Системно – деятельностный подход в преподавании химии. (Из опыта работы учителя химии ГБОУ СОШ с. Шигоны Симоновой Л.П.
статья по химии на тему
Опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.57 КБ |
![]() | 73.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход в преподавании химии.
(Из опыта работы учителя химии ГБОУ СОШ с. Шигоны Симоновой Л.П.)
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
В чём же сущность деятельностного подхода?
Рассмотрим две главные составляющие такого деятельностного подхода:
Первая заключается в том, что учебный материал представляется в виде последовательности задач, которые следует решить ученикам вместе с учителем, сформулировать выводы, осуществить обобщения на различных этапах и выполнить переход к следующим задачам.
Вторая составляющая - это поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Системно - деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
В условиях реализации ФГОС в образовании стоит главный вопрос – Как получить новый образовательный результат?
Для этого необходимо ответить на 3 вопроса:
1). Зачем учить (цель)?
2).Чему учить (изменение содержания)?
3) Как учить (изменение методики)?
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Чему должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.
Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы. При этом знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.
Приведу примеры заданий, которые можно использовать на разных этапах урока химии, реализуя системно -деятельностный подход.
Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.
1. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Например: «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент хлор. В атоме хлора находится 17 электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне – 7 электронов. Из строения атома следует, что хлор – типичный неметалл. Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl2. Вещество хлор по физическим свойствам – газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. Хлор и его соединения применяются для дезинфекции помещений». Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».
2. Эксперимент. Самостоятельной постановки проблемы можно добиться путём проведения нескольких опытов. Например. Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди. Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды – NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа. Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета. Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта? Тема урока: «Взаимодействие металлов с растворами солей».
3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления, формулируется тема урока.
Вторая стадия урока – «Осмысление». Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений.
На своих уроках я создаю проблемные ситуации, для разрешения которых необходимы не только имеющиеся у детей знания, но и новые. Организую лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся, стараюсь решать на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ.
Завершает урок «Рефлексия».
Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний.
Формы проведения рефлексии.
1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям»
2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала»
3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»
И в заключении…
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференциация в переводе с латинского « difference » означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «Профессиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение – это распределение учебных планов и программ, разделение и усиление основных, профильных учебных предметов, что не противоречит принципу единой школы, т.к. при этом обеспечиваются установленные гос. стандарты общеобразовательных знаний по всем предметам и не увеличивается недельная нагрузка учащихся.
В настоящее время наиболее перспективной и эффективной пед . технологией обучения химии является дифференцированный подход обучения школьников. Этот подход основан на личностно-ориентированном характере образования. Использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках химии необходимо по ряду причин: -различие интересов учащихся; -различие уровня умственного развития – репродуктивный, конструктивный, творческий; -различие личностно-психологических факторов (мышление, характер, темперамент); -преобладание объяснительно-иллюстративного способа и фронтальных форм обучения; -низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся и мотивации обучения.
Цели дифференцированного подхода в преподавании химии: -использование технологии разноуровневого обучения; -обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования и выше базисного; -обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.
Дифференцированный подход основан на уровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся 1 уровень – минимальный или стартовый (если учащиеся узнают изучаемый материал по каким-то признакам, выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно разобранные ранее задачи) – это оценка «3». 2 уровень - общий или базовый (если учащиеся могут группировать сходные признаки, присущие сходным объектам, проводя анализ, решают задачи, разделяя их на подзадачи ) – это оценка «4». 3 уровень – продвинутый (когда учащиеся знают больше, чем остальные, интересуются предметом, находят свой способ решения задач, способны переносить знания в новые, стандартные ситуации) – это оценка «5».
Дифференцированное обучение должно проводиться на каждом уроке и на всех его этапах. На уроке объяснения нового материала , как правило, дается логическое обоснование перспектив творческого применения знаний. На уроке систематизации знаний применима методика свободного выбора разноуровневых заданий, где учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по изучаемой теме. На уроке контроля усвоения пройденного материала дифференциация плавно переходит в индивидуализацию, учащиеся имеют полную свободу выбора заданий любого уровня по своим способностям, знаниям, умениям и интересам.
Технологию дифференцированного подхода можно осуществить при составлении и использовании опорных конспектов, где сложность и объем заданий может варьировать. образцы ОК :
Игровые моменты на уроке: собрать ромашку (химические свойства веществ)
Тема « Окислительно - восстановительные реакции» 8 кл . Данные задания можно использовать на этапе закрепления изученного материала. Задания 1,2 и 3 уровня даются на карточках разного цвета: зеленого, желтого и красного цветов соответственно. 1 уровень - минимальный (учащиеся с низким уровнем обучаемости, им предлагаются репродуктивные задания) Проставить степени окисления элементов в следующих реакциях и уравнять их методом электронного баланса, назвать все указанные соединения: 1) F е Cl 3 + KJ = J 2 + FeCI 2 + KCI 2) P + O 2 = P 2 O 5 2 уровень – общий (учащиеся со средним уровнем обучаемости). Определить тип данных реакций (ОВР\не ОВР), ОВР уравнять методом электронного баланса, назвать все указанные соединения 1) FeCl 3 + KJ = J 2 + FeCI 2 + KCI 2) HCI + Ba ( OH ) 2 = B а CI 2 + H 2 O 3) Al + CuO = Cu + Al 2 O 3 3 уровень - продвинутый(учащиеся с высоким уровнем обучаемости, им предлагаются задания с элементами творчества). Написать продукты реакций и уравнять их методом электронного баланса, назвать все указанные соединения: 1)P + O 2 = 2) AL + CuO = 3) Zn + H 2 SO 4 =
Пример заданий в рамках дифференцированного обучения по теме: «Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества» для учащихся 8 класса После проверки у доски домашнего задания и объяснения нового материала для закрепления предложить следующие варианты заданий: • для 1-й группы учащихся (минимальный уровень) -вариант 1 (облегченный) 1. Сколько соли ( г) содержит ее 20- процентный раствор массой 500 г ? 2. В 80 г воды растворили 20 г соли. Какова массовая доля в растворе? • для 2-й группы (общий уровень) -вариант 2 ( средней сложности ) 1. Сколько ( г ) понадобится для приготовления 300 г ее 15% раствора? 2. В растворе массой 80 г содержится 20 г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе? • для 3-й группы (продвинутый уровень)- вариант 3 ( усложненный ) 1. В 400 г воды растворили соль массой 20 г. Какова массовая доля ее в этом растворе? 2. Выпарили 15- процентный раствор сахара массой 150 г. Сколько сахара (г) оказалось в чашке после выпаривания?
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)
Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)
Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Презентация опыта работы учителя географии ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" п. Придорожный Волжского района Самарской области
}Главная цель внедрения ИКТ в образовательный процесс – появление новых видов учебной деятельности, способствующих формированию УУД обучающихся. Ученик работает более автономно, выби...

Учебные дефициты учащихся и пути их преодоления (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга Евелевой С.Ю.)
Вопрос об учебных дефицитах, т.е. низкой успеваемости учащихся актуален всегда. В соответствии с профессиональным стандартом, учитель обязан учить всех детей: с низкой успеваемостью, с плохим по...