Авторская адаптационная педагогическая разработка «Прикладная экономика» Программа элективного курса
элективный курс по экономике (7 класс) по теме
Программа нового образовательного предмета в рамках дополнительного образо.вания для школьников старших классов. Программа разработана на основе авторской программы Т.Н. Старичено "Экономический практикум в выпускных классах специальных (коррекционных) школ VIII вида"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_adaptatsionnaya_pedagogicheskaya_razrabotka.docx | 88.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25 г. Братска
Рассмотрена на заседании МО учителей протокол №________от ______________ | Согласовано ________________ зам.директора по УР
| УТВЕРЖДАЮ______________ директор ___________________ |
Авторская адаптационная педагогическая разработка
«Прикладная экономика»
Программа элективного курса
Автор разработки:
Зайцева Марина Александровна,
учитель – дефектолог ОГСКОУ «Специальная (коррекционная)
школа-интернат № 25»,
высшая квалификационная категория
2013г.
г. Братск
Пояснительная записка
- Актуальность.
Мир экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения.
В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения. Выпускники вспомогательной школы относятся к наиболее уязвимым слоям населения в плане экономической социализации. Лишь специально организованное обучение в этом направлении повысит их жизнестойкость в жестком режиме рыночных отношений
По мнению Е.Л. Гончаровой и О. И. Кукушкиной «сложившаяся система специального образования не обеспечивает и не может обеспечить подготовки детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихся условиях». При этом базисный учебный план общеобразовательных учреждений не предусматривает изучения основ экономики. Поэтому возникла необходимость создания в рамках дополнительного образования программы для школьников старших классов «Экономический практикум». Новый образовательный предмет «Экономический практикум» призван иметь большую полезность и практическую результативность в процессе социально-экономической адаптации выпускников специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида.
Составным элементом экономического воспитания является формирование уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях, небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники не осознают, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям.
- Цель программы
При реализации программы ожидается достижение определенных результатов, соответствующих ее целям:
формирование элементарного уровня функциональной экономической грамотности, необходимого для адаптации воспитанников к современным социально-экономическим условиям;
выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
Программа сориентирована на развитие экономически значимых качеств личности обучаемых (хозяйственности, ответственности, практичности, экономности, бережливости, деловитости), их способности к самостоятельному решению хозяйственных проблем потребительского уровня, на формирование адекватных представлений о жизни людей в рыночной экономической системе.
Данная программа рассчитана на обучающихся в 7-9 классах, срок обучения 3 года. На занятия отводится по 17 часов в год. Наполняемость группы 6 - 7 человек.
- Форма и режим занятий
Учитывая индивидуальные особенности школьников с ограниченными возможностями здоровья занятия построены методически разнообразно, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подается в основном в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа.
На занятиях предполагается организация с учащимися различных типов деятельности: репродуктивной (работа с опорными таблицами, выполнение упражнений на закрепление учебного материала, решение типовых задач экономического содержания, и т. д.), коммуникативной (обсуждение хозяйственных вопросов, разбор конкретных жизненных ситуаций, дискуссии по спорным точкам зрения), поисковой (построение гипотез, поиск решения проблемных ситуаций,), творческой (выполнение индивидуальных или групповых проектных заданий с помощью консультантов по определенной теме, например «Как улучшить вид квартиры, в которой я живу», «Мой план приема гостей», «Гардероб, который мне нужен» и другие с определением стоимости проекта), рефлексивной (анализ актуальной экономической информации, экономического поведения людей в различных обстоятельствах и т. п.).
Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.
