Урок "Сложные эфиры. Жиры"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ.
Сложные эфиры.
Реакция этерификации (общая схема воздействия):
O 140o;H2SO4 O
R-C + HO-R1 ============= R-C + H2O
OH гидролиз O-R1
Сложные эфиры – не растворимые в воде жидкости с фруктовым запахом, более легко кипящие, чем соответствующие спирты и кислоты (нет водородных связей).
Изомерия
межклассовые изомеры
сложные эфиры ----------------------------------карбоновые кислоты
С3Н6О2
О
СН3-С СН3- СН2-СООН
О- СН3 Пропановая кислота
Метилацетат,
метиловый эфир уксусной кислоты.
О
НС
О – СН2 – СН3
Этилформиат,
Этиловый эфир муравьиной кислоты.
Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших кислот (их называют жирными кислотами).
Классификация жиров.
твердые ---------------------- жиры------------------------жидкие
животные, 2 +Н2О/ОН- растительные
содержат остатки гидролиз содержат остатки
предельных кислот непредельных кислот
глицерин+
+высшие кислоты
+Н2 1
гидрирование
1 и 2 это два способа переработки жиров.
1.Гидрирование жидких жиров.
Гидрирование для
Жидкие жиры -------------------------------- твёрдые жиры
пищевых целей
СН2-О- СО-С17Н33 Ni СН2-О- СО-С17Н35
СН -О- СО-С175Н33 +3Н2 ===== СН- О- СО-С17Н35
СН2-О- СО-С17Н33 СН2- О- СО-С17Н35
Триолеат (жидкий) тристеарат (твёрдый)
«саломас» - основа маргарина
2. Гидролиз жиров
СН2-О- СО-С15Н31 ОН- СН2-ОН
СН -О- СО-С15Н31 +3Н2О ===== СН-ОН + 3 С15Н31-СООН
СН2-О- СО-С15Н31 СН2-ОН пальмитиновая к-та
Трипальмитат глицерин
Непищевые ----------- кожевенное дело, косметика, + производство
Жиры орг.синтез мыла
избыток
щелочи.
Мыла – растворимые соли (натрия, калия) R-COONa
высших карбоновых кислот мыло твёрдое
R-COOK
мыло жидкое
В растворе – гидролиз:
С17Н35СООNa + Н – ОН ==== С17Н35СООН + Na+ + ОН-
Стеарат натрия поверхностно щелочная
активное вещество среда
ПАВ
полярная группа
(- СООН) «голова»
малополярный
радикал
«хвост»
грязь стирка:
грязь разрыхляется (ОН-) и отделяется
от поверхности ткани (ПАВ)
взаимное отталкивание
радикалов
Превращение жиров в организме:
Жир - / ферменты/- глицерин + кислоты -
Жир организма- /через лимфосистему в органы- гидролиз + окисление/ - углекислый газ + вода
СМС ( синтетические моющие средства)
Мыло плохо мылится в жесткой воде из-за образования нерастворимых солей кальция. СМС состоят из остатков кислот не образующих таких солей, но обладающих моющими свойствами. Проблема СМС: они не разлагаются и необходимо следить за тем, чтобы сточные воды проходили очистку или разлагались микроорганизмами.
Задание для самостоятельной работы.
Учебник «Химия 10» Рудзитис и Фельдман упражнения 3,6,7,8,14,15. задача4, страница122-123
ПЛАН УРОКА.
Тема урока: Сложные эфиры. Жиры.
Цели урока: 1. Дать студентам понятие о составе и строении сложных эфиров, реакции этерификации.
2. Дать понятие о жирах как биологически важных сложных эфирах, познакомить с превращение жиров в организме, ролью жиров в питании. Дать понятие о СМС и ПАВ.
3. На основе изучения состава жиров показать развитие органического мира от простого к сложному.
4. Закрепить знания о закономерностях протекания обратимых химических реакций.
5. Продолжить формирование научной картины мира.
6. Развитие логического и аналитического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методика проведения: лекция с использованием опорного конспекта, дискуссия, выполнение упражнений, работа с малым химическим тренажёром..
Оборудование и реактивы: Растительное масло, бензин (растворитель), раствор перманганата калия, раствор мыла, раствор гидроксида кальция, раствор стирального порошка, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с киноуроком, карточки с тестовым заданием, опорный конспект.
Ход урока.
Организационный момент: приветствие, проверка списочного состава.
