Химические свойства карбоновых кислот
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Журавлева Людмила Юрьевна

Конспект урока "Химические свойства карбоновых кислот" по УМК О.С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx36.98 КБ
Office presentation icon him._sv-va_karbonovyh_kislot.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Химические свойства карбоновых кислот

"Тот, кто, обращаясь к старому,

способен открывать новое,

достоин быть учителем"  Конфуций

          Цель:

  • Продолжить знакомство учащихся  с кислородсодержащими соединениями, на примере уксусной и муравьиной  кислот изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот;
  • показать сходство и отличие неорганических и органических кислот;
  • изучить качественные реакции на карбоновые кислоты

Образовательные задачи: Закрепить знания учащихся о составе, строении, получении, свойствах кислот. Расширить понятие о функциональной группе кислот,  о водородной связи, физических и химических свойствах. Отработать умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, также методику распознавания веществ на основании их химических свойств.

Познавательные задачи. Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами, делать выводы и обобщения, развивать умение записывать химические реакции с участием органических веществ. Развивать логическое и творческое мышление.

  • Воспитательные задачи . Особое внимание уделить проблеме физиологического действия кислот в виде консервантов, а также  воспитывать самостоятельность мышления и аккуратность в обращении с химическими веществами, самостоятельность, коммуникативность, креативность, познавательную активность. Воспитывать отношение к себе как к части окружающего мира.

Тип урока: изучения нового материала.

Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, исследовательская работа.

Оборудование и реактивы:

а) на столах у учащихся:

 1 группа штативы с 5 пробирками, в 1-ой пробирке – раствор уксусной кислоты, в остальных – магний, оксид магния, гидроксид меди и карбонат кальция; лакмусовая бумажка, инструктивные карточки для выполнения практической работы;

  2 группа штативы с 5 пробирками, в 1-ой пробирке – раствор соляной кислоты, в остальных – магний, оксид магния, гидроксид меди и карбонат кальция; лакмусовая бумажка, инструктивные карточки для выполнения практической работы;


б) на демонстрационном столе: 4 химических стакана (50 мл),; этиловый спирт, уксусная кислота, муравьиная кислота, концентрированная серная кислота;  аммиачный раствор оксида серебра,  штатив с пробирками, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

Ход урока

I). Организационный этап.(шутка+ орг-я на урок)Видео-Шурик-Иван вас. меняет профессию

 Слайд-кислое лицо и лимон-что общего мы представляем глядя на эти картинки?+тема сегодня: «Свойства карб. кислот»(слайд-1)

II). Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: какие же цели мы поставим себе на данный урок?

- изучить хим. свойства кислот в сравнении с неорг. кислотами

III). Актуализация знаний.:

  1.  Какие вещества называют карбоновыми кислотами?(слайд 2)
  2. Как классифицируют карбоновые кислоты?(слайд-4)
  3. Каким способом получают карбоновые кислоты?(слайд-
  4. С какой кислоты начинается гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот? Чем она отличается от гомологов по строению?(слайд-5)
  5. Какие физические свойства характерны для муравьиной и уксусной кислот?( слайды 6-7)

IV). Переход к изучению новой темы. Вы уже изучали тему «кислоты» в курсе неорганической химии? Определение? Какой ион у всех кислот одинаковый? А у органических кислот?

- Вспомните, с какими классами веществ взаимодействуют неорганические кислоты.

Планируемый ответ ученика.

(Неорганические кислоты изменяют цвет индикаторов, взаимодействуют с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и с солями.) Проверим?

       V).  Новая тема- работа в группах. Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. нам необходимо изучить химические св-ва кислот. Работаем 2 группами. В группе распределите роли: выберите консультанта-он всех контролирует и отвечает за результат,  2 человека проводят опыты, 2 человека  записывают уравнения реакции 2 человека-отвечают за поиск информации( можно использовать учебник, «о,кей» Гугл. Интернет), Остальные оформляют маршрутные листы.  От учителей я бы попросила  по 1 консультанту на группу. 

- Химические свойства карбоновых кислот обусловлены подвижностью атома водорода гидроксогруппы в карбоксиле. Для выяснения химических свойств карбоновых кислот вы проведёте небольшое исследование.

Рассмотрите выданные вам наборы веществ, внимательно прочитайте инструктивную карточку. По ходу выполнения опытов заполните второй и третий столбцы таблицы. Соблюдайте правила проведения опытов.

