планирование
рабочая программа по химии на тему
планирование по химии 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_11_klass_2015.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по химии в 11 классе по учебнику Габриеляна О.С.
Рабочая программа составлена на основе положений основного общего образования, программы по химии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа, 2010 г), полностью отражающей содержание Примерной программы.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авт. О.С.Габриелян. -7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2010 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса в такой последовательности изучения тем и разделов, чтобы учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, возрастные особенности учащихся. В рабочей программе имеется перечень демонстраций, лабораторных опытов и практических занятий.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому учебное содержание рабочей программы базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Программа курса построена по концентрической концепции. следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы и освобождения ее от избытка конкретного материала.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Ведущими идеями курса являются:
- Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
- Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- Законы природы объективны и познаваемы;
- Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
- Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- Развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Цели курса:
- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации неорганических и органических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.
Практические работы, открывающие возможность формирования умений работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, сгруппированы в блоки химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе составлено согласно программе курса химии для 8-х – 11-х классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян). По усмотрению учителя была произведена перестановка отдельных тем программы и пересмотрены темы практических и контрольных работ по рекомендации УИПК ПРО. На проведение практических работ отводится 3 часа, что соответствует новому перечню практических работ.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 223, (1) с.: ил.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 10 и 11 классах по 2 часа в неделю (всего 138 часов). По рекомендации УИПК ПРО на усмотрение учителя была произведена коррекция практических и контрольных работ.
Курс химии 11 класса составлен из расчета 2 часа занятий в неделю (68 часов).
Из них:
Контрольных работ - 4 часа:
- контрольная работа №1 по теме «Строение атома»;
- контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»;
- контрольная работа №3 по теме «Химические реакции»;
- контрольная работа №4 по теме «Вещества и их свойства»;
практических работ – 3 часа:
- Получение, собирание и распознавание газов;
- Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»;
- Идентификация неорганических соединений;
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
При классификации типов уроков:
- Урок ознакомления с новым материалом – УОНМ;
- Урок применения знаний и умений – УПЗУ;
- Комбинированный урок – КУ;
- Урок-семинар – УС;
- Урок-лекция – Л;
- Урок контроля знаний – К;
Дидактические материалы – ДМ;
Домашнее задание – ДЗ;
Демонстрация – Д;
Лабораторные опыты – Л.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. | 7 |
3 | Строение вещества | 22 |
4 | Химические реакции | 17 |
5 | Вещества и их свойства | 16 |
6 | Химический практикум | 3 |
7 | повторение | 2 |
Итого: | 68 |
Содержание тем учебного курса
по химии 11 класс (68 часов, из них 2 ч – повторение резервное)
Введение (1 ч)
Систематизировать знания о предмете и задачах науки.
Тема 1
Периодический закон и система Д.И. Менделеева. Строение атома (7 ч)
Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.
Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.
Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Тема 2 Строение вещества (22 ч)
Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.
Межмолекулярные взаимодействия.
Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.
Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.
Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).
Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б. Дюма, Ф. Велер, Ш.Ф. Жерар, Ф.А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М. Бутлерова.
Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.
Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения А.М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств; 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них; 3. Ознакомление с минеральными водами, устранение жесткости; 4. Ознакомление с дисперсными системами.
Тема 3 Химические реакции (17 ч)
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.
Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И. Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.
Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.
Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
Окислительно-восстановительные реакции. степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз растворов и расплавов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.
Демонстрации. Модели н-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода. Цепочка превращений Р → Р2О5 → Н3РО4; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), катал азы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.
Лабораторные опыты. 5. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции идущие с образованием осадка, газа, воды; 6. Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка.
Тема 4 Вещества и их свойства (16 ч)
Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.
Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.
Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.
Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.
Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.
Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.
Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.
Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.
Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.
Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са → СаО → Са(ОН)2; Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са3(РО4)2; Си → СиО → CuSO4 → Си(ОН)2 → СиО → Си; С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н4Вг2.
Лабораторные опыты. 5. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 6. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 7. Ознакомление с коллекцией руд. 8. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. 9. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 10. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 11. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.
Тема 5 Химический практикум (3 ч)
1. Получение, собирание и распознавание газов. 2. Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы». 3. Идентификация неорганических соединений.
Повторение – 2 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Выпускник средней общей школы обязан уметь
Называть:
1.Вещества по их химическим формулам.
2.Общие свойства классов неорганических и органических соединений; металлов, неметаллов.
