рабочая программа по химии для 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
рабочая программа по химии для 9 класса расчитана на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_moya_9.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 в,г классах МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им.Шелковникова К.М.» по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Дрофа, 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Программа курса построена на концентрической концепции. Курс химии 9 класса более осознанно и глубоко изучает фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения в 8 классе на богатом фактическом материале химии элементов в 9 классе.
Цель курса: изучение состава, строения, свойств химических элементов - представителей групп главных подгрупп и отдельных побочных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева, их соединений и применения.
Задачи:
- реализация единства веществ природы, их генетической связи;
- установление причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- формирование основных понятий курса химии 9 класса;
- развитие надпредметных умений и навыков;
- формирование специальных предметных умений и навыков работы с веществами;
- практическая направленность обучения;
- контроль знаний, умений и навыков учащихся.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы, объекты учебных экскурсий). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными.
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 в классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4, «Характеристика химических элементов», «Металлы», «Неметаллы», «Итоговое тестирование».
Количество практических работ за год –6.
№ | Тема |
1. | Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений. |
2. | Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов. |
3. | Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по распознаванию получению веществ. |
4. | Практическая работа № 4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». |
5. | Практическая работа № 5. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». |
6. | Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов. |
Основная особенность подросткового возраста – начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным и рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Требования к уровню подготовки обучающихся по химии – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения химии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов по химии, которые используются при государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- планы и конспекты лекций учителя;
- задачи и упражнения по химии;
- рефераты по химии;
- ответы на вопросы по химии;
- отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;
- отчеты по индивидуальным или групповым заданиям по итогам экскурсий по химии;
- домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;
- составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).
Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей по химии – по 3 тетради:
- тетрадь - рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, ведется конспект.
2 тетрадь – для лабораторных опытов и практических работ, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки выставляются каждому ученику. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика.
3 тетрадь – тетрадь на печатной основе с набором заданий для самостоятельного выполнения.
В течение учебного года тетради для практических работ и контроля знаний хранятся в школе.
Для выполнения контрольных работ по химии выделяется специальная тетрадь, где выполняются контрольные работы и тестовые задания.
В связи с тем, что лабораторные опыты учащиеся выполняют фронтально и сущность опытов выясняется на уроке, оценки за их описание выставлять всем учащимся не следует. Оценку ученику можно выставить при его активном участии в обсуждении материала, быстром выполнении опытов, правильном их анализе. Поэтому лабораторные опыты по химии оцениваются выборочно.
Основная задача практических работ по химии, проводимых в конце изучения тем, - закрепление знаний и практических умений учащихся. Практические работы с использованием инструкций ученики выполняют индивидуально.
Структура курса.
№ | Модуль (глава) | Кол-во часов |
1. | Повторение изученного в 8 классе. | 3 |
2. | Общая характеристика химических элементов. | 8 |
3. | Металлы. | 18 |
4. | Неметаллы. | 25 |
5. | Органические вещества. | 7 |
6. | Резервное время. | 7 |
Итого | 68 |
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Название урока | Кол-во часов | Вид занятия | Примечание | |||
теоретическое | практическое | ||||||
1. Повторение изученного в 8 классе (3 ч). | |||||||
1.1 | Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии. Строение атома. Типы химических связей. | 1 | + | ||||
1.2 | Генетические ряды металла и неметалла. | 1 | + | ||||
1.3 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. | 1 | + | ||||
2. Общая характеристика химических элементов (8 ч). | |||||||
2.1 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов. | 1 | + | ||||
