Химические свойства карбоновых кислот
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:
Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных интересов и способностей. Учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями. Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и иных видах деятельности.
Метапредметных: умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решении, умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умения использовать в учебных целях информацию из текстов, умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, соблюдать ТБ.
Предметных: изучить и закрепить химические свойства карбоновых кислот, выполнить химический эксперимент.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками, пробиркодержатель, растворы уксусной кислоты, гидроксида натрия, карбонат натрия, индикатор).
Раздаточный материал: инструктивные карточки.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Приветствие.
Мы – умные, мы – дружные,
Мы – внимательные, мы – старательные,
Мы отлично учимся, всё у нас получится!
II. Актуализация опорных знаний
На подносе: лимон, яблоко, аскорбиновая кислота, аспирин
О чём пойдёт речь на уроке? О каких веществах? (Ответ: о карбоновых кислотах)
А что вам известно о карбоновых кислотах? (Сообщения учащихся)
III. Мотивация знаний
Учитель: Итак, давайте вспомним:
– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ учащихся)
– Какая функциональная группа называется карбоксильной?
– Укажите в списке формулы карбоновых кислот.
– Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре.
– С какой кислоты начинается гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.
Учитель: Мы уже знаем, что такое карбоновые кислоты, их классификацию, изомерию, номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением чего мы должны заняться на этом уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Ответ: химическими свойствами)
– Вы изучали химию уже больше двух лет, с понятием «кислота» мы с вами сталкивались. Разве для вас это новое понятие? (Ответ: нет)
– А что для вас новое? (Ответ: карбоновая)
IV. Сообщение нового материала.
Я хотела бы привести высказывание русского химика Ивана Владимировича Тананаева «Слово „кислота“ — это функция вещества, а не этикетка с названием. Термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его „способности“».
– Давайте вспомним, с какими веществами реагируют неорганические кислоты? (Ответ учащихся без записи уравнений реакций на доске: изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.)
Видеофрагмент. Уравнения реакций неорганических кислот.
Учитель: А эти реакции характерны для карбоновых кислот? Давайте перенесем эту модель на карбоновые кислоты и проведем исследование.
Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку, а потом мы с вами обсудим результаты.
Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности.
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Учащиеся в парах выполняют эксперимент по карточкам и заполняют их.
Содержание инструктивной карточки
- Выполните опыты, указанные в таблице.
- Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
- В третьем столбце запишите уравнение реакции.
Соблюдайте правила проведения опытов.
№ | Опыт | Что наблюдали | Уравнение реакции |
1. | В пробирку налейте СН3СООН и по каплям добавьте лакмус. |
|
|
2. | В пробирку с Мg прилейте СН3СООН. |
|
|
3. | В пробирку с СаО прилейте СН3СООН. |
|
|
4. | Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и прилейте СН3СООН. |
|
|
5. | Прилейте в пробирку с NаНСО3 (сода) СН3СООН. |
|
|
6. | Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди (II). |
|
|
- Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот.
Обсуждение
– Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет).
– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже диссоциируют, но обратимо, т.к. являются слабыми электролитами. Запишите уравнение электролитической диссоциации.
– Что вы наблюдали при проведении второго опыта? (Видели, что при взаимодействии кислоты с магнием выделялся газ. Значит уксусная кислота взаимодействует с металлами)
– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? (При проведении третьего опыта наблюдали исчезновение порошка оксида кальция. Это говорит о том, что кислота взаимодействует с оксидами металлов)
– Каковы результаты четвертого опыта? ( Наблюдали исчезновение малиновой окраски, вызванной добавлением фенолфталеина)
– Что можно сказать о результатах пятого опыта? (При взаимодействии уксусной кислоты с солью наблюдали бурное течение реакции с выделением газа. Это говорит о том, что карбоновые кислоты взаимодействуют с солями)
- Что наблюдали в шестом опыте? (Произошло исчезновение осадка гидроксида меди. Уксусная кислота реагирует с нерастворимыми основаниями)
Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для неорганических кислот. Но предельные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот. Это реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с образованием сложного эфира. Мы с вами проведем виртуальный химический эксперимент – получение сложного эфира.
Видеофрагмент «Специфические свойства уксусной и муравьиной кислот»
− С какой особенностью строения молекулы карбоновой кислоты связаны химические свойства? ( Все свойства связаны с присутствием в их молекуле гидроксильной группы.
V. Закрепление пройденного материала
Учитель: А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования нужно 300 г 3,5%-ного раствора СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора уксусной кислоты мне необходимо взять? (Решение задачи на доске).
Учитель: У нас без внимания остались чашечки с белым порошком. Ребята, вы помните технику безопасности? Вещества можно пробовать на вкус? А сегодня я разрешаю вам нарушить технику безопасности и попробовать это вещество. Это тоже карбоновая кислота – называется аскорбиновая кислота или витамин С. Кушайте на здоровье!
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Изучение нового материала подходит к концу. Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия. (Изучить химические свойства карбоновых кислот).
Достигли мы этой цели?
Что вы узнали для себя нового в ходе урока, что особенно запомнилось?
Где пригодятся вам полученные знания?
(Знания расширят наше представление об окружающем мире веществ, пригодятся нам в быту и возможно в будущей профессии).
Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно уметь прилагать на практике.
Домашнее задание и оценки с комментариями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"
Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....
План урока по теме: "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс
Материал к уроку по химии 10 класс с презентацией....
Химические свойства карбоновых кислот
Конспект урока "Химические свойства карбоновых кислот" по УМК О.С. Габриеляна...
Урок по теме "Химические свойства карбоновых кислот".
Тип урока: изучение нового материала с элементами учебного исследования....
План-конспект урока "Химические свойства карбоновых кислот"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Химические свойства карбоновых кислот» ФИО автора: Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065.Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 10.Учебник: Рудз...
Презентация "Химические свойства карбоновых кислот".
Описание свойств карбоноывх кислот....
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»
Статья написана с учетом требований ФГОС для среднего профессионального образования и поможет сформировать не только высокий профильный уровень химических знаний, но и целостную естественно-научную ка...