ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочая программа по химии на тему

планирование по химии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_10klass_2015.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

 к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О.С.

Рабочая программа составлена на основе положений основного общего образования, программы по химии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа, 2010 г), полностью отражающей содержание Примерной программы.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  (базовый уровень). Авт.  О.С.Габриелян. -7-е  изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2010 г.

 Курс «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитан на 2 часа в неделю, общее число часов – 70. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе.

Программа курса построена по концентрической концепции. Высокий  теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы и освобождения ее от избытка конкретного материала.

Ведущими идеями курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
  • Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • Развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Цели курса:

- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа по химии для 10 класса общеобразовательных учебных заведений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне.

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

  Тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные  опыты, практические работы.

Практические работы, открывающие возможность формирования умений работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, сгруппированы в блоки химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Тематическое планирование составлено с учетом базового уровня изучения химии в 10 классе 2 часа в неделю (всего 70 часов). По усмотрению учителя была произведена перестановка отдельных тем программы и пересмотрены темы практических и контрольных работ по рекомендациям УИПК ПРО. В теме «Биологически активные органические соединения»  сокращено количество часов на 3 (5 часов) для проведения итогового повторения и обобщения, а также для проведения итоговой контрольной работы. Для изучения темы «Искусственные и синтетические органические соединения» запланировано 6 часов, 1 час переброшен для резерва.

Данная программа реализована в учебнике: Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 кл.

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  в 10 и 11 классах по  2 часа в неделю (всего 138 часов). По рекомендации УИПК ПРО  на усмотрение учителя была произведена коррекция практических и контрольных работ.

Курс включает:

Контрольных работ -  4 часа:

  1. Контрольная работа №1 «Углеводороды»;
  2. Контрольная работа №2  «Кислородсодержащие соединения»;
  3. Контрольная  работа №3 «Азотсодержащие соединения»;
  4. итоговая контрольная работа;

Практических работ – 2 часа:

  1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений;
  2. Распознавание пластмасс и волокон.

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

При классификации типов уроков:

  • Урок  ознакомления с новым материалом – УОНМ;
  • Урок применения знаний и умений – УПЗУ;
  • Комбинированный урок – КУ;
  • Урок-семинар – УС;
  • Урок-лекция – Л;
  • Урок контроля знаний – К;

Дидактические материалы – ДМ;

Домашнее задание – ДЗ;

Демонстрация – Д;

Лабораторные опыты – Л.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Теория строения органических соединений

6

3

Углеводороды и их природные источники.

16

4

Кислородсодежащие органические соединения и их природные источники

19

5

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

9

6

Биологически активные органические соединения.

5

7

Искусственные и синтетические органические соединения.

6

8

Повторение и обобщение курса 10 класса

3

9

повторение

5

Итого:

70


Требования к уровню подготовки учащихся

Основные знания, которыми должны овладеть учащиеся:

1. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, последовательное соединение атомов согласно их валентности; взаимное влияние атомов друг на друга и на свойства молекул в целом.

2. Образование связей между атомами углерода в углеродных цепях: ординарных, двойных, тройных связей.

3. Типы углеродных цепей: неразветвленные, разветвленные, циклические.

4. Изомеры. Виды структурной изомерии: изомерия углеродного скелета, положения кратных связей, положения заместителей.

5. Виды пространственной изомерии: геометрическая, - цис  -транс изомерия.

6. Структурные полные и сокращенные формулы. Изображение строения молекул при помощи шаростержневых моделей. Трехмерная структура молекул.

7. Понятие об  sp3-, sp2-, sp-гибридизации электронных облаков. σ- и π-связи.

8. Понятие о валентных углах, направленности и длине ковалентной связи. Зависимость реакционной способности молекул от длины связи. Энергия связей. Типы разрыва ковалентной связи (радикальный, ионный).

9. Сравнение как выявление общих признаков сходства и различия в изучаемом предмете или явлении. Составление перечня признаков сравнения.

10. Обобщение результатов сравнения в виде вывода.

Основные умения, которыми должны овладеть учащиеся:

1. Уметь применять основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова для объяснения структуры и общих свойств молекул.

