Урок по теме: "Коррозия металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Александрова Татьяна Георгиевна

Формирование представления о коррозии металлов как самопроизвольном окислительно-восстановительном процессе, её значении, причинах, механизме и способах защиты; о влиянии на скорость коррозии таких факторов, как природа веществ и присутствие катализатора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 9- Б классе МБОУ СОШ № 16  

Тема: "Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии"

Цель: - сформировать представление о коррозии металлов как самопроизвольном окислительно-восстановительном процессе, её значении, причинах, механизме и способах защиты; показать влияние на скорость коррозии таких факторов, как природа веществ и присутствие катализатора (ингибитора).

- развить умение проведения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, строить логические цепочки и выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем.

-  совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Тип урока: получения новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день! Сегодня мы с вами продолжаем говорить о металлах, их общих свойствах. Тема, которую мы с вами будем рассматривать волновала человечество издавна, как только оно начало применять металлические изделия.

II. Мотивация учения. Формулировка темы урока. Постановка целей и задач.

- Недавно мне попалась интересная информация, которой я хочу с вами поделиться

1. В начале прошлого столетия по заказу одного американского миллионера, была построена роскошная яхта «Зов моря». Днище её было обшито сплавом меди и никеля, киль и другие детали были изготовлены из стали. Когда яхту спустили на воду, оказалось, что она не пригодна к использованию. И ещё до выхода в открытое море была полностью выведена из строя (сл 1)

2. В III столетии до нашей эры на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи бога Солнца Гелиоса. Статуя была изготовлена из глины, основой служил железный каркас, а сверху статуя была покрыта листами из бронзы ( сплав меди с оловом).  Колосс Родосский считался одним из 7 чудес света однако просуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения (сл 2)

3. 31 января 1951 года, при сильном морозе, обрушился железный мост в Квебеке (Канада), введенный в эксплуатацию в 1947 году. (сл 3)

4. В 1964 году рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире – 400 метровая антенная мачта на юго-западном побережье  Гренландии. (сл 4)

Итак, ребята, как мы можем сформулировать тему сегодняшнего  урока?

-Коррозия металлов. (сл 5)

Прежде, чем перейти к объяснению, предлагаю выполнить задание: на доске записаны вопросительные слова: что?, почему?, как?, какая?, для чего? Составьте, пожалуйста, вопросы к теме «Коррозия металлов и способы защиты от неё» используя данные вопросительные слова. 
Фронтальный опрос учащихся с фиксированием лучших вопросов на доске.
Например: 
- Что такое коррозия металлов?
- Почему возникает коррозия металлов?
- Как возникает коррозия металлов? (Как защитить металл от коррозии?)
- Какая бывает коррозия?
- Для чего надо изучать коррозию?

 - Итак, давайте теперь определим цели нашего урока.

- Что такое коррозия, её причины, реакции, которые при этом происходят, как бороться с коррозией. (сл 6)

- чтобы знать, как бороться с врагом надо хорошо изучить его. К этому призывает эпиграф к уроку: «Знать – значит победить!» (Слова академика А.Н. Несмеянова, доктора химических наук) (Сл 7)

III. Изучение нового материала.

Вам возможно уже известно значение слова - коррозия

Слово коррозия происходит от латинского corrodere, что означает разъедать (сл 8).

КОРРОЗИЯ - разрушение, разъедание твёрдых тел, вызванное химическими и электрохимическими процессами. (словарь Ожегова)

Давайте вспомним, в каком виде металлы встречаются в природе?

- Правильно - в виде соединений, поэтому при попадании чистого  металла в естественные (природные) условия происходит обратный процесс – окисление металлов, металлы возвращаются в устойчивое для них состояние в виде ионов.(сл 9)

 Хотя коррозию чаще всего связывают с металлами, но ей подвергаются также камни, пластмассы и другие полимерные материалы и дерево. Например, в настоящее время мы являемся свидетелями большого беспокойства людей в связи с тем, что от кислотных дождей катастрофически страдают памятники (здания и скульптуры), выполненные из известняка или мрамора. Таким образом, мы с вами подошли к формулировке понятия «коррозия». В химии понятие коррозия формулируется следующим образом: (сл 10)

Коррозией – называют самопроизвольный процесс разрушения материалов и изделий из них под химическим воздействием окружающей среды.( сл 11)

Сравним это определение с определением, которое нам предлагают авторы учебника и сделаем запись в тетради (стр.           )

Процессы физического разрушения к коррозии не относят хотя часто они наносят не меньший вред памятникам культуры. Их называют истиранием, износом.