- Концептуальные установки методической технологии
Концептуальные установки, направленные на создание педагогических условий для оптимального усвоения содержания предмета «Экономический практикум» воспитанниками выпускных классов специальной (коррекционной) школы 8 вида, можно сформулировать следующим образом:
принцип связи теории с жизнью и практикой (жизнь - главное наглядное пособие); выработка умения применять знания и умения в стандартных и нестандартных ситуациях;
принцип доступности, предполагающий действия ученика на пределе своих возможностей (в зоне ближайшего развития - области, потенциально доступной для познания);
учебный материал дается на общем для всех уровне, а спрашивается по способностям;
установка, главным образом, не на запоминание, а на смысл учебного материала, на понимание причинно-следственных зависимостей, связей, отношений, ибо, согласно идее развивающего обучения, сформулированной Л.С. Выготским, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития воспитанников;
разбивка программного материала на опорные и проходные темы (опорные темы, содержащие фундаментальные знания, направлены на формирование у школьников адекватных представлений о функционировании окружающей экономики и о своем месте в экономической системе, а проходные темы, каких большинство, имеют информационно-прикладной характер);
опорные темы в основном рассматриваются в разделах «Экономика как хозяйство» и «Человек и экономическая система» (к опорным также могут быть отнесены темы «Инфляция», «Безработица» из раздела «Человек как работник», тема «Цены» из раздела «Человек как потребитель» и др.);
изучение опорных тем крупными блоками с применением обобщающих схем и многократного проговаривания;
применение алгоритмов: решение типовых задач, выполнение практических заданий с использованием алгоритма-образца, характеристика экономических объектов, документов по установленному образцу, плану или схеме;
комментированные упражнения по С.Н.Лысенковой (думаю - говорю - записываю);
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти, логического мышления в процессе восприятия, анализа, оформления, воспроизведения опорно-логических схем изучаемого материала;
использование по возможности эвристических (проблемных) методов обучения при организации учебного процесса;
выработка умения решать значимые для воспитанников проблемы;
закрепление теоретических знаний на конкретном прикладном материале, в различных деятельностных формах (анализ реальных ситуаций, деловые и ролевые игры и т. д.);
сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от характера изучаемого материала и учебных достижений воспитанников ;адаптация содержания - устранение сложных подробностей из учебного материала ;различные виды дифференцированной и индивидуальной помощи (использование подсказки, намека, ассоциации и других приемов).
- Характеристика предмета.
Курс «Экономический практикум» не является систематизированным изложением основ экономики, так как старшеклассникам специальной (коррекционной) школы 8 вида доступно ограниченное число экономических понятий. В программу входят лишь некоторые фрагменты экономической теории, отражающие преимущественно хозяйственную практику потребителя и различные аспекты личной и семейной экономики.
Программа курса «Экономический практикум» разбита на темы: первый год обучения – 11 тем, второй год обучения -15, третий год обучения – 17 тем. Специфика содержания курса «Экономический практикум» заключается в его направленности на решение прежде всего задач коррекционно-адаптационного а не созидательного уровня, как в подавляющем большинстве программ по экономике для массовой школы где основное внимание уделяется подготовке воспитанников к предпринимательской деятельности и организации бизнеса.
Программой задается логика изучения материала. Логическая структура учебной программы может быть представлена в виде графической классификационной схемы. В узлах логической структуры находятся основные учебные элементы: экономическая система страны и домашнее хозяйство, которые связаны между собой через рынок финансовых и других услуг, рынок рабочих мест, рынок товаров и фирмы, производимые экономические блага. Схемой отражены их взаимосвязи. Эту подвижную схему целесообразно использовать (поэтапно и в общем виде) как опорную для формирования целостного представления воспитанников о месте семьи в экономической системе (рис. 1). Из схемы видно, что семья включена в денежный оборот. Выделенные жирным шрифтом стрелки показывают: банки предоставляют кредиты предприятиям на развитие производства, открывают счета, с которых фирмы выплачивают зарплату своим работникам; работники (домашние хозяйства) расходуют зарплату на приобретение товаров и услуг, а предприятия торговли и сферы обслуживания перечисляют выручку в банки на счета предприятий. Таков круг обращения денег. Схема помогает воспитанникам осознать, что роль потребителя в экономике чрезвычайно велика, так как по существу все блага и услуги создаются для него, и производятся они, опять же домашними хозяйствами, которые продают свою рабочую силу предприятиям в обмен на заработную плату.