2. Изображать структурные полные и сокращенные электронные формулы органических веществ, изготавливать шаростержневые модели молекул. Изображать материальные объекты в трехмерном пространстве. Переносить это изображение на плоскость.

З. Составлять сравнительную характеристику веществ.

4. Применять модели для объяснения установленной закономерности.

5. Выбирать признаки изучаемых объектов для сравнения и нахождения закономерностей.

6. Решать расчетные задачи на нахождение эмпирической и молекулярной формул вещества по данным анализа.

7. Уметь выделять главное в прочитанном тексте.


Содержание тем учебного курса

по химии 10 класс (70 часов, из них 5 ч – резервного повторение)

Введение (1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Тема 1.  Теория строения органических соединений (6 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2    Углеводороды (16 ч)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа

Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрирование этана и дегидратация этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Примененеие этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки.понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Растворение парафина в бензине. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Отношение предельных углеводородов к бромной воде и раствору перманганата калия. Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение ацетилена из карбида кальция. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.

Лабораторные работы. 1,2,3. Изготовление моделей молекул алканов, алкенов, алкинов.

Тема 3

Кислородсодержащие соединения и нахождение их в природе (19 ч)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Каменный уголь. Фенол.коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид.

Глюкоза – вещество с двойной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворение глицерина в воде. Шаростержневые модели. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.

Лабораторные опыты. 4. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 5. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 6. Знакомство с коллекцией волокон.

Тема 4

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе  (9 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот.

Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди; этанол – этаналь – этановая кислота.

Лабораторные работы. 7. Свойства белков.

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Тема 5

Биологически активные органические соединения (5 ч)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Накркомания, борьба с ней и профилактика.  

Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).

Тема 6.

Искусственные и синтетические органические соединения (6 ч)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам

Лабораторные работы. 8. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

Повторение и обобщение курса химии 10 класса – 3 часа.

Резервное повторение – 5 часов.


Критерии оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщением);
  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
  • при оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные)

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более  уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении  материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

 Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов,

«4» - 7-9,

 «3» - 5-6,

 «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, ( 85-100%)

              «4» - 14-17, (70-84%)

              «3» - 10-13, (50-69%)

              «2» - менее 10 правильных ответов.(менее 50%)

Каждая контрольная работа оценивается в 50 баллов

Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки

0-17 баллов   (0-34%) – «2»

18-30 баллов (36-60%) – «3»

31-43 балла   (62-86%) – «4»

44-50 баллов (88-100%) – «5»


Учебно-методический комплект

  1. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений (текст) / О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Рабочая тетрадь. 10 класс. К учебнику О. С. Габриеляна. Химия. 10 класс. Базовый уровень. / Габриелян О. С., Яшукова А. В. — М.: Дрофа, 2012.
  3. ЕГЭ. Тренировочные задания

Дополнительная  литература для учителя

  1. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методические рекомендации (текст) / О.С. Габриелян, А,В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Габриелян, О.С. контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна и др. «Химия. 10» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Химия. 10 класс: поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея и др.; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана / авт.-сост. М.Ю. Горковенко.  – М.: ВАКО, 2005.
  4. Рябов, М.А. Тесты по химии: 10-й кл.: к учебникам О.С. Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / М.А. Рябов, Р.В. Линько, Е.Ю. Невская. – М.: «Экзамен», 2006.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
  6. Химия в схемах и таблицах / Н.Э. Варавва. – М.: Эксмо, 2012. – 208 с.


Календарно-тематическое планирование курса  химии «Органическая химия» 10 класса, 70 часов (2 час в неделю)

/по учебнику  Габриеляна О.С./

№ ур

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Методы

обучения

Эксперимент

план

факт

1

ВВЕДЕНИЕ

1/1

Предмет органической химии. Органические соединения. ТБ в кабинете

КУ

Предмет органической химии. Особенности  строения и свойств  органических соединений.Значение и роль органической  химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Знать понятия:

органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения, гомологический ряд, изомерия, валентность и степень окисления

Понимать особенности, характеризующие органические соединения

 Рассказ, беседа, активизация имеющихся знаний учащихся

Д.Коллекция органических веществ, материалов и изделий  из них.

6

ТЕМА 1. Теория строения органических соединений

2/1

Валентность. Валентные состояния атома углерода.