2.2 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам. | 1 | + | ||||
2.3-2.4 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 2 | + | ||||
2.5 | Генетический ряд переходного элемента. | 1 | + | ||||
2.6-2.7 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 2 | + | ||||
2.8 | Контрольная работа: Амфотерность. | 1 | + | ||||
3. Металлы (18 ч). | |||||||
3.1 | Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов | 1 | + | ||||
3.2 | Физические свойства металлов. Сплавы. | 1 | + | ||||
3.3 | Химические свойства металлов. | 1 | + | ||||
3.4 | Получение металлов. | 1 | + | ||||
3.5 | Коррозия металлов. | 1 | + | ||||
3.6-3.7 | Щелочные металлы. | 2 | + | ||||
3.8-3.9 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. | 2 | + | ||||
3.10-3.11 | Алюминий. | 2 | + | ||||
3.12 | Железо | 1 | + | ||||
3.13 | Решение задач на определение выхода продукта реакции. | 1 | + | ||||
3.14 | Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений. | 1 | + | ||||
3.15 | Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов. | 1 | + | ||||
3.16 | Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. | 1 | + | ||||
3.17 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Металлы». | 1 | + | ||||
3.18 | Контрольная работа: металлы. | 1 | + | ||||
4. Неметаллы (25 ч). | |||||||
4.1 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. | 1 | + | ||||
4.2 | Химические элементы в клетках живых организмов. | 1 | + | ||||
4.3 | Водород. | 1 | + | ||||
4.4 | Галогены. | 1 | + | ||||
4.5 | Соединения галогенов. | 1 | + | ||||
4.6 | Получение галогенов. | 1 | + | ||||
4.7 | Кислород. | 1 | + | ||||
4.8 | Сера. | 1 | + | ||||
4.9-4.10 | Соединения серы. | 2 | + | ||||
4.11 | Практическая работа № 4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | + | ||||
4.12 | Азот. | 1 | + | ||||
4.13 | Аммиак. | 1 | + | ||||
4.14 | Соли аммония. | 1 | + | ||||
4.15 | Кислородные соединения азота. | 1 | + | ||||
4.16 | Фосфор и его соединения. | 1 | + | ||||
4.17 | Углерод. | 1 | + | ||||
4.18 | Кислородные соединения углерода. | 1 | + | ||||
4.19 | Кремний и его соединения. | 1 | + | ||||
4.20 | Практическая работа № 5. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». | 1 | + | ||||
4.21 | Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов. | 1 | + | ||||
4.22-4.23 | Решение расчетных задач. | 2 | + | ||||
4.24 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Химия неметаллов». | 1 | + | ||||
4.25 | Контрольная работа по теме «Неметаллы» | 1 | + | ||||
5. Органические вещества (7 ч). | |||||||
5.1 | Предмет органической химии. | 1 | + | ||||
5.2 | Углеводороды. | 1 | + | ||||
5.3 | Спирты. | 1 | + | ||||
5.4 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | 1 | + | ||||
5.5 | Аминокислоты и белки. | 1 | + | ||||
5.6 | Углеводы. Полимеры. | 1 | + | ||||
5.7 | Итоговое тестирование за 9класс. | 1 | + | ||||
6. Резервное время (7 ч). |
Основное содержание учебного предмета.
Тема 1. Повторение изученного в 8 классе (3 ч).
Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии. Строение атома. Типы химических связей. Генетические ряды металла и неметалла. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.
Тема 2. Общая характеристика химических элементов (8 ч).
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Контрольная работа: Амфотерность.
Тема 3. Металлы (18 ч)
Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов, Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Решение задач на определение выхода продукта реакции.
Лабораторные опыты.
- Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.
Практическая работа№1 Осуществление цепочки химических превращений металлов
Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов
Практическая работа №3 Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.
Тема 4. Неметаллы (25 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятия «металл» — «неметалл».
Водород, его физические и химические свойства. Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
6. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 7. Распознавание солей аммония. 8. Ознакомление с природными силикатами. 9. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 10. Получение углекислого газа и его распознавание.
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме Подгруппа кислорода.
Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме Подгруппа азота и углерода.
Практическая работа № 6 Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 5. Органические соединения (7 ч)
Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.
Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения,замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.
Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.
Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.
Демонстрации.
Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.
Лабораторные опыты.
11. Изготовление моделей молекул углеводородов. 12. Свойства глицерина. 13.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 14.Взаимодействие крахмала с йодом.
