Системно – деятельностный подход в преподавании химии. (Из опыта работы учителя химии ГБОУ СОШ с. Шигоны Симоновой Л.П.
статья по химии на тему

Симонова Лидия Павловна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Системно – деятельностный  подход в преподавании химии.

       (Из опыта работы учителя химии ГБОУ СОШ с. Шигоны Симоновой Л.П.)

      Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

В чём же сущность деятельностного подхода?        

 Рассмотрим две главные составляющие такого деятельностного подхода: 
   Первая заключается в том, что учебный материал представляется в виде последовательности задач, которые следует решить ученикам вместе с учителем, сформулировать выводы, осуществить обобщения на различных этапах и выполнить переход к следующим задачам. 
   Вторая составляющая - это поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие. 

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

 Системно - деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 
- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная компетентность.  

В условиях реализации ФГОС  в образовании стоит главный вопрос – Как получить новый образовательный результат?

Для этого необходимо ответить на 3 вопроса:

 1). Зачем учить (цель)?

2).Чему учить (изменение содержания)?

3) Как учить (изменение методики)?

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться.  Чему должен научиться ребенок?

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается  знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. 

Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы. При этом знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.

        Приведу примеры заданий, которые можно использовать на разных этапах урока химии, реализуя системно -деятельностный подход.

Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.

     1. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Например: «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент хлор. В атоме хлора находится 17 электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне – 7 электронов. Из строения атома следует, что хлор – типичный неметалл. Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl2. Вещество хлор по физическим свойствам – газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. Хлор и его соединения применяются для дезинфекции помещений». Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».

     2. Эксперимент. Самостоятельной постановки проблемы можно добиться путём проведения нескольких опытов. Например. Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди. Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды – NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа. Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета. Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта? Тема урока: «Взаимодействие металлов с растворами солей».

     3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.

     4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления, формулируется тема урока.

Вторая стадия урока – «Осмысление». Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:

 - классифицируйте и укажите основание для классификации;

 - сравните;

 - обобщите объекты;

 - продолжите ряд, фразу;

 - дополните ряд, определение;

 - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;

 - установите соответствие между процессами, явлениями;

 - установите последовательность этапов, процессов, явлений.

На своих уроках я создаю проблемные ситуации, для разрешения которых необходимы не только имеющиеся у детей знания, но и новые. Организую лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся, стараюсь решать на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ.

Завершает урок «Рефлексия».

 Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний.

     Формы проведения рефлексии.

1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям»

2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала»

3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»

И в заключении…

    Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференцированный подход в преподавании химии. Подготовила учитель химии ГБОУ СОШ с. Шигоны Симонова Лидия Павловна.

Слайд 2

Дифференциация в переводе с латинского « difference » означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «Профессиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение – это распределение учебных планов и программ, разделение и усиление основных, профильных учебных предметов, что не противоречит принципу единой школы, т.к. при этом обеспечиваются установленные гос. стандарты общеобразовательных знаний по всем предметам и не увеличивается недельная нагрузка учащихся.

Слайд 3

В настоящее время наиболее перспективной и эффективной пед . технологией обучения химии является дифференцированный подход обучения школьников. Этот подход основан на личностно-ориентированном характере образования. Использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках химии необходимо по ряду причин: -различие интересов учащихся; -различие уровня умственного развития – репродуктивный, конструктивный, творческий; -различие личностно-психологических факторов (мышление, характер, темперамент); -преобладание объяснительно-иллюстративного способа и фронтальных форм обучения; -низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся и мотивации обучения.

Слайд 4

Цели дифференцированного подхода в преподавании химии: -использование технологии разноуровневого обучения; -обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования и выше базисного; -обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.

