Урок "Электролитическая диссоциация", химия 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Урок "Электролитическая диссоциация", химия 8 кл с использованием цифровой лаборатории Центра "Точка роста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
8 класс
Урок . «Теория электролитической диссоциации»
Учитель Масалович Михаил Владимирович, МБОУ «Новотроицкая ООШ»
Связана со знакомством обучаемых с методами научного (учебного) исследования. При выполнении работы учащиеся получают экспериментальные данные (фактический материал), которые возможно классифицировать. Затем проводят теоретический анализ, в результате которого обосновывается разделение веществ не только на основе экспериментальных фактов, но и на основании строения вещества. На последующих уроках учащиеся будут знакомиться с дальнейшими этапами исследования.
Тип урока: урок-исследование (экспериментальное изучение нового материала).
Цель урока: создать условия для определения принадлежности веществ, смесей веществ и растворов веществ к электролитам и неэлектролитам, сформировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия.
Продолжительность урока: один академический час.
Планируемые результаты:
Предметные:
- раскрыть положения теории электролитической диссоциации (распад веществ на ионы при растворении или расплавлении, катионы и анионы);
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов, пользоваться лабораторным оборудованием и посудой.
Метапредметные:
- познавательные: создавать (совместно с учителем) алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез; уметь делать умозаключения и выводы;
- регулятивные: контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
- коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать и поддерживать диалог; эффективно работать в паре или группе при решении учебных задач.
Личностные:
- развивать практические умения, связанные с изучением основных положений теории электролитической диссоциации;
- проявлять познавательный интерес, направленный на изучение основных положений теории электролитической диссоциации.
Оборудование, программное обеспечение и расходные материалы
Компьютер, программное обеспечение Releon Lite, цифровой датчик электропроводности, стаканы на 50 мл; стеклянная палочка; промывалка; шпатель — 2 шт., дистиллированная вода; по 20 мл этилового спирта; 5%-ного раствора сахарозы; раствора спирта (1:1); 5%-ного раствора хлорида натрия; 5%-ного раствора хлороводорода; 5%-ного раствора гидроксида натрия, поваренная соль (твёрдая), сахар (твёрдый).
Ход урока
Этап урока 1. Организационный
Предполагаемая продолжительность: 1—2 мин.
Педагогическая деятельность учителя:
проверяет готовность к уроку, организует работу класса на уроке, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся.
Учебная деятельность обучающихся:
эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность
Этап урока 2. Актуализация и обобщение знаний
Предполагаемая продолжительность: 10 мин.
Педагогическая деятельность учителя:
проводит фронтальную беседу; актуализирует имеющиеся знания, помогает обобщению знаний о растворах;
создаёт для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели.
Работа с терминами и понятиями.
Повторить и обобщить знания учащихся о растворах, растворяемом веществе и растворителе; о типах кристаллических решёток — молекулярной, ионной; видах химической связи — ионной, ковалентной полярной, ковалентной неполярной
Описание проблемной ситуации.
Общеизвестно, что растворы веществ в воде имеют более высокую температуру кипения и более низкую температуру замерзания по сравнению с чистой водой. Известно, что температура замерзания раствора зависит от концентрации растворённого вещества. Если в 1 кг воды растворить 1 моль вещества, например глюкозы, то температура замерзания этого раствора понизится на 1,86. То есть раствор будет замерзать при — 1,86. Понижение температуры на такую же величину можно наблюдать при растворении 1 моль глицерина, 1 моль этилового спирта в 1 кг воды.
Однако если в 1 кг (литре) воды растворить 1 моль хлорида натрия, то температура замерзания раствора станет ниже —1,86. А температура замерзания раствора, состоящего из 1 кг воды и 1 моль хлорида бария, еще ниже температуры замерзания раствора хлорида натрия. Как объяснить эти явления?
Учебная деятельность обучающихся:
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, предлагают и согласовывают с учителем тему и цель урока; обсуждают способы и средства достижения цели. Предполагаемое объяснение проблемной ситуации.
Если раствор замерзает при более низкой температуре, то концентрация вещества повышается. Повышение концентрации вещества происходит за счёт образования новых частиц — ионов. При этом концентрация частиц в растворе повышается. Другие вещества не распадаются на ионы, концентрация вещества остается постоянной, поэтому температура замерзания этих растворов будет одинакова.