- чем покрывается железный гвоздь при коррозии?

- ржавчиной.

- Ржавлением называется только коррозия железа и его сплавов. Другие металлы также подвергаются коррозии, но не ржавеют. Хотя коррозируют практически все металлы, но в повседневной жизни человек чаще всего сталкивается с коррозией железа.

- Теперь попробуем вместе разобраться с причинами возникновения и видами коррозии металлов. В современной химической науке существует следующая классификация коррозии:(сл 12-13)

1.  «По природе агрессивных сред»: газовая, жидкостная, атмосферная, почвенная, блуждающими токами. (сл 14-15)

2. "По характеру разрушений" : сплошная, местная, межкристаллитная (сл 16-18)

3.  «По механизму возникновения» : химическая и электрохимическая. (сл 19)

Рассмотрим подробнее химическую и электрохимическую коррозию.

– запись в тетради.

Химическая коррозия – самопроизвольное  разрушение металлов в среде окислительного газа при повышенных температурах или в жидких неэлектролитах (например, нефть). (сл 20)

Ей подвергается арматура печей, детали двигателей внутреннего сгорания и аппаратура химической промышленности. При этом происходят окислительно-восстановительные реакции, в ходе которых  металл окисляется, а присутствующий в среде окислитель восстанавливается, электроны переходят от металла к окислителю без возникновения в цепи электрического тока.

Лабораторный опыт № 1. Проведём небольшой эксперимент. Прокалим медную пластинку на воздухе в пламени горелки. Помним об осторожном обращении с огнём и о правилах тушения сухого горючего. Что наблюдаем?

- изменение окраски – появление черного налета, значит произошла химическая реакция.

При взаимодействии меди с кислородом идет реакция:

2Cu + O2 → 2CuO (запись в тетради и на доске)

Cu0 – 2e → Cu2+ | 2| - восстановитель, процесс окисления

O20 + 4e → 2O2- | 1| - окислитель, процесс восстановления

Некоторые металлы на воздухе покрываются плотной оксидной пленкой, например алюминий, и металл не корродирует.

Что не скажешь о железе – ржавчина не прилегает к металлу, рыхлая, и металл может разрушиться весь.

Электрохимическая коррозия - самопроизвольный процесс разрушения металлов в среде электролитов (сл 21)

При электрохимической коррозии требуется наличие электролита (конденсат, дождевая вода и т.д.), как например при ржавлении железа во влажном воздухе. При электрохимической коррозии возникает электрическая цепь.

4Fe + 3O2(воздух) + 6H2O(влага) → 4Fe(OH)3

Также электрохимическая коррозия возникает при контакте двух металлов

Лабораторный опыт № 2.  Проведём следующий эксперимент. Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой. Аккуратно добавляем кислоту в пробирку с кусочками цинка. Что происходит?

- Цинк реагирует с кислотой, выделяется газ водород.

- Добавим немного раствора сульфата меди (II). Что наблюдаем?

На поверхности цинка выделяется медь и водород бурно выделяется.

Схема процесса:

Zn0 – 2e → Zn2+ (запись в тетради)

2H+ + 2e → H20

Zn0 + 2H+ → Zn2+ + H20

В результате возникает гальванический элемент. Цинк, как более активный металл разрушается, а медь восстанавливается из раствора электролита .

Процесс окисления (ржавления) наиболее часто приходится наблюдать для железа и его сплавов (чугуна и стали). Ежегодно во всём мире производится более 500 млн. т стали, но едва ли не ¼ ее «погибает». По данным института физической химии каждая шестая домна работает впустую - весь выплавленный металл превращается в ржавчину. Ржавеют и выходят из строя механизмы, машины. Сколько труда тратится на их замену! (сл 22)

В ноябре 2007 года в Керченском заливе во время сильного шторма затонуло 12 судов. Все они были насквозь проржавевшими. Один из них - танкер “Волгонефть-139” разломился пополам. В море вылилось 2000 т мазута.( сл 23)

- Все осознают, что с коррозией надо бороться. А чтобы ее победить нужно, знать причины и механизмы ее протекания

Для выяснения условий возникновения коррозии и факторов, влияющих на её скорость  некоторые из вас имели опережающее домашнее задание, которое заключалось в проведении исследований. Попросим продемонстрировать  и  рассказать о  результатах поставленных опытов.  ( сл 24)

  • опыт  №1 - гвоздь помещен в водный раствор
  • опыт №2 - гвоздь опущен в раствор хлорида натрия
  • опыт №3 - в раствор хлорида натрия помещен гвоздь с прикрепленной медной проволочкой
  • опыт №4 - в раствор хлорида натрия помещен гвоздь и кусочки цинка
  • опыт №5 - гвоздь помещен в слабощелочной раствор хлорида натрия

Ребята, которые проделывали опыты  сопоставили свои результаты и сделали соответствующие выводы.