Итоговое контрольное тестирование.
Тема 6 Резервное время (7 ч.)
Результативность.
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации
Формирование общеучебных умений и навыков учащихся.
Учебно - организационные:
уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
владеть техникой консультирования;
уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т. п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
уметь применять справочный аппарат книги
самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
излагать материал из различных источников;
владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
-ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
-материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
-ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
-ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
-материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
-при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений. Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
-работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
-эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
-проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
-работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
-работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
-допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
-работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
-в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
-в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
-в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
-имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
-отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
-ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
-ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
-работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
-работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
-работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
•соблюдение требований к его оформлению;
•необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
•умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
•способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Литература для учащихся и учителя. Интернет ресурсы.
Авторы УМК: Габриелян О.С. Учебник: Химия. 9 класс.
Рабочая тетрадь: Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс».
Тетрадь для лабораторных и практических работ. 9 класс. Габриелян О.С.
Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы, информационное обеспечение и др .
При подготовки и проведения учебных занятий:
1. О.С.Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. М., Дрофа, 2004.
2. О.С.Габриелян, Н.Н.Рунов, В.И.Толкунов. Химический эксперимент в школе. 8 класс. М., Дрофа, 2005
3. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М., «Блик-плюс», 2000.
О.С.Габриелян. Химия. Методическое пособие. 8-9 классы. М., Дрофа, 2000.
4. Сборник нормативных документов. Химия (сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев). М., Дрофа, 2004.
5. Журнал «Химия в школе» 2005-2007.
6. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.– 158 с.
7. Иванова Р.Г. Химия. Контроль знаний учащихся по химии. 8-9 классы / Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко. – М.: Дрофа, 2006.-192 с.
8. Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 9 класс. /Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин – М.: Вентана-Графф, 2005. – 128 с.
9. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика.
При подготовке учащимся рекомендуется использовать следующую литературу и интернет - ресурсы:
- Аликберова Л. Ю. Рукк Н. С. Полезная химия. Задачи и истории. – М.: Дрофа, 2003. - 304.
- Габриелян О. С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 классы / О.С. Габриелян, П. В. Решетов, И.Г. Остороумов. – М.: Дрофа, 2004.-160.
- Девяткин В. В. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке / В. В. Девяткин, Ю. М. Ляхова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 239.
- Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.
- Ольгин О. А. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986. – 192.
- Оржековский Г.А., Медведев А.В., Чураков А.В., Чуранов С.С. Всероссийская химическая олимпиада школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
- Пиркулиев Н.Ш. Олимпиадные задачи по химии. Типы задач и методы их решения. – М.: Самообразование, 2000. – 160 с.
- Сборник задач Всероссийских олимпиад по химии / В. В. Лунин. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 480 с.
- Сорокин В.В. и др. Задачи химических олимпиад.– М.: Изд-во Московского университета, 1989.
- Сорокин В.В., Свитанько И.В., Сычев Ю.Н., Чуранов С.С. Современная химия в задачах международных олимпиад. – М.: Химия, 1993. – 288 с.
- Химия 8-11 класс. Региональные олимпиады 2000-2002 / О.С. Габриелян, А.Н. Прошлецов, - М.: Дрофа, 2005. – 287.
- Чернобельская Г. М. Введение в химию / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. – М.: Владос, 2005. - 253.
- http://olimp.distant.ru/ - дистанционная олимпиада школьников, задания и ответы.
- http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор.
- http://www.alleng.ru/edu/chem6.htm - олимпиады по химии, задачи и задания олимпиад по химии различных лет (с ответами и решениями, и без ответов).
- http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г. В большинстве случаев задания с решениями, как правило, формата pdf, не забудьте поставить себе любой Acrobat Reader.
17. tasks.ceemat.ru - книга-задачник, где можно найти задания с различных олимпиад и турниров школьников по химии. Для школьников и учителей, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам
18. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
19. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
20. А.Е. Савельев. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....