К

У

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Ковалентная хим. связь и ее разновидности: σ и π. Образование молекул:H2, N2,HCl,H2O,NH3,CH4, C2H4,C2H2. Водородная св.

Знать:

- валентные состояния атома углерода;

- геометрию молекул рассмотренных веществ;

- виды и свойства ковалентной связи;

- понятие гибридизации

Рассказ, беседа, активизация знаний учащихся

Д.  Шаро-стержневые и объемные модели метана, этилена, ацетилена.

3/2

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

К

У

Основные положения теории строения А.М.  Бутлерова. Хим.  строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Предпосылки создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов  и теория типов), работы А.Кекуле и Э. Франкланда, участие в съезде врачей и естество – испытателей в г. Шпейере.

Знать:

- основные положения ТХС Бутлерова;

- понятия: гомолог, гомологический ряд, изомерия.

Понимать значение ТХС в современной химии.

Уметь:

- составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов;

- находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений

Рассказ, беседа, работа с учебником

Д.1.Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6;

н-бутана и изобутана..

3. кол-я поли-меров, природных синтетических каучуков, лек-х преп-в, красителей.

4/3

Химические формулы в органической химии

У

П

З

У

Химические формулы в органической химии. Модели молекул органических соединений

Уметь составлять, называть химические формулы органических соединений

тестирование

Д. модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

5/4

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

К

У

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета». Пространственная изомерия: геометрическая и оптическая; межклассовая изомерия, цис-, транс-изомеры

 Знать понятие и виды изомерии

Уметь:

- составлять формулы изомеров;

- отличать изомеры и гомологи друг от друга

Рассказ, беседа, активизация знаний учащихся

Д. модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

6/5

Урок-упражнение

У

П

З

У

Решение задач и упражнений, выполнение тестов.

Уметь:

- определять простейшую формулу вещества;

- определять молекулярную формулу вещества;

- определять тип разрыва связи в схемах 

Решение задач и упражнений

задачник

7/6

Проверочная работа по теме «Теория строения органических соединений»

К

Учет и контроль знаний по теме: «Теория строения органических соединений»

Знать:

- понятия и виды изомерии;

- классификацию органических веществ;

- отл-е изомера от гомолога

уметь:

- давать названия по триви-альной и международной номенклатуре;

- решать задачи на вывод формул

Проверочная работа

Л. Схемы, табл. по изученной теме

«Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна»

16

ТЕМА  2. Углеводороды и их природные источники.

8/1

Природный газ, его состав. Нефть.

Л

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка.

Природный газ, каменный уголь.

Знать:

- общие понятия об УВ;

- природные источники УВ: нефть (ее промыш. переработка), природный газ, каменный уголь

Рассказ, беседа, активизация знаний учащихся

Д.Коллекция «Природные источники углеводородов».

9/2

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов

У

О

Н

М

Гомологический ряд и общая формула алканов.

Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов.

Физические свойства алканов. Алканы в природе.

способы получения

Знать:

- состав, физические свойства и пространственное строение алканов;

- sp3- гибридизацию, номенклатуру;

- способы получения алканов

Уметь:

- записывать структурные формулы изомеров и гомологов;

- давать названия изученным веществам

Рассказ, беседа. Постановка задачи и ее решение

Д. образцы парафина, жидкие алканы (гексан), бензин

Л. Изготовление моделей молекул алканов

10/

3

Химические свойства алканов. Применение алканов

К

У

Химические свойства алканов: реакции замещения, дегидрирования, горения алканов в различных условиях, термическое разложение алканов.  Изомеризация алканов.

Применение алканов.

Знать:

- химические свойства алканов;

- изомеризацию алканов;

- применение алканов;

уметь:

- составлять молекулярные формулы алканов, радикалов;

- составлять структурные формулы изомеров;

- называть соединения по международной номенк-ре

Рассказ, беседа, самостоятельная работа (10-15мин)

Д. Отношение предельных углеводородов к  бромной воде и KMnO4.

11/

4

Алкены. Этилен, его получение.

КУ

Гомологический ряд и об-щая формула алкенов. Строение молекулы этиле-на и других алкенов.Изоме-рия алкенов. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеноалканов, спиртов.

