Представление обобщенного педагогического опыта преподавателя химии и биологии
статья на тему
Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии»
Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей, способных к нестандартному решению, умеющих работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavl.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление обобщенного педагогического опыта
преподавателя химии и биологии
Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (средне специальное учебное заведение) «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова»
Щербаковой Натальи Викторовны
- Актуальность и перспективность опыта
Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии»
Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей, способных к нестандартному решению, умеющих работать в коллективе.
Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях обучающихся. Однако ориентация на "среднего" обучающегося до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей обучающихся. обучающимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, обучающий должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.
Одним из методов, повышающих творческую активность обучающихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.
Цели и задачи проектной деятельности :
1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;
2) формирование в сознании обучающихся информационной картины мира;
3) возможность работать с компьютером;
4) развитие умений поиска и обработки информации;
5) работа по новым технологиям;
6) развитее самостоятельности;
7) умение слушать и уважать мнения обучающихся;
8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
9) развитие исследовательских умений.
На мой взгляд, метод проектной деятельности – один из наиболее эффективных методов, который позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение.
- Концептуальность.
В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке обучающихся методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у обучающихся такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающие учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если обучающий получит в техникуме исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
- Наличие теоретической базы опыта
Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны.
Побудить обучающихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого обучающегося позволяют нетрадиционные (нестандартные)формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество преподавателя и творчество обучающихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
1. Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003
- Проектная деятельность на уроках биологии. Газ. «Биология» № 32, 1998.
- Использование компьютерных технологий в обучении биологии. «Биология», № 27-28, 2003
- Богомолова, А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
- Бухвалов, В. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): лекции. Лекция 6. Введение в теорию научных открытий / В. А. Бухвалов // Биология: газ. издательского дома "Первое сентября". - 2006.
- Воробьев, В. К. Примеры тем учебно-исследовательских работ старшеклассников, носящих междисциплинарный характер / О. Н. Овсейчик, Е. К. Иванова // Практика административной работы в школе. - 2007. - N 6. - C. 73-77.
- Ефремова, А. П. Микроорганизмы как объекты исследовательской работы школьников / А. П. Ефремова, Я. С. Шапиро // Биология в школе. - 2008. - N 7. - С. 33-38.
- Харитонов, Н. П. Учебные исследования школьников в курсе биологии / Н. П. Харитонов. // Школьные технологии. - 2007. - N 3. - С. 116-129.
- Леонтьева, А. В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А. В. Леонтьева, Ю. О. Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - N 4. - С. 47-50. - ISSN 0320-9660.
- Мальцева, Г. Г. Использование метода проектов в преподавании биологии и экологии как средства развития участников образовательного процесса / Г. Г. Мальцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - N 1. - С. 20-23.
- Ведущая педагогическая идея.
«Идея педагогической свободы»
В своей работе я использую такие принципы как:
- сотрудничество преподавателя и обучающегося
- принцип равенства, индивидуализация и социализация обучающихся
- развитие логической мыслительной деятельности
- свободу выбора преподавателя и обучающегося
Реализация данных принципов позволяет создать на уроке атмосферу доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что преподаватель должен видеть в каждом обучающемся его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха, как для слабого, так и более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более живым и результативным. Выбор технологий и методик обучения, форм общения с обучающимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только обучающимся, но и самому преподавателю. Самообразование преподавателя позволяет ему стать более успешным, а следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания обучающихся.
- Оптимальность и эффективность средств
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений обучающихся по биологии и химии. Даже знания с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
В настоящее время метод проектов активно внедряется преподавателями в образовательный процесс. Как показывает опыт преподавателей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;
2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;
5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
- Результативность опыта
1. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает обучающимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
2. Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%.
3. Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
4. Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на обучающегося и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
5. В результате выполнения работы у обучающихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.
Большое достоинство проектной деятельности:
• Умение работать в коллективе.
• Брать ответственность за выбор решения на себя.
• Разделять ответственность с другими.
• Демонстрация энтузиазма.
• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
• Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
• Не могут использовать чужой проект.
• Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения.
• Каждый обучающихся понимает важность, работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта учителя химии.
Обобщение педагогического опыта по теме "Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся "....
Обобщение педагогического опыта по химии
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения"....
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии»....
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии...
Обобщение педагогического опыта на августовском семинаре преподавателей- организаторов ОБЖ на тему: «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения».
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя химии, биологии
Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельностиучащихся на уроках химии и биологии...
Обобщение педагогического опыта учителя химии Козоновой Б.К.
Ведущая педагогическая идея - создание условий для развития личности учащихся. Целью моего педагогического опыта является использование приемов и методов современных образовательных техноло...