Актуализация знаний с одновременной подготовкой к восприятию нового материала: а) выполнение тестового задания по вариантам по малому
химическому тренажёру
б) фронтальная беседа по вопросам:
- Какая реакция называется реакцией этерификацией?
- Запишите реакцию этерификации в общем виде? (один у доски).
Изучение нового материала: работа с опорным конспектом
1 Беседа о сложных эфирах.
- При каких условиях получаются сложные эфиры?
- Постарайтесь дать определение сложным эфирам исходя из метода их получения?
- Какие виды изомерии существуют для сложных эфиров?
- Каким образом образуются названия сложных эфиров?
- Запишите формулы следующих эфиров: этиловый эфир уксусной кислоты, пропиловый эфир валериановой кислоты.
- Исходя из физических свойств, обозначьте области применения сложных эфиров.
- При каких условиях будет протекать реакция этерификации, а при каких реакция гидролиза эфиров?
2. Составьте уравнение реакции этерификации между глицерином (пропантриол 1,2,3) и стеариновой кислотой.
3. Полученное в результате реакции вещество относится к жирам. Дайте определение жирам?
4. Классификация жиров. Жиры бывают твёрдые (животные) и жидкие (растительные /исключение кокосовое масло/). Твёрдые жиры содержат остатки предельных карбоновых кислот, жидкие - непредельных. / Демонстрация образцов, реакции растворов жиров на раствор перманганата калия/
5. Гидрирование жидких жиров. Жидкие жиры легко переводятся в твердые при реакции гидрирования
СН2-О- СО-С17Н33 Ni СН2-О- СО-С17Н35
СН -О- СО-С175Н33 +3Н2 ===== СН - О- СО-С17Н35
СН2-О- СО-С17Н33 СН2- О- СО-С17Н35
Триолеат (жидкий) тристеарат (твёрдый)
«саломас» - основа маргарина
6. Все жиры, как сложные эфиры подвержены реакции гидролиза. Запишите реакцию гидролиза жира следующего строения:
СН2-О - СО-С3Н7
СН – О - СО-С3Н7
СН2- О - СО-С3Н7
Назовите продукты гидролиза.
7. При гидролизе природных жиров образуются высшие карбоновые кислоты, которые идут на производство мыла (путем взаимодействия их со щёлочью и образования натриевых или калиевых солей).
8. Механизм действия мыла следующий (просмотр кинофрагмента)
9. В современном производстве моющих средств большая часть мыла производиться из кислот, полученных при переработке нефти, так как жиры более ценны как продукты питания. Превращение жиров в организме происходит по следующе6й схеме: сначала жиры под действием ферментов поджелудочного и кишечного соков расщепляются в тонких кишках на глицерин и кислоты. Всасываются ворсинками кишечника и снова образуют жир, свойственный уже данному организму. Этот жир по лимфатической системе поступает в кровь и переносится ею в жировую ткань. Отсюда жиры поступают в другие органы и ткани , где в процессе постоянного обмена веществ в клетках вновь подвергаются гидролизу и последующему окислению до оксида углерода ( IV) и воды.
10. У мыла есть один существенный недостаток чем жестче вода тем меньше моющая способность мыла. Давайте убедимся в этом /эксперимент с раствором мыла в обычной и в жесткой воде/ Поясните полученный результат. (Какая вода является жёсткой?) Для решения данной проблемы используются Синтетические Моющие Средства (СМС). Данные вещества образуют растворимые соли кальция и поэтому не теряют моющих свойств в любой воде. Существует проблема утилизации остатков СМС попадающих в окружающую среду. Поэтому, создавая новые препараты, стремятся обеспечить не только высокие моющие свойства, но и биоразлагаемость этих веществ – последующее уничтожение в природе некоторыми видами микроорганизмов.
Закрепление изученного материала. Перенесите опорный конспект в тетрадь и выполните предложенное после него задание.
Организационный момент. Выставление оценок за урок активным студентам.
Домашнее задание: Работа с опорным конспектом и работа с учебником Ерохин «Химия» глава 24 параграф 4 упражнение 4(б) страница 338
Тест по теме «Кислородсодержащие органические вещества»
1 вариант.
1.Выберите, какая функциональная группа соответствует кетонам:
1)альдегидная, 2)карбонильная, 3)гидроксильная,4)карбоксильная.
2.Какое из перечисленных свойств не характерно для спиртов при нормальных условиях:
1)жидкости, 2) резкий запах, 3)газы, 4) растворимые в воде.
