Этилен, строение, физические свойства
материал по химии (9 класс) по теме

Конкурсный урок.

Номинация:  «Лучший урок естественнонаучного цикла»

Тема урока: «Этилен, строение,  физические свойства»

Применяемая технология: коллективные способы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Областное  государственное бюджетное образовательное  учреждение начального профессионального образования

«Профессиональное училище №15».

На областной конкурс  профессионального   мастерства.

Номинация: «Лучший урок естественнонаучного цикла».

Тема урока: «Этилен, строение, физические свойства».

Автор  Гузаирова Лида Халяфовна.

Место работы - ОГБОУ НПО «Профессиональное училище № 15», преподаватель химии.

-  г. Стрежевой, ул. Коммунальная-40.

-57320,код города 38259.

E-mail guzairova55@mail.ru.

Пояснительная записка.

Номинация:  «Лучший урок естественнонаучного цикла»

Тема урока: «Этилен, строение,  физические свойства»

Применяемая технология: коллективные способы обучения

Характеристика группы:

        A.        В группе 15 учащихся. Отношения в группе непростые. Есть выраженные
лидеры по знанию предмета (Сайфутдинов Д.,Сиенко К.,Стариков А.)), по возрастной планке (Сильченко Д.) ложные лидеры (Осипов Я,Мирзаханов А.) которые по знанию слабые, но по характеру могут надавить на любого.
Есть тихони, которые никак не выделяются, но по
знаниям могут дать фору любому, потому что учат уроки. (Чумаков Д.).
Группировок нет, есть дружба между бывшими одноклассниками.

Б.   Дефекты зрения у Деменьтьева Г. Перемитина А., они сидят на уроках за первыми партами. С ЗПР класса  Иванов Д. - в классе сидит слушает, записывает, но ничего не запоминает. Кузнецов Д, Мельник С. стараются, но выше I уровня усвоения у них ничего не получается.

        B.        У более половины группы наблюдается слабое развитие
интеллектуальной сферы из-за выше указанных причин, слабое развитие
волевой сферы у Кузнецова Д. Иванова Д., (идут на поводу, нет своего
мнения).

Слабое развитие эмоциональной сферы у Мирзаханова А. Сайфутдинова Д., которым палец в рот не клади. Познавательный интерес к предмету отсутствует у половины группы, установка на учение только у шестерых.

Г. Входной анализ показал следующие результаты из 14 выполнивших работу:

«4»-1

«3»-5

«2» -8

1) Группа пришла с большими пробелами в знаниях. Другая среда как - бы

подстегивает их на учебу, но этот марафон выдерживают единицы. После месяца - другого у многих интерес к учебе падает, они начинают лениться, пропускать занятия. Это объясняется и влиянием семьи (нет надлежащего контроля), сверстников. внеучилищной среды.

         Выбрав коллективный способ обучения, я разработала 48 уроков по этой методике(Приложение 1).Определив логику изучения материала, сначала провожу ввод учителя по теме «Алканы» ( 5 уроков).После проведения зачета и закрепления  материала следующую тему «Алкены» провожу по системе совместного изучения учебного материала. Проведенный урок-  первый по этой системе и является логическим продолжением предыдущей темы и цепочкой при изучении следующих тем «Алкины» и  «Арены.»При работе использовала учебник 10 класса под руководством Г.Е. Рудзитиса  и Ф.Г.Фельдмана  (считаю, что органическая химия наиболее полно изложена у этих авторов).Раздел «Углеводороды» ,Количество часов в неделю-2 ч. В год-55 ч..

           Выводы: уроки по совместному изучению учебного материала направлены на раскрытие творческих способностей, умений осознанно читать текст, объяснять, обсуждать ответы и возникшие проблемы, умений излагать свои мысли.

Учащиеся имеют возможность передать свои мысли, осуществлять взаимопомощь, работать в темпе, соответствующем индивидуальным способностям и возможностям, побывать в роли консультанта. Учебная программа осваивается общими усилиями..а объем работы, выполненный всеми, больше объема работы ,выполненной

каждым. В  результате повышается интерес к работе и активность учащихся на уроках, формируется культура учебного труда, развиваются коммуникативные способности.

              Считаю, что урок удался. В результате были достигнуты следующие ключевые компетенции:

  1. коммуникативные   (запоминание   текста   и   написание   ответов   на
    поставленные вопросы,  работа с информацией);
  2. работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения
    общей цели);
  3. умение учиться (рефлексия, самооценка, самостоятельная работа
    по теме).