 Инструктивная карта -1 группа.

  1. Выполните опыты, указанные в таблице.
  2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
  3. В третьем столбце запишите выводы. Если затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, заполнение столбца оставьте до обсуждения.

№ опыта

Опыт

Что наблюдали

Вывод

1.

В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку.

 

 

2.

В пробирку с магнием прилейте уксусную кислоту.

 

 

3.

Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом магния.

 

 

4.

Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди.

 

 

5.

Прилейте уксусную кислоту в пробирку с карбонатом кальция.

 

 

-

Инструктивная карта -2  группа.

  1. Выполните опыты, указанные в таблице.
  2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
  3. В третьем столбце запишите выводы. Если затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, заполнение столбца оставьте до обсуждения.

№ опыта

Опыт

Что наблюдали

Вывод

1.

В пробирку с соляной кислотой опустите лакмусовую бумажку.

 

 

2.

В пробирку с магнием прилейте соляную кислоту.

 

 

3.

Прилейте соляную кислоту в пробирку с оксидом магния.

 

 

4.

Прилейте соляную кислоту в пробирку с гидроксидом меди.

 

 

5.

Прилейте соляную кислоту в пробирку с карбонатом кальция.

 

 

-

 (На выполнение работы и обсуждение её результатов – 25мин).

- Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот. Ответьте на вопросы:

1. Как изменяет свой цвет лакмусовая бумажка в растворах соляной и  уксусной кислоты?

Планируемый ответ ученика.

(В растворе кислоты лакмусовая бумажка краснеет.)

- в отличие от соляной  кислоты, карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо:

СНСООН = СН3СОО+ Н+ .

- Что вы наблюдали при проведении второго опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(Видели, что при взаимодействии кислоты с магнием выделялся газ. Значит, уксусная кислота взаимодействует с металлами.)

- Уксусная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода:

2СНСООН + Мg = (СНСОО)2Мg + Н2 .

Соли уксусной кислоты называются ацетатами, соли муравьиной кислоты – формиатами.

- Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(При проведении третьего опыта мы наблюдали исчезновение порошка оксида магния в растворе уксусной кислоты. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с оксидами металлов.)

- Уксусная кислота взаимодействует с основными оксидами и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:

2СНСООН + МgО = (СНСОО)2Мg + Н2О,

2СНСООН + ZnО = (СНСОО)Zn + Н2О.

- Каковы результаты четвертого опыта?

Планируемый ответ ученика.

(В четвертом опыте мы наблюдали исчезновение осадка гидроксида меди. Уксусная кислота взаимодействует с основаниями.)

- Уксусная кислота взаимодействует с основаниями и амфотерными гидроксидами. Запишем уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом меди и гидроксидом цинка:

2СНСООН + Сu(ОН) 2 = (СНСОО)2Сu + 2Н2О,

2СНСООН + Zn(ОН) 2 = (СНСОО)Zn + 2Н2О.

- Что можно сказать о результатах пятого опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом кальция наблюдали бурное течение реакции с выделением газа. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с солями.)

- Уксусная кислота как слабый электролит взаимодействует с солями  слабых кислот:

2СНСООН + СaСО3 = (СНСОО)Са + Н2О + СО.

- Вспомните, при каких условиях реакции идут до конца?

Планируемый ответ ученика.

(Реакции идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ или образуется малодиссоциируемое вещество или вода.)

 VI). Физ.минутка

- Подведем итоги проведенного исследования. Какие химические свойства характерны для одноосновных карбоновых кислот?

Планируемый ответ ученика.

(Предельные одноосновные карбоновые кислоты диссоциируют, взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями.)

- Вы увидели, что для предельных одноосновных карбоновых кислот характерны такие же свойства, что и для неорганических кислот. В этом заключается их сходство. Но предельные одноосновные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот.ДЕМО-ОПЫТ

В пробирку с уксусной кислотой прильем этилового спирта (демонстрация опыта). Сначала мы не заметим каких – либо признаков реакции. Но если добавить немного серной кислоты и смесь подогреть, то вскоре появляется приятный запах этилового эфира уксусной кислоты: Какая реакция здесь протекает?  Уравнение?

СНСООН + С2Н5ОН = СНСООС2Н5 + Н2О.

Как называется эта реакция?( этерификации)- образуется сложный эфир.

Все свойства кислот, с которыми вы познакомились, связаны с присутствием в их молекуле карбоксильной группы.

