Конспект урока окислительно восстановительные реакции
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
окислительно восстановительные реакции 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ovr.docx | 663.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Окислительно-восстановительные реакции
8 класс
Цели урока:
Познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, охарактеризовать единство и непрерывность процессов окисления и восстановления, систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов.
Тип урока: комбинированный (урок + презентация).
Задачи урока:
Образовательная – рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов, научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления. Научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Воспитательная - продолжить развитие логического мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы. Формировать основы научного мировоззрения, совершенствовать трудовые навыки, культуру межличностных отношений, умение слушать друг друга, оценивать свою работу.
Методы обучения:
частично-поисковый – самостоятельная работа в группах, беседа с целью ответа на поставленные проблемные вопросы, фронтальный опрос. Урок включает в себя элементы ИКТ (на протяжение всего урока используется презентация).
Контроль: оценочно-стимулирующий – тестирование.
Ход урока:
I. Организационный момент, актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
Даны вещества:
NaOH, MgCl2, K2CO3, AlCl3, H3PO4, K2SO4, HNO3, CuSO4, Zn(NO3)2.
В формулах этих веществ определите:
а) заряды ионов;
б) степени окисления всех химических элементов, входящих в состав.
Вещество | Заряд ионов | Степень окисления элементов |
NaOH | Na + , OH - | +1 -2 +1 Na O H |
MgCl2 | Mg 2+, 2Cl- | +2 -1 Mg Cl2 |
K2CO3 | 2K +, CO32- | +1 +4 -2 K2 C O3 |
AlCl3 | Al 3+, 3Cl1- | 3+ -1 Al Cl3 |
H3PO4 | 3H +, PO43- | +1 +5 -2 H3 P O4 |
K2SO4 | 2K 1+, SO42- | +1 +6 -2 K2 S O4 |
HNO3 | H 1+, NO31- | +1 +5 -2 H N O3 |
CuSO4 | Cu 2+, SO42- | +2 +6 -2 Cu S O4 |
Zn(NO3)2 | Zn 2+ , 2NO31- | +2 +5 -2 Zn (N O3)2 |
II. Изучение нового материала.
1. Слайд 2. Понятие ОВР.
Многообразие классификаций химических реакций по различным признакам (направлению, числу и составу реагирующих и образующих веществ, использованию катализатора, тепловому эффекту) можно дополнить еще одним признаком. Этот признак – изменение степени окисления атомов химических элементов, образующих реагирующие вещества.
+1 +5 -2 +1 -1 +1 -1 +1 +5 -2
AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3
В этой реакции степени окисления атомов химических элементов после реакции не изменились.
+1-1 0 +2 -1 0
2HCl +Zn = ZnCl2 + H2
А в этой реакции – взаимодействие соляной кислоты с цинком – атомы двух элементов, водорода и цинка, изменили свои степени окисления: водород с +1 на 0, а цинк – с 0 на +2. Следовательно, в этой реакции каждый атом водорода получил по одному электрону
+1 0
2H + 2ē → H2
А каждый атом цинка – отдал два эектрона
0 +2
Zn - 2ē → Zn
Химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют окислительно-восстановительными реакциями.
2. Слайды 3-4. Историческая справка.
Издавна ученые полагали, что окисление — это потеря флогистона (особого невидимого горючего вещества), а восстановление — его приобретение. Но, после создания А.Лавуазье в 1777г. кислородной теории горения, к началу XIX века химики стали считать окислением взаимодействие веществ с кислородом, а восстановлением - их превращения. под действием водорода. Тем не менее, в качестве окислителя могут выступать и другие элементы, например
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑
- простейшая реакция железа с соляной кислотой, в ней нет кислорода, тем не менее железо окисляется. В этой реакции окислитель — ион водорода - протон H+, а железо выступает в роли восстановителя. В соответствии с электронно-ионной теорией окисления-восстановления, разработанной Л.В.Писаржевским в 1914 г., окисление — процесс отщепления электронов от атомов или ионов элемента, который окисляется; восстановлением называется процесс присоединения электронов к атомам или ионам элемента, каковой восстанавливается. Например, в реакции
0 0 +2 -1
Zn + Cl2 → ZnCl2
атом цинка теряет два электрона, то есть окисляется, а молекула хлора присоединяет их, то есть восстанавливается.
3. Слайды 5-7. Восстановление.
Под восстановлением понимают процесс присоединения электронов атомами, ионами или молекулами. Степень окисления при этом понижается.
