Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 класс ,с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.docx | 93.11 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Тема урока: «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать представление о составе, строении физических свойствах альдегидов, закрепить навыки в названии веществ по систематической номенклатуре химических свойств веществ, о способах получения на примере уксусного альдегида;
- Познакомить учащихся с качественными реакциями на альдегидную группу.
- Научить составлять уравнения химических реакций
Развивающие:
- Развить понятие о видах изомерии
- Продолжить формирование умений и навыков в составлении формул изомеров и гомологов.
- Способствовать развитию интереса к органической химии
- Развить умение логически мыслить и выделять главное
Воспитательные:
- продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;
- продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор,презентация
Ход урока:
I. Организационный момент
II.Мотивация
Работа с химическим тренажером (слайд3)
Для каждого варианта учитель называет координаты нужного вещества, например I А, II В, и просит дать ответ на следующие вопросы: 1)К какому классу органических соединений относится это вещество? 2)Дать название этому веществу.
Учащиеся на основе имеющихся знаний называют класс веществ и дают ему название.
III. Актуализация знаний
Экспресс-опрос(слайд 4)
1.Сформулируйте определение понятия фенолы
2.Опишите физические свойства фенола
3.что общего в химических свойствах спиртов и фенолов, в чем различие?
4.Какие типы реакций характерны для фенола?
5.В чем заключается взаимное влияние атомов в молекуле фенола ?
6.Какие качественные реакции на фенол вам известны ?
7.Какие кислородсодержащие группы вам известны?
УЧИТЕЛЬ. Что общего в строении между веществами, известными вам, и веществами под буквой Е в тренажере?
и –СН=О
Общая формула предельных альдегидов и кетонов CnH2nO.(слайд 5)
IV. Изучение нового материала
Прежде чем мы приступим к характеристике альдегидов, назовите и запишите на доске формулу второго представителя гомологического ряда предельных одноатомных спиртов и назовите функциональную группу спиртов. С альдегидами мы с вами уже встречались. Запишите формулы уже известных вам альдегидов.
Чем этаналь отличается от этанола по составу молекул? (обсуждение ответов)-(слайд 6)
Альдегиды являются представителями карбонильных соединений.
Карбонильные соединения (оксосоединения) - это производные соединения углеводородов, содержащие в молекуле карбонильную группу - С=О.
Группа - входящая в состав альдегидов называется альдегидной группой.
Альдегиды - это органические вещества, молекулы которых содержат альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом.(слайд 7)
В зависимости от характера радикала, связанного с альдегидной группой, альдегиды, разделяют на предельные, непредельные и ароматические
Мы с вами будем знакомиться только с предельными альдегидами.
Номенклатура альдегидов –cамостоятельная работа по вариантам(слайд 8)
№ | I | II | III |
1 | Н C = О
Н | CH3 CH2 - C = O
Н | СН3-СН- СН- С=О СН3 СН3 Н |
2 | CH3
CH3 C C=О
CH3 Н | CH3 CH3 - CH2-CH - C = O
H | CH3-- (CH2)5- C = O
H |
3 | CH3 CH2 C = O CH2 CH2 H | CH3 CH2- CH2- C = O Н | CH3 CH2 - C = O
Н |
Сформулировать правило составления названия альдегида.
Вывод :В названии альдегидов присутствует суффикс –аль. Нумерацию цепи начинают с карбонильного атома углерода.
Изомерия
Задание :
Какие виды изомерии характерны альдегидам? Показать на примере пентаналя
Вспомним, какие вещества называют изомерами и в чем сущность явления – изомерии?(Актуализируя знания, учащиеся формулируют понятия «изомерия» и «изомеры».)
Для альдегидов характерна структурная изомерия. Углеводородный радикал может иметь разветвленную или неразветвленную цепь, например, альдегид с брутто-формулой С5Н10О:
и
Посмотрите на записанные вещества и дайте им названия. Возможны ли здесь еще другие изомеры?(слайд 9)
Учащиеся в рамках известного материала без труда называют вещества: пентаналь и
2-метилбутаналь, отмечают, что возможны еще изомеры 3-метилбутаналь и 2,2-диметилпропаналь.
УЧИТЕЛЬ. Для альдегидов характерна и межклассовая изомерия (слайд 10). Они изомерны с кетонами. Кетоны – это органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа соединена с двумя углеводородными радикалами.
