Разработка урока Электролитическая диссоциация 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Тип урока: изучения нового материала, технология проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_el.diss_.ppt | 2.75 МБ |
razrabotka_uroka.elektroliticheskaya_dissotsiatsiya._8kl.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электролит
Цель урока Изучить процесс электролитической диссоциации, объяснить причины электролитической диссоциации.
Что такое электрический ток? Как называются вещества, которые проводят электрический ток? Приведите примеры. Почему металлы проводят эл.ток ? Какие заряженные частицы вам известны? Могут ли ионы создавать электрический ток?
вещество вид хим. связи класс частицы электропроводность предположение опыт Н 2 О дист. NaCl кр. NaCl р-р C 12 H 22 O 11 кр. сахар C 12 H 2 2 O 11 р- р. NaOH кр. NaOH р- р. H 2 SO 4 р-р. O 2 газ
вещество вид хим. связи класс частицы электропроводность предположение опыт Н 2 О дист. Ковалентная слабополярная оксид молекулы - NaCl кр. ионная соль ионы - NaCl р-р ионная Соль ионы + C 12 H 22 O 11 кр. сахар Ковалентная слабополярная - молекулы - C 12 H 2 2 O 11 р- р. Ковалентная слабополярная - молекулы - NaOH кр. ионная основание ионы - NaOH р- р. ионная основание ионы + H 2 SO 4 р-р. Ковалентная полярная Кислота ионы + O 2 газ Ковалентная неполярная Простое в-во молекулы -
Автор теории электролитической диссоциации Сванте Аррениус считал, что в растворах находятся свободные ионы: Электролитическая диссоциация- процесс распада электролита на ионы (1б)
Причину диссоциации объяснили И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский ─ при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы. В растворах находятся не свободные, а гидратированные ионы
Модельная схема диссоциации соли NaCl = + Na + Cl - + - - - - + + +
Диполь- м олекула воды (1б)
Механизм диссоциации ионного соединения NaCl Na + + Cl - гидратированные ионы диполи воды (3б)
Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью: 1) ориентация молекул; 2) гидратация(взаимодействие); 3) диссоциация(распад) кристалла
Механизм диссоциации полярной молекулы H + Cl - H + Cl - H + Cl - + HCl H + + Cl - (3б)
Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью: 1) ориентация молекул; 2) гидратация(взаимодействие) молекул; 3) ионизация молекул(превращение веществ ковалентной полярной связи в ионную; 4) диссоциация(распад) кристалла
Степень диссоциации ( α ) (1б)
Сильные α ≥ 30% Слабые α ≤ 3% Электролиты растворимые соли сильные кислоты (H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 ) щелочи слабые кислоты (H 2 S, HNO 2 , H 2 CO 3 ) водный раствор аммиака NH 3 • H 2 O вода (3б)
Установите связь между электролитической диссоциацией и проблемами эксплуатации автомобиля
Задание для группы №1 : Впишите недостающие слова: Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на ______________ и ________________ . Процесс распада электролита на ионы называется __________________ ______________. В растворах электролиты диссоциируют на _______________ и ______________ ионы. 2) Все _____ соли –________,пример– ___________ . Все ______основания –_____,пример– ___________ . электролиты неэлектролиты электролитической диссоциацией положительные отрицательные (1б за каждый правильный) всего11б
Задание для группы №2;3 : (2б за каждый правильный) всего12б Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые: а) проводят электрический ток Хлорид натрия (р-р) Раствор сахара Сульфат натрия (р-р) Вода, насыщенная O 2 Серная кислота (р-р) Спирт Дисциллированная вода Азотная кислота (р-р) Гидроксид натрия (р-р) б) не проводят электрический ток Дисциллированная вода Сахар (тв.) Раствор сахара Минеральная вода Соляная кислота Нитрат натрия (р-р) Известковая вода Гидроксид калия (р-р) Карбонат кальция (тв.)
Задание для группы №4: Соотнесите: 1. (2б за каждый правильный) всего10б А) Электролиты 1) Кислоты Б) Неэлектролиты 2) Оксиды 3) Простые вещества 4) Соли 5) Основания 2. (1б за каждый правильный) всего 6 б Электролиты: Ионы в растворе электролита: А) NaCl Б) KOH В) HNO 3 1) OH¯ 4) K 2) H 5) NO 3 ¯ + + 3) Na 6)Cl + –
Выставление оценок за урок Общее кол-во баллов оценка 25менее «2» 26-39 «3» 40-46 «4» 47-52 «5»
РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал….. Было интересно…… Теперь я могу……… Я приобрел…… Я научился………
Домашнее задание: Читать Стр.193-197 до слов « В растворах электролитов..» упр.1,5 - «3»; упр.1,5,4 - «4»; упр.1,5,4,3 - «5»
Предварительный просмотр:
Разработка урока по химии 8 класс.