3. Функциональные группы органических веществ.
4. Типы кристаллических решеток в веществах с различным видом химической связи.
5. Основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.
6. Признаки классификации химических элементов.
7. Признаки классификации неорганических и органических веществ.
8. Аллотропные видоизменения химических элементов (кислород, сера, углерод, фосфор).
9. Признаки и условия осуществления химических реакций.
10. Типы химических реакций.
11. Реакцию среды раствора при растворении различных солей в воде.
12. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
13. Условия смещения химического равновесия
14. Области применения отдельных неорганических и органических веществ (например, пищевая сода, медный купорос, йод, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка и др.).
15. Области практического применения металлических сплавов, силикатных материалов (стекло, цемент), пластмасс, продуктов важнейших химических производств (серной кислоты, аммиака), а так же продуктов переработки нефти, природного газа и
каменного угля.
Определять:
1. Простые и сложные вещества.
2. Принадлежность веществ к соответствующему классу.
3. Валентность и (или) степень окисления химических элементов по формулам соединений.
4. Заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях.
5. Вид химической связи в соединениях.
6. Возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ.
7.Тип химической реакции по всем известным признакам классификации.
8. Окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления.
9. Условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.
10. Гомологи и изомеры различных классов органических веществ.
Составлять:
1. Формулы оксидов, оснований, кислот, солей, водородных соединений по валентности химических элементов или степени окисления.
2. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
3. Схемы распределения электронов в атомах химических элементов первых трех периодов, а также калия и кальция.
4. Уравнения химических реакций, различных типов, подтверждающих свойства неорганических и органических веществ, их генетическую связь.
5. Уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.
6. Полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена,
7. Уравнения окислительно-восстановительных реакций.
8. Химические уравнения электролиза растворов солей бескислородных кислот.
9. Уравнения реакций гидролиза солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, слабым основанием и сильной кислотой.
10. Уравнение химических реакций, лежащих в основе промышленного способа получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали, метанола.
11. План решения экспериментальных задач по распознаванию веществ, принадлежащих к различным классам соединений.
12. Отчет о проведении практической работы по получению веществ и изучению их химических свойств.
Характеризовать:
1. Качественный и количественный состав вещества.
2. Химические элементы первых трех периодов а также калий и кальций по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению и атомов.
3. Свойства высших оксидов химических элементов первых трех периодов, а также соответствующих им гидроксидов, исходя из положения элементов в периодической системе Д. И. Менделеева.
4. Химические свойства веществ — представителей важнейших классов неорганических и органических соединений.
5. Общие химические свойства металлов и их важнейших соединений на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена.
6. Общие и особенные свойства неметаллов и их важнейших соединений на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена.
7. Химическое строение органических веществ.
8. Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением.
9. Свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина.
10.Типы сплавов и их свойства.
11. Круговороты углерода, кислорода, азота в природе.
12. Химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве.
13. Способы защиты окружающей среды от загрязнений.
14. Условия и способы предупреждения коррозии металлов.
15. Оптимальные условия осуществления химических реакций, лежащих в основе промышленного производства аммиака, серной кислоты, чугуна, ста
ли и метанола.
16. Условия горения и способы его прекращения.
Объяснять:
1. Зависимость свойств химических элементов от заряда ядер атомов и строения атомных электронных оболочек.
2. Физический смысл номеров группы и периода, порядкового (атомного) номера химического элемента в периодической системе Д. И. Менделеева.
3. Закономерности изменения свойств химических элементов, расположенных: а) в одном периоде; б) в главной подгруппе периодической системы Д. И. Менделеева.
4.Сходство и различие в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
5. Сущность основных положений теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.
6. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях.
7. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
8. Способы образования ионной, ковалентной (неполярной и полярной), донорно-акцепторной, металлической и водородной связей.
9. Зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп.
10. Механизм электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.
11. Сущность реакций ионного обмена.
12. Сущность процессов окисления и восстановления.
13. Причины многообразия органических соединений.
14. Зависимость скорости химических реакций от: а) природы реагирующих веществ; б) концентрации реагентов; в) температуры; г) наличия веществ-катализаторов .
Соблюдать правила:
1. Техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
2. Личного поведения при обращении с веществами в химической лаборатории и повседневной жизни.
3. Оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Проводить:
1. Опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических и органических веществ.
2. Нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание.