Доклад 1 учащегося.

Железо слабо прокорродировало, в чистой воде коррозия идет медленно, так как вода это слабый электролит.

В железе микрогальваническая пара имеет разницу потенциалов, поэтому железо растворяется значительно медленнее.

Доклад 2 учащегося.

Скорость коррозии выше, чем в первом случае, следовательно хлорид натрия увеличивает скорость коррозии.

Микрогальваническая пара на поверхности гвоздя в присутствии сильного электролита работает энергичнее, чем в воде. Анодные участки железа растворяются активнее. ( сл 23)

Доклад 3 учащегося..

Железный гвоздь в контакте с медной проволокой, опущенный в раствор хлорида натрия сильно прокорродировал.

В данном опыте образовалась активная гальваническая пара. Fe2+ переходит в раствор. Избыток электронов переходит от железа к меди в местах контакта и восстанавливает на ней атомы кислорода в виде О2 до ОН- (в плёнке электролита на металле).

Анод: Fe0 - 2ē → Fe2+

Катод: 2ē + O + H2O → 2OH-

OH- образует с ионами Fe2+ ферум (II) гидроксид

Fe2+ + 2ОН- → Fe(ОН)2↓, который окисляется до ферум (ІІІ) гидроксида:

4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 → 4Fe(OH)3

Последний можно наблюдать в виде ржавых отложений.

Доклад 4 учащегося.

в контакте с цинком железо корродирует слабо.

Возникает гальваническая пара, причём цинк переходит в раствор в виде ионов. На железе образуются гидроксильные группы. Цинк в данной гальванической паре, как более активный металл, будет являться анодом и в присутствии среды, проводящей электрический ток, будет разрушаться, железо же не ржавеет. Поэтому оцинкованные ведра сравнительно недороги и служат долго.

Анод: Zn0 - 2ē → Zn2+

Катод: 2ē + O + H2O → 2OH-

+ + 2ē → Н2

Гидроксильные ионы, взаимодействуя с ионами цинка, образуют гидроксид цинка в виде белого нерастворимого осадка:

Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2

На скорость работы гальванической пары сначала влияет тормозящее действие оксидной плёнки цинка, что затрудняет переход ионов цинка в раствор. После разрушения оксидной плёнки скорость работы гальванической пары заметно возросла.

Доклад 5 учащегося.

железный гвоздь, опущенный в раствор хлорида натрия, к которому добавили гидроксид натрия не корродирует.

Коррозия железа в присутствии воды, хлорида натрия и едкого натра также как и в первом и втором опытах имеет наименьшую скорость, чем в случае контакта железа с медью. В данном опыте едкий натр, добавленный к раствору кухонной соли, проявляет сильное тормозящее действие на процесс образования гидрата закиси железа. Поэтому процесс разрушения (коррозии) железного гвоздя практически не наблюдается ( сл 24)

Какой вывод мы можем сделать?

Скорость коррозии меняется в зависимости от контакта с другими химическими веществами.

- а есть ли способы защиты от коррозии?

- есть. ( сл 25)

Великий Гётте сказал: "Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать"

- зная механизм коррозии и причины её возникновения, человек научился защищать металлы от коррозии. Вспомним с вами эпиграф нашего урока (Знать - значит победить) ( сл 26)

- Также на прошлом уроке некоторым из вас было дано задание предложить способы защиты металлов от коррозии. Учащиеся подготовили свои сообщения и проиллюстрировали их на слайдах. Вам слово.

