Химические свойства карбоновых кислот
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

КОРШУНОВА ОЛЬГА ВИТАЛЬЕВНА

Урок-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskie_svoystva_karbonovyh_kislot.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных интересов и способностей. Учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями. Готовность к общению и  сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и иных видах деятельности.

Метапредметных: умения  планировать,  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решении,  умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умения   использовать в учебных целях информацию из  текстов, умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе, соблюдать ТБ.

Предметных: изучить и закрепить химические свойства карбоновых кислот, выполнить химический эксперимент.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками,  пробиркодержатель, растворы уксусной кислоты,  гидроксида натрия, карбонат натрия, индикатор).

Раздаточный материал: инструктивные карточки.

ХОД УРОКА.

 I. Организационный момент.

Учитель:  Здравствуйте, ребята!

Приветствие.

Мы – умные, мы – дружные,

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится!

II. Актуализация опорных знаний

На подносе: лимон, яблоко, аскорбиновая кислота, аспирин

 О чём пойдёт речь на уроке? О каких веществах? (Ответ: о карбоновых кислотах)

А что вам известно о карбоновых кислотах? (Сообщения учащихся)

III. Мотивация знаний 

Учитель:  Итак, давайте вспомним:
– Что мы называем карбоновыми кислотами? 
(Ответ учащихся)
–  Какая функциональная группа называется карбоксильной?

–  Укажите в списке формулы карбоновых кислот.

 – Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре.

     С какой кислоты начинается гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.

Учитель: Мы уже знаем, что такое карбоновые кислоты, их классификацию, изомерию, номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением чего мы должны заняться на этом  уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока.  (Ответ: химическими свойствами)

– Вы изучали химию уже больше двух лет, с понятием «кислота» мы с вами сталкивались.  Разве для вас это новое понятие? (Ответ: нет)
– А что для вас новое? 
(Ответ: карбоновая)

  IV. Сообщение нового материала.

 Я хотела бы привести   высказывание русского химика Ивана Владимировича Тананаева  «Слово „кислота“ — это функция вещества, а не этикетка с названием. Термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его „способности“».
– Давайте вспомним, с какими веществами реагируют неорганические кислоты? 
(Ответ учащихся без записи уравнений реакций на доске: изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.)

Видеофрагмент.  Уравнения реакций неорганических кислот.

Учитель: А эти  реакции характерны для карбоновых кислот? Давайте перенесем эту модель на карбоновые кислоты и проведем исследование.
Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку,  а потом мы с вами обсудим результаты.

Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности.

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Учащиеся в парах выполняют эксперимент по карточкам и заполняют их.

Содержание инструктивной карточки

  1. Выполните опыты, указанные в таблице.
  2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
  3. В третьем столбце запишите уравнение реакции.

Соблюдайте правила проведения опытов.

Опыт

Что наблюдали

Уравнение реакции

1.

В пробирку налейте СН3СООН и по каплям добавьте лакмус.

 

 

2.

В пробирку с Мg прилейте СН3СООН.

 

 

3.

В пробирку с СаО прилейте СН3СООН.

 

 

4.

Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и прилейте СН3СООН.

 

 

5.

Прилейте в пробирку с NаНСО3 (сода) СН3СООН.

 

 

6.

Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди (II).

 

 

- Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот.

Обсуждение

Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет).
– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже диссоциируют, но обратимо, т.к. являются слабыми электролитами. Запишите уравнение электролитической диссоциации.
– Что вы наблюдали при проведении второго опыта? (
Видели, что при взаимодействии кислоты с магнием выделялся газ. Значит уксусная кислота взаимодействует с металлами) 
– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта?
(При проведении третьего опыта наблюдали исчезновение порошка оксида кальция. Это говорит о том, что кислота взаимодействует с оксидами металлов) 
– Каковы результаты четвертого опыта?
( Наблюдали исчезновение малиновой окраски, вызванной добавлением фенолфталеина)
– Что можно сказать о результатах пятого опыта?
(При взаимодействии уксусной кислоты с солью наблюдали бурное течение реакции с выделением  газа. Это говорит о том, что карбоновые кислоты взаимодействуют с солями)   

- Что наблюдали в шестом опыте? (Произошло исчезновение осадка гидроксида меди. Уксусная кислота реагирует с нерастворимыми основаниями)

Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для неорганических кислот. Но предельные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот. Это реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с образованием сложного эфира. Мы с вами проведем виртуальный химический эксперимент – получение сложного эфира.

Видеофрагмент «Специфические свойства уксусной и муравьиной кислот»

С какой особенностью строения молекулы карбоновой кислоты связаны химические свойства? ( Все свойства связаны с присутствием в их молекуле гидроксильной группы.

V. Закрепление пройденного материала

Учитель:  А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования  нужно 300 г 3,5%-ного раствора  СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора уксусной кислоты мне необходимо взять? (Решение задачи на доске).

Учитель: У нас без внимания остались чашечки с белым порошком. Ребята, вы помните технику безопасности? Вещества можно пробовать на вкус? А сегодня я разрешаю вам нарушить технику безопасности и попробовать это вещество. Это тоже карбоновая кислота – называется аскорбиновая кислота или витамин С. Кушайте на здоровье!

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Изучение нового материала подходит к концу. Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия. (Изучить химические  свойства карбоновых кислот).

Достигли мы этой цели?

Что вы узнали для себя нового в ходе урока, что особенно запомнилось?

Где пригодятся вам полученные знания?

(Знания расширят наше представление об окружающем мире веществ, пригодятся нам в быту и возможно в будущей профессии). 

Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно уметь прилагать на практике.

Домашнее задание и оценки с комментариями

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"

Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....

План урока по теме: "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс

Материал к уроку по химии 10 класс с презентацией....

Химические свойства карбоновых кислот

Конспект урока "Химические свойства карбоновых кислот" по УМК О.С. Габриеляна...

Урок по теме "Химические свойства карбоновых кислот".

Тип урока: изучение нового материала с элементами учебного исследования....

План-конспект урока "Химические свойства карбоновых кислот"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Химические свойства карбоновых кислот» ФИО автора:  Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065.Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 10.Учебник: Рудз...

Презентация "Химические свойства карбоновых кислот".

Описание свойств карбоноывх кислот....

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»

Статья написана с учетом требований ФГОС для среднего профессионального образования и поможет сформировать не только высокий профильный уровень химических знаний, но и целостную естественно-научную ка...