Слайд 5

Дифференцированный подход основан на уровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся 1 уровень – минимальный или стартовый (если учащиеся узнают изучаемый материал по каким-то признакам, выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно разобранные ранее задачи) – это оценка «3». 2 уровень - общий или базовый (если учащиеся могут группировать сходные признаки, присущие сходным объектам, проводя анализ, решают задачи, разделяя их на подзадачи ) – это оценка «4». 3 уровень – продвинутый (когда учащиеся знают больше, чем остальные, интересуются предметом, находят свой способ решения задач, способны переносить знания в новые, стандартные ситуации) – это оценка «5».

Слайд 6

Дифференцированное обучение должно проводиться на каждом уроке и на всех его этапах. На уроке объяснения нового материала , как правило, дается логическое обоснование перспектив творческого применения знаний. На уроке систематизации знаний применима методика свободного выбора разноуровневых заданий, где учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по изучаемой теме. На уроке контроля усвоения пройденного материала дифференциация плавно переходит в индивидуализацию, учащиеся имеют полную свободу выбора заданий любого уровня по своим способностям, знаниям, умениям и интересам.

Слайд 7

Технологию дифференцированного подхода можно осуществить при составлении и использовании опорных конспектов, где сложность и объем заданий может варьировать. образцы ОК :

Слайд 8

Игровые моменты на уроке: собрать ромашку (химические свойства веществ)

Слайд 9

Тема « Окислительно - восстановительные реакции» 8 кл . Данные задания можно использовать на этапе закрепления изученного материала. Задания 1,2 и 3 уровня даются на карточках разного цвета: зеленого, желтого и красного цветов соответственно. 1 уровень - минимальный (учащиеся с низким уровнем обучаемости, им предлагаются репродуктивные задания) Проставить степени окисления элементов в следующих реакциях и уравнять их методом электронного баланса, назвать все указанные соединения: 1) F е Cl 3 + KJ = J 2 + FeCI 2 + KCI 2) P + O 2 = P 2 O 5 2 уровень – общий (учащиеся со средним уровнем обучаемости). Определить тип данных реакций (ОВР\не ОВР), ОВР уравнять методом электронного баланса, назвать все указанные соединения 1) FeCl 3 + KJ = J 2 + FeCI 2 + KCI 2) HCI + Ba ( OH ) 2 = B а CI 2 + H 2 O 3) Al + CuO = Cu + Al 2 O 3 3 уровень - продвинутый(учащиеся с высоким уровнем обучаемости, им предлагаются задания с элементами творчества). Написать продукты реакций и уравнять их методом электронного баланса, назвать все указанные соединения: 1)P + O 2 = 2) AL + CuO = 3) Zn + H 2 SO 4 =

Слайд 10

Пример заданий в рамках дифференцированного обучения по теме: «Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества» для учащихся 8 класса После проверки у доски домашнего задания и объяснения нового материала для закрепления предложить следующие варианты заданий: • для 1-й группы учащихся (минимальный уровень) -вариант 1 (облегченный) 1. Сколько соли ( г) содержит ее 20- процентный раствор массой 500 г ? 2. В 80 г воды растворили 20 г соли. Какова массовая доля в растворе? • для 2-й группы (общий уровень) -вариант 2 ( средней сложности ) 1. Сколько ( г ) понадобится для приготовления 300 г ее 15% раствора? 2. В растворе массой 80 г содержится 20 г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе? • для 3-й группы (продвинутый уровень)- вариант 3 ( усложненный ) 1. В 400 г воды растворили соль массой 20 г. Какова массовая доля ее в этом растворе? 2. Выпарили 15- процентный раствор сахара массой 150 г. Сколько сахара (г) оказалось в чашке после выпаривания?

Слайд 11

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Обобщение опыта работы учителя химии

Данный материал составлялся для участия в конкурсе на гранд президента  "Лучший учительРФ",в котором обобщён опыт работы педагога, занял 31 в Республике Марий Эл место из 117....

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Презентация опыта работы учителя географии ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" п. Придорожный Волжского района Самарской области

}Главная цель внедрения ИКТ в образовательный процесс – появление новых видов учебной деятельности, способствующих формированию УУД обучающихся.   Ученик работает более автономно, выби...