Элементарий. Урок химии в 9 классе.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Трошкина Ирина Фёдоровна

Разработка урока представляет собой конспект урока обобщения знаний в 9 классе по теме "Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" с элементами игры. Материал включает 6 конкурсных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementariy.docx857.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                                      МБОУ   «СОШ №3»

                                       Э Л Е М Е Н Т А Р И Й

                    У Р О К   О Б О Б Щ Е Н И Я   З Н А Н И Й

                                           в  9 классе.

                    Учитель                                Трошкина И.Ф.  

                                                                      2014

     Цели урока

  Образовательные:

*Обобщить и систематизировать знания по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов  Д.И.Менделеева» с  использованием  элементов игры.

*Обобщить полученные в 9-ом классе знания о простых и сложных  веществах, образуемых  химическими элементами главных подгрупп I-YII групп, их физических и химических свойствах, способах получения, применении.

  Развивающие:

*Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

*Развитие чувства патриотизма и гражданского долга перед Отечеством, активизация  интереса учащихся к истории России, истории развития химии.

*Развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда, умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.

  Воспитательные:

*Воспитание толерантности к чужому мнению, способности работать в коллективе.

*Формирование адекватной самооценки учащихся

*Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

           Оборудование                                                                                                                                                                                                                      

        Плакаты с высказываниями Д.И.Менделеева:

  1. Жить – это значит узнавать! Жить – это значит мечтать широко и привольно! Жить – это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением.
  2. Главный секрет жизни - вот какой: один человек – нуль, вместе только люди!

ХОД  УРОКА.

  1. Вступление.

Сегодня у нас  не обычный урок, а урок-соревнование по курсу химии 9кл. – смотр знаний «Элементарий».  Вы сможете сегодня поработать индивидуально (за что получить личные баллы) и в группах – всей командой. Оценивать вашу работу будут присутствующие на уроке гости: ваш классный руководитель, учитель биологии и заместитель директора по УВР. Класс разделен на три команды (равные по количеству участников и по знаниям): »Электрон», «Протон» и «Нейтрон».

1 конкурс. РАЗМИНКА.

Пусть зимний день с метелями                                                                                                                       Не навевает грусть -                                                                                                                                                            Таблицу Менделеева                                                                                                                                                                    Я знаю наизусть.                                                                                                                                                                В ней пробужденье дерева                                                                                                                                  И вешних льдинок хруст.                                                                                                                                         Таблицу Менделеева                                                                                                                                                 Учите наизусть.

ВОПРОСЫ.

  1. Какой элемент всегда рад?      (Радон).
  2. Какой газ утверждает, что он – это не он?    (Неон).
  3. Какой элемент является лесом?    (Бор).
  4. Какой элемент состоит из двух животных?    (Мышьяк).
  5. Какие элементы вращаются вокруг Солнца?   (Уран, нептуний, плутоний).
  6. Какой элемент является настоящим гигантом?   (Титан).
  7. Название какого элемента несет в себе волшебника?     (Магний).
  8. Какой элемент утверждает, что  может воду родить?     (Водород ).
  9. Какой элемент утверждает, что может кислоту родить?     (Кислород).

        2 конкурс.  ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА.  

Весь мир большой: жара и стужа,                                                                                                                                                       Планет круженье, свет зари-                                                                                                                                                                        Все то, что видим мы снаружи,                                                                                                                                      Законом связано внутри.

        Каждая из команд формулирует  Периодический закон  Д.И.Менделеева;  характеризует изменение свойств элементов по периоду слева направо и по группе сверху вниз (как и почему).

        Другого ничего в природе нет                                                                                                                                                                                    Ни здесь, ни там, в космических глубинах:                                                                                                                                   Все – от песчинок малых до планет -                                                                                                                                           Из элементов состоит единых  

       Характеристика  элемента по положению в периодической системе Д.И.Менделеева:                                         1.  Фосфор,    2. Сера,   3. Хлор.        Команды работают на местах, затем один из членов каждой команды характеризует свой  элемент у доски.

       3 конкурс. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ.

О, сколько нам открытий чудных                                                                                                                                               Готовит просвещенья дух                                                                                                                                                                    И опыт, сын ошибок трудных,                                                                                                                                                               И гений, парадоксов друг,                                                                                                                                                                             И случай, бог изобретатель.

        Учитель показывает опыты получения: 1-водорода; 2-кислорода;  3-аммиака.

 Каждая команда догадывается, что получаем, записывает уравнения   реакций получения своего газа, указывает способ его собирания, описывает его строение, физические и химические свойства, проявленные в данном опыте.

       4 конкурс. ЭСТАФЕТА «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»

       Посев научный взойдет на пользу народную.

       На доске записаны схемы превращений. По очереди все члены команды выходят к доске и записывают по одному уравнению. Верный ответ - 1 балл.

  1. S --- SO2 --- SO3--- H2SO4--- Na2SO4--- BaSO4 .    
  2. Si ---SiO2 --- Na2SiO3 ----H2SiO3--- SiO2 ---Si .    
  3. N2 ---NH3 ---NO ---NO2 --- HNO3--- Cu(NO3)2 .

5 конкурс. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.                                                          

Дети работают на местах в течение 10 минут всей командой, затем решение представляют жюри.                                                    

  1. Вычислите объем сернистого газа (н.у.), который образуется при обжиге 485кг цинковой обманки, содержащей в качестве примеси 20% оксида кремния (   ). Выход сернистого газа составляет 90% от теоретически возможного.
  2. Из 34,44г фосфорита, содержащего 10% нефосфатных примесей, получили 5г фосфора. Определить массовую долю выхода фосфора от теоретически возможного.
  3. Вычислите массу силиката кальция, полученного при сплавлении с песком  300кг известняка, содержащего 10% некарбонатных примесей, если выход продукта реакции – 95% от теоретически возможного.

         6 конкурс. « ЛАБИРИНТ».    

          Текст прилагается.

 

         У каждой команды список участников.

Ф.И.   учащегося            

         Коэффициент трудового участия

       Итог

     Оценка

1

2

3

4

5

6

7

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\прочее\Трошкина И.Ф\лабиринт.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....