Тема урока: «Электролитическая диссоциация»
Учитель химии Ещанова Сания Юрьевна
Пояснительная записка.
УМК:
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
2. Габриелян О. С., Химия в 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ 15-е изд. Стереотип. М.: Дрофа 2009.
3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
Оборудование: таблица растворимости, прибор для определения электрической проводимости: растворы: хлорида натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия; дистиллированная вода; кристаллические вещества: хлорид натрия, гидроксид натрия, сахар.
Цели урока:
Обучающие: К концу урока учащиеся должны знать понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, механизм электролитической диссоциации.
Воспитательные:
1.Способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков.
2.Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и нормального поведения учащихся
3.Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Развивающие:
1.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать объекты по разным основаниям
2.Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли
3.Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности, и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений, фактов
Планируемые результаты.
Личностные:
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Метапредметные:
Умение определять цель урока с помощью учителя, осознавать свои действия.
Умение организовывать самостоятельную работу, работу в группах и парах, совершая при этом адекватные коммуникативные действия, соответствующие задачам и условиям коммуникации;
Уметь делать взаимопроверку и взаимооценку, самооценку и рефлексию деятельности.
Предметные:
Базовый уровень:
1.знать понятие: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация
2. уметь отличать электролит от неэлектролита.
3. знать применение электролитов и неэлектролитов в повседневной жизни.
4. знать механизм диссоциации веществ с различным типом связи
Повышенный уровень:
Знать понятия гидратированный ион, гидратная оболочка, механизм образования гидратированных ионов.
Высокий уровень:
Уметь анализировать электролиты с целью выделения существенных признаков. Уметь выводить следствия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Технологии | Деятельность ученика | Развиваемые УУД | Результат работы ученика |
1.Организационный момент. 1мин | Приветствие. Благоприятный настрой учащихся на работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Личностные: Знание моральных норм поведения. | Готовое рабочее место | |
2.Актуализация учебной деятельности учащихся.12мин. | Организует повторение основных понятий в дискуссии, которые потребуются на данном уроке. Организует определение темы, помогает учащимся сформулировать цель. Организует самостоятельную работу по ранее изученному материалу заполнение таблицы ( графы №2-5), с последующей взаимопроверкой №2-4графы | Технология проблемно- диалогического обучения. (Приём подводящего к проблеме диалога) | Участвуют в дискуссии при повторении основных понятий. Формулируют тему и цель урока. Выполняют самостоятельную работу, заполняют графы №2-5 таблицы. Осуществляют взаимопроверку №2-4графы | Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения и того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что ещё неизвестно. Познавательные: Формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Умение слушать и слышать собеседника. Управление поведением партнёра- контроль коррекция оценка действий партнёра | Запись темы урока в тетради. Заполненная таблица 2-5графа |
3. Изучение нового материала. 20мин | 1.Организует эксперимент «Исследование веществ на электропроводность» для проверки предположений (графа 5 таблицы). 2.Организует самостоятельную работу с учебником в группах. (10мин). Результатом которой, является составленные кластеры. «Электролит», «Неэлектролит», «Электролитическая диссоциация», «Диполь» Корректирует самостоятельно добытые знания учащихся. | Технология проблемно- диалогического обучения. (Создаётся проблемная ситуация- «с удивлением» , которая побуждает диалог») Технология продуктивного чтения. | Наблюдают за демонстрационным экспериментом, формулируют проблему. Выдвигают гипотезы. Делятся на группы. Получают задание. Составляют кластер. Объясняют кластер. Оценивают Кластер. | Регулятивные: Предвосхищение результатом уровня усвоения. Познавательные: Умение перерабатывать и представлять информацию Умение ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: Умение интегрироваться в группу. Умение согласовывать свои действия с партнёрами. Умение управлять поведением партнёра- контроль коррекция оценка действий партнёра Личностные: «Какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. | Заполненная 6 графа таблицы Кластер. Ставит оценку за кластер |
4.Физкультминутка 1 мин. | Проводит физкульт минутку. | ||||
5.Проверка усвоения изученного материал.8 мин | Организует проверку новых знаний учащихся, предлагая выбрать разноуровневые задания и выполнить их. Устраняет проблемы усвоения материала, используя вопросы, требующие мыслительной деятельности | Технология дифференцированного обучения | Выбирает и выполняет задание соответствующие его уровню усвоения материала Проводит Самоконтроль.(сравнивая с эталоном. Слайд 8,9,10) | Регулятивные: Способность к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Умение проводить самоконтроль. Осознание качества и уровня усвоения. | Выполненное задание. Ставит оценку за задание |
6.Рефлексия.1мин | Организует рефлексию Прием «незаконченное предложение». Учащиеся поочередно высказываются, выбирая начало фразы на доске: Сегодня я узнал….. Было интересно…… Было трудно…… Я приобрел…… Я научился……… | Технология критического мышления | Осуществляют рефлексию собственной деятельности | Личностные: Какое значение имеет для меня учение, уметь находить ответы на него. Самооценка на основе критерия успешности. | |
7. Домашнее задание. Выставление оценок. 2мин | Домашнее задание: Стр.193-197 до слов « В растворах электролитов..» упр.1,5 для слабых учеников; упр.1,5,4 для средних учеников; упр.1,5,4,3 для сильных учеников. | Поясняет домашнее задание, обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Записывают домашнее задание. | Умение воспринимать информацию, задавать при необходимости вопросы | Запись домашнего задания. |
Пояснение к конструкту урока
1. Организационный момент.