3. Распознавание кислорода, водорода, оксида углерода (IV), растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов, предельных и непредельных органических соединений.
4. Изготовление моделей молекул веществ: воды, оксида углерода (IV), хлороводорода, метана, этана, ацетилена, этанола, уксусной кислоты.
5. Вычисления: а) молекулярной и молярной массы веществ по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе; в) массовой доли химического элемента в веществе; г) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции; д) массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей; е) массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из
исходных веществ.
6. Расчеты по установлению формул органического вещества( продуктам его сгорания и ли процентному составу химического элемента.
Учебно-методический комплект
- Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательного учреждения (текст) / О.С. Габриелян. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012.
- Рабочей тетради. 11 класс. К учебнику О. С. Габриеляна. Химия. 11 класс. Базовый уровень. / Габриелян О. С., Яшукова А. В. — М.: Дрофа, 2012.
- ЕГЭ. Химия. Тематический сборник заданий
Дополнительная литература для учителя
- Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: методические рекомендации (текст) / О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2006.
- Химия. 11 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой / Авт.-сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Поурочное планирование по химии: 11 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / А.А. Дроздов. – М.: издательство «Экзамен», 2006.
- Габриелян, О.С. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
- Рябов, М.А. Тесты по химии: 11-й кл.: к учебникам О.С. Габриеляна и др. «Химия. 11 класс» / М.А. Рябов, Р.В. Линко, Е.Ю. Невская. – М.: «Экзамен», 2006.
- Павлова, Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 11-й кл.: к учебнику О.С. Габриеляна и др. «Химия. 11 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
- Химия в схемах и таблицах / Н.Э. Варавва. – М.: Эксмо, 2012. – 208 с.
Календарно-тематическое планирование курса химии 11 класса, 68 часов (2 час в неделю)
/по учебнику Габриеляна О.С./
№ ур | Дата | Тема урока | Тип урок | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы обучения | Эксперимент | |
план | факт | |||||||
1/1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ | Л | Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии. систематизировать знания о предмете и задачах науки | Знать основные правила техники безопасности; предмет и задачи науки | Лекция с элементами беседы |
7 | Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. |
2/1 | Основные сведения о строении атома | КУ | Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны, нейроны. Изотопы | Знать современные представления о строении атома. Понятия: электроны, протоны, нейроны, ядро, электронная оболочка | Лекция, тест | ПСХЭ. Табл. «Строение атома» модели атомов | ||
3/2 | Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Понятие об орбиталях. | КУ | Электронные конфигурации атомов, электронная классификация элементов: s-, p-, d- и f-семейства, принцип Паули, правило Гунда. особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы (переходных элементов) | Знать: - сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона; - принцип Паули; - правило Гунда. Уметь составлять электронные формулы атомов | Лекция с элементами беседы, задания по карточкам | Карточки с заданиями | ||
4/3 | Электронные конфигурации атомов химических элементов | |||||||
5/4 | Валентные возможности атомов химических элементов | КУ | Валентные электроны, валентные возможности атомов; сравнение понятий «валентность» и «степень окисления» | Знать факторы, определяющие валентные возможности элемен-тов, исходя из электронных ф-л, уметь определить возможную валентность и с.о. атомов, срав-нивать понятия валентность и с.о. | Сам/работа, лекция с элементами беседы, работа с таблицей. | Варианты сам/работы | ||
6/5 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. | КУ | Периодический закон и строение атома. ПСХЭ - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение ПЗ. Валентные электроны. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Положение водорода. значение периодического закона и ПСХЭ для развития науки и понимания химической картины мира. | Знать смысл и значение ПЗ, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его положения в ПС | Работа учащихся по периодической системе Д.И. Менделеева | ПСХЭ | ||
7/6 | Обобщение знаний по теме «Строение атома» и подготовка к контрольной работе | УПЗУ | Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе | Знать - современные представления о строении атома; - смысл и значение ПЗ, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины; уметь: - составлять электронные формулы атомов; - давать хар-ку элемента на основании его положения в ПС | Упражнения проверочная работа | ПСХЭ, карточки с заданиями | ||
8/7 | Контрольная работа №1 «Строение атома» | К | Письменная работа. | Уметь определять компоненты атома, характеризовать элементы по положению их в ПС, предсказывать их свойства и свойства соединений, образованных этими атомами. | Разноуровневые контрольные задания | ПСХЭ, карточки с заданиями |
