Заключительный урок химии по теме "Вода. Растворы" в 8 классе "Ее величество вода"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок позволяет актуализировать знания учащихся по теме, познакомиться с уникальными свойствами воды как химического вещества. Урок проводится в игровой форме, сочетает в себе командные и индивидуальные формы работы, сопровождается опережающим заданием. В уроке используются метапредметные умения учащихся, урок предполагает использование методик гуманитарных предметов (литературы и русского языка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ee_velichestvo_voda.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ВОДА
Заключительный урок по теме «Вода. Растворы»
Цель урока: Актуализировать знания учащихся о воде, познакомить с уникальными свойствами данного химического соединения.
Перед уроком учащиеся получили опережающее задание:
- подобрать стихи, загадки, песни о воде.
- подобрать интересные, необычные факты и сведения о воде
Форма урока: Урок проводится в форме игры. Класс делится на три команды, задания предполагают коллективное решение. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Ход урока.
1-й этап – введение в материал урока
УЧИТЕЛЬ. Мы с вами завершили в прошлой четверти изучение самого замечательного, удивительного вещества – воды.
В глубокой древности крупнейшие цивилизации на Земле развивались и расцветали вблизи воды. Если вода исчезала, то целые племена и даже народы приходили в движение и переселялись. Крупнейшие водоёмы на нашей планете издавна привлекали внимание человека, умевшего ценить и беречь воду. В Древнем Египте, благодаря гидротехническим сооружениям на Ниле, стали накапливать воду в дни паводка и экономично распределяли её в засушливый период года. Практическое знакомство с водой, продолжавшееся многие тысячелетия, раскрывало в той или иной степени всё больше её необычных свойств. Вода – чудо природы. Воде посвящались картины, о ней слагали стихи и песни. Сегодня мы с вами будем говорить о воде и ее удивительных свойствах. Наш урок пройдет в виде интеллектуальной игры, в которой вы сможете проявить свои способности и продемонстрировать знания по теме «Вода».
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только вода!
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода!
Первый наш конкурс будет называться «Поэтический»
2-й этап – конкурсные задания
Конкурс «Поэтический»
- Каждая команда исполняет стих или песню о воде. По окончании первого круга – второй. За исполнение в первом круге команда получает 1 балл, если во 2-ом круге команда отказывается исполнять, то -0,5 балла, исполняет – ещё 1 балл.
УЧИТЕЛЬ. А сейчас я объявляю следующий конкурс, который называется
«Разминка»
Каждая команда получает кроссворд, в котором зашифрована тема нашего урока. У каждой команды есть 1 минута, чтобы вписать в кроссворд ответы.
Команда, которая первой заполнит кроссворд, получает 1 балл. Если кроссворд заполнен без ошибок, то +1 балл, если в кроссворде допущены ошибки, то -0,5 балла. Команда, закончившая работу второй, получает 0,5 балла; если кроссворд заполнен без ошибок, то +1 балл, если в кроссворде допущены ошибки, то -0,5 балла. Третья команда остаётся без баллов(?)
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
1. Класс неорганических веществ
2. Простое вещество, образующееся в процессе фотосинтеза
3. Признак химической реакции
4. Химическая посуда, использующаяся для разделения смесей
Ответы:
- Основания
- Кислород
- Осадок
- Воронка
Конкурс «Теоретический» (проводится на основе материалов опережающего задания)
1 этап «Ты – мне, я – тебе»
УЧИТЕЛЬ. О воде придумано много загадок. Вашим домашним заданием было подобрать загадки о воде. Сейчас каждая команда задаёт двум другим по 2 загадки. Если у команды нет ответа, то ответ даёт та команда, которая загадывала загадку.
Каждая загадка – 1 балл, правильный ответ – 1 балл, если нет ответа – 0 баллов. Учащемуся, загадавшему самую интересную загадку, выдаётся дополнительный жетон.
2 этап «Самое загадочное вещество»
Второй частью домашнего задания было подобрать интересные факты и сведения о воде. Слово предоставляется командам поочерёдно. Факт излагается коротко и чётко, на сообщение отводится не больше 1 минуты, факты повторяться не должны. 3 круга.
Каждое интересное сообщение – 1 балл, за самое интересное сообщение жюри имеет право присудить одно дополнительное очко.
Слово жюри для подведения промежуточных итогов
УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Замечательно поработали дома, готовясь к уроку. А сейчас я объявляю следующий конкурс.
Конкурс «Третий лишний»
В каждой строке найдите вещество, отличающееся от двух других. Укажите, в чём состоит его отличие. Право ответа принадлежит той команде, игрок которой первым поднял руку.
Правильный обоснованный ответ – 1 балл, названо лишнее вещество, но не объяснено почему – 0,5 балла.
1. Ba(OH)2; KOH; Cu(OH)2 (гидроксид меди – нерастворимое основание)
2. MgO; P2O5; Fe2O3 (P2O5 – оксид неметалла)
3. H3PO4; HCl; NaOH (NaOH – основание)
4. Zn(OH)2; KOH; Al(OH)3 (KOH – растворимое основание)
5. SO3; H2S; SO2 (H2S – не является оксидом)
Конкурс «Найди вещество»
На выполнение задания отводится 2 минуты. Задание выполняется на листе и сдаётся жюри. Команда, которая выполняет задание первой, получает 1 балл, если всё выполнено без ошибок, ещё 3 балла. За каждую допущенную ошибку снимается 0,5 балла.
+H2O
S--→SO2-----→A
+O2 + H2O
K--→?-----→B
A + B = C
3-й этап – подведение итогов.
4-й этап Поэтическая рефлексия
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?
Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,
И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,
И от белого Солнца готова башка расколоться…
Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!
Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,
Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…
Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,
Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная презентация к уроку химии в 8 классе по теме: "Вода - растворитель. Растворы"
Электронная презентация может быть использована при проведении уроков химии в 8 классе по всем рекомендованным на сегодняшний день авторским линиям учебников. Гиперссылки данной презентации позв...
Интегрированный урок химии, географии и биологии "Его величество железо"
Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала инте...
Разработка урока химии в 8 классе по теме: "Вода в природе. Свойства воды".
урок изучения нового материала...
Разработка урока химии на тему "Растворы".
Разработка урока химии на тему "Растворы"....
Рабочий лист к уроку химии по теме "Растворы"
Опорный конспект, с которым учащиеся работают во время урока....
Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис
Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис...
Урок химии в 8 классе "Химические свойства воды. Применение"
Конспект урока и презентация могут быть использованы для проведения урока № 31 по химии в 8 классе. УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. ХИМИЯ 8 класс...