Учитель
-Добрый день ребята!
На прошлом уроке мы говорили о процессе растворения.
2. Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся.
Учитель.
-Сегодня мы продолжаем знакомиться с растворами веществ и процессами происходящими в них.
Hа доске в виде ребуса, спряталась тема нашего урока, расшифровав её. Вы узнаете, о чем мы будем сегодня вести разговор?
Ребус (слайд1)
Расшифровка названия темы: «Электролитическая диссоциация» (слайд2)
Учитель.
- Как вы думаете, от какого слова произошло понятие «электролитическая диссоциация»
Предполагаемые ответы
Ученики.
-Электролит
Учитель.
Что это такое? Где используется? Что применяется в качестве электролита?
Ученики.
-Кислота.
Учитель.
-Какова же будет цель нашего урока?
Ученики выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. (Учитель помогает сформулировать цель урока)
Появляется цель урока:
«Получить представление об электролитах, электролитической диссоциации, объяснить причины электролитической диссоциации»
Учитель.
Обратимся к науке физике, вспомним. Что такое электрический ток? (слайд 3)
Ученики.
- Электрический ток -направленное движение заряженных частиц.
Учитель.
Как называются вещества, которые проводят электрический ток? Приведите примеры
Ученики.
-Проводники. Металлы.
Учитель.
-Почему металлы проводят эл.ток?
Ученики.
-В металлах подвижными заряженными частицами являются обобществленные электроны
Учитель.
-Какие ещё заряженные частицы вам известны?
Ученики.
-Ионы: положительно заряженные – катионы и отрицательно заряженные – анионы.
Учитель.
-Как вы думаете, могут ли ионы создавать электрический ток?
Ученики.
-Наверно могут.
Учитель. Это предположение мы с вами проверим позже.
Для начала вспомните причинно - следственные связи: строение - свойства.
Ученики. Известно, что свойства зависят от строения. Под строением понимается тип кристаллической решетки, тип химической связи и строение атома.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание.
Задание. Заполните колонки 2-5 таблицы № 1(в колонке 5, предположения об электропроводности веществ, поставьте «+» или «-»)-Время на выполнение задания – 7 мин.
По окончании выполнения задания, учащиеся осуществляют взаимопроверку в парах 2-4колонок, сравнивая с ответами (слайд 3)
Каждый правильный ответ-1б (максимальный балл-27)
3. Изучение нового материала.
Посмотрим, все ли ваши предположения подтверждаются опытными данными. Для этого проведем исследование, используя прибор для определения электропроводности веществ, и внесем данные опыта в таблицу1 графа 6. Найдем противоречия между предполагаемыми и экспериментальными данными и сформулируем их как проблемы и попытаемся их решить.
(Демонстрация электрической проводимости различных веществ с помощью специального прибора).
Сопроводительный лист.
Таблица №1. Исследование веществ
Вещество | вид химической связи | класс | частицы | электропроводность | |
предположение | опыт | ||||
Н2О дист. | |||||
NaCl кр. | |||||
NaCl р-р | |||||
C12H22O11 кр. Сахар | |||||
C12H22O11 р-р. | |||||
NaOH кр. | |||||
NaOH р-р. | |||||
H2SO4 р-р. | |||||
O2 газ |
В ходе выполнения учителем демонстрационного опыта, у учащихся возникают проблемные вопросы, которые они формулируют, решают проблемы, выдвигают гипотезы. Учитель помогает.