22 | Тема 2. Строение вещества |
9/1 | Химическая связь. Ионная химическая связь | КУ | Ковалентная химическая связь. Классификация ковалентной химической связи. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь межмолекулярная и внутримолекулярная. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. | Знать виды химической связи. Уметь составлять механизмы образования веществ с различными видами связи, определять тип и количество связи, составлять структурные формулы, связывать строение вещества с его физическими свойствами | Лекция с элементами беседы | Д. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи. | ||
10/2 | Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность | КУ | Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(метан, этан, этилен, ацетилен) | Знать типы гибридизаций атомных орбиталей и влияние гибридизации на форму молекул. Уметь составлять механизмы образования веществ с различными видами связи, определять тип и количество связи, составлять структурные формулы, связывать строение вещества с его физическими свойствами | Выполнение упражнений по определению типа связи | Д. 1.Модели молекул раз-личной гео-метрической конфигурации 2. Кристалл-лические ре-шетки алмаза и графита. | ||
11/3 | Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки | КУ | Sp3-Гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов диенов и графита; sp- гибридизация у солей бериллия, алкинов и кабина. Геометрия молекул органических и неорганических веществ. | написание структурных формул, механизма связей. Беседа. Тест. | ||||
12/4 | Металлическая химическая связь. Водородная химическая связь | КУ | Водородная связь. Донорно-акцепторная связь. Металлическая связь. | Уметь различать различные виды химической связи, механизм образования | Беседа, выполнение упражнений | Молекула ДНК | ||
13/5 | Виды химической связи. Закрепление. | Единая природа химической связи; переход одного вида связи в другой; разные виды хим. связей в одном веществе | Знать виды химической связи. Уметь составлять механизмы образования веществ с различными видами связи, определять тип и количество связи, составлять структурные формулы, связывать строение вещества с его физическими свойствами | Л.р. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств Тест | Модели кристаллических решеток | |||
14/6 | Полимеры. Пластмассы. | КУ | Полимеры. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации, Мr. Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. | Иметь представление о полимерах как ВМС, знать структуру полимера. Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации, различать полимеры по свойствам. Знать строение полимеров | Беседа, выполнение упражнений по составлению реакций полимеризации и поликонденсации, Л.р. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них | Д. 1 Коллекции пластмасс и волокон. 2. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. 3. Модели молекул белков и ДНК. | ||
15/7 | Волокна. | |||||||
16/8 | Газообразное состояние вещества. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. | КУ | Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. | Иметь представление о газообразном состоянии вещества, знать особенности строения газов, природные газообразные смеси, способы борьбы с загрязнением атмосферы. Уметь вычислять молярный объем газов | Беседа, сообщения учащихся, индивидуальная работа, решение задач | Сообщения, задачи | ||
17/9 | Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ. | КУ | водород, кислород, углекислый газ. Их получение, собирание и распознавание. | Иметь представление о способах получения газов Знать способы получения и распознавания газов | Лекция с элементами беседы, эксперимент, фронтальная работа | Д, получение углекислого газа, водорода | ||
18/10 | Представители газообразных веществ: аммиак, этилен. | КУ | Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов (метан, этан, этилен, ацетилен) | Иметь представление о способах получения газов Знать способы получения и распознавания газов | Лекция с элементами беседы, эксперимент, индивидуальная работа, тест | Д. получение аммиака, модель молекулы этилена | ||
19/11 | Жидкое состояние вещества. Вода. Жесткость воды и способы ее устранения. | КУ | Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. | Иметь представление о жесткости воды, знать способы ее устранения. Уметь характеризовать три состояния воды и устранять жесткость воды. | Беседа, работа в группах, фронтальная | Д. три агрегатных состояния воды. Образцы накипи. жесткость воды и способы ее устранения. | ||
20/12 | Минеральные воды. Жидкие кристаллы. | КУ | Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение | Иметь представление о жидких кристаллах, знать лечебные свойства минеральной воды. Уметь устранять жесткость воды | Беседа, работа в парах, фронтальная, индивидуальная Л.Р. Ознакомление с минеральными водами. | Л. Ознакомление с минеральными водами; устранение жесткости | ||
21/13 | Твердое состояние вещества. Аморфные и кристаллические вещества. | КУ | Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Углерод. Аллотропия.