Например, атомы неметаллов могут присоединять электроны, превращаясь при этом в отрицательные ионы, т.е. восстанавливаясь:
0 -1
Cl + 1ē → Cl
атом хлора хлорид-ион
Электроны могут присоединяться и к положительным ионам, которые при этом превращаются в атомы:
+2 0
Cu + 2ē → Cu
ион меди (II) атом меди
Принимать электроны могут и положительные ионы, у которых при этом степень окисления понижается:
+3 +2
Fe + 1ē → Fе
ион железа (IV) ион железа (II)
Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, называют окислителями.
4. Слайды 8-11. Окисление. Единство двух процессов.
Под окислением понимают процесс отдачи электронов атомами, ионами и молекулами. Например, атомы металлов, теряя электроны, превращаются в положительные ионы, т.е. окисляются:
0 +1
Na - 1ē → Na
атом натрия ион натрия
Отдавать электроны могут отрицательные ионы:
-1 0
Cl - 1ē → Cl
хлорид ион атом хлора
Терять электроны могут и некоторые положительные ионы с низшими степенями окисления:
+1 +2
Cu - 1ē → Cu
ион меди (I) ион меди (II)
Можно отметить, что при этом степень окисления повышается.
Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называются восстановителями.
Окисление всегда сопровождается восстановлением и наоборот, т.е. окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов – окисления и восстановления.
5. Слайды 12-17. Электронный баланс.
Суть метода электронного баланса заключается в следующем:
- подсчет изменения степени окисления для каждого из элементов, входящих в уравнение химической реакции;
- элементы, степень окисления которых в результате происшедшей реакции не изменяется – не принимаются во внимание;
- из остальных элементов, степень окисления которых изменилась – составляется баланс, заключающийся в подсчете количества приобретенных или потерянных электронов;
- для всех элементов, потерявших или получивших электроны (количество которых отличается для каждого элемента) находится наименьшее общее кратное;
- найденное значение и есть базовые коэффициенты для составления уравнения.
Визуально алгоритм решения задачи с помощью метода электронного баланса выглядит следующим образом:
подсчитать степень окисления каждого элемента → записать уравнение с указанием вычисленных степеней окисления → выделить элементы, степень окисления которых изменилась → составить электронный баланс → найти наименьшее общее кратное → вставить в уравнение найденные коэффициенты.
6. Слайд 19. Биологическое значение окислительно-восстановительных процессов.
Окислительно-восстановительные реакции являются самыми распространенными и играют большую роль в природе и технике. Они являются основой жизни на Земле. С ними связаны дыхание и обмен веществ в живых организмах, гниение и брожение, фотосинтез в зеленых частях растений и нервная деятельность человека и животных. Они лежат в основе металлургических процессов и круговорота элементов в природе. С их помощью получают аммиак, щелочи, азотную, соляную и серную кислоты и многие другие ценные продукты. Благодаря окислительно-восстановительным реакциям происходит превращение химической энергии в электрическую в гальванических и топливных элементах и аккумуляторах. Они широко используются в мероприятиях по охране природы.
III. Закрепление материала.
Фронтальный опрос, тест, домашнее задание.
№ | I вариант | II вариант | |
1 | К окислительно-восстановительным реакциям не относится реакция, представленная схемой: А) N2 + 3Н2 = 2NН3 Б) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2↑ В) MgCO3 = MgO + CO2 ↑ Г) 2CuO = 2Cu + O2↑ | К окислительно-восстановительным реакциям относится реакция, представленная схемой: А) H2O + CaO = Ca(OH)2 Б) H2O + N2O5 = 2HNO3 В) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2 Г) CuO + H2 = Cu + H2O | |
2 | В каком соединении степени окисления элементов равны -3 и +1 А) NF3 Б) Cl2O3 В) NH3 Г) AlCl3 | В каком соединении степени окисления элементов равны +3 и -2 А) NF3 Б) Cl2O3 В) NH3 Г) AlCl3 | |
3 | Схема Na0 →Na+1 отражает процесс: А) окисления Б) восстановления Г) диссоциации | Схема Сl0 → Сl-1 отражает процесс: А) окисления Б) восстановления Г) диссоциации | |
4 | Восстановительные свойства простых веществ, образованных элементами второго периода, с увеличением заряда ядра: А) уменьшаются Б) усиливаются В) изменяются периодически Г) не изменяются | Окислительные свойства простых веществ, образованных элементами седьмой группы, главной подгруппы с увеличением заряда ядра: А) уменьшаются Б) усиливаются В) изменяются периодически Г) не изменяются |
На дом: § 43 учебника, упр. 1,3,7,8.
Литература:
О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. М.Дрофа.2013.
О.С.Габриелян, И.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М. Дрофа. 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Окислительно-восстановительные реакции
Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...
Окислительно-восстановительные реакции.
Презентация к уроку "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...