В программе четко обозначены (дифференцированы) «знания» и «умения», которые следует формировать у умственно отсталых воспитанников.
Содержание программы требует дифференцированного обучения с учетом уровня развития учащихся.
Содержание программы представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России.
Основные содержательные линии 1-го года обучения:
• Экономика как хозяйство;
• Человек как работник;
• Человек как потребитель.
Основные содержательные линии 2-го года обучения:
• Человек и экономическая система
• Человек как работник;
• Человек как потребитель;
• Человек как член общества.
Основные содержательные линии 2-го года обучения:
• Экономика как хозяйство;
• Человек и экономическая система;
• Человек как работник;
• Человек как потребитель.
• Человек как член общества.
Изучение программного материала по разделу в последующий год предполагает повторение ранее изученного.
В обязательном (минимальном) компоненте предметной программы выделено 17 базовых учебных элементов.
По каждому из них обозначены конкретные цели изучения. Базовые учебные элементы программы «Экономический практикум» зафиксированы в таблице 1.
Таблица 1
Базовые учебные элементы программы «Экономический практикум».
Учебный элемент | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
1. Экономика как хозяйство | Иметь представление о разных масштабах экономики и ее служении удовлетворению нужд человека. Называть экономические блага и услуги. Характеризовать недостатки натурального хозяйства, «плюсы» и «минусы» натурального обмена. Устанавливать равноценность натурального обмена | Приводить примеры взаимосвязи семейной экономики с экономикой предприятий, государства, с мировой экономикой; | Характеризовать преимущества товарной экономики |
2. Экономическая система | Называть типы экономических систем, роли человека и фирм в экономической системе. Характеризовать основные черты рыночной экономики. Сравнивать плановую экономику с рыночной. Называть виды рынков. Устанавливать роль, выполняемую человеком в конкретных ситуациях (например, идет в магазин - покупатель, смотрит телевизор потребитель и т. д.). Устанавливать принадлежность конкретных организации, расположенных в районе проживания учащихся, к определенным видам рынка (например, банк - рынок денег, валюты, ценных бумаг; районный отдел службы занятости населения - рынок труда, рабочей силы, рабочих мест ; парикмахерская - рынок услуг и т. д.). | Сравнивать общественную и частную формы собственности. Иметь адекватное представление о приватизации. | |
3. Фирма (предприятие) | Называть виды современных фирм. | Характеризовать назначение ценных бумаг и права их держателей. Оформлять (по образцу) бланк трудового контракта. | Экономическую принадлежность местных производственных и непроизводственных объектов государству или частным лицам. Анализировать преимущества и недостатки различных фирм на предмет трудоусройства. Решать типовые задачи на определение дохода по акциям и облигациям; сравнивать номинальную и рыночную стоимость ценных бумаг. Характеризовать поведение претендента на вакантную должность при устройстве на работу. |
4. Заработная плата | Иметь понятие о заработной плате как плате за труд. Сопоставлять минимальную зарплату и прожиточный минимум. | Сравнивать повременную и сдельную, номинальную и реальную заработную плату; решать задачи на расчет размера зарплаты при повременной и сдельной работе. Объяснять причины различий в уровне оплаты труда в разных областях экономики и внутри одной профессии. Характеризовать функции профсоюзов. | |
5. Инфляция | Объяснять причины инфляции; причины изменения реального дохода семьи. Приводить примеры неблагоприятного воздействия инфляции на экономику семьи. Прогнозировать свое экономическое поведение в период высокой инфляции в целях защиты доходов от потерь. | ||