Виды кристаллов. Кристаллы. Кристаллические решетки | Иметь представление об аморфных твердых веществах. Уметь различать аморфные и кристаллические вещества Иметь представление о кристаллическом строении вещества, знать структуру кристалла. | Беседа, работа в группах, фронтальная | Д. Модели кристаллических решеток | ||
22/14 | Расчеты по химическим формулам | УПЗУ | Относительная атомная и молекулярная массы, относительная плотность . Напомнить учащимся принципы расчетов по хим. формуле, включая решение задач на нахождение формулы органического вещества по продуктам его сжигания на воздухе | Знать принципы расчетов по хим. формуле; Уметь делать расчеты, решать задачи на нахождение формулы органического вещества по продуктам его сжигания на воздухе | Тест. Решение задач | Задачи | ||
23/15 | Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем. | КУ | Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсионная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Коллоидные и истинные растворы. | Сформировать у учащихся представления о составе, многообразии и значении дисперсных систем, расширить представления учащихся о значении дисперсных систем в технике, в быту, живых организмах. | Лекция с элементами беседы, химический эксперимент, работа с учебником, выполнение упражнений, Л.р. Ознакомление с дисперсными системами | Л. 1. Образцы различных систем с жидкой средой. 2.Коагуляция.Синерезис. 3. Эффект Тиндаля. | ||
24/16 | Грубодисперсные системы. Тонкодисперсные системы. | |||||||
25/17 | Состав вещества и смесей | КУ | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. | Уметь отличать вещества молекулярного и немолекулярного строения | Тест | Тестовые задания | ||
26/18 | Понятие «доля» и ее разновидности: массовая и объемная | УП ЗУ | Понятие «доля» и ее разновидности в химии. Расчеты связанные с понятием «массовая доля» и «объемная доля» вычисление молярной концентрации растворов | Уметь решать задачи с понятием «доля» | Выполнение упражнений, решение задач | Карточки с заданиями | ||
27/19 | Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Решение задач. | УПЗУ | Понятие «выход продукта». Расчеты, связанные с понятием «выход продукта» | Уметь решать задачи с понятием «теоретический и практический выход продукта» | Выполнение упражнений, решение задач | Карточки с заданиями | ||
28/20 | Урок-упражнение по теме «Доля» | УПЗУ | Расчеты связанные с понятием «массовая доля» и «объемная доля» вычисление молярной концентрации растворов. Понятие «выход продукта». Расчеты, связанные с понятием «выход продукта» | Уметь решать задачи с понятием «доля», «теоретический и практический выход продукта» | Выполнение упражнений, решение задач | Карточки с заданиями | ||
29/21 | Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе. | УС | Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе. | Уметь обобщать и систематизировать и применять знания о полимерах | Беседа, выполнение упражнений, решение расчетных задач | «Контрольные и проверочные работы…» | ||
30/22 | Контрольная работа № 2. «Строение вещества» | К | Письменная работа | Показать умения классифициро-вать полимеры по строению и свойствам, составлять уравнения реакций их получения, составлять формулы полимеров, предсказывать химические свойства органических веществ | Письменная работа по вариантам | «Контрольные и проверочные работы…» |
17 | Тема 3. Химические реакции |
31/1 | Классификация химических реакций. Аллотропия и аллотропные видоизменения. | КУ | Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции аллотропизации и изомеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава вещества. Озон, его биологическая роль | Знать классификацию химических реакций. Уметь отличать ядерную реакцию от химической, составлять уравнения реакций, называть вещества, определять тип реакции, производить расчеты по химическим уравнениям. Знать причины протекания реакций | Беседа, химический эксперимент тест соответствия | Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Свойства CH3COOH | ||
32/2 | Изомеры и изомерия. | КУ | Виды изомерии. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Напомнить учащимся принципы составления формулы изомеров. | Знать виды изомерии в органической и неорганической химии. Уметь составлять формулы изомеров, объяснять влияние атомов в молекулах, на основе положений ТСБ предсказывать свойства веществ | Беседа выполнение упражнений по составлению изомеров всех видов органических и неорганических веществ, | Д. 1. Модели структурных и пространственных изомеров. | ||
33/3 | Реакции, идущие с изменением состава веществ. | КУ | Обобщить и расширить представления учащихся о классификации химических реакций, сформулировать представление учащихся о причинах протекания реакций; научить учащихся производить расчеты | Знать классификацию химических реакций. Уметь отличать ядерную реакцию от химической, составлять уравнения реакций, называть вещества, определять тип реакции, производить расчеты по химическим уравнениям. Знать причины протекания реакций | Беседа, Л.р. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа, воды тест соответствия | Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Свойства CH3COOH | ||