  1. Неметаллическое покрытие (лаки, масла, краски и т.д.). Эти вещества изолируют металл от внешней среды. Например, Эйфелева башня в Париже изготовлена из стали и требует покрытия краской для защиты от коррозии и стала весить вместо 9 тонн на 70 тонн больше(слайд № 27-28)
  2. Металлическое покрытие – некорродирующими металлами (Zn, Cr, Ag, Ni, Sn и т.д.). Кровельное железо покрывают цинком, который охраняет железо от коррозии, хотя цинк и является более активным металлом. Он сам покрыт оксидной пленкой(слайд № 29-30)
  3. Нержавеющие стали ( введение легирующих металлов: Cr, Ni, Co, Cu и т.д.). Основано на создании сплавов с антикоррозионными свойствами. Введение в сталь 12% хрома получают сталь устойчивую к коррозии. А введением никеля, кобальта и меди - усиливают антикоррозионные свойства, так как повышают склонность сплавов к пассивации (образование на поверхности металла устойчивой оксидной пленки). (слайд № 31)
  4. Введение ингибитора. Ингибитор – это вещество, способное в малых количествах замедлять протекание химических процессов или останавливать их. Дамасские мастера для снятия окалины использовали растворы сульфатной кислоты с добавками пивных дрожжей, муки, крахмала. Эти примеси были первыми ингибиторами. В результате растворялись лишь окалина и ржавчина. Например, гвоздь в воде с маслом не корродирует – масло является ингибитором. Ингибиторы широко применяются при очистке от накипи паровых котлов, снятия окалины с обработанных изделий, при хранении и перевозке хлоридной  кислоты в стальной таре.( слайд 32)
  5. Протекторная (более активный металл, стоящий левее в ряду электрохимического напряжения металлов) – легко разрушается. Протекторная защита применяется в тех случаях, когда защищается конструкция (подземный трубопровод, корпус корабля), находящаяся в среде электролита (морская вода, подземные почвенные воды и т.д.). Сущность такой защиты заключается в том, что конструкцию соединяют с протектором – более активным металлом, чем металл защищаемой конструкции. Например, дно корабля защищают кусочками из металла Zn, защищая железное дно от разрушения. В роли протекторов выступают и другие металлы: Mg, Al, Zn и сплавы из них. (слайд 33)

- Ещё одним из способов защиты металлов от коррозии является изготовление сверхчистых металлов. Замечено, что сверхчистые металлы устойчивы к коррозии. Например, сверхчистое железо намного меньше корродирует, чем обычное железо.  Знаменитая Кутубская колонна в Индии близ Дели уже полторы тысячи лет стоит и не разрушается, несмотря на жаркий и влажный климат. ( сл 34) Сделана она из чистого железа (99,72 %) и весом 6,5 тонн, высотой 7,2 метра и в диаметре от 42 см у основания и до 30 см у верха. Колонна была воздвигнута в честь царя Чандрагупты II. По народному поверью у того, кто прислонится к колонне спиной и сведет за ней руки исполнится заветное желание. Ученые предполагают, что эта колонна изготовлена из метеоритного железа.

IV. Первичное закрепление материала 

- А теперь посмотрим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Для этого предлагаю выполнить тренировочный тест.

V. Оценивание знаний - обменяйтесь, пожалуйста листочками и выполним взаимопроверку.

Каждый правильный ответ в тесте оцените в пол балла. Запишите итоговую сумму. Помимо этого я добавлю  баллы за активную работу на уроке, за выполнение домашнего задания, за правильное проведение химического эксперимента и получится итоговая оценка.

VI. Рефлексия

  • Все ли что запланировано мы с Вами выполнили?
  • Какой вид работы сегодня на уроке понравился больше всего?
  • Где могут понадобиться полученные знания в жизни?
  • Что ещё Вы хотели бы узнать по этой теме?

VII. Домашнее задание:

§10(с. 47-51 выучить), упр. № 1, 2 с. 51 (выполнить письменно)

Дополнительное задание № 1: Склёпаны 2 металла. Укажите, какой из металлов подвергается коррозии а) Mn – Al;  б) Sn – Bi

Дополнительное задание № 2: Образец латуни (медь + цинк) массой 200 грамм с массовой долей меди 60 % обработали избытком хлоридной кислоты. Определите объём газа, который выделится (н.у.)

Тест

1. Слово “коррозия” в переводе с латинского означает:

а) разрушать;                         б) разъедать;                в) ржаветь.

2. Требуется скрепить железные детали. Каким металлом целесообразно воспользоваться

а) медью                        б) цинком                        в) свинцом

3. Окисление металла в среде не электролита:

а) электрохимическая коррозия;        б) язвенная коррозия;        в) химическая коррозия.