Давайте выясним, какие еще св-ва можно спрогнозировать, исходя из строения орг.  к-т? СЛАЙД: Что означает, «предельная» кислота?-Радикал. Какие р-и характерны для пред. у/в?(замещение) след-но р-я замещения:

СН3СООН +Cl2=CH2ClCOOH + HCl

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:ДЕМО:Кач.р-я серебряного зеркала, с Cu(OH)2-постановка проблемы и решение

VII). Закрепление. 1. Даны вещества:

а) CH3-COOH              б) C6H5-COOH             в) CH3-CH=CH-COOH         г) C2H5-COOH

д) (C2H5-COO)2Ca    е) C17H33-COOH           ж) CH3-CH2-COOH                 з)  CH3-COOC2H5

 и) C17H35-COOH              к) CH3-CH2- CH2-COOH   

--Найдите межклассовый изомер веществу к. 

Назовите эти вещества по систематической и тривиальной номенклатуре

-- Получите  вещество а  из этаналя. Напишите уравнение реакции.

-- Напишите уравнение реакции вещества ж с гидроксидом калия.

 --Напишите уравнение реакции образования сложного эфира из глицерина и трёх молекул кислоты и. Какое агрегатное состояние имеет данный жир?

-- Напишите уравнение реакции взаимодействия вещества г с кальцием.

 Назовите продукты реакции.

-- Напишите уравнение реакции взаимодействия вещества а с гидроксидом  магния. Назовите продукты реакции.

2.Осуществите цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций и назовите полученные вещества.

CH2=CH2  →  CH3-CH2OH  →  CH3-COH →  CH3-COOH →  CH2Cl-COOH  →  CH2Cl-COOCH3

Беседа по вопросам.

  1. Какие свойства являются общими для неорганических и органических кислот?
  2. Какая реакция называется реакцией этерификации?
  3. Наличие какой группы в молекуле карбоновых кислот обуславливает рассмотренные химические свойства?
  4. Как называются соли муравьиной и уксусной кислот?

VIII). Домашнее задание.

§12, с.89 - 90. Создать блок-схему или презентацию:

1 группа-муравьиная кислота

2 группа-уксусная кислота

IX). Рефлексия (подведение итогов занятия)

Я справился(ась) с задачами урока- по 5-ти бальной шкале(в тетрадях)

Мне было интересно-….

Мне понравился урок и я на нем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Журавлева Людмила Юрьевна Химические свойства карбоновых кислот Химия 10 кл

Слайд 2

Карбоновые кислоты- органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп- СООН связанных с углеводородным радикалом

Слайд 3

Общая формула одноосновных кислот предельного ряда С n H 2 n+1 COO Н где n может быть равно нулю.

Слайд 4

Классификация карбоновых кислот По числу карбоксильных групп непредельные ароматические одноосновные двухосновные многоосновные предельные По типу углеводородного радикала

Слайд 5

Формулы и названия некоторых карбоновых кислот Формула Тривиальное название Международное название Название радикала НСООН ? Метановая Формиат СН 3 СООН Уксусная ? ? СН 3 СН 2 СООН Пропионовая ? Пропионат СН 3 (СН 2)2 СООН Масляная ? Бутират СН 3( СН 2 ) 3 СООН Валериановая ? Валерат СН 3 (СН 2 ) 4 СООН Капроновая ? Капрат

Слайд 6

Муравьиная кислота. Муравьиная кислота. Муравьиная кислота – НСООН. Жидкость с резким запахом. Содержится в хвое, крапиве, едких выделениях муравьев и пчел. Применяется для получения лекарственных средств, пестицидов и растворителей .

Слайд 7

(эта́новая кислота) — органическое вещество с формулой CH 3 COOH. Слабая, предельная одноосно́вная карбоновая кислота. Производные уксусной кислоты носят название «ацетаты». Водные растворы уксусной кислоты широко используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260) и бытовой кулинарии, а также в консервировании.Применяют для получения лекарственных и душистых веществ.Она используется в книгопечатании и крашении. Уксусная кислота

Слайд 8

(консервант E280) — бесцветная едкая жидкость с резким запахом. Химическая формула С 2 Н 5 -СООН. В природе пропионовая кислота найдена в нефти, образуется при брожении углеводов Пропионовая кислота и ее производные применяют в производстве гербицидов,лекарственных средств, душистых веществ, пластмасс растворителей и ПАВ пропионовая кислота