        Разрыва между поставленными задачами и конечным результатом урока не было, были достигнуты воспитательные и развивающие задачи (развитие познавательного интереса), мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации).

        Ребятам понравилась работа по совместному изучению тем. Они работали на пределе своих возможностей (подстегивало регламентированное время), задания стимулировали к выполнению их даже слабыми учащимися как доказательство, убеждающее их в том, что они способны развиваться. Мне, как учителю, удалась главная задача - вывести каждого учащегося в режим развития.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Время

Методические особенности и краткие указания по проведению этапов урока

Средства обучения

1

Организационный

3

Проверка явки обучающихся и их готовности к уроку, выдача  комплектов дидактических материалов

Комплект  дидактических материалов

2

Информация

4

Объявление триединой задачи и актуализация знаний по теме  

Комплект  дидактических материалов

3

Выполнение

35

Выполнение заданий по алгоритму

Комплект дидактических материалов, учебник химии

4

Контроль и оценка

8

Проведение взаимоконтроля учащимися. Подведение итогов урока.

Оценочные листы

ЭТИЛЕН, СТРОЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

1. Найдите молекулярную формулу этилена, содержание углерода в

 котором составляет 85,7%,водорода, 14,3 %,относительная плотность по

азоту равна 1. ( 8 мин.).

  • Критерий оценки - [20%]

2. Структурная, электронная формула этилена. Стр.30 ( 3 мин.)

  • Критерий оценки - [10%]

3. Физические свойства этилена. Стр. 35 (3 мин).

  •  Критерий оценки - [10%]

4. Вид гибридизации в этилене. Стр. 31 (3 мин.)

  • Критерий оценки - [10%]

5. Образование σ- связи в молекуле этилена. Стр.31, рис.8 (5 мин.).

  • Критерий оценки - [15%]

6. Образование π-связи в молекуле этилена. Стр.31, рис.9 (5 мин.)

  • Критерий оценки - [15%]

7. Чем отличается сигма связь от пи-связи ? Стр.31 (5 мин.)

  • Критерий оценки - [10%]

8. Почему невозможно свободное вращение по углерод-углеродной связи в молекуле этилена? Стр. 31 (3 мин.)

  • Критерий оценки - [10%]

Оценочный лист.

Критерии оценки

   

 Ф. И.

Задания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Иванов Иван

20%

10%

10%

10%

15%

15%

10%

10%

Сидоров Степан

Оценивание обучающихся производится при помощи оценочного листа.

Оценивание проводится  по 100%  шкале:

Если обучающийся набрал от 0 до 44 % – оценка "2"

  • от 45 до 70% – "3"
  • от 71 до 91%  -  «4»
  • от 92 –до 100% - оценка «5»

Обучающийся, набравший 70 -100%, считается  усвоившим материал на 70% (Кά2 ≥ 0,7).

 Используемая литература Г.Е:Рудзитис, Ф.Г..Фельдман 10 класс.

        

Оценочный лист конкурсного занятия (урока)

(для внутренней экспертизы)

0 баллов – несоответствие параметру

1 балл – неполное соответствие параметру

2 балла – полное соответствие параметру

Аспект

Критерии

Параметры

Баллы

Мотивационно-целевой

Осуществление

целеполагания

Высокий уровень целеполагания обучающихся

(взаимодействие преподавателя с обучающимися

на этапе постановки цели)

2

Ясность и чёткость формулировки цели

2

Достижимость цели, указания средств достижения цели

2

Обеспечение

мотивационной

готовности

Целенаправленное создание атмосферы заинтересованности

при изучении темы урока

2

Эффективное использование средств воздействия

для включения в учебную работу всех обучающихся

2

Организационный

Благоприятный

психологический климат

Предоставление преподавателем возможности

для проявления всех обучающихся

2

Преобладание положительных эмоций обучающихся

в течение всего занятия

2

Положительное влияние на обучающихся за счёт профессиональных,  личностных, харизматических качеств педагога