Способ решения.
Ионы — заряженные частицы. Раствор, содержащий ионы, будет проводить электрический ток. Растворы, содержащие молекулы, не электропроводны
Этап урока 3. Применение знаний в новой ситуации
Предполагаемая продолжительность: 17 мин.
Педагогическая деятельность учителя:
- Учитель знакомит учеников с методикой проведения исследования, даёт задание, раздаёт оборудование и инструкцию по работе, обращает внимание на особенности работы с датчиком электропроводности.
- После проведения экспериментальной части обсуждаются вопросы о типах кристаллических решёток и видах связи в электролитах и неэлектролитах.
- Организует обсуждение вопроса, почему вещества с ионным типом связи (а также ковалентным полярным) проводят электрический ток.
- Объясняет процесс образования ионов при растворе. Даёт определения терминов «катион» и «анион». Обращает внимание на образование ионов при расплавлении веществ с ионным типом связи.
- Задаёт вопросы:
Какие ионы образуются при растворении хлорида натрия и хлорида бария в растворе? Сколько моль катионов натрия и анионов хлора образуется при растворении в воде 1 моль хлорида натрия?
Возвращается к описанию проблемной ситуации, просит объяснить явления.
- Предлагает выполнить задания.
Учебная деятельность обучающихся:
- Ученики выполняют экспериментальную работу; заносят результаты измерений в таблицы.
- Определяют тип кристаллических решёток и вид химической связи в электролитах и неэлектролитах.
- В ходе обсуждения вопроса приходят к выводу, что электролиты проводят электрический ток за счёт заряженных частиц — ионов.
- Изображают в тетрадях схему образования ионов, записывают определения.
- Отвечают на вопросы учителя. Объясняют проблемную ситуацию.
- Выполняют задания учителя
Этап урока 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция
Предполагаемая продолжительность: 10 мин.
Педагогическая деятельность учителя:
организует обсуждение результатов исследования, наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между характером химической связи в веществе и принадлежности вещества к электролитам или неэлектролитам.
Учебная деятельность обучающихся:
делают выводы и оформляют лабораторное исследование в тетрадях
Этап урока 5. Информация о домашнем задании и рефлексия
Предполагаемая продолжительность: 6—7 мин.
Педагогическая деятельность учителя:
информирует о домашнем задании, даёт комментарий по его выполнению;
предлагает анкету рефлексии к уроку и предлагает рассчитать «Индивидуальный индекс качества урока»;
подводит рефлексивную статистику урока по количеству учеников, у которых индекс качества выше значения 5;
демонстрирует запись проблемы и цели урока, спрашивает: «Как вы думаете, решена ли проблема, достигнута ли цель?» Если проблема не решена и цель не достигнута, предлагает объяснение и задаёт в дополнение к домашнему заданию подумать над причинами этого.
Учебная деятельность обучающихся:
задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания;
рассчитывают индивидуальный индекс качества урока;
определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели;
высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока
Материалы для подготовки к уроку
Инструкция к лабораторному исследованию «Электролиты и неэлектролиты».
- Запустите на регистраторе данных программное обеспечение Releon Lite. Подключите датчик электропроводности из комплекта цифровой лаборатории Releon к регистратору данных.
- В стакан поместите поваренную соль и опустите в стакан датчик электропроводности. Проводит ли соль электрический ток?
- Аналогичные действия проведите с сахарозой.
- В стакан налейте 20 мл 5%-ного раствора сахарозы. Опустите в него датчик электропроводности, закреплённый в лапке штатива. Наблюдайте за изменением значения электропроводности. Когда показания датчика перестанут изменяться, запишите его значение в таблицу.
- Обратите внимание! Датчик тщательно промойте водой.
- Затем датчик опустите в следующий раствор. Аналогичные действия проделайте со всеми растворами.
ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Материалы для копирования
Таблица результатов работы
Результаты измерений
№ опыта | Название вещества, раствора | Значение электропроводности, мкСм/см | Электролит или неэлектролит |
1 | Поваренная соль (тв.) | ||
2 | Сахароза (тв.) | ||
3 | Сахароза 5 %-ный раствор |
Теоретическое пояснение
При растворении в воде ионных соединений полярные молекулы воды окружают («сольватируют») заряженные ионы, переводя их в раствор. Молекулярные соединения сольватируются, но не распадаются на ионы. В первом случае раствор проводит электрический ток, во втором нет.
