Урок-игра. Вода. Растворы. Основания
учебно-методическое пособие по химии (8 класс) на тему

Кузнецова Валентина Михайловна

Открытый урок-игра для 8 класса где систематизируются и провеяются знания по темам - вода, растворы, основания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra._voda_rastrory_osnovaniya.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокоосельская ОШ»

Спасского муниципального района

Нижегородской области

Урок – игра по химии в 8 классе

 «Вода. Растворы. Основания»

Автор; учитель химии

В.М.Кузнецова

2014 год

Цели: закрепление  знаний  по теме

-  развитие познавательной активности учеников, применением нестандартных игровых форм учебной деятельности,

- выработка навыков наблюдения, умению делать выводы и объяснять ход эксперимента.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы сульфата железа (111), хлорида железа (111),   KOH,  NaOH, Ba(OH)2, H2SO4,  метилоранж, фенолфталеин, три пронумерованные пробирки, в которых находятся – вода,   растворы соляной кислоты и гидроксида натрия.

Ход урока.

        Подготовительный этап:

Психологический настрой класса на урок; выбор жюри (три  ученика:   один – наблюдает, кто первый поднял руку, второй- записывает фамилии учеников: отвечающих на вопросы, и вместе с учителем отмечает правильность ответа, третий – ведет журнал набранных баллов командами); деление класса на  три команды ( по рядам); объяснение правил игры и оценки ответов.

        На уроке можно получить более одной оценки. Право ответа принадлежит команде, участник которой первым поднимет руку. Правильный и полный ответ оценивается в 1 балл, неполный – 0,5 балла, дополнение другой команды – 0,5 балла.

        Конкурс разминка ( 1 балл за правильный ответ)

Учитель: на доске кроссворд, который необходимо разгадать, слово по вертикали – ключевое, являющееся темой этого урока

1            О С Н О В А Н И Я

2            К И С Л О Р О Д

3     С У Л Ь Ф И Д Ы

4                 С Е Р А

По горизонтали: 1 – класс неорганических веществ.

                               2 – простое вещество окислитель

                               3 – общее название солей сероводородной кислоты

                               4 – простое вещество, порошок желтого цвета

Учитель: людям всех стран нужна цветущая земля, чистые реки и моря, чистый воздух. Жизнь возникла и развивалась в воде. Значение воды подчеркивается такими известными высказываниями: «Вода – это эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в жизни», «Вода – чудо природы». О воде не случайно писали картины, слагали стихи и песни. Вот строки о воде из нескольких стихотворений.

«Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана, и все это – только вода.

Высокие гребни  вздымая, бушует морская вода.

И топит, как будто играя, большие морские суда.

В кружево будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою   это, а в сущности – только вода!»

        Учитель: итак, тема нашего урока «Вода. Растворы, Основания»

        Конкурс «Теоретический» (1 балл за правильный ответ)

Учитель: О воде придумано много  загадок. Отгадайте их.

- Что видно, когда ничего не видно?  (туман)

- Темным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человечка, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком! (вода)

О каких физических свойствах воды идет речь в этих загадках?

Почему на морозе стеклянная посуда, заполненная целиком водой, лопается?

А теперь ответьте на вопросы:

- Какие из предложенных металлов могут реагировать с водой при обычных условиях: Си, Al, Mg, Na. Li, Zn? Почему?   (натрии, литий)

- Какие вещества образуются при взаимодействии воды с литием и чему равна сумма всех коэффициентов в написанном уравнении реакции?

2Li + 2H2O= 2LiOH  + H2    (сумма = 7)

- Какие из предложенных оксидов не могут реагировать с водой и почему: К2О, СиО,

SiO2, CO2 , P2O5 ?   (CuO, SiO2 )?

- Какие вещества образуются при взаимодействии  SO2  и СаО с водой? Напишите уравнения этих реакций. К какому классу принадлежат полученные вещества?

        Игра «Крестики – нолики»

Учитель: что называется основаниями? Проведите линию таким образом, чтобы она зачеркнула только формулы оснований. Линию проводят горизонтально, вертикально или по диагонали.

Fe(OH)2

NaOH

CO2

Cu(OH)2

H2 SO4

Ba(OH)2

Pb(OH)2

HNO3

NaCl

RbOH

LiOH

CuSO4

KOH

ZnO

Fe2O3

Fe(OH)3

Учитель: Какие вещества скрываются за буквами «Х» и «У»? Напишите уравнения реакций.

     +X               +Y

Na  ---  Na2O  ----     NaOH

       +X                + Y

Cu     ----   CuCl2   ----  Cu(OH)2

       + X              + Y

Zn   ----   ZnCl2   -----   Zn(OH)2

C какими из предложенных веществ реагирует раствор КОН:  Na, CO2, H3PO4,  MgO, KOH.

Напишите уравнения реакций и назовите полученные вещества.  (CO2, H3PO4)

        Конкурс «Практический».     (2 балла за выполнение)

Опыты выполняются на демонстрационном столе. Уравнения реакций записываются на доске. От каждой команды по одному ученику.

Задания записаны на карточках:

- определите, в какой из трех пробирок находится раствор щелочи

- получите гидроксид железа (111)

- осуществите  превращение:   Ba(OH)2    ----   BaSO4

        Пока участники команд выполняют практическое задание, остальные члены команд участвуют в следующем конкурсе.

        Конкурс «Расчетный»        (2балла за выполнение)

Учитывается правильность и быстрота ответа. Решение показывают на доске.

Задача:  Для подкормки томатов применяют 0,2% раствор нитрата натрия. Какую массу нитрата натрия и воды нужно взять, чтобы приготовить 10 кг раствора?

        Заключительный этап.

Подводится итог игры и урока. Оценивается работа учеников, в этом помогает жюри, тщательно следившее за ходом соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра "Внутренние воды России"

Игра проходит в несколько этапов. Ребята разделены на три группы и каждая группа получает своё задание. В игре проверяются знания географической номенклатуры, понятия и умения проводить вычисления....

Вода. Растворы. Основания

Вода. Растворы. Основания...

Заключительный урок химии по теме "Вода. Растворы" в 8 классе "Ее величество вода"

Урок позволяет актуализировать знания учащихся по теме, познакомиться с уникальными свойствами воды как химического вещества. Урок проводится в игровой форме, сочетает в себе командные и индивидуальны...

1. Методическая разработка урока-игры по теме "Общие основания прекращения трудового договора"

Методическая разработка урока-игры  составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников данных специальностей  и предназначена для студентов средн...

Урок в 8 классе на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вода.Растворы.Основания."

Представляю подробный конспект урока.Технологическую карту для учеников,информационную карту учителя,содержание всех заданий с ответами,тексты бриффинга. Презентацию урока прилагаю,..Имею самоанализ э...

Презентация к уроку по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме"Вода.Растворы.Основания"

Прилагаю презентацию к уроку по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме"Вода.Растворы.Основания" . С уважением Корольченко Ольга Адександровна....