34/4 | Скорость химических реакций. | КУ | Понятия о υр. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на υр Природа реагирующих в-в. Температура. Концентрация. Катализаторы. Катализ гомо-, гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами, ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ. | Знать, что такое скорость химической реакции, от чего она зависит, факторы, влияющие на скорость химической реакции. Уметь решать задачи на химическую кинетику. | Лекция с элементами беседы, решение расчетных задач, химический эксперимент | Взаимодействие растворов Na2SO4 и BaCl2 Na2S2O3 и H2SO4 при раз-ных t, раство-ров Na2 S2O3 разных конц. с H2SO4, Na c H2O и C2H5OH Взаимодейст-вие Zn (поро-шок и гранулы) с HCl и др | ||
35/5 | Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Ферменты. | |||||||
36/6 | Обратимость химических реакций. Состояние химического равновесия | КУ | Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность хим. равновесия. Константа хим. равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака. | Иметь понятие о химическом равновесие, знать факторы, влияющие на смещение химического равновесия, уметь решать задачи и объяснять их | Беседа, объяснение учителя, решение задач, химический эксперимент самостоятельная работа | Д. 2NO2↔N2O4 ; Fe3++3CNS---- ↔ Fe (CNS)2 ; Л. (C6H10O5)n + mJ2↔ [(C6H10O5)nmJ2] | ||
37/7 | Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака. | |||||||
38/8 | Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость. | КУ | свойства истинных растворов, растворимость, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация | Знать свойства истинных растворов; Уметь решать задачи с использованием понятий, растворимости, массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации | Рассказ, беседа, решение задач | задачи | ||
39/9 | Электролити-ческая диссоциация (ЭД). | КУ | Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете представлений об ЭД. Степень ЭД и ее зависимость от природы электролита и концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Свойства растворов электролитов. | Иметь понятие о ЭД, о веществах электролитах и неэлектролитах. Знать механизмы ЭД, свойства ионов, уметь составлять уравнения ЭД и ионного обмена. Зависимость ЭД от разбавления | Беседа, упражнения в составление уравнений ЭД и реакций ионного обмена, химический эксперимент тест | Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды с участием орг. и неорг. электролитов Сравнение свойств 0,1 н растворов серной и сернистой кислоты; муравьиной и уксусной к-ты | ||
40/10 | Химические свойства воды. Реакции гидратации в органической химии. | КУ | Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. реакции гидратации в органической химии | Знать свойства воды Уметь записывать уравнения химических реакций с участием воды, распознавать их, записывать уравнения гидратации в органической химии | Беседа, выполнение упражнений | Карточки с заданиями | ||
41/11 | Гидролиз органических и неорганических соединений. Практическое значение и биологическая роль гидролиза органических соединений. | КУ | Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ (галогенов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических и органических веществ. Гидролиз солей (3 случая). Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. | Иметь представление о гидролизе, знать классификацию органических и неорганических солей по силе кислоты и основания, уметь составлять уравнения гидролиза в молекулярном и оном виде, определять среду раствора, писать уравнения ступенчатого гидролиза, применять гидролиз на практике | Лекция с элементами беседы, выполнения упражнений, химический эксперимент самостоятельная избирательная работа | Д. Сернокис-лый и фермен-тативный гид-ролиз углево-дов. Л. Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка. | ||
42/12 | Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. | КУ | Окислительно-восстановительные реакции, их классификация (три типа). Окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления, понижение и повышение степени окисления. Факторы, влияющие на окислительно-восстановительные свойства атомов и ионов. Значение окислительно-восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов с помощью электронного баланса. | Знать классификацию окислительно-восстановительных реакций, уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса, определять окислитель и восстановитель, определять факторы, влияющие на окислительно-восстановительные свойства атомов и ионов | Лекция с элементами беседы, выполнение упражнений по составлению уравнений ОВР, самостоятельная работа по карточкам. | Карточки с заданиями | ||
43/13 | Урок-упражнение по теме ОВР | |||||||