Знать:

- особенности строения алкенов;

- их физические свойства и способы получения;

уметь:

- писать электронные, структурные и молекулярные фор-мулы по названию;

- составлять ф-лы изомеров

Рассказ, беседа, актуализация знаний учащихся

Л. Изготовление моделей молекул алкенов

12/

5

Химические свойства алкенов. Применение.

КУ

Реакции присоединения (галогенирование, гидро-галогенирование, гидра-тация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств.полиэтилен, его свойства и применение.

Знать:

- химические свойства алкенов;

- понятие  общности состава  гомологов от свойств;

- применение алкенов;

уметь записывать уравнения реакций, сравнивать со свойствами предельных углеводородов.

Рассказ, беседа, решение примеров

Д. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.

13/

6

Алкадиены и каучуки.

УОНМ

Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Основные способы получения

Знать:

- строение, свойства диеновых УВ;

- общую формулу;

уметь:

- составлять структурные формулы диеновых углеводородов их  изомеров

- называть по современной систематической номенклатуре

Рассказ, беседа. Постановка задачи и ее решение

Д. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π связей.

14/

7

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.

УОНМ

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева.

Знать:

- химические свойства алкадиенов;

- строение, свойства и применение натурального каучука;

уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства диеновых углеводородов

Рассказ, беседа, решение задачи, ознакомление с коллекцией

Д. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина». 

15/

8

Алкины. Ацетилен, его получение.

УОНМ

Гомологический ряд алкинов. Общая формула.

Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов.

Номенклатура ацетиленовых углеводородов.

Получение алканов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов.

Знать:

- гомологический ряд ацетилена;

- строение молекулы, виды изомерии, номенклатуру;

- физические свойства и способы получения

Рассказ, беседа. Постановка задачи и ее решение

Л. Изготовление моделей молекул алкинов

16/

9

Химические свойства алкинов.

УОНМ

Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (уравнение Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов.

Знать:

- химические свойства алкинов;

- причинно следственную зависимость между составом, строением, свойствами и применением ацетилена;

уметь записывать уравнения реакций, составлять генетические цепочки.

Рассказ, беседа, решение задачи

Д.1.Взаимодействие ацетилена с бромной водой.

2.Взаимодействие ацетилена с раствором KMnO4.

17/

10

Урок-упражнение по теме «Углеводороды»

УП

З

У

Решение задач и упражнений, выполнение тестов.

Уметь:

-называть тип химической реакции, условия протекания;

-называть вещества, составлять структурные формулы;

- осуществлять цепочки превращений

Решение задач и упражнений

«Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна»

18/

11

Ароматические углеводороды (арены). Бензол, его получение.

УОНМ

Бензол как представитель Аренов. Строение  молекулы бензола. Сопряжение π- связей Получение аренов.

Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола.

Знать:

- строение, способы получения и физические свойства Аренов;

- определение ароматических УВ;

- изомерию   положения заместителя;

уметь составлять изомеры и называть их по современной систематической номенклатуре.

Рассказ, беседа, решение задачи, работа в тетради

Д.1. Шаростержневые и объемные модели моле-кул бензола и его гомологов

2. Разделение смеси «бензол-вода» с помощью делительной воронки.

19/

12

Химические свойства бензола. Применение бензола на основе свойств.

КУ

Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование.

  Применение бензола и его гомологов.

Знать:

- свойства бензола на основе его строения;

- доказывать химические свойства бензола;

- ядохимикаты, условия их использования в сельском хозяйстве на основе требований охраны природы.

Уметь сравнивать химические свойства бензола со свойствами предельных и непредельных УВ.

Рассказ, беседа, решение задачи, работа в тетради

Д. Отношение бензола к бромной воде и раствору KMnO4.

20/

13

Генетическая связь между классами углеводородов.

УП
З
У

Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.

Уметь записывать химические уравнения, устанавливать взаимосвязь между классами . органических соединений

Выполнение упражнений. индивидуальная, групповая

21/

14

Решение расчетных задач на установление химических формул веществ

УП
З
У

Выполнение упражнений на получение и распознавание углеводородов

Уметь выполнять упражнения на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.

Решение задач.