6. Безработица | Объяснять причины безработицы; называть виды помощи безработным. Ориентироваться в списках вакансий рабочих мест; оформлять бланки, необходимые для постановки на учет в службе занятости. | ||
7. Торговля | Иметь общие представления о видах товаров: потребительские и производственные товары; товары краткого и длительного пользования; товары повседневного, пассивного, особого спроса; товары-заменители; товары сопутствующие (взаимодополняющие); товары пакотильные (товары низшего качества). Ориентироваться в символах, знаках, обозначениях, указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви. Приводить примеры взаимодополняющих товаров и товаров - заменителей. Иметь представление о видах торговой рекламы. Критически оценивать торговую рекламу. | Иметь представление о международной торговле. Дать понятие об импорте, экспорте, товарной бирж и зоне свободной торговли. Характеризовать виды торговли (бартер, торговля за наличные и безналичные деньги; государственная и частная, оптовая и розничная торговля, комиссионная торговля; продажа в кредит; предоставление товаров напрокат) | |
8. Деньги | Называть виды современных денег; характеризовать функции денег (средство платежа, мера стоимости товаров, средство сбережения и накопления богатства, средство существования). Моделировать реальные ситуации товаров и услуг с помощью пластиковых карт. | Называть фазы денежного оборота. Объяснять причины изменения покупательной способности денег, причины ухудшения экономической ситуации в стране из-за хранения денег дома | Объяснять причины низкой стоимости отечественной валюты, причины массового приобретения населением России иностранной валюты; называть твердую валюту. Решать задачи на соотношение валютных курсов, на расчет стоимости иностранных товаров в национальной валюте |
9. Цены | Называть и характеризовать виды цен (договорные, государственные, оптовые, розничные, региональные, сезонные, рыночные); объяснять колебание рыночных цен в зависимости от спроса и предложения товаров. Моделировать процесс рыночного торга продавцов и покупателей, иллюстрирующий образование рыночной цены | ||
10. Семейная экономика | Называть основные статьи доходов и расходов семейного бюджета; оформлять (по образцу) записи в тетради учета семейного бюджета и в домашней хозяйственной книге. Моделировать процесс планирования и учёта семейного бюджета. Решать задачи экономического содержания на подсчитывание содержания домашних животных. | Принимать решение на основе сравнения альтернативных вариантов выбора по проблеме сохранения и приумножения семейных сбережений; экономного планирования приема гостей, туристической поездки, рационального подбора продуктов в пределах определенной суммы в целях обеспечения полноценного питания семьи в течение одного или нескольких дней. | Устанавливать уровень жизни своей семьи на основе сопоставления размера фактического дохода на каждого члена семьи с величиной прожиточного минимума на текущий момент. Объяснять причины изменения реального дохода семьи. |
11. Культура потребления | Объяснять зависимость потребностей от возраста, пола, увлечений, вкусов, климата, места жительства; выполнять тесты на классификацию потребностей. Относить себя к определенному типу потребителей; анализировать поведение покупателя (процедуру и мотивацию покупок) и конкретные потребительские предпочтения с позиции их рациональности. Характеризовать главные правила культурного потребления (извлечение из покупки наибольшей полезности, учет денежных возможностей, умеренность потребления, т. е. использование любого блага в количестве не большем, чем требуется). | ||