4. Разрушение металла, находящегося в контакте с другим металлом в присутствии водного раствора электролита:        

а) газовая коррозия;        б) электрохимическая коррозия;        в) химическая коррозия;

5. Эмалирование это:

а) защитное неметаллическое покрытие металла;

б) электрохимический метод защиты металлов от коррозии;

в) способ придания красоты металлическому изделию;

6. Легирование это:

а) специальное введение в сплав элементов, замедляющих процесс коррозии;

б) покрытие железного листа слоем олова;

в) создание контакта с более активным металлом;

7. Вещества, замедляющие процесс коррозии называются:

а) протекторы;        б) электроды;        в) ингибиторы;

8. Присоединение к защищаемому металлу другого, более активного металла называется:

а) металлопокрытие;        б) контактная защита;        в) протекторная защита.

9. Процесс ржавления металла можно наблюдать при коррозии:

а) железа;                б) алюминия;        в) цинка;

10. По характеру разрушений выделяют:

а) повсеместную коррозию;          б) сплошную;         в) разрозненную;

11. Некоторые металлы не подвергаются коррозии, т.к. они покрыты:

а) защитным покрытием;

б) водонепроницаемым покрытием;

в) оксидной плёнкой

12. Для протекания электрохимической коррозии необходимо наличие:

а) воздуха;             б) раствора электролита;            в) органического растворителя.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 16         г. Невинномысска Ставропольского края

Урок химии на тему:

«Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.»

 КЛАСС:   9 класс    

                                                     

УЧИТЕЛЬ: Александрова Т.Г.

                                                                                                                                                                                     

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ : 1 час

               

                                                                                   2015 год

Конспект урока по ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Александрова Татьяна Георгиевна, учитель химии МБОУСОШ №16 г. Невинномысска

Предмет: химия      Класс: 9     Учебник О.С.Габриелян Химия. 9 класс. Издательство Дрофа 2008

Тема урока: Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.  

 Цель: сформировать представление о коррозии металлов как самопроизвольном окислительно-восстановительном процессе, её значении, причинах, механизме и способах защиты; показать влияние на скорость коррозии таких факторов, как природа веществ и присутствие катализатора (ингибитора).

 Задачи: 

Образовательные: Познакомить обучающихся с  понятием коррозии, классификацией коррозиционных процессов и способах защиты от коррозии; изучить сущность химической и электрохимической коррозии металлов.

Развивающие: развить умение проведения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, строить логические цепочки и выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Форма работы:  Индивидуальная, парная,  групповая, фронтальная.

Метапредметные связи:  Физика, география, экология

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация (приложение 1), набор реактивов для проведения эксперимента. Инструкции по ТБ.

 Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Учащиеся научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

научатся определять вид коррозии, способы защиты металлов от коррозии; усовершенствуют навыки в составлении уравнений реакций.

Научатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Разовьют умение участвовать в диалоге; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Усовершенствуют умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения эксперимента; развивьют практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химическими процессами.

Описание этапов урока

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД ( универсальные  учебные    действия)

I. Организационный

  • Приветствует учащихся.
  • Проверяет явку.  
  • Проверяет готовность обучающихся  к уроку.
  • Настраивает обучающихся  на работу.

-приветствуют учителя,  -визуально контролируют свою готовность к уроку,

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II.  Мотивация учения. Формулировка темы урока. Постановка целей и задач.

- Приводит факты из реальной жизни, связанных с процессом коррозии.

- Предлагает учащимся сформулировать тему урока.

- Предлагает при помощи вопросительных слов, записанных на доске сформулировать вопросы к теме урока и определить цели.

- Объявляет девиз урока: "Знать - значит победить!"

- рассуждают,

- определяют тему урока,

- формулируют вопросы и определяют цели урока,

- записывают тему урока в тетрадь

Личностные: умение излагать свои мысли,  делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействие  с учителем.

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать  задачу;

 умение осознанно строить речевое высказывание.  

III.Изучение нового материала

Лабораторный опыт  1 «Наблюдение процесса химической коррозии»

Лабораторный опыт 2

«Наблюдение процесса электрохимической коррозии»

Домашний эксперимент

«Влияние среды на скорость коррозии»

- Объясняет новый материал с использованием компьютерной презентации.

- Включает в работу учащихся, задавая вопросы по ходу объяснения материала.

- Просит учащихся вспомнить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами (работа со спиртовкой, работа с растворами кислот).

- Объединяет учащихся в группы для проведения эксперимента.

- Знакомит с инструкцией по проведению эксперимента.

- Следит за ходом эксперимента, помогает прийти к правильным выводам.

- Контролирует правильность записи химических реакций.