индивидуальная, групповая

Задания по карточкам (часть С в ЕГЭ)

22/

15

Обобщение знаний по теме «Углеводороды». Подготовка к контрольной работе.

УП
З
У

Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов; реакций иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов.

Составление формул и названий углеводородов, их гомологов, изомеров.

Решение расчетных задач на определение формул углеводородов по продуктам сгорания. Выполнение тестовых заданий.

Уметь:

- составлять уравнения реакций с участием углеводородов;

- выполнять упражнения на генетическую связь;

- составлять формулы и названия углеводородов, их гомологов, изомеров;

- решать расчетные задачи на определение формул углеводородов по продуктам сгорания;

- выполнять тестовые задания.

Решение задач, выполнение тестовых заданий

Таблицы, схемы, плакаты, используемые в теме «Углеводороды»

23/

16

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды».

К

Контроль и учет знаний по изученной теме.

Контрольная работа

«Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна»

19

ТЕМА 3. Кислородсодежащие органические соединения и их природные источники

24/1

Спирты. Представление о водородной связи.

Л

Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая,            «углеводородного скелета»).

Рассмотреть влияние строения спиртов на их физические и химические свойства. Показать сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов.

Знать:

- состав и физические свойства спиртов;

- сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов;

- многоатомные спирты;

уметь составлять формулы изомеров и называть их по современной систематической номенклатуре.

лекция

Д. качественные реакции на многоатомные спирты

25/2

Спирты: химические свойства, получение, применение

КУ

Химические свойства спиртов: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Основные способы получения и области применения спиртов

Знать:

- хим свойства спиртов;

- промышленные и лабораторные способы получения;

- области применения спиртов;

уметь записывать уравнения химических  реакций, доказывающие свойства спиртов, проводить качественные реакции, сравнивать свойства одноатомных и многоатомных спиртов, указывая на причины сходства и отличия

рассказ, беседа, решение задачи и упражнений

26/3

Понятие о предельных многоатомных спиртах.

КУ

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Знать состав многоатомных спиртов, молекулярную и структурную формулу глицерина, качественную реакцию на многоатомные спирты

Уметь проводить качественные реакции на многоатомные спирты

Групповая, индивидуальная

Беседа,

самостоятельная работа

Д.1.Растворение глицерина в воде.

2. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2.

27/4

Каменный уголь. Фенол.

КУ

Коксохимическое производство и его продукция. Фенол, его физические свойства и получение.

Химические свойства фенола как функция его строения. Применение фенола.

Знать:

- Строение, физические и химические свойства фенола;

- основные области применения фенола

Лекция, решение задач

Д. растворимость фенола в воде

28/5

Альдегиды, их получение.

УОНМ

Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и   его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов.

Знать:

- альдегидную группу, ее электронное строение;

- физические свойства;

уметь составлять формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре

Рассказ, беседа, решение задачи

29/6

Химические свойства альдегидов, применение на основе свойств.

КУ

Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (П)). Качественные реакции на альдегиды. Способы получения альдегидов и кетонов

Знать:

- химические свойства альдегидов;

- особенности реакции окисления и восстановления в органической химии;

- способы получения;

уметь записывать уравнения химических реакций

Самостоятельная работа, рассказ, осуществление цепочки превращений

Д.1. Реакция «серебряного зеркала».

2. Окисление альдегидов гидроксидом меди (П).

30/7

Урок-упражнение по теме «Спирты. Альдегиды»

УП

З

У

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, а также на генетическую связь между классами органических соединений. Написание уравнений реакций с участием кетонов.

Уметь:

- составлять уравнения реакций;

- осуществлять цепочки превращений;

- решать расчетные задачи

Решение задач и упражнений

Сборник задач

31/8

Карбоновые кислоты, их получение.

УОНМ

Определение карбоновых кислот, составление структурной формулы, классификация кислот, особенности физических свойств карбоновых кислот в связи с особенностями строения карбоксильной группы  

Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.

Знать:

- строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы;

- классификацию и номенклатуру;

- физические свойства и биологическую роль

Рассказ, беседа. Постановка задачи и ее решение

Д.1. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной.

2.Отношение различных карбоновых кислот к воде.

32/9

Химические свойства карбоновых кислот, применение.

