Применение модульной технологии обучения на уроках химии.
статья по химии на тему
Данная статья отражает взгляды автора на применение модульной технологии при усвоении учебного материала по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_modulnoy_tehnologii_obucheniya_na_urokah_himii.docx | 9.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение модульной технологии обучения на уроках химии.
Андреева О.А., учитель химии МАОУ СОШ №3 г. Гулькевичи, Краснодарский край
На современном этапе развития педагогической науки актуальным является проблема перехода от информационно- объяснительных методов обучения к деятельностно-развивающим, способствующим развитию познавательных интересов, овладению учебными действиями, позволяющими учащимся достичь личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты. Перспективным способом достижения таких результатов обучения по моему мнению может быть модульная технология .
П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:
- модульность («Модуль- это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» П.Я. Юцявичене);
- деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
- динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
- метод деятельности;
- гибкость;
- осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
- разносторонность методического консультирования
- паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).
Исходя из принципа целевого назначения модули можно разделить на 3 типа:
- познавательные, которые используются для получения базового образования при изучении основ наук, источником информации служат учебники, справочники, методические пособия;
- операционные - для формирования и развития способов деятельности, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля;
- смешанные (информационно-деятельностные)-познавательные модули сочетаются с операционными, так как модули содержат в себе и информацию, и алгоритм действий по овладению данной информацией.
Модуль любого типа включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль; взаимный контроль учащихся; контроль преподавателя. Для реализации обратной связи при построении модуля применяют входной, текущий, промежуточный и обобщающий (выходной) контроль, которые могут осуществляться при помощи обычной контрольной работы или в виде соответствующего теста. Наиболее распространены следующие разновидности тестов: тест с пропусками- во фразах пропущены ключевые слова и учащимся предлагается заполнить эти пробелы «Явление, когда один и тот же элемент образует несколько простых веществ, называется________» ; тест на сопоставление – при составлении его в один столбик записывают либо формулы соединений, либо схемы процессов, проявляемых степеней окисления и т.д, а в другой вытекающее следствие , признак, термин, например:
соль | формула |
1)хлорид натрия | А)NaHCO3 |
2)сульфат бария | Б)NaCl |
3)гидрокарбонат калия | В)BaSO4 |
Г) KHCO3 | |
Д)K2CO3 |
; тест на группировку – его можно использовать для проверки умений учащихся применять различные термины (например : «Вписать в первый столбик физические явления , а во второй химические явления»), определять последовательность выполнения заданий ; тест с выбором ответа - предлагается выбрать правильный ответ из набора предложенных вариантов . Предлагаю попробовать объединить процесс изучения нового материала со входным контролем, проведенным в форме теста-конспекта с пропусками. В процессе работы с модулем «Карбонильные соединения» учащимся предложено восстановить текст опорного конспекта:
КАРБОНИЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (оксосоединения ).
( опорная схема. Глава 7 )
Записать определение и формулу карбонильной группы.( с.173 ) | Карбонильные соединения - это … |
Составить схему классификации оксосоединений. Привести примеры. Выделите альдегидную и карбонильную группу. | Карбонильные соединения (C H O ) Альдегиды кетоны O R-C R - C - R H O 1 2 3 4 R –радикал ( -C H , C H -, как C H – C – C H – C H исключение H) O 2 1 C H - C = О бутанон-2 H этаналь (Уксусный альдегид) |
Записать определение и общую формулу альдегидов. | Альдегиды – это … Общая формула : |
Номенклатура альдегидов. Привести примеры. | Названия альдегидов по систематической номенклатуре … Тривиальные названия альдегидов … |
Виды изомерии. Приведите примеры.,назовите |
|
Закономерности изменения физических свойств: -агрегатное состояние -запах -темп.кипения -дополнительные сведения | O O O O H – C C H - C ……. C H – C C H - C H H H H Газ …….. …….. ____________________________________________________________ ----------------------------------------------------------------------------------------- |
Электронное строение карбонильной группы | O - Атом углерода карбонильной группы находится в R - C ….гибридизации H -Связь … -Валентный угол… -Полярность связи … |
Химические свойства. ( привести примеры ) |
- гидрирование ---- + Н → СН3-СН2-СН2-ОН -гидратация СН3-СН2-СН2 СОН + ----- → 2) реакции окисления: -неполное окисление -горение НСОН + О2 → 3)реакции полимеризации 4) реакции поликонденсации |
Домашнее задание | 44-47 УПР.1.С. 183 |
. На уроках химии считаю важным формировать у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, формулировать количественные характеристики объектов, классифицировать их. По мнению некоторых педагогов представление учебного материала надо начинать с изображения логической структуры модуля в виде графической схемы, блок- таблицы, генетического древа, ряда и т.д., которые содержат все учебные элементы, пронумерованные в соответствии с логической структурой материала. Например при освоении учебного модуля «Металлы в природе, общие способы получения металлов» в 9 классе структура модуля представлена в виде таблицы, где УЭ 1,3.5.7-формы существования элементов –металлов в природе, а УЭ 2,4,6,8- способы получения металлов в промышленности. Данный материал рассматривается в контексте представлений учащихся об электрохимическом ряде напряжений металлов, что позволяет увидеть взаимосвязь между восстановительной активностью металла, формой его существования в природе и промышленным способом получения.
1 | 3 | Н | 5 | 7 |
Li----------------------Al | Mn---------------------Pb | Sb------------Hg | Ag------------Au | |
2 | 4 | 6 | 8 |
Данную таблицу учащиеся могут дополнять рисунками, символами, знаками, которые позволят создать нечто целое из отдельных компонентов, усилят ассоциативное восприятие информации .
Изучение каждого модуля, как правило, начинаю с обзорной лекции, которая призвана мотивировать учащихся на познавательную деятельность, обозначить цели, показать весь учебный материал в общем виде и акцентировать внимание на сложные моменты. Вводная проверка базовых знаний в ходе беседы, обсуждения заявленной проблемы или приемов экспресс-диагностики позволяет проверить готовность учащихся к усвоению нового модуля, указать на необходимость самостоятельного повторного изучения некоторых учебных элементов. Модульная программа предполагает обязательно дифференцированный подход к построению информационного блока- как минимум базовый и повышенный уровень, а далее различной степени сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)
Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...
Элементы модульной технологии обучения на уроках географии. (методические рекомендации)
в материале рассказывается о применении на уроках географии элементов модульной технологии обучения, сочетании его с элементами других технологий и использовании технологических карт...
«Применение модульной технологии обучения» при изучении темы « Имя числительное» в 6 классе
Изучение имени числительного в школе имеет свои особенности, свою специфику. Эти особенности связаны как с характером самого предмета изучения чи...
Использование модульных технологий обучения на уроках химии
Цель проекта:определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках химии. Задачи:*Определить сущность и механизм...
Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"
Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов, как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...
Проект: Применение модульной технологии обучения при изучении темы «Степени сравнения прилагательного» на уроках английского языка в 5 классе
Применение модульной технологии на уроках английского языка...
Проект: Применение модульной технологии обучения при изучении темы «Степени сравнения прилагательного» на уроках английского языка в 5 классе
Применение модульной технологии на уроках английского языка...