- Предлагает учащимся, имевшим опережающее задание представить результаты своей работы и познакомить класс с выводами, к которым они пришли.

- Организует обсуждение результатов эксперимента, помогает сделать правильные выводы.

- Помогает осознать необходимость борьбы с коррозией.

- Предлагает второй группе учащихся, имевших опережающее задание - рассмотреть способы защиты металлов от коррозии, представить результаты своей работы.

- Подводит итог выступления учащихся.

-отвечают на вопросы;

-выбирают оптимальные решения;

- находят в учебнике определение коррозии и её типов;

- вспоминают правила ТБ;

- проводят эксперимент по инструкции;

- фиксируют наблюдаемые процессы (письменно и устно);

- формулируют выводы  по результатам эксперимента;

- записывают на доске и в тетради уравнения химических реакций, протекающих при химической коррозии;

- обсуждают результаты эксперимента ;

-записывают схему процесса электрохимической коррозии;

- обсуждают результаты эксперимента;

- формулируют выводы.

- 5 человек знакомят одноклассников с результатами опытов и формулируют выводы;

- остальные фиксируют выводы в тетради, задают вопросы, обсуждают;

- слушают сообщения одноклассников;

- фиксируют в тетрадь основные понятия.

Личностные: построение логических рассуждений

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные: планирование последовательных действий

Познавательные: извлечение необходимой информации, постановка и формулирование проблемы

IV. Первичное закрепление материала 

Предлагает ответить на вопросы тренировочного теста.

Зачитывает вопросы и варианты ответов (дублируются на экране)

- отвечают на вопросы теста;

- выполняют взаимопроверку по предложенным критериям в парах.

Регулятивные: контроль, коррекция

V. Рефлексия

- Предлагает  поделиться мнениями об уроке.

- Вспомним начало урока. Достигли ли мы цели, которую ставили перед собой?

- Какой вид работы сегодня на уроке понравился больше всего?

- Где могут понадобиться полученные знания в жизни?

- Что ещё Вы хотели бы узнать по этой теме?

- делятся мнениями;

-рассуждают;

- отвечают на вопросы;

- дают самооценку результатам своей работы.

Личностные: ответственность за качество своей   деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату,

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях,.  

 Коммуникативные: взаимодействие  с учителем  и группой.

VI.Итог урока

Подводит итог урока. Даёт оценку работы класса и отдельных учащихся.

- проводят самооценку работы на уроке;

- определяют качество выполненной работы;

- выставляют отметки в дневники.

Личностные: формирование чувства ответственности.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: анализ условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия.

Познавательные: выводы о проделанной работы

VII. Домашнее задание

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

- §10 (выучить), упр. № 1,2 с.51 (выполнить письменно)

- Дополнительное задание №1  Склепаны два металла. Укажите, какой из металлов подвергается коррозии: а) Mn – Al ; б) Sn – Bi . Ответ обоснуйте.

- Дополнительное задание № 2  Образец латуни (медь+цинк) массой 200 г с массовой долей меди 60% обработали избытком хлоридной кислоты. Вычислите объём газа, который выделяется (н.у.).

- слушают и записывают домашнее задание  в дневниках.

Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме " Коррозия металлов и способы защиты металлических изделий"

Данный урок проводился в 9 классе по программе Габриеляна О.С. Урок рассчитан на 2 часа. Много заданий для организации групповой групповой формы работы. Первая часть  урока разработана в системе ...

Конспект урока по теме "Коррозия" 9 класс

Конспект  урока по теме "Коррозия" в 9 классе. Урок изучения нового материала, проблемный....

Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему "Коррозия металлов"

Презентация отражает ход изложения материала о коррозии металлов и более подробно раскрывает сущность электрохимической коррозии. Представлены фотографии небольшого эксперимента, который необходимо уч...

урок для 10 класса по теме "Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии"

Это урок изучения нового материала. Целью является формирование понятия коррозии как окислительно-восстановительного процесса, изучение причин ее возникновения; расскрытие вреда коррозии, способов защ...

Методическая разработка конспекта урока по химии для 9 класса на тему "Коррозия металлов"

Конспект урока разработан в соответствии с программой по химии для общеобразовательной школы, автор программы О. С. Габриелян....

Конспект урока по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс

Урок-путешествие по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс (конспект урока, презентация к уроку)...

Технологическая карта урока по теме "Коррозия метелла"

Технологическая карта урока по теме "Коррозия метелла" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....