УОНМ

Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу  карбоновой кислоты.

Реакция этерификации, условия ее протекания.

Знать области применения карбоновых кислот.

Уметь доказывать химические свойства карбоновых кислот, записывать уравнения реакций.

Рассказ, беседа, постановка проблемы и ее решение

Л. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком оксидом меди (П), гидроксидом железа (Ш), раствором стеарата натрия мыла 

33/10

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.

УОНМ

Строение сложных эфиров Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.

   

Знать:

- понятие о составе и строении сложных эфиров, реакции этерификации;

- закономерности химических реакций, условиях смещения их равновесия;

- строение, свойства, получение и применение сложных эфиров;

уметь составлять формулы сложных эфиров, называть их, записывать уравнения реакций гидролиза и этерификации

Лекция, беседа, работа в тетради

Д. получение сложного эфира.

Л.1.ознакомление с образцами сложных эфиров.

34/11

Жиры как сложные эфиры.

УОНМ

Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие о СМС.

Знать:

- превращение жиров пищи в организме, роль жиров в питании;

- их классификацию, строение, свойства;

уметь записывать структурные формулы жиров, уравнения гидролиза жира и его образования.

Рассказ, беседа, активизация знаний учащихся

Д. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водным растворам брома и KMnO4.

35/12

Обобщение знаний по теме «Карбоновые кислоты и их производные»

УП

З

У

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, уравнений, иллюстрирующих цепочки превращений и генетическую связь между классами органических соединений.

Уметь составлять уравнения реакций с участием карбоновых кислот и их производных, уравнения, иллюстрирующие цепочки превращений и генетическую связь между классами органических соединений.

Решение задач и упражнений

самостоятельная работа

«Контрольные и проверочные…»

36/13

Углеводы. Химический состав живых организмов.

КУ

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.

Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Знать:

- классификацию и важнейшие представители углеводов;

- биологическую роль углеводов, значение их в жизни живых организмов.

Рассказ, беседа, активизация знаний учащихся

Д. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (П).

37/14

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза.

УОНМ

Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Глюкоза в природ Биологическая роль глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строение молекул и химических свойств фруктозы и глюкоз

Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (П), этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Применение.

Знать состав, строение и физические свойства глюкозы, области ее применения

Уметь на основании строения предсказывать химические свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления, брожения.

Рассказ, беседа, постановка проблемы и ее решение

Д. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки)..Реакция «серебряного зеркала».

38/15

Полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза.

КУ

Физические свойства полисахаридов.

Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов

Полисахариды в природе, их биологическая роль.

  Применение полисахаридов.

Знать:

- состав, строение и физические свойства глюкозы, области ее применения;

- причину сходства и различия в строении и свойствах этих веществ;

Лекция, беседа, решение задач

Д.1 Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала.

Л.1.Знакомство с образцами полисахаридов.

39/16

Крахмал и целлюлоза

КУ

Крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Качественные реакции на крахмал. Понятие об искусственных волокнах.

Знать получение ацетатного волокна, его свойства, классификация волокон 

Уметь:

- давать сравнительную характеристику этих углеводов, составлять уравнения реакции окисления, гидролиза крахмала и целлюлозы и другие уравнения

рассказ, беседа, решение задач

Д.1. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.

Л. Знакомство с коллекцией волокон.

40/17

Урок-упражнение по теме «Углеводы»

УП

З

У

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием углеводов, уравнений, иллюстрирующих цепочки превращений и генетическую связь между классами органических соединений.

Уметь составлять уравнения реакций с участием углеводов, уравнения, иллюстрирующие цепочки превращений и генетическую связь между классами органических соединений.

Решение задач и упражнений

тест

Л.

1.Распознавания р-ров глюкозы и глицерина.

2.Определение наличие крахмала в меде, хлебе, маргарине.

41/18

Обобщение и систематизация знаний по теме «кислородсодержащие соединения»

УП

З

У

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между ними и углеводородами. Решение расчетных задач.

Уметь:

- составлять уравнения реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между ними и углеводородами;

- решать задачи

Решение задач и упражнений

Таблицы, схемы, плакаты

42/19

Контрольная работа №2 по теме «Кислородсодержащие соединения».

