Авторская адаптационная педагогическая разработка Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»
рабочая программа по физкультуре (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_fakultativ_basketbol.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16 г. Бирюсинска Тайшетского района
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №16
Богданова Г.И._________
Приказ №________
«____»________2015г.
Авторская адаптационная педагогическая разработка
Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»
Автор разработки:
Захарова Ирина Борисовна,
учитель физической культуры,
МКОУ СОШ №16
2015г.
г. Бирюсинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для спортивной секции по баскетболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» — 2004. На факультатив по баскетболу отводится по 2 учебных часа в неделю в 10-11 классах.
Факультатив по баскетболу входит в образовательную область «Физическая культура».
Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.
Место программы в образовательном процессе.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Цели и задачи:
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель — углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи:
¬ укрепление здоровья;
¬ содействие правильному физическому развитию;
¬ приобретение необходимых теоретических знаний;
¬ овладение основными приемами техники и тактики игры;
¬ воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
¬ привитие ученикам организаторских навыков;
¬ повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
¬ подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
¬ метод упражнений;
¬ игровой;
¬ соревновательный,
¬ круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
¬ в целом,
¬ по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались начальные навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Содержательное обеспечение разделов программы
(10-11 классы).
Теоретическая подготовка.
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
Описание игры еѐ возникновение и развитие.
2. Гигиенические знания и меры безопасности на занятиях.
3. Врачебный контроль, предупреждение травм и переутомления.
Первая помощь при травмах. Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.
4. Организация и проведение соревнований.
Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Составление таблиц. Подготовка мест соревнований. Роль и обязанности судейского аппарата.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
Физическая подготовка.
1.Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с сопротивлением собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Прыжки: в высоту, в длину, с места, с разбега. Сочетание рывка (10-20м) с прыжком вверх, толчком одной, двух ног. Имитационные движения кистью и руками на передачу, бросок. Ловля и передача малых набивных, теннисных мячей.
1.3. Бег. Бег на дистанции 100, 400, 500 м. Бег с изменением направления и скорости.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки вперед в сочетании с выпрыгиванием вверх, кувырки вперед с прыжком, стойка на руках).
1.6. Подвижные игры, эстафеты.
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка.
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
- с разной скоростью;
- в одном и в разных направлениях.
1.3.Остановка прыжком после ускорения.
1.4. Остановка в один шаг после ускорения.
1.5. Остановка в два шага после ускорения.
1.6. Повороты на месте.
1.7. Повороты в движении.
1.8. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.9. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди в движении.
2.2. Передача одной рукой от плеча.
2.3. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.4. То же после ведения мяча.
2.5. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.6. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.7. Передача одной рукой снизу от пола.
2.8. То же в движении.
2.9. Ловля мяча после отскока.
2.10. Ловля высоко летящего мяча.
2.11. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.12. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. В движении бегом.
3.2. То же с изменением направления и скорости.
3.3. То же с изменением высоты отскока.
3.4. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.5. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.6. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.2. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.3. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.4. В прыжке одной рукой с места.
4.5. Штрафной.
4.6. Двумя руками снизу в движении.
4.7. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.8. В прыжке со средней дистанции.
4.9. В прыжке с дальней дистанции.
4.10. Вырывание мяча.
4.11. Выбивание мяча.
Техника нападения.
Сочетания изученных приемов перемещения. Ловля мяча, летящего навстречу и с боку, с выходом вперед и в сторону. Передача мяча с отскоком от пола. Передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками от головы во время ходьбы и бега (после ловли и после ведения) вперед, в стороны, на короткие и средние расстояния; передача мяча после поворота на месте и после ловли с остановкой. Ведение мяча со снижением, обводка, переход от обычного ведения к ведению со снижением; изменение скорости передвижения во время ведения. Ведение с последующей остановкой и с продолжением ведения на месте. Броски изученными ранее способами со средних дистанций. Броски одной рукой от плеча, с места, в движении. Штрафные броски.
Техника защиты.
Накрывание мяча при броске с места. Овладение мячом, отскочившим от кольца.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия: финты с мячом “на ведение”, “на передачу”, “на бросок” с последующим ведением, передачей, броском. Групповые действия: взаимодействие трех нападающих (треугольник), взаимодействие нападающих при численном равенстве защитников. Командные действия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном броске, при спорном мяче.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия: выбор места для овладения мячом при передачах и ведении. Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка). Командные действия: прессинг.
Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического совершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научаться играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки учащихся проверяются в участии в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводиться 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:
Нормативы технической подготовки
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 12 | 11 | 17 | 24 |
4 | 10 | 9 | 19 | 22 |
3 | 9 | 7 | 21 | 16 |
Штрафные броски выполняются последовательно по два броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет еще два броска. Упражнение выполняется 5 минут – 20 бросков.
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равноудаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а так же проходят через проекцию центра кольца и по линиям по углом 45 и 90 градусов к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки трехсекундной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо, следует выполнять дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передачи мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 м от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течении 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Общефизическая подготовка
Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш - с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Нормативы технической подготовки
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4м | Бег 30м | Бег 1000м |
5 | 220 | 5.7 | 4.5 | 3.50 |
4 | 210 | 6.0 | 4.7 | 4.00 |
3 | 200 | 6.2 | 5.0 | 4.20 |
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
¬ Щиты с кольцами — 2 комплекта.
¬ Стойки для обводки — 6 шт.
¬ Гимнастическая стенка-6 пролетов.
¬ Гимнастические скамейки — 4 шт.
¬ Гимнастический трамплин — 1 шт.
¬ Гимнастические маты — 3 шт.
¬ Скакалки — 30 шт.
¬ Мячи баскетбольные — 20 шт.
¬ Насос ручной со штуцером — 1 шт.
Программа факультативного курса
Литература
- «Баскетбол: теория и методика обучения» : учебное пособие/Д.И.Нестеровский - М.:ИЦ «Академия,2007»
- «Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ» Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов. - Москва,1984
- «Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
- «Общая педагогика физической культуры и спорта » - М.:ИД «Форум» ,2007
- «Организация работы спортивных секций в школе» А.Н Каинов. – Волгоград: Учитель, 2011. – 167с.
- «Теория и методика физической культуры» - Спб .издательство «Лань»,2003»
- «Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
- «Физическая культура», В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.
- «Физическое воспитание учащихся 10-11 классов»: Пособие для учителя/В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
- «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын, Р.Л.Палтикевич, Г.И.Погадаев - ИЦ «Академия»,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Прикладная экономика» Программа элективного курса
Программа нового образовательного предмета в рамках дополнительного образо.вания для школьников старших классов. Программа разработана на основе авторской программы Т.Н. Старичено "Экономический практ...
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка. Учебная программа факультатива для 11 класса "Подготовительный"
Адаптированная программа факультативного курса составлена на основе государственной программы "Факультативные курсы". Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотрен...
Программа спецкурса. Авторская адаптационная педагогическая разработка «Английская грамматика для всех»
«Английская грамматика для всех» является спецкурсом для 5 классов и составлена с учетом знаний, которые учащиеся получат на уроках английского языка. Занятия спецкурса проводятся 1 раз в неделю....
Авторская адаптационная учебная программа факультативного курса по русскому для 7-8 классов «Лексика и фразеология русского языка»
Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского яз...
Авторская адаптационная педагогическая разработка. Общеразвивающая программа «Твоя Вселенная»
Программа факультатива разработана на основе авторской программы факультативного курса «Твоя Вселенная» Е.П. Левитана, опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «...
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов)...