO3)-2 Fe3+2(SO4)2-3 Ca2+Cl-2 Al3+(OH)-3 Na+3PO43-
1.2 = 2.1 2.3 = 3.2 1.2 = 2.1 1.3 = 3.1 3.1 = 1.3
Оксиды - соединения двух элементов, один из которых кислород в степени окисления (-2), валентность II.
Основные оксиды – Na2O- оксид натрия; K2O – оксид калия; CaO- оксид кальция; MgO- оксид магния; CuO- оксид меди(II); ВаО –оксид бария, FeO- оксид железа(II), MnO – оксид марганца(II). Образованы металлами в степени окисления (+1) и (+2), валентность I и II.
Амфотерные оксиды - ZnO, Al2O3, Fe2O3
Кислотные оксиды - CO2- оксид углерода(IV); SO2-оксид серы(IV); SO3- оксид серы(VI): P2O5 - оксид фосфора(V), Mn2O7 – оксид марганца(VII). Образованы неметаллами и металлами в степени окисления (+5- +7), валентность V-VII.
Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп – ОН-. Общая формула Ме(ОН)n. Металлы такие же, как в основных оксидах.
Щелочи (растворимые основания): NaOH - гидроксид натрия; KOH - гидроксид калия; Ca(OH)2 - гидроксид кальция (исключение !, т.к. малорастворим); Ва(ОН)2 – гидроксид бария.
Нерастворимые основания: Cu(OH)2 - гидроксид меди(II); Fe(OH)2 - гидроксид железа(II).
Амфотерные гидроксиды – Zn(ОН)2-гидроксид цинка, Al(OН)3 – гидроксид алюминия,
Fe(OH)3 - гидроксид железа(III).
Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
HCl –соляная,хлороводородная HNO3 - азотная
HBr -бромоводородная H2SO4 -серная
HF -фтороводородная H2CO3 -угольная
HI –иодоводородная H3PO4 - фосфорная
H2S -сероводородная H2SO3 – сернистая
H2SiO3 – кремниевая
Выделенные названия и формулы надо знать наизусть!
Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
Соли с одинаковым кислотным остатком имеют сходные названия.
Остаток Cl- - хлорид: NaCl –хлорид натрия, CuCl2-хлорид меди(II), AlCl3-хлорид алюминия
Остаток NO3- - нитрат: Fe(NO3)3 –нитрат железа(III), Ca(NO3)2 –нитрат кальция
Другие остатки: SO42- - сульфат S2- - сульфид SO32- - сульфит
CO32- - карбонат PO43- - фосфат SiO32- - силикат
Br- - бромид I - иодид F- - фторид
Схемы реакций:
- Кислота (кроме H2SO4 конц., HNO3, H2SiO3) + Металл (доН) = Соль + Н2 ↑
- Кислота + Основный оксид = Соль + Н2О
- Кислота + Основание = Соль + Н2О - реакция нейтрализации
- Кислота + Соль = Новая кислота + Новая соль (среди продуктов должен быть осадок или газ)
- Щелочь + Кислотный оксид = Соль + Н2О
- Щелочь + Соль (растворимая) = Новое основание + Новая соль (хотя бы один продукт должен быть нерастворим)
Нагрев,t
- Нерастворимое основание (Амф. гидроксид) = Оксид металла + Н2О
- Соль растворимая + Соль растворимая = Две новые соли (хотя бы одна нерастворимая)
- Основный оксид + Н2О = Щелочь
- Кислотный оксид + Н2О = Кислота (кроме H2SiO3)
- Кислотный оксид + Основный оксид = Соль
- Амфотерные оксиды и гидроксиды взаимодействуют с кислотами и щелочами, при этом образуется соль и вода.
Примеры составления уравнений с использованием схем:
- Напишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида бария и серной кислоты.
Последовательность рассуждений должна быть следующей:
- Исходные Ba(OH)2 и H2SO4 - основание и кислота.
- Взаимодействие основания и кислоты протекает согласно схеме 3 с образованием продуктов: соли и воды.
- Формула соли – сульфата бария BaSO4 (обязательно проверьте индексы в формуле соли: сумма зарядов ионов должна быть равна 0).
- Уравнение будет таким:
Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2Н2О
Обязательно:
- Не забывайте про индексы в формулах и коэффициенты в уравнениях реакций.
- Пользуйтесь таблицей растворимости.
- Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида магния и соляной кислоты.
- MgO и HCl – основный оксид и кислота.
- Реакция протекает с образованием соли и воды по схеме 2.
- Формула соли - хлорида магния MgCl2 .
- Уравнение:
MgO + 2HCl = MgCl2 + Н2О
- Напишите уравнение реакции взаимодействия сульфата железа(II) и гидроксида калия.
- FeSO4 и KOH – растворимая соль и щелочь.
- Согласно схеме 6 реакция между ними возможна.
- Продукты реакции - Fe(OH)2 и K2SO4. Один из продуктов Fe(OH)2 - нерастворимое основание, следовательно необходимое условие протекания реакции выполняется.
- Уравнение:
FeSO4 + 2КОН = Fe(OH)2 ↓ + K2SO4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
"Основные классы неорганических веществ, генетическая связь основных классов"
В работе зданы адачи и упражнения по теме "Основные классы неорганических соединений", "Генетическая связь неорганических соединений" по программе основного, среднего образования и требованиям федерал...
Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"
Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"Выполнение задания «мысл...
Важнейшие классы неорганических соединений.(Обобщение знаний по классам неорганических соединений.)
Урок обобщения в занимательной форме.Работа в группах....
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022
Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...