К

  Контроль и учет знаний учащихся по пройденной теме.

Уметь:

- составлять уравнения реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между ними и УВ;

- решать задачи

Контрольная работа

«Контрольные и проверочные…»

9

ТЕМА 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

43/1

Понятие об аминах.

УОНМ

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов.

  Алифатические амины.

Знать:

- азотсодержащие соединения;

- электронное строение аминов, сравнить их свойства со свойствами аммиака;

- классификацию аминов, их изомерию и номенклатуру;

- физ. свойства аминов в сравнение с аммиаком

рассказ, беседа, заполнение таблицы

Д.1.Физические свойства метиламина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде.

2.Горение метиламина.

44/2

Анилин как органическое основание, его применение.

КУ

Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина).Физические и химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами.

Рассказ, беседа, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа

Д

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.

45/3

Аминокислоты

УОНМ

Состав и строение аминокислот. Изомерия и номенклатура аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины.

Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакции поликонденсации аминокислот.

Синтетические волокна на примере капрона, энанта и т.д.

Знать:

- строение аминокислот как соединений с двойственной  функцией;

- классификацию, понятие об изомерии и номенклатуре;

- амфотерные свойства органических соединений;

- физические и химические свойства  аминокислот;

уметь составлять уравнения химических реакций исходя из строения аминокислот

рассказ, беседа, выполнение упражнения

Д. обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот.

46/4

Белки как биополимеры

КУ

Белки как природные полимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки.

Первичная, вторичная и третичная структура белков.

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции.

Биологические функции белков.

Знать:

- белки как природные полимеры;

- строение первичной, вторичной и третичной структуры белка;

- гидролиз органических веществ на примере гидролиза белков в сравнении с гидролизом других полимерных соединений;

- понятие денатурации;

уметь объяснить и показать их многообразие и различные функции.

Рассказ, беседа, постановка проблемы и ее решение

Л.1. Осаждение и растворение белков.

2.Денатурация белков.

3.Качественные реакции на белки.

47/5

Генетическая связь между классами органических соединений

УП
З
У

Выполнение упражнений на генетическую связь между классами органических веществ

Уметь записывать химические уравнения, устанавливать взаимосвязь между классами  органических соединений

Выполнение упражнений. индивидуальная, групповая

Цепочки превращений

48/6

Нуклеиновые кислоты.

КУ

Понятие ДНК и РНК.

Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях.

Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК.

Генная инженерия и биотехнология.

Знать:

- понятие нуклеиновые кислоты как составная часть белка;

- Показать строение, рассмотреть функции ДНК и РНК в организме;

- биологическую роль для живых организмов

Контроль знаний, рассказ, беседа, активизация знаний учащихся

Д. Модель ДНК и различных видов РНК. 

49/7

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений». ТБ

ПР

Классы органических соединений и их свойства

Уметь

Выполнять  химический эксперимент по распознаванию    важнейших органических веществ.

отчет

Практическая работа

50/8

Обобщение  и систематизация знаний об азотсодержащих соединениях

УП

З

У

Решение задач и упражнений.

Знать углеводороды и  азотсодержащие соединения

Уметь составлять уравнения реакций и решении расчетных, экспериментальных задач.

Решение задач и упражнений.

Решение задач

51/9

Контрольная  работа №3 «Азотсодержащие соединения»

К

Контроль и учет знаний по теме «Азотсодержащие соединения».

Знать углеводороды и  азотсодержащие соединения

Уметь составлять уравнения реакций и решении расчетных, экспериментальных задач.

проверочная работа

«Контрольные и проверочные…»

5

ТЕМА 5. Биологически активные органические соединения.

52/1

Ферменты

КУ

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности.

Знать:

- особенности строения и свойств ферментов;

- классификацию ферментов, зависимость активности ферментов от различных факторов.

рассказ, беседа, выполнение упражнения

Д.Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы.

53/2

Витамины.

КУ

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые ( на примере витамина С) и жирорастворимые ( на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов.

Знать:

- витамины, их классификацию, свойства;

- нормы и способы потребления витамин, их роль для нормального существования живых организмов.

Рассказ, беседа, темы рефератов

Д.1.Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

2. Иллюстрации фотографий животных с раз

личными формами авитаминозов.