44/14 | Электролиз растворов и расплавов неорганических и органических веществ. | КУ | Электролиз, его сущность. Электролиз расплавов и растворов. Порядок разрядки анионов и катионов. Решение задач и упражнений. Применение электролиза, его значение. | Знать сущность электролиза, порядок разрядки катионов и анионов, уметь составлять схемы электролиза растворов и расплавов электролитов, решать расчетные задачи | Лекция с элементами беседы, вып упражнений, решение расч задач, сам/работа. | Д.Электролиз растворов: сульфата меди, йодида калия, крахмала. | ||
45/15 | Семинар по теме «Электролиз» | УС | Решение задач и упражнений. | Уметь обобщать и систематизировать знания об электролизе, составлять схемы электролиза, решать расчетные задачи, составлять уравнения ЭД | Фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, работа по карточкам, обсуждение результатов, работа по учебнику. тест | Карточки с заданиями | ||
46/16 | Повторение и обобщение пройденного. Подготовка к контрольной работе. | УС | Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе. | Уметь составлять уравнения ЭД, ионного обмена, решать расчетные задачи по уравнениям реакций, составлять уравнения гидролиза и определять среду растворов, обобщать и систематизировать полученные знания, решать экспериментальные задачи | Беседа, выполнение упражнений, решение расчетных задач, хим. экспериментсамостоя-тельная работа по карточкам | Задания на карточках | ||
47/17 | Контрольная работа № 3. «Химические реакции» | К | Письменная работа. | Показать умения и навыки в составлении уравнений ЭД, ионного обмена, гидролиза, решать расчетные задачи | Самостоя-тельная работа по вариантам | Контрольные задания |
16 | Тема 6. Вещества и их свойства |
48/1 | Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. | КУ | Классификация неорганических и органических веществ. Положение металлов в ПС и строение их атомов. Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. | Знать положение металлов в ПС, строение их атомов, металлическую связь, строение кристаллов, уметь связывать физические и химические свойства металлов с их строением, основные соединения металлов, составлять уравнения реакций металлов с неметаллами и сложными органическими и неорганическими веществами. лабораторные и промышленные способы получения металлов, составлять уравнения реакций получения металлов, решать задачи на теоретический выход и примеси | Беседа с учащимися, самостоятельная работа по составлению таблиц сравнения, работа с учебником, составление уравнений химических реакций | Д. 1. Образцы металлов, мо-дели кристал-лических ре-шеток метал-лов 2. взаимо-действие нат-рия с водой. | ||
49/2 | Химические свойства металлов. Способы получения. | КУ | Общие химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов Зависимости их свойств от с.о. металла. Значение металлов в природе и жизни организма. Металлы в природе. Металлургия: пиро -, гидро- и электрометаллургия. | Л. Взаим. маг-ния с водой; магния, цин-ка, железа и меди с соля-ной кислотой; железа с суль-фатом меди в растворе; алюминия или цинка с гидрооксидом натрия в растворе. | ||||
50/3 | Коррозия металлов. | КУ | Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. | Знать виды коррозии металлов и ее причины, способы защиты металлов от коррозии, уметь составлять уравнения ОВР протекающие на поверхности металла. | Беседа с учащимися, выполнение упражнений по составлению уравнений ОВП на поверхности металлов, | Д. 1. Изделия, подвергшиеся коррозии. 2. Способы защиты металлов от коррозии: образцы нержавеющих сталей, защитные покрытия. | ||
51/4 | Неметаллы | КУ | Положение неметаллов в ПС, строение их атомов. ЭО. Инертные газы. Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными веществами – окислителями. Водородные соединения неметаллов. | Уметь определять положение неметаллов в ПС, знать электронное строение неметаллов, вид химической связи в молекулах, уметь связывать строение неметаллов с физическими и химическими свойствами, составлять уравнения реакций, характеризующие свойства неметаллов, обобщать и делать выводы. | Беседа, самостоятельная работа по составлению таблиц сравнения, работа с учебником и справочной литературой упражнения по составлению уравнений химических реакций, химический эксперимент | Д. 1.Модели кристаллических решеток йода, графита, алмаза. 2. Взаимодействие цинка и серы, Превращения P → P2O5 → →H 3 PO4 коллекция | ||
52/5 | Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. | |||||||
53/6 | Урок - упражнений по темам «Металлы» и «Неметаллы». | УС | Решений задач и упражнений, комбинированный зачет. Закрепить знания по теме, отработать умения решения задач, составления реакций с учетом металлов. | Уметь отличать металл от неметалла, составлять химические реакции металлов с различными веществами, давать характеристику металлам по положению в ПС и строению атома, обобщать и делать выводы, составлять уравнения реакций, решать расчетные задачи, давать характеристику неметаллам по положению в ПС | Решение расчетных задач и составление уравнений, комбинированный зачет тест | Карточки с заданиями | ||
