Доклад на тему:"Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по химии»
материал
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Благодарненский городской округ
с. Мирное
«Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по химии»
Учитель химии
МОУ «СОШ №13»
Зайцева Алла Алексеевна
с. Мирное, 2019
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
В работе по подготовке учащихся к экзамену следует опираться на документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по химии: кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого и основного государственных экзаменов ; спецификацию контрольных измерительных материалов; демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого и основного государственных экзаменов.
Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа.
В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей, но чаще всего – комбинированный урок. Особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.
Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материала надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий в выпускном классе, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала. Повторение – обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся.
Особое значение для повторения и систематизации учебного материала имеют повторительно-обобщающие уроки, в ходе которых необходимо не только выяснить уровень овладения учащимися умениями и навыками, но также систематизировать и обобщить весь изучаемый материал. Повторительно-обобщающие уроки целесообразно проводить после изучения нескольких тем. При проведении обобщающих уроков в конце учебного года особое внимание уделяю химическому эксперименту: демонстрационным опытам, лабораторным и практическим занятиям.
В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающее - тренировочную.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ и ОГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков химии в 8 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого (т.к. экзамен в новой форме по структуре близок к ЕГЭ) и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению.
Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит в 8 класс с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание химических процессов.
Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ и ОГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.
В 8 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: «Верно - неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем перехожу к заданиям тестового характера «Найди один верный ответ из двух предложенных», «Найди верный ответ из четырёх». Во втором полугодии 8 класса начинаю использовать тесты «Установи соответствие». Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим. Учу выполнять подобные задания следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений; остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по различным критериям: классификация соединения, его химические свойства с учетом всех особенностей. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы.
Решению химических задач также уделяю большое внимание, начиная с 8 класса, так как считаю это умение важнейшим критерием эффективности усвоения химических знаний.
В 9 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также разнообразные задания по теме «Теория электролитической диссоциации» и «Окислительно-восстановительные реакции».
Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе.
Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Но перегружать урок тестами не следует. Оптимальное их количество в 8-9 классах – 5-7 за урок. Задания пишу заранее на доске, печатаю на карточках или создаю мультимедийные слайды.
В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
Считаю, что хорошая результативность предложенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации достигается при соблюдении ряда условий.
1. Раннее проявление интереса обучающихся к изучению химии.
2. Характерная особенность естественно - научных дисциплин – систематичность, когда любое знание и навык выводятся из предыдущих и сами служат основой последующих. Поэтому систематическое посещение учащимися всех предлагаемых дополнительных курсов – необходимое условие качественной подготовки к итоговой аттестации.
3.Структурирование изучаемого материала должно осуществляться таким образом, чтобы вопросы, изучаемые на элективных предметах, углубляли и расширяли изученное на уроке.
Для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ по химии следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля. Времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных, довольно сложных тем школьного курса, не хватает для их эффективного изучения. Поэтому предложенная система подготовки к государственной аттестации позволяет достичь высокого уровня качества знаний выпускников.
Директор
муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 13» Е.П.Савченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...
Кейс-технологии в системе подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации по математике .
Материал выполнен в виде презентации. Презентация раскрывает основные направления и способы помощи учащимся в подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике....
Представление опыта - Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»
Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»...
«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»
Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...
"Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию"
Из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию". Ссылка на презентацию: https://infourok.ru/sistema-podgotovki-obuchayushihsya-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-for...
Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Мониторинговые исследования обучающихся.
Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Мониторинговые исследования обучающихся....
Доклад на педсовет на тему "О системе мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации)
О системе мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации...