Заключительный урок химии по теме "Вода. Растворы" в 8 классе "Ее величество вода"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Урок позволяет актуализировать знания учащихся по теме, познакомиться с уникальными свойствами воды как химического вещества. Урок проводится в игровой форме, сочетает в себе командные и индивидуальные формы работы, сопровождается опережающим заданием. В уроке используются метапредметные умения учащихся, урок предполагает использование методик  гуманитарных предметов (литературы и русского языка). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ee_velichestvo_voda.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ВОДА

Заключительный урок по теме «Вода. Растворы»

        

Цель урока: Актуализировать знания учащихся о воде, познакомить с уникальными свойствами данного химического соединения.

Перед уроком учащиеся получили  опережающее задание:

  1. подобрать стихи, загадки, песни о воде.
  2. подобрать интересные, необычные факты и сведения о воде

Форма урока: Урок проводится в форме игры. Класс делится на три команды, задания предполагают коллективное решение. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Ход урока.

1-й этап – введение в материал урока

        УЧИТЕЛЬ. Мы с вами завершили в прошлой четверти изучение самого замечательного, удивительного вещества – воды.

        В глубокой древности крупнейшие цивилизации на Земле развивались и расцветали вблизи воды. Если вода исчезала, то целые племена и даже народы приходили в движение и переселялись. Крупнейшие водоёмы на нашей планете издавна привлекали внимание человека, умевшего ценить и беречь воду. В Древнем Египте, благодаря гидротехническим сооружениям на Ниле, стали накапливать воду в дни паводка и экономично распределяли её в засушливый период года. Практическое знакомство с водой, продолжавшееся многие тысячелетия, раскрывало в той или иной степени всё больше её необычных свойств. Вода – чудо природы. Воде посвящались картины, о ней слагали стихи и песни. Сегодня мы с вами будем говорить о воде и ее удивительных свойствах. Наш урок пройдет в виде интеллектуальной игры, в которой вы сможете проявить свои способности и продемонстрировать знания по теме «Вода».

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только вода!

 

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода.

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

 

В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода!

Первый наш конкурс будет называться «Поэтический»

2-й этап – конкурсные задания

Конкурс «Поэтический»

        - Каждая команда исполняет стих или песню о воде. По окончании первого круга – второй. За исполнение в первом круге команда получает 1 балл, если во 2-ом круге команда отказывается исполнять, то -0,5 балла, исполняет – ещё  1 балл.

УЧИТЕЛЬ. А сейчас я объявляю следующий конкурс, который называется

«Разминка»

        Каждая команда получает кроссворд, в котором зашифрована тема нашего урока. У каждой команды есть 1 минута, чтобы вписать в кроссворд ответы.

        Команда, которая первой заполнит кроссворд, получает 1 балл. Если кроссворд заполнен без ошибок, то +1 балл, если в кроссворде допущены ошибки, то -0,5 балла. Команда, закончившая работу второй, получает 0,5 балла; если кроссворд заполнен без ошибок, то +1 балл, если в кроссворде допущены ошибки, то -0,5 балла.        Третья команда остаётся без баллов(?)

1

2

3

1. Класс неорганических веществ

2. Простое вещество, образующееся в процессе фотосинтеза

3. Признак химической реакции

4. Химическая посуда, использующаяся для разделения смесей

 Ответы:

  1. Основания
  2. Кислород
  3. Осадок
  4. Воронка

Конкурс «Теоретический» (проводится на основе материалов опережающего задания)

1 этап «Ты – мне, я – тебе»

УЧИТЕЛЬ. О воде придумано много загадок. Вашим домашним заданием было подобрать загадки о воде. Сейчас каждая команда задаёт двум другим по 2 загадки. Если у команды нет ответа, то ответ даёт та команда, которая загадывала загадку.

        Каждая загадка – 1 балл, правильный ответ – 1 балл, если нет ответа – 0 баллов. Учащемуся, загадавшему  самую интересную загадку, выдаётся дополнительный жетон.

2 этап «Самое загадочное вещество»

        Второй частью домашнего задания было подобрать интересные факты и сведения о воде. Слово предоставляется командам поочерёдно. Факт излагается коротко и чётко, на сообщение отводится не больше 1 минуты, факты повторяться не должны.  3 круга. 

        Каждое интересное сообщение – 1 балл, за самое интересное сообщение жюри имеет право присудить одно дополнительное очко.

Слово жюри для подведения промежуточных итогов

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Замечательно поработали дома, готовясь к уроку. А сейчас я объявляю следующий конкурс.

Конкурс «Третий лишний»

        В каждой строке найдите вещество, отличающееся от двух других. Укажите, в чём состоит его отличие. Право ответа принадлежит той команде, игрок которой первым поднял руку.

        Правильный обоснованный ответ – 1 балл, названо лишнее вещество, но не объяснено почему – 0,5 балла.

1. Ba(OH)2; KOH; Cu(OH)2  (гидроксид меди – нерастворимое основание)

2. MgO; P2O5; Fe2O3  (P2O5 – оксид неметалла)

3. H3PO4; HCl; NaOH  (NaOH – основание)

4. Zn(OH)2; KOH; Al(OH)3  (KOH – растворимое основание)

5. SO3; H2S; SO2   (H2S – не является оксидом)

Конкурс «Найди вещество»

На выполнение задания отводится 2 минуты. Задание выполняется на листе и сдаётся жюри. Команда, которая выполняет задание первой, получает 1 балл, если всё выполнено без ошибок, ещё 3 балла. За каждую допущенную ошибку снимается 0,5 балла.

               +H2O

S--→SO2-----→A

   +O2   + H2O

K--→?-----→B

A + B = C

3-й этап – подведение итогов.

4-й этап Поэтическая рефлексия

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

 Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

 Это главное таинство, главное чудо Планеты,

 Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

 Без воды на Планете не мыслимо что-то живое

 И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,

 И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,

 Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

 Океаны и реки, озёра и вечные льдины,

 Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –

 Это только вода, это Жизни самой сердцевина,

 Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

 Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,

 С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,

 Загрязняем её, отравляем её, убиваем…

 Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?

 Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,

 И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,

 И от белого Солнца готова башка расколоться…

 Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!

 Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,

 Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…

 Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,

 Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.

 Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,

 Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,

 И в бездонном пространстве планета Земля голубая

 Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к уроку химии в 8 классе по теме: "Вода - растворитель. Растворы"

Электронная презентация может быть использована при проведении уроков химии в 8 классе по всем рекомендованным  на сегодняшний день авторским линиям учебников. Гиперссылки данной презентации позв...

Интегрированный урок химии, географии и биологии "Его величество железо"

Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала инте...

Разработка урока химии на тему "Растворы".

Разработка урока химии на тему "Растворы"....

Рабочий лист к уроку химии по теме "Растворы"

Опорный конспект, с которым учащиеся работают во время урока....

Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис

Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис...

Урок химии в 8 классе "Химические свойства воды. Применение"

Конспект урока и презентация могут быть использованы для проведения урока № 31 по химии в 8 классе. УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. ХИМИЯ 8 класс...