3.С помощью, какой реакции нельзя получить карбоновую кислоту
1)окисление альдегида, 2)восстановление альдегида,
3)окисление алкана 4).восстановление алкена.
4. Сколько перечисленных веществ реагируют с этаналем: муравьиная кислота, водород, магний, гидросульфит натрия, гидроксид меди (II)
1) два, 2) три, 3) четыре, 4) пять.
5. Какой объём водорода (н. у.) выделится при взаимодействии 0,1 моль этанола с избытком металлического натрия
1) 2,24 л 2) 1,12 л 3 3,36 л 4) 4,48 л.
Тест по теме «Кислородсодержащие органические вещества»
2 вариант.
1.Выберите, какая функциональная группа соответствует спиртам:
1)альдегидная, 2)карбонильная, 3)гидроксильная,4)карбоксильная.
2.Какое из перечисленных свойств не характерно для метаналя при нормальных условиях:
1)жидкости, 2) резкий запах, 3)газы, 4) растворимые в воде.
3 Образование ярко-синего раствора при взаимодействии с гидроксидом меди (II) является качественной реакцией на
1) альдегиды 2)многоатомные спирты 3) фенолы 4) карбоновые кислоты
4.Сколько перечисленных веществ реагируют с уксусной кислотой: магний, гидроксид железа (II), пропанол-1, хлор (в присутствии катализатора),карбонат натрия, формальнальдегид.
1) шесть, 2) три, 3) четыре, 4) пять.
5. Какой объём водорода (н. у.) выделится при взаимодействии 0,1 моль пентановой кислоты с избытком металлического цинка
1) 2,24 л 2) 1,12 л 3 3,36 л 4) 4,48 л.
Задания для работы с малым химическим тренажёром.
- Выберите под каким номером в Вашем варианте записана
формула альдегида.
- Выберите под каким номером в Вашем варианте записаны
формулы веществ способных вступать в реакцию с натрием..
- Выберите под каким номером в Вашем варианте записаны
формулы веществ содержащих бензольное кольцо.
- Выберите под каким номером в Вашем варианте записаны
формулы веществ способных вступать в реакцию с щелочью.
- Выберите под каким номером в Вашем варианте записаны
формулы углеводорода.
- Выберите под каким номером в Вашем варианте записаны
формулы веществ способных вступать в реакции этерификации.
- Выберите под каким номером в Вашем варианте записаны
формулы веществ способных вступать в реакцию с гидроксидом меди (II)
- Выберите под каким номером в Вашем варианте записаны
формулы веществ способных вступать в реакцию с аммиачным раствором оксида серебра (I).
Ответы.
№ | 1 в. | 2 в. | 3 в. | 4 в. | 5 в. |
1 | 5 | 1 | 3 | 7 | 3 |
2 | 1,8,3 | 4,6,8 | 2,4,5,6 | 3,4,8 | 5,6 |
3 | 3,6,9 | 5 | 4,7,8 | 5 | 1 |
4 | 1,3 | 4,6 | 2,4,6 | 3,4 | 6 |
5 | 7,9 | 2,3,5 | 1,7,9 | 1,6 | 1,7,9 |
6 | 1,8 | 4,6,8 | 2,5,6 | 3,4,8 | 5,6 |
7 | 1,5 | 2,4,6 | 2,3,6 | 3,4,7 | 3,6 |
8 | 5 | 1 | 3 | 7 | 3 |
№ | № | № | № | № | |||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | |||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||
№ | № | № | № | № | |||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | |||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||
№ | № | № | № | № | |||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | |||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 | |||||
№ | № | № | № | № | |||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | |||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест в 10 классе "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"
Тест создан в соответствии с учебником О.С.Габриеляна "Химия 10 класс", базовый уровень....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта,10 класс, Органическая химия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта, 10 класс, органическая химия....
Сценарий урока по теме: "Сложные эфиры. Жиры" в 9 классе
Урок с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...
Открытый урок "Сложные эфиры. Жиры".
Тип урока: Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, комбинированный урокЗадачи урока. Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации. Дать понятия о фи...
Сложные эфиры. Жиры
Материал предназначен для закрепления и обощения знаний по данному разделу...
Практическая работа № 4. Тема: Карбоксильные соединения (карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры).
Цель: закрепить знания о карбоновых кислотах, сложных эфирах и жирах....
презентация к уроку химии 10 класса на тему "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"
история развития, физические и химические свойства, состав, классификация жиров. Мыла. Получение, применение, значение жиров....