Вывод : Для альдегидов характерна изомерия углеродного скелета, а также межклассовая изомерия с кетонами:
Строение альдегидной группы (слайд 11)
Свойства альдегидов и кетонов определяются строением карбонильной группы >C=O.
Альдегиды характеризуются высокой реакционной способностью. Большая часть их реакций обусловлена наличием карбонильной группы.
Атом углерода в карбонильной группе находится в состоянии sp2 -гибридизации и образует три s- связи (одна из них – связь С–О), которые расположены в одной плоскости под углом 120° друг к другу.
Связь С=О сильно полярна. Электроны кратной связи С=О, в особенности более подвижные π-электроны, смещены к электроотрицательному атому кислорода, что приводит к появлению на нем частичного отрицательного заряда. Карбонильный углерод приобретает частичный положительный заряд
Вопрос :Обратите внимание на строение молекулы альдегида, как вы думаете:
1.Можно ли альдегиды отнести к химически пассивным веществам? Почему?
2. Какие реакции могут быть характерны альдегидам?
Какие закономерности в изменении физических свойств альдегидов мы можем предположить? (обсуждение).(слайд 12)
Метаналь (формальдегид) – газ, альдегиды С2-C5 и кетоны С3-С4 – жидкости, высшие – твердые вещества. Низшие гомологи растворимы в воде, благодаря образованию водородных связей между атомами водорода молекул воды и карбонильными атомами кислорода. С увеличением углеводородного радикала растворимость в воде падает.
Альдегиды обладают удушливым запахом, который при многократном разведении становится приятным, напоминая запах плодов. Альдегиды кипят при более низкой температуре, чем спирты с тем же числом углеродных атомов. Это cвязано с отсутствием в альдегидах водородных связей. В то же время температура кипения альдегидов выше, чем у соответствующих по молекулярной массе углеводородов, что связано с высокой полярностью альдегидов.
Химические свойства (слайд 13) рассказ учителя
Для карбонильных соединений характерны реакции различных типов:
· присоединение по карбонильной группе;
· полимеризация;
· конденсация;
· восстановление и окисление.
1.Реакция присоединения характерная для альдегидов,
CH3 – CH=O+Н2 —> СН3 – СН2 - ОН
Альдегидам также характерны реакции окисления, в молекулах альдегидов атом углерода карбонильной группы, имеющий избыточный положительный заряд, притягивает к себе электроны связи С-Н. Вследствие этого атом водорода приобретает большую реакционную активность, что проявляется в способности альдегида к окислению. Альдегиды легко окисляются до карбоновых кислот с тем же числом углеродных атомов различными окислителями.
2. Реакции окисления(слайд 14,15)
реакция «серебряного зеркала» — окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра
R-CH=O + Ag2O → R-CO-OH + 2Ag↓
окисление альдегидов гидроксидом меди (II), в результате которого выпадает осадок оксида меди (I) красного цвета
CH3-CH=O + 2Cu(OH)2 → CH3-COOH + Cu2O↓ + 2H2O
3. Реакции замещения
С галогенами:
CH3-CH=O + Cl2 → ClCH2-CH=O + HCl
здесь , ClCH2-CH=O - хлоруксусный альдегид
n CH2=O t,kat → ( -CH2-O-)n полиформальдегид
Способы получения альдегидов (Слайд 16)
Запишите известные вам реакции, лежащие в основе получения альдегидов.(окисление спиртов оксидом меди (II), реакция Кучерова
СН3-СН2-ОН + CuO → CH3-CH=O + Cu + H2O
НС≡СН + Н2О → СН3-СН=О
Применение альдегидов (слайд 17)
V. Закрепление нового материала
Осуществить цепочку превращений : уксусный альдегид > этиловый спирт> уксусный альдегид > уксусная кислота
VI.Подведение итогов урока
VII. Д/З §23,24 стр.119 упр. 3,6(учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1. ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....
9 класс.Урок химии Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.
Цель: - Рассмотреть аллотропные модификации серы и ее физические и химические свойства. Охарактеризовать нахождение серы в природе и ее применение....
Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Презентация к уроку по химии "Получение, свойства и применение алкенов". 10 класс.
Данная презентация является приложением к уроку по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"....
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...
Презентация к уроку «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС
Электронный вариант урока «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС...
Фрагмент планирования урока по химии «Водород. Свойства водорода. Применение водорода» (8 класс) с использованием приёмов смыслового чтения.
Фрагмент планирования урока по химии «Водород. Свойства водорода. Применение водорода» (8 класс) с использованием приёмов смыслового чтения....