Определить принадлежность вещества или раствора вещества к электролитам можно при помощи измерения электропроводности. Если электропроводность велика, то исследуемый объект — электролит. Если значение электропроводности меньше 20 мкСм/см, то это неэлектролит.
Методические комментарии
Число исследуемых на уроке веществ и растворов можно уменьшить. Можно исследовать как минимум неэлектролит, его раствор, раствор соли, кислоты и щелочи, а также твёрдые вещества. Так как невозможно организовать исследование веществ одновременно всеми учениками ,то распределяем работу по группам. Полученные результаты учащиеся заносят в таблицу, изображённую на доске.
Используем технологию смешанного обучения. В классе организуются несколько рабочих зон, в которых будут располагаться разные растворы и вещества. Группы учащихся поочерёдно выполняют исследования в одной зоне, затем переходят во вторую зону и т. д.
Задания к уроку
- Задание на развитие функциональной грамотности
Вы часто замечали, что во время гололёда тротуары и дороги посыпают антигололёд- ным реагентом. В качестве реагента используют поваренную соль или хлористый кальций (CaCl2). Какой реагент будет более эффективным для уничтожения льда, если было по
трачено одинаковое количество вещества поваренной соли и хлористого кальция (стоимость реагентов не учитывается)? Ответ поясните.
Решение:
При попадании на лёд вещество постепенно растворяется. При растворении в воде 1 моль хлорида натрия даёт по 1 моль ионов натрия (Na+) и хлора (Cl-). При растворении 1 моль CaCl2 образуется 1 моль ионов кальция и 2 моль ионов хлора. Раствор хлорида кальция будет замерзать при более низкой температуре (при условии одинаковой концентрации моль/кг воды) по сравнению с раствором хлорида натрия. А значит, и эффективность его будет выше.
- Задание для подготовки к ГИА, ВПР
- К хорошо растворимым электролитам относится:
- гидроксид бария;
- фосфат магния;
- сульфид меди(11);
- карбонат кальция.
Ответ: 1.
- Электрический ток проводит раствор:
- этилового спирта;
- глицерина;
- глюкозы;
- гидроксида кальция.
Ответ: 4.
- Установите соответствие между веществом и образовавшимися ионами (с учётом коэффициентов).
ЭЛЕКТРОЛИТ А) H2SO4 Б) Na2SO4 В) NaOH | ИОНЫ
| |||
Ответ: 4, 3, 2. | А | Б | В | |
Темы проектных и исследовательских работ
- Гидратная теория растворов Д. И. Менделеева.
- Становление основных положений теории электролитической диссоциации С. Аррениуса и В. Оствальда.
- Определение электропроводности растворов веществ в неводной среде.
- Определение молярной массы неэлектролита криоскопическим методом.
- Выявление зависимости электропроводности от концентраций ионов в растворе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Электролитическая диссоциация" 8 класс. Презентация
В презентации размещены материалы по теме " Электролитическая диссоциация".Слайды: Теория электролитической диссоциации. Степени диссоциации.Сильные и слабые электролиты. Сванте Аррениус.Тесты: ...
Презентация к уроку "Электролитическая диссоциация" химия 9 кл
История ТЭД. Элетролиты и неэлектролиты. Механизм ЭД веществ с различными типами химической связи....
Контрольная работа по химии "Строение вещества. Диссоциация" 9 класс
Предлагаю контрольную работу в 9 классе по теме "Строение вещества. Диссоциация" к УМК "Химия-9 класс" к учкбнику Минченкова Е.В....
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...
Методическая разработка интегрированного урока химии и физики: «Электролитическая диссоциация» 9 класс
Предметы естественнонаучного цикла отличаются тесным межпредметным взаимодействием. Интеграция в обучении позволяет воспринимать информацию целостно и способствует формированию у обучающихся единой ес...
Технологическая карта урока химии "Электролитическая диссоциация" 9 класс
Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.Предмет: химияКласс: 9Тема урока: «Электролитическая диссоциация»Тип урока: Открытие новых знаний.Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивныйФормы ра...
Разноуровневая контрольная работа по теме "Электролитическая диссоциация". Химия . 9 класс
Разноуровневая контрольная работа по теме "Электролитическая диссоциация". Химия . 9 класс...