Ученики.
Проблемный вопрос №1- Почему раствор хлорида натрия, в отличие от твердой соли и дистиллированной воды, проводит электрический ток?
Проблемный вопрос №2- Почему раствор серной кислоты (вещества с ковалентной полярной связью) проводит электрический ток?
Проблемный вопрос №3-Почему раствор сахарозы (вещества с ковалентной полярной связью) не проводит электрический ток?
Учитель.
-Попытаемся решить проблему№1. Есть ли ионы в кристаллах соли?
Ученики.
Да, потому что соль ионное соединение
Учитель.
-Почему кристаллическая соль не проводит электрический ток?
Ученики.
- Кристаллическая соль не проводит электрический ток потому, что нет движения ионов. Они связаны силами электростатического притяжения.
Учитель.
-Тогда, почему раствор NaCl проводит электрический ток?
Ученики.
-Если раствор NaCl проводит электрический ток, значит, в нем есть движение ионов. Следовательно, ионы стали свободными.
Учитель.
-Как вы думаете, почему это произошло? Сформулируйте гипотезу.
Ученики.
Гипотеза. В узлах кристаллической решетки хлорида натрия содержатся ионы, которые становятся подвижными при контакте с молекулами воды, что определяет электрическую проводимость раствора хлорида натрия.
Это подтверждается опытными данными.
Учитель.
-Попытаемся решить проблему№2. Есть ли в молекуле серной кислоты ионы?
Ученики.
-Нет, так как это вещество с ковалентной полярной связью.
Учитель.
-Раствор серной кислоты проводит электрический ток?
Ученики.
-Да. Значит, в нем ионы есть!
Учитель.
-Подумайте, в результате чего они появились? Сформулируйте гипотезу.
Ученики.
Гипотеза. -Если раствор серной кислоты проводит электрический ток, значит, в нем имеются ионы, образующиеся в результате взаимодействия кислоты с водой при растворении. Это доказывают данные опыта.
Учитель.
-Ваши гипотезы правильны. Сегодня на уроке вы увидели вещества, растворы которых проводят электрический ток.
Решаем №3проблему. Есть ли в кристаллической сахарозе ионы?
Ученики.
-Нет, так как это вещество с ковалентной полярной связью.
Учитель.
-Есть ли ионы в растворе сахарозы?
Ученики.
-Нет, так как ее раствор не проводит электрический ток.
Учитель.
Сформулируйте гипотезу
Ученики.
- Если раствор сахарозы не проводит электрический ток, значит, при ее растворении в воде не образуются ионы.
Учитель.
- Какой можно сделать вывод о проводимости веществ?
Ученики.
-Существуют не только вещества, растворы которых проводят электрический ток, но и вещества, растворы которых не проводят электрический ток.
Учитель предлагает учащимся разделится на в группы, открыть учебник стр 193-197 до слов « В растворах электролитов..» составить «Кластер»
Задание для 1 группы. Электролит
Задание для 2 групп. Неэлектролит
Задание для 3 группы. Электролитическая диссоциация.
Задание для 4 группы. Диполь.
Учащиеся объясняют свои кластеры и оценивают их.
Критерии оценивания кластера:
- Скорость выполнения. 1б
- Широта охвата материала 2б
- Наличие предметно-следственных связей 3б
Учащиеся формулируют определения понятий: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, диполь. Составляют схему электролитической диссоциации солей, кислот. Записывают в тетрадь. (слайд 4-7)
Звучит отрывок из песни «Где-то за городом очень не дорого папа купил автомобиль…»
Учитель.
-Эти слова из популярной песни наверно вам знакомы. Это песня о смешных злоключениях очень старого автомобиля. Такие злоключения знакомы многим российским автомобилистам, но не только старый автомобиль требует заботы и внимания. Какие проблемы в процессе эксплуатации автомобиля могут возникать? (Предполагаемые ответы гниение=образование ржавчины=коррозия, неисправность аккумулятора).
Какое время года не любят водители, с точки зрения эксплуатации автомобиля?
-Установите связь между электролитической диссоциацией и проблемами эксплуатацией автомобиля? (Гололед-реагент-коррозия; Серная кислота- аккумулятор-неисправность).
Учитель.
- Кроме автомобиля, где еще мы можем столкнуться с процессом электролитической диссоциации?
Ученик
- Незнаем.