12. Права потребителя | Приводить примеры товаров ненадлежащего качества; характеризовать условия обмена качественных и некачественных промышленных товаров. Анализировать реальные ситуации, связанные с обменом качественных товаров и с заменой товаров ненадлежащего качества. Характеризовать права потребителя в сфере услуг, анализировать реальные ситуации, связанные с нарушением этих прав. | Называть организации, защищающие права потребителей. Оформлять претензию администрации торгового предприятия о приобретении товара с недостатком. | |
13. Банковские услуги | Называть виды финансовых услуг банка, виды вкладов. Осуществлять выбор наилучшего варианта вложения средств, исходя из конкретной информации различных банков о процентных ставках по вкладам. Решать задачи экономического содержания: расчет доходов по вкладу. Моделировать ситуации по банковскому займу на личные бытовые нужды. | ||
14. Страховые услуги | Отличать обязательное страхование от добровольного. Характеризовать условия добровольного страхования. Заполнять бланки страхового договора по образцу. Объяснять причины невыгодности страхования в период высокой инфляции. | ||
15. Нотариальные и платные медицинские услуги | Иметь понятие о частном и государственном, настоящем и «липовом» нотариусе. Называть сделки, требующие обязательного удостоверения нотариусом (завещания, договоры купли- продажи, дарения, обмена недвижимости, раздела имущества, наследования приватизированного жилья и др.). Называть виды неотложной медицинской помощи, предоставляемой бесплатно. Анализировать реальные ситуации, связанные с претензиями пациентов к медицинским учреждениям по поводу ненадлежащим образом оказанной платной медицинской помощи. | ||
16. Налоги | Называть виды налогов. Сравнивать прямые и косвенные налоги. Объяснять цели взимания налогов. Решать задачи на определение величины подоходного налога по конкретной налоговой ставке. | ||
17. Социальная защита населения | Называть основные категории нуждающихся граждан и виды государственной адресной социальной помощи. Называть виды помощи безработным, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Называть организации, защищающие права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оценивать нуждаемость семей на конкретных примерах. Решать задачи на определение размера социального пособия малоимущим путем вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом нуждающегося. |
- Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется в течение трёх учебных лет. Программа рассчитана на 17 часов в год , всего 51 час. При этом каждой теме отводится соответствующее время.
- Связь со смежными дисциплинами.
В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Социально-бытовая ориентировка» (разделы «Человек как потребитель», «Человек как член общества»), «Обществознание» (разделы «Человек и экономическая система», «Человек как член общества»), «Математика» (решение задач), «Труд» (раздел «Человек как работник»).
- Результат изучения экономики.
По мнению С. Л. Мирского, сложность создания образовательных стандартов для специальной (коррекционной) школы 8 вида прежде всего связана с тем, что учебные способности школьников очень неоднородны (в обучении умственно отсталых учащихся общеобразовательным предметам проявляется большой разброс уровней способностей учеников). Таким образом, необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения» [94, с. 29-30].
Отдельные воспитанники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности структуры их дефекта усвоят не все параметры учебного элемента одинаково успешно, однако в условиях специальной (коррекционной) школы обозначенные учебные достижения воспитанника (овладение частью объема изучаемого учебного элемента) могут быть оценены как положительные.
Безусловно, минимальные требования по курсу «Экономический практикум» несопоставимы с обязательными требованиями государственных стандартов, установленными в образовательной области «Экономика» для основной и полной средней школы, гак как эти стандарты не соответствуют познавательным возможностям умственно отсталых воспитанников.