Слайд 9

Ма́сляная кислота́ (бута́новая кислота́) С3Н7СООН — бесцветная жидкость с запахом прогорклого масла Масляная кислота и её эфиры содержатся в коровьем масле и нефти. Эфиры масляной кислоты применяют как душистые вещества, пластификаторы, эмульгаторы; масляная кислота — в производстве ацетобутиратов целлюлозы. масляная кислота

Слайд 10

Валериа́новая кислота́ (пента́новая кислота́)С 4 Н 9 COOH —одноосновная предельная карбоновая кислота, бесцветная жидкость с неприятным запахом. При попадании на кожу или слизистые оболочки может вызвать ожоги. Она может быть опасна водной фауне и флоре. валериановая кислота

Слайд 11

Капроновая Капроновая кислота (гексановая кислота) С5Н11COOH — одноосновная предельная карбоновая кислота. Это бесцветная маслянистая жидкость с неприятным запахом. В природе эфиры капроновой кислоты находятся в различных животных жирах. Cодержится в древесине Goupia tomentosa; образуется при брожении сахара в присутствии гнилого сыра, почему и является побочным продуктом при маслянокислом брожении. капроновая кислота

Слайд 12

молочная кислота Была открыта в 1780г. Шведским химиком-фармацевтом К. Шееле. Она содержится в квашеной капусте, соленых огурцах, образуется при созревании сыра. Закисание этих продуктов вызывает жизнедеятельность молочнокислых бактерий, попадающих из воздуха. Молочную кислоту применяют в текстильном производстве и кожевенной промышленности. Молочная кислота – консервант, т. е. ее добавка предохраняет продукты от порчи.

Слайд 13

Стеариновая кислота является одной из наиболее распространённых в природе высших жирных кислот. Стеариновая кислота — главная составная часть многих жиров и масел, из которых её выделяют гидролизом. Соли стеариновой кислоты — составная часть мыл. стеариновая кислота

Слайд 14

Насыщенная карбоновая кислота. Наиболее распространённая в природе жирная предельная кислота: в виде сложных эфиров глицерина входит в состав почти всех природных жиров. Соли пальмитиновой кислоты наряду с солями некоторых др. карбоновых кислот являются мылами. Смесь пальмитиновой кислоты и стеариновой кислоты составляет основу стеарина . пальмитиновая кислота

Слайд 15

Называется так потому, что была выделена из так называемого винного камня. Помимо винограда виннокаменная кислота содержится во многих фруктах. Также используется при изготовлении лимонадов, печенья, и при окрашивании тканей. винная кислота

Слайд 16

салициловая кислтота Получают из коры ивового дерева. На ее основе готовят многие лекарства: например аспирин. Аспирин обладает противовоспалительным, жаропонижающим и болеутоляющим действием. Аспирин подавляет болевую чувствительность и помогает от головной боли.

Слайд 17

Щавелевая кислота. Щавелевая кислота – НООССООН. Бесцветное вещество в виде кристаллов. Содержится в щавеле, ревене, шпинате, клевере и помидорах. Применяется в текстильной промышленности, органическом синтезе, для отчистки металлов от ржавчины и накипи.

Слайд 18

Лимонная кислота – С(ОН)СООН. Лимонная кислота содержится не только в лимонах, но и в землянике, смородине, ананасах и других фруктах. Чаще всего ее используют как вкусовое вещество в кондитерских изделиях и напитках. Для выведения пятен от чернил и ржавчины на белье. Лимонная кислота.

Слайд 19

Шаблон для презентации - httpb3td.narod2.rushabloni_dlya_prezentatsii http://ru.wikipedia.org/wiki/ Описание кислот http://yandex.ru/ - рисунки Рисунки - Мультимедийный обучающий комплекс «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия 10-11 классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"

Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....

План урока по теме: "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс

Материал к уроку по химии 10 класс с презентацией....

Урок по теме "Химические свойства карбоновых кислот".

Тип урока: изучение нового материала с элементами учебного исследования....

План-конспект урока "Химические свойства карбоновых кислот"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Химические свойства карбоновых кислот» ФИО автора:  Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065.Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 10.Учебник: Рудз...

Презентация "Химические свойства карбоновых кислот".

Описание свойств карбоноывх кислот....

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»

Статья написана с учетом требований ФГОС для среднего профессионального образования и поможет сформировать не только высокий профильный уровень химических знаний, но и целостную естественно-научную ка...