Учитель
Объясните процесс приготовления пищи с точки зрения электролитической диссоциации? (растворение соли)
Учитель.
-Для того чтобы, определить является ли вещество электролитом или нет, необязательно проводить опыт. Существует таблица растворимости кислот, солей, оснований. Согласно таблице катионы и анионы образующие растворимые(Р) кислоты, соли, основания, являются электролитами.
4.Физкультминутка для глаз
А теперь все отдохнем
Глазки крепенько сожмем
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок
Крепко глазки мы зажмурим
Вспомним всё и повторим:
Раз, да, три, четыре, пять
Вернемся к диссоциации опять.
Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был электролит
Укрепляя мышцы глаз,
Взгляд меняем 8 раз
То поближе, то подальше
Посмотреть прошу я Вас.
От усталости спасет
Вас глазной круговорот.
Круга 3 вращайте влево,
А потом наоборот!
- Проверка усвоения изученного материала.
Учащиеся выбирают и выполняют задание соответствующие его уровню усвоения материала. Проводят Самоконтроль.(сравнивая с эталоном. слайд 8,9,10)
Задание для 1 группы (сл): 10б(каждый правильно выполненный элемент 2б)
Впишите недостающие слова:
1) Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на ______________ и _____________. Процесс распада электролита на ионы называется _____________ _____________. В растворах электролиты диссоциируют на _____________ и _____________ионы.
2) Все растворимые соли – электролиты, пример: ________________.
Все растворимые основания – электролиты, пример __________________.
Задание для 2 группы (ср):12б(каждый правильно определённый элемент 2б)
Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые:
а) проводят электрический ток
Хлорид натрия (р-р) | Раствор сахара | Сульфат натрия (р-р) |
Вода, насыщенная O2 | Серная кислота (р-р) | Спирт |
Дистиллированная вода | Азотная кислота (р-р) | Гидроксид натрия(р-р) |
б) не проводят электрический ток
Дистиллированная вода | Сахар (тв.) | Раствор сахара |
Минеральная вода | Соляная кислота | Нитрат натрия (р-р) |
Известковая вода | Гидроксид калия (р-р) | Карбонат кальция (тв.) |
Задание для 3 группы (сил):16б
Соотнесите:
- (каждый правильно выбранный элемент 2б)
- Электролиты 1) Кислоты
- Неэлектролиты 2) Оксиды
3) Простые вещества
4) Соли
5) Основания
- (каждый правильно выбранный элемент 1б)
Электролиты: Ионы в растворе электролита:
- NaCl 1) Cl¯
- KOH 2) H +
- HNO3 3) OH ¯
4) Na+
5) NO3¯
6) K¯
Проверка результатов диагностики, коррекция. (слайд 11)
Задания проверяются на слайдах, взаимопроверка учащимися других групп.
Общее кол-во баллов | оценка |
23менее | «2» |
24-37 | «3» |
38-44 | «4» |
45-49б | «5» |
5.Рефлексия. (слайд 12)
Учитель предлагает учащимся осуществить рефлексию собственной деятельности Прием «незаконченное предложение». Учащиеся поочередно высказываются, выбирая начало фразы на доске:
Сегодня я узнал…..
Было интересно……
Теперь я могу………
Я приобрел……
Я научился………
Домашнее задание: (слайд 13)
Стр.193-197 до слов « В растворах электролитов..»
упр.1,5 для слабых учеников;
упр.1,5,4 для средних учеников;
упр.1,5,4,3 для сильных учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку "Электролитическая диссоциация"
Ресурс содержит конспект урока и презентацию....
Материал урока "Электролитическая диссоциация"
Данную разработу можно использовать для проведения урока химии в 8 классе по теме "Электролитическая диссоциация"...
Презентация к уроку "Электролитическая диссоциация"
Презентация "Растворимость веществ" показывает учащимся механизм растворения веществ с разным типом химической связи....
Презентация к уроку "Электролитическая диссоциация" химия 9 кл
История ТЭД. Элетролиты и неэлектролиты. Механизм ЭД веществ с различными типами химической связи....
Урок "Электролитическая диссоциация 8 класс
Тема урока Электролитическая диссоциация. Урок изучения нового материала в 8 классе...
урок электролитическая диссоциация 8 класс
презентация по механизму ЭД, алгоритм отнесения к электролитам или неэлектролитам....
Урок "Электролитическая диссоциация", химия 8 класс
Урок "Электролитическая диссоциация", химия 8 кл с использованием цифровой лаборатории Центра "Точка роста"...