2

Организация у

чебной

деятельности

обучающихся

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

2

Оптимальный темп занятия

2

Наличие смены видов деятельности, её целесообразность

2

Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемных заданий,

задания для проявления самостоятельности обучающихся

2

Преобладание речевой активности обучающихся, а не педагога

1

Используемые

методики,

технологии

преподавания

Целесообразность используемых технологий

2

Эффективное использование современных педагогических

технологий

2

Использование технических средств

1

Содержательный

Подбор

учебного

материала

Соответствие содержания целям занятия

2

Глубина, полнота, научность, системность,

интегративность, доступность учебной информации

2

Новизна, необычность, занимательность учебного занятия

2

Практико-ориентированный характер содержания учебного

занятия

2

Воспитывающий потенциал содержания

2

Изложение

учебного

материала

Культура речи педагога

2

Точность и адекватность ответов, комментариев на вопросы

обучающихся

2

Оценочно-результативный

Оценочная

деятельность

Привлечение обучающихся к оценочной деятельности

(в том числе и самооценке)

2

Оценка не только правильности, но и оригинальности ответа,

рациональности путей решения

2

Оценка деятельности обучающихся не только по конечному

результату, но и в ходе его достижения

2

Результативность

занятия

Высокий уровень организации рефлексии обучающихся

2

Высокий уровень организации подведения итогов

2

Достижение цели

2

                                                                                                                                                ИТОГО

56

Анализ урока химии

1. Дата: 23.10.2013

Группа: 221 (сварщик)

ФИО преподавателя Гузаирова Лида Халяфовна

Тема учебной программы:  “Алкены“

Тема урока: этилен,строение,физические свойства..

        2. По алгоритму урок расписан по минутам. После объявления триединой   задачи, актуализации знаний по теме ребята приступили к выполнению заданий.  Знания  получают в процессе  совместного изучения темы по учебнику. Учащиеся  читают текст  объясняют, пересказывают, задают вопросы и отвечают на них, обсуждают ответы и возникшие проблемы, выполняют письменные задания, сверяют их, обучают товарища. При этом они опираются на ранее полученные знания, имеют возможность повторить, вспомнить предыдущий материал. Новый материал закрепляется при совместном выполнении заданий по новой теме.

        3.  Образовательная:1) углубить знания о гомологии, о номенклатуре и
структурной изомерии на примере этиленовых углеводородов.

        2)Воспитательная: выработка умений слушать, осознанно читать текст,
объяснять, пересказывать, задавать вопросы, излагать свои мысли и
передавать знания.

        3)Развивающая: формирование и развитие интеллектуальных способностей
формирование приемов самостоятельной познавательной деятельности,
переноса знаний и умений в новые ситуации.

Все цели были достигнуты

        4. В содержании урока соблюдались все общедидактические принципы научность, наглядность, последовательность, связь с практикой (сварщики)

        5. Преподаватель ограничивался миссией консультанта и ценного «источника познаний», всегда готовой помочь и словом и делом.

        6. Ребята работают в темпе (подстегивает регламентированное время), задания выполняют даже слабые учащиеся, убежденные в том, что они способны развиваться. Ребята работают по дидактическим карточкам с учебником.

7. Учащиеся имеют возможность передать свои знания, осуществлять взаимопомощь, работать в темпе, соответствующем индивидуальным способностям и возможностям, побывать в роли консультанта.. В результате повышается интерес к работе и активность учащихся, формируется культура учебного труда, развиваются коммуникативные способности.

        8. Взаимоотношения преподавателя и обучающихся- сотрудничество. Дисциплина хорошая, у ребят мало времени, иначе они выпадут из графика.

        9. Оценивает деятельность учащихся в соответствии с выработанными критериями, руководствуясь правилами:

   А) выявить не только недостатки, но и успехи обучаемых.

   Б) подчеркивать те стороны деятельности, которые значимы для самого обучаемого.

   В) уважать личное мнение обучаемого, его самооценку.

   Г) обсуждать причину ошибок и пути их исправления ( при выполнения Д/З)

   Д) вселять уверенность в своих силах.

        10. Урок вырабатывает умения слушать, объяснять, пересказывать, задавать вопросы, излагать свои мысли и передавать знания, раскрывает творческие способности, повышает интерес к работе, формирует культуру учебного труда, развивает коммуникативные способности. Преподаватель  энергичная, коммуникабельная, требовательная, справедливая.

        11. Выводы.

       план урока выполнен

       урок цели достиг

       совместное изучение учебного материала

       активность учащихся, азарт при выполнении заданий, работа         консультантов – ребят при объяснении задания, результаты работы  

    оценка 5.

