Конспект урока по теме "Коррозия" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Конспект урока по теме "Коррозия" в 9 классе. Урок изучения нового материала, проблемный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_v_9_klasse_po_teme_korroziya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 9классе по теме: "Коррозия"
“Знать – значит победить.”
А. Н. Несмеянов
Цель:
- сформировать представление учащихся о механизме коррозийных процессов, об их последствиях и способах защиты от коррозии;
- развивать умение работать с дополнительной литературой, наблюдать, делать выводы;
- воспитывать эмоциональное отношение к изучаемому явлению.
Задачи:
- познакомить учащихся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты от коррозии металлов и сплавов;
- восстановить в памяти учащихся объяснение окислительно-восстановительных процессов;
- сформировать эмоциональное отношение учащихся к данному явлению.
Тип урока: объяснение нового материала (проблемный).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя Постановка проблемы.
31 января 1951 г. обрушился железнодорожный мост в Квебеке (Канада ), введенный в эксплуатацию в 1947 г.
- в 1964 г. рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире – 400-метровая антенная мачта в Гренландии.
- Из-за повреждений нефтепроводов в реки и на грунт выливается нефть.
Что же объединяет эти примеры? (разрушение металлических изделий)
Этот процесс и станет предметом нашего изучения на уроке.
Тема нашего урока “Коррозия металлов”.
2. Изучение нового материала.
Коррозию можно сравнить со сказочным Змеем Горынычем. Это давний и коварный враг большинства металлов. Но в отличии от него коррозия реально существует и, оставаясь невидимой, наносит огромный урон металлам и сплавам. И чтобы его победить, человек должен проникнуть во все его тайны, ведь не случайно эпиграфом к нашему уроку выбрано высказывание академика Несмеянова “Знать – значит победить.”
Итак, что же такое коррозия?
В переводе с латинского слово “коррозия” - значит разъедать.
Запишем определение в рабочую тетрадь.
Коррозия – разрушение металлов и сплавов под действием окружающей среды, при этом металлы окисляются по схеме:
Рассмотрим сущность процесса коррозии. А помогать нам в этом будут творческие группы.
Проблема. Почему в одних случаях коррозия усиливается, а в других замедляется???
Творческая группа №1. Влияние условий окружающей среды на процесс коррозии.
За 5 дней до урока поставили эксперимент.
1 - пробирка железные гвозди в сухой пробирке, поместили в пробирку хлорид кальция, как осушитель воздуха.
2 - пробирка гвозди находятся в кипяченой дистиллированной воде, сверху слой растительного масла.
3 - пробирка гвозди в кипяченой дистиллированной воде.
4 - пробирка гвозди поместили в раствор хлорида натрия.
В результате наблюдений мы делаем следующий вывод: в пробирке №4 наиболее сильно протекал процесс коррозии так как наличие электролита хлорида натрия усиливает коррозию. В пробирке №3 образовалась ржавчина из-за присутствия в воде кислорода. В пробирках №1 и 2 гвозди коррозии не подвергались.
Химическая коррозия - это разрушение металлов в результате их химического взаимодействия с веществами окружающей среды.
В результате коррозии железо ржавеет. Этот процесс очень сложен и включает несколько стадий. Его можно описать суммарным уравнением:
4Fe + 6H2O (влага) + 3O2 (воздух) = 4Fe(OH)3
На поверхности металлических изделий, находящихся в атмосферных условиях, всегда конденсируется влага. Капля воды играет роль электролита, в ней растворен кислород из воздуха. Кислород восстанавливается до гидроксид-ионов, а железо окисляется, переходя в гидроксид железа (II) и гидроксид железа (III). Смесь этих гидроксидов и есть ржавчина.
Факторы, способствующие химической коррозии - вода, кислород, оксиды углерода, серы, растворы солей.
.
Творческая группа №2. Виды коррозии.
По механизму протекания коррозия делится на два вида: химическую и электро-химическую. Сущность электрохимической коррозии можно показать на следующем опыте. Если два различных металла, находящихся в контакте между собой, опустить в раствор электролита, то металл более активный, расположенный в электрохимическом ряду левее будет разрушаться, предохраняя менее активный металл от коррозии. В 1 -пробирке железный гвоздь находится в контакте с медью, во второй - с алюминием. При контакте железа с медью в водной среде железо, как более активный металл, постепенно будет растворяться, переходя в воду в виде ионов железа. При этом электроны, высвободившиеся из атомов железа, перейдут к меди и на ее поверхности соединятся с ионами водорода, выделившимися из компонентов водной среды. Этот электрохимический процесс можно представить так:
Видео - 1)электрохимическая коррозия.
2) вред, наносимый коррозией (презентация)
Творческая группа № 3. Вред, наносимый коррозией.
- Примерно 20% железа ежегодно выплавляемого в мире разрушается от коррозии.
- Разрушение конструкций ( машины, крыши, памятники, мосты).
- Экономический ущерб.
- Экологический ущерб. Утечка газа, нефти и других опасных химических веществ из разрушенных вследствие коррозии трубопроводов приводит к загрязнению окружающей среды.
Творческая группа №4. Способы борьбы с коррозией. (презентация)
Зная механизм протекания коррозии и причины ее возникновения, человек научился защищать металлы от коррозии.
- Крашение;
- Эмалирование (не металлическое покрытие);
- Металлопокрытие;
- Легирование – введение в сплав добавки, в результате образуются коррозийно-стойкие сплавы;
- Введение в среду ингибитора – специального вещества, замедляющего скорость коррозии;
- Протекторная защита – присоединение к защищаемому металлу более активного металла.
3. Закрепление.
Творческая группа №5. Прокомментируйте, о каких процессах идет речь?
В начале века из нью-йорского порта вышла в открытый океан красавица яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус яхты был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво - сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться и яхта быстро пошла ко дну. Почему?
4. Рефлексия. Рефлексия - размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. (Словарь. С. И. Ожегов.)
Мысли в стихах - это реально!
В заключении нашего урока вы можете передать свои эмоции, свое отношение к изучаемому процессу. Используя основные понятия по теме и названия процессов, я предлагаю вам составить синквейн. Слово "синквейн" - французское, обозначающее 5 строк. При его написании существуют определенные правила.
Первая строка заключает в себе слово, чаще всего существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательных или причастия. Они необходимы для описания признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом действия.
Четвертая строка - фраза из четырех, пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
В пятой строчке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Коррозия
Химическая, электрохимическая
Окисляет, разрушает, губит.
Наносит экономический и экологический ущерб.
Агрессивна
5. Домашнее задание. П. 10, № 3, 6, 8 в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...