54/7 | Кислоты органические и неорганические. | КУ | Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основаниями амфотерными оксидами и гидрооксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств H2 SO4 (конц.) и HNO 3 , CH3 COOH HCOOH. | Знать классификацию кислот, их физические и химические свойства, уметь составлять уравнения реакций с участием кислот. Знать особенности свойств концентрированной азотной и серной кислот, уксусной и муравьиной кислот. Уметь сравнивать, обобщать и делать выводы | Беседа, составление сравнительных таблиц, работа с учебником, химический эксперимент тест, | коллекция Л. 1. Свойства соляной, разб. серной и ук-сусной кислот 2. Взаимо-действие (конц) серной кислоты и (конц. и разб.) азотной кисло ты с медью. 3. Реакция «серебряного зеркала» для НСООН. | ||
55/8 | Семинар: «Кислоты» | УС | ||||||
56/9 | Основания органические и неорганические. | КУ | Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. | Знать классификацию оснований органических и неорганических , их физические и химические свойства, составлять уравнения реакций в свете ТЭД, объяснять взаимное влияние их атомов в молекулах | Беседе, упражнения в составлении уравнений химических реакций, решение расчетных задач, химический эксперимент тест, | Д. 1. Взаимо-действие ще-лочей с кисло-тами, кисл. оксидами, со-лями сульфа-том меди и хлоридом ам-мония, амфо-терными гид-рооксидами. 2. Разложение оснований. | ||
57/10 | Семинар: «Основания» | УС | ||||||
58/11 | Соли. Качественные реакции на ионы. | КУ | Классификация солей. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли), гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли), гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа | Знать классификацию солей , их физические и химические свойства, составлять уравнения реакций в свете ТЭД, объяснять взаимное влияние их атомов в молекулах | Беседа, эксперимент, фронтальная работа | Д. Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа. коллекция | ||
59/12 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | КУ | Понятие о генетической связи и генетических рядах в органической и неорганической химии. Генетические ряды металлов на примере кальция и железа, неметаллов на примере серы и кремния, переходного элемента цинка. | Иметь понятие о генетической связи органических и неорганических веществ, уметь составлять генетические ряды и уравнения реакций, соответствующие им. | Решение цепочек генетических рядов, самостоятельная работа в парах | Д. Практическое осуществление переходов. | ||
60/13 | Генетическая связь между классами органических соединений. | КУ | Генетические ряды и генетическая связь в органике для соединений, содержащих два атома углерода. Единство мира веществ. | |||||
61/14 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства» | УС | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. Закрепить знания и умения по теме, отработать умения и навыки решать задачи. | Показать умение решать расчетные задачи, составлять уравнение реакций, сравнивать и делать выводы | Составление уравнение реакций, решение расчетных и кач задач, химический эксперимент | |||
62/15 | Контрольная работа № 4. «Вещества и их свойства» | К | Контроль знаний и умений учащихся по теме. | Показать умение решать расчетные задачи, составлять уравнение реакций, сравнивать и делать выводы | Письменная работа по вариантам | «Контрольные и проверочные работы…» | ||
63/16 | Обобщающий урок по курсу химии 11 класса | Закрепить знания и умения по курсу, отработать умения и навыки решать задачи. | Показать умение решать расчетные задачи, составлять уравнение реакций, сравнивать и делать выводы | Составление уравнение реакций, решение расчетных и кач задач, химический эксперимент |
3 | Тема 7. Химический практикум | |
64/1 | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов». ТБ | Получение, собирание, распознавание газов и изучение их свойств. Актуализировать знания и умения, полученные при изучении темы. |
65/2 | Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы». ТБ | Определение пластмасс и волокон. Выводы о составе образцов. Актуализировать знания и умения, полученные при изучении темы. |
66/3 | Практическая работа № 3. «Идентификация неорганических соединений». ТБ | Изучение зависимости скорости реакции от различных факторов. Актуализировать знания и умения, полученные при изучении темы. |
2 | Повторение |
67 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества | Подготовка к ЕГЭ | ||||||
68 | Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ | Подготовка к ЕГЭ |
Лист корректировки учебной программы 11 класс Химия
№ урока | Название раздела, тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки программы | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...