На основе выделенных базовых учебных элементов программы курса «Экономический практикум» воспитанники должны:
Параметры | К концу 1-го года обучения должны | К концу 2-го года обучения должны | К концу 3-го года обучения должны |
Понимать термины | «натуральное хозяйство (экономика)», «бартер», «семейный бюджет», «товар». | «минимальная зарплата», «прожиточный минимум», «инфляция», «страхование», «налог». | «товарное хозяйство (экономика)», «приватизация», «безработица», «валюта», «адресная социальная помощь». |
Называть | экономические блага и экономические услуги, виды современных фирм, виды современных денег, виды цен, виды финансовых услуг банка. | роли человека в экономической системе (работника, покупателя, потребителя, налогоплательщика), роли фирм в экономике (производители продукции, продавцы произведенных товаров и услуг, покупатели рабочей силы у домашних хозяйств), виды рынков, виды торговли, виды налогов. | твердую валюту, виды неотложной медицинской помощи, предоставляемой бесплатно; виды помощи безработным, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; организации, защищающие права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, защищающие права потребителей. |
Сравнивать | рыночную экономику с плановой, обязательное и добровольное страхование. | общественную и частную формы собственности, сдельную и повременную, номинальную и реальную заработную плату, номинальную и рыночную стоимость ценных бумаг. | |
Характеризовать | недостатки натурального хозяйства, «плюсы» и «минусы» натурального обмена (бартера); главные правила культурного потребления (извлечение из покупки наибольшей полезности; учет денежных возможностей, умеренность потребления, т. е. использование любого блага в количестве не большем, чем требуется). | основные черты рыночной экономики (право на частную собственность, свободу выбора, личную выгоду и др.); назначение ценных бумаг и права их держателей; условия обмена качественного товара и товара с недостатками; права потребителя в сфере услуг. | преимущества товарной экономики, поведение претендента на вакантную должность при устройстве на работу, адресную направленность социальной помощи. |
Ориентироваться | в наиболее распространенных символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви. | ||
Приводить примеры | взаимодополняющих товаров и товаров - заменителей, товаров ненадлежащего качества. | товаров ненадлежащего качества, взаимосвязи семейной экономики с экономикой предприятий, государства; неблагоприятного воздействия инфляции на экономику семьи. | |
Объяснять | колебание рыночных цен в зависимости от спроса и предложения товаров. | причины инфляции, цели взимания налогов, причины невыгодности страхования в период высокой инфляции. | причины низкой цены отечественной валюты, причины различий в уровне оплаты труда в разных областях экономики и внутри одной профессии, безработицы, изменение реального дохода семьи. |
Прогнозировать | основные расходы семейного бюджета. | экономическое поведение человека исходя из конкретных обстоятельств, социального положения, меры, направленные на защиту доходов от потерь в период высокой инфляции. | |
Устанавливать | равноценность натурального обмена. | роль, выполняемую человеком в конкретных ситуациях (например, идет в магазин - покупатель, смотрит телевизор потребитель и т. д.); принадлежность конкретных организации, расположенных в районе проживания учащихся, к определенным видам рынка (например, банк - рынок денег, валюты, ценных бумаг; отдел службы занятости населения - рынок труда, рабочей силы, рабочих мест; парикмахерская - рынок услуг и т. д.); | экономическую принадлежность местных производственных и непроизводственных объектов государству или частным лицам; уровень жизни своей семьи (мало-, средне-, высоко-обеспеченная) путем сопоставления прожиточного минимума на текущий момент с фактическим доходом па каждого члена семьи. |
Анализировать | поведение покупателя (процедуру и мотивацию покупок) и конкретные потребительские предпочтения с позиции их рациональности. | реальные ситуации, связанные с обменом качественных товаров, с заменой товаров ненадлежащего качества, с нарушением прав потребителя в сфере услуг, | анализировать реальные ситуации, связанные с претензиями пациентов к медицинским учреждениям по поводу ненадлежащим образом оказанной платной медицинской помощи. Списки вакансий рабочих мест, |
Моделировать | ситуацию рыночного торга продавцов и покупателей, иллюстрирующую процесс образования рыночной цены; процесс планирования и учета семейного бюджета, ситуации по банковскому займу на личные бытовые нужды. | принимать решения на основе сравнения альтернативных вариантов выбора, например, по проблеме сохранения и приумножения семейных сбережений. | |
Оформлять документы (по образцу): | тетрадь учета семейного бюджета, домашнюю хозяйственную книгу. | бланк трудового контракта, страхового договора, | бланки, необходимые для постановки на учет в службе занятости, претензию администрации торгового предприятия о приобретении товара с недостатком. |
Решать типовые задачи экономического содержания (на выбор): | подсчитывание стоимости содержания домашних животных; расчет доходов по банковскому вкладу; связанные с покупкой товаров в кредит | определение величины подоходного налога по конкретной налоговой ставке; | определение суммы дивидендов по акциям и процентов по облигациям; расчет размера заработной платы при повременной и