Методические подходы к подготовке выпускников основной школы к итоговой аттестации по физике ( из опыта работы)
учебно-методический материал (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методические подходы к подготовке выпускников основной школы к итоговой аттестации по физике.
Подготовка к ЕГЭ это серьезная работа не только для выпускника, но и для педагога. Привести весь изучаемый материал по предмету в единую систему, которая поможет ученику восстановить знания с самых азов, показать способы максимально быстрого решения, разработать методы работы с однотипными заданиями, и т.д…
И здесь на помощь приходит логика, то есть «искусство рассуждения». Ведь нельзя знать всё. Задача учителя, независимо от предмета, научить ребенка рассуждать и делать выводы. Ведь как показывает практика «отличники» редко в жизни добиваются успеха. Жизнь не дает однозначных ответов и дважды два не всегда четыре.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому, учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 8 класса. Ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкций. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
В процессе обучения нельзя пренебрегать решением качественных задач как в устном, так и письменном виде. Приучать делать рисунок или рисовать схему для каждой задачи. Проводить лингвистический, смысловой анализ не только содержания текста задачи, но особенно темы урока, изучаемого явления. (Часто на вопрос: «Как решить задачу?», ученик отвечает: «По формуле …», не вникая в её физический смысл, а формулу-то, как правило он и не помнит). Я всегда использовала, и использую такой прием: записываю тему урока (Н-мер: «Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу»), а затем задаю вопросы, на которые нужно ответить одним словом:
О чем мы будем говорить на уроке? ( о действии)
Что действует? (поле)
Какое? (магнитное)
На что оно действует? (на заряд)
На какой заряд? (на движущийся)
Затем записываю физические величины, характеризующие каждое слово: сила, магнитная индукция, заряд, скорость.
Таким образом, добиваюсь более глубокого осмысления происходящего явления и запоминания формулы.
Методические рекомендации учителю физики по подготовке к ЕГЭ
При подготовке учащихся к ЕГЭ следует уделить внимание следующим аспектам:
- максимально экономить время записи решения; (использование алгоритмов; мниманических правил для запоминания формул; графических способов решения: площадь под графиком скорости = пути; на равноускоренное движение; на работу газа)
- уметь определять главное слово в задаче, которое подскажет, по какой теме можно решить данную задачу; ( волшебное слово: «равномерно» означает 1 з-н Ньютона; «удельное сопротивление» встречается только в одной формуле)
- уметь использовать математические методы, максимально упрощающие ход решения (например: пропорции; работа с величинами в стандартном виде; использование «магических треугольников» для того, чтобы выразить искомую величину);
- максимально экономить время при переводе единиц в систему СИ.(н-мер: км/ч : 3,6 = м/с; плотность в кг/м3: 1000 = г/см3;
Планирование работы по подготовке к ЕГЭ:
1 занятие: Объяснить правила работы с переводными приставками. Понятие площади и объёма (психологическая особенность ребенка: на подсознательном уровне нет понятия «больше» и «меньше»)
12 см2 = 0,0012м2 13,6 мм3 = 0,0000000136 м3 | 12см2 = 12 *(10-2 )2 м2 = 12*10-4 м2 13,6 мм3 = 13,6*(10-3)3 м3 = 13,6*10-9м3 |
Из таблицы видно, что использование приставок экономит время перевода единиц и уменьшает запись.
2 занятие:
- Помочь ребятам выписать на корочку тетради по подготовке к
ЕГЭ величины, наиболее часто встречающиеся в тестах, для лучшего запоминания.
Пример: (км/ч *10)/36 = м/с
18 км/ч = 5м/с
36 км/ч = 10 м/с
54 км/ч = 15 м/с
72 км/ч = 20 м/с
90 км/ч = 25 м/с
108 км/ч = 30 м/с
π = 3,14 рад π2 = 9,8 рад2 (~ 10)
- Выписать на корочку тетради все постоянные величины и наиболее часто встречающиеся табличные значения.
g = 9,8 Н/кг; м/с2 - ускорение свободного падения
G = 6,67 *10-11 Н* м2 /кг2 - гравитационная постоянная и т.д.
Начиная с третьего занятия, целесообразно проводить тематические уроки. На каждом занятии рассматривать один раздел или несколько величин объединенных общими законами. После краткого конспекта по теме предложить учащимся задания из тестов предыдущих лет. Из первых 15 вариантов учитель выбирает задания по данной теме и прорабатывает их с ребятами. Остальные 10 вариантов отдаются на самостоятельную работу учащихся, с целью научить их правильно выбирать задания, относящиеся к данной теме.
После тематических заданий целесообразно проводить задания следующего плана:
- Прочитай задание и назови тему, по которой решается данная задача;
- Выбери задания по закону…
- Выполните задания по всем видам графиков
- Выполните задания по всем видам уравнений
- Прочитай задания и переведи все единицы в систему СИ
- Выпиши все формулы, позволяющие рассчитать основные величины:
(Пример: F = mg = -kx = -μmg = μN = ma = mΔυ /t = m(υ2 –υ0 2)/2S =
=Gm1 m2 /R2 =mυ2/R = m(g+a) = m(g-a) = ρжVg = A/S = N/υ = pS=
= kq1 q2 /R2 = Eq = IBl sinα = qυB sinα … )
Рекомендации по дальнейшей работе над неусвоенными темами:
- Провести анализ типичных ошибок на соответствующем уроке.
- Для самостоятельной теоретической работы рекомендовать следующие параграфы из учебника _____________________________________________
- На групповых и индивидуальных занятиях
Разобрать аналогичные примеры, для самостоятельной работы учащихся рекомендовать следующие упражнения.
По пособию
- На индивидуальных занятиях проанализировать индивидуальные ошибки учащихся, дать каждому индивидуальные задания (см. карты индивидуальной работы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике
Предлагаю свою систему подготовки учащихся к новой форме ГИА...
Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике.
Подготовка учащихся к ГИА, формирование у ребенка интереса к учебе, развитие его математических способностей, повышение чувства собственного достоинства и раскрытие его интеллектуально-творческого пот...
Подготовка выпускников 9 класса к итоговой аттестации ( из опыта работы)
В работе представлен материал по подготовке выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации. Материал можно использовать в школах различного типа широким кругом педагогических работников....
Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике
Работа по введению новой формы ГИА выпускников основной школы ведется министерством науки и образования РФ с 2004 года. По официальным данным с экзаменом по математике в 9-м классе в ряде регионов не ...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ МБОУ ООШ № 5 К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ МБОУ ООШ № 5К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ...
Система подготовки к итоговой аттестации по математике. Из опыта работы
Выступление на Муниципальном методическом объединении учителей математики и информатики. Представлен опыт подготовки к итоговой аттестации по математике...
Система подготовки к итоговой аттестации по математике. Из опыта работы
Система подготовки к итоговой аттестации по математике. Опыт работы представлен на городском методическом объединении...