54/3

Гормоны

КУ

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация

Знать:

- классификацию гормонов

- роль гормонов  в регуляции жизнедеятельности организмов.

рассказ, беседа, выполнение упражнения

Д.Плакат или  кодограмма с изображением.

55/4

Лекарства

КУ

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы.

Знать:

- лекарства как химиотерапевтические препараты;

- их классификацию;

-  формы и способы применения;

- значение лекарственных препаратов

Рассказ, беседа выполнение упражнения

Д.Плакаты.

Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).

56/5

Наркотические вещества.

КУ

Наркомания, борьба с ней и профилактика

Знать о вредном влиянии наркотических средств на организм человека;

Групповая, рассказ, беседа,

самостоятельная работа

Презентация, тест

6

ТЕМА 6. Искусственные и синтетические органические соединения.

57/1

Искусственные полимеры, получение.

КУ

Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Знать важнейшие     искусственные волокна и пластмассы.

Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры

Работа с дополнительными источниками

Просмотр видеофрагмента

Д. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

58/2

Искусственные волокна, их свойства и применение.

КУ

59/3

Синтетические полимеры, структура, получение.

КУ

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Знать важнейшие     синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры

Работа с дополнительными источниками

Просмотр видеофрагмента

Л. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

60/4

Представители синтетических пластмасс и волокон.

61/5

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» ТБ

ПР

Распознавание пластмасс и волокон

Уметь: определять  принадлежность веществ к различным классам органических  соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. Уметь использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения  с горючими  веществами, лабораторным оборудованием.

Работа в группах

Инструкция по технике безопасности. набор материалов и реактивов

62/6

Обобщение по теме «Искусственные и синтетические полимеры»

УПЗУ

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Уметь: определять  принадлежность веществ к различным классам органических  соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

индивидуальная

тест

63

Генетическая связь между классами органических соединений

У

П
З
У

Выполнение упражнений на генетическую связь между классами органических веществ

Уметь записывать химические уравнения, устанавливать взаимосвязь между классами  органических соединений

Выполнение упражнений. индивидуальная, групповая

Карточки с заданиями, упражнения

64

Повторение и обобщение знаний по органической химии за 10 класс

У

П

З

У

Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу органической химии

Уметь:

- давать общую характеристику углеводам и описать их химические свойства;

- осуществить цепочки превращений;

- решать  задачи

Пробный вариант контрольной работы

«Контрольные и проверочные…»

65

Итоговая контрольная работа по химии по курсу 10 класса

К

Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу органической химии

Уметь:

- давать общую характеристику углеводам и описать их химические свойства;

- осуществить цепочки превращений;

- решать  задачи

Контрольная работа

«Контрольные и проверочные…»

5

Повторение

66/1

Повторение и обобщение материала по теме «Классификация органических соединений»

У

П
З
У

Повторение, обобщение  и систематизация знаний  по теме «Классификация органических соединений»

Знать классы органических соединений

Уметь:

- по формулам определять класс соединений

Выполнение упражнений. индивидуальная, групповая

Карточки с заданиями, упражнения

67/2

Повторение и обобщение материала по теме «Изомерия и номенклатура органических соединений»

У

П
З
У

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Изомерия и номенклатура органических соединений»

Знать понятие и виды изомерии

Уметь:

- составлять формулы изомеров;

- отличать изомеры и гомологи друг от друга

Выполнение упражнений. индивидуальная, групповая

Карточки с заданиями, упражнения

68/3

Повторение и обобщение материала по теме «Генетическая связь между классами органических веществ»

У

П
З
У

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Генетическая связь между классами органических веществ»

Уметь записывать химические уравнения, устанавливать взаимосвязь между классами  органических соединений

Выполнение упражнений. индивидуальная, групповая

Карточки с заданиями, упражнения

69/4

Решение задач по органической химии. подготовка к ЕГЭ

У

П
З
У

Выполнение упражнений

Уметь записывать химические уравнения, решать задачи по органической химии

Выполнение упражнений. индивидуальная, групповая

Карточки с заданиями, упражнения

70/5

Лист корректировки учебной программы 10 класс Химия

№ урока

Название раздела, тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки программы

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...