Анализ посещённого (занятия) урока

(для внешней экспертизы)

Ф. И. О. преподавателя

«+»

«-»

Примечание

Основные

компоненты

Организация урока

+

Постановка цели

+

Выделение главного на уроке

+

Своевременный контроль

+

Активная занятость обучающихся

+

Самостоятельная работа

+

Практическая работа

+

Чёткая структура урока

+

Плотность урока

+

Результативность

+

Уровень обучения

+

Формы и методы

работы

Проблемно-поисковые

+

Словестно-наглядные

+

Современные формы и методы

+

Индивидуальный

дифференцированный подход

+

Использование ТСО

+

Умение владеть группой

+

Личная культура преподавателя

+

Педагогический такт

+

Эрудиция

+

Взаимоотношения с обучающимися

+

Как Вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства преподавателя (нужное подчеркнуть):

Очень высокий; высокий; средний; ниже среднего; низкий

Приложение 4.

Самоанализ проведённого занятия (урока)

(заполняется педагогом, проводившим занятие (урок))

№ п/п

Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности

действия преподавателя

1.

Как были спланированы и поставлены перед обучающимися задачи урока? (нужное подчеркнуть)

Оптимально, не оптимально,

улучшить планирование задач

2.

Как можно оценить избранную преподавателем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?

Оптимально 

3.

Как можно оценить избранное содержание

урока?

Оптимально

4.

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности учебной группы и

возможностей преподавателя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля:

  • при опросе;
  • при изучении нового материала;
  • при закреплении;
  • при обобщении изученного

Оптимально

5.

Насколько удачным оказалось сочетание обще групповых, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным обучающимся?

Оптимально

6.

Рационально ли использовались на уроке

средства наглядности, ТСО и пр.?

Оптимально

7.

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

  • составление опорных схем, конспектов;
  • использование обучающих программ;
  • составление заданий и задач с развивающим содержанием

Оптимально

8.

Как можно оценить стиль общения преподавателя с обучающимися на уроке, соблюдение педагогического такта?

Оптимально

9.

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности обучающихся?

Оптимально

10.

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития обучающихся?

Оптимально

11.

Правильно ли определен объем, сложность

домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

Оптимально

Программный лист ( приложение 1).

изучения блока «Углеводороды»

                                1. Строение алканов.

Информационный                 2. Гомологический ряд алканов.

ввод учителя                        3. Систематическая номенклатура.

                                  4. Химические свойства алканов.

                                5. Применение и получение алканов.

6. Практическая работа № 1 «Определение углерода, водорода и хлора  в органических веществах».

7. Зачёт по теме: «Алканы».

                         8. Строение алкенов.

Совместное                        9. Гомологический ряд этилена. Систематическая                                                   номенклатура.

изучение                                10. Химические свойства алкенов. Изомерия алкенов.

                                11. Применение и получение алкенов.

                                12. Практическая работа № 2 «Получение этилена и опыты с                                                ним».

                                 13. Строение алкинов.

 Взаимопередача                  14. Изомерия и номенклатура алкинов.

 тем                                 15. Химические свойства алкинов.

                                16. Применение и получение алкинов.

                                17. Сроение аренов.

                                18. Изомерия и номенклатура аренов.

                                19. Химические свойства аренов.

20. Получение и применение аренов. Взаимосвязь алканов, алкенов и аренов.

21. Решение задач на выход продукта реакции.

22. Обобщение знаний по теме: «Углеводороды».

23. Подготовка к директорскому срезу.

24. Директорский срез по итогам 1 полугодия.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этилен. Строение молекулы. Sp2- гибридизация, õ- и π- связи, физические свойства

Урок закрепляет основные положения теории химического строения. Выяснить природу двойной связи, раскрыть особенности π-связи. Дать понятие о Sp2- гибридизации....

Фенол: строение, физические и химические свойства. Применение фенола.

Профильный химико-биологический класс Тип урока:урок изучения нового материала. Методы ведения урока: словесные (беседа, объяснение, рассказ); наглядные (компьютерная презентация); практические...

«Земля и ее строение", физическая география, 6-й класс

План.1 Понятие о внутреннем строении  Земли.2. Особенности внутрених оболочек Земли.3. Первичное закрепление.4. Введение представления о материковой и океанической  земной коре.5. Решен...

Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» 9 класс

Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» для 9 класса была составлена в соответствии с ФГОС нового поколения, являетс...

Урок 23. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов строение, физические свойства»

Урок 23. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов строение, физические свойства»...

Предельные одноатомные спирты: строение, физические свойства, изомерия и номенклатура.

Данный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждени...

Предельные одноатомные спирты: строение, физические свойства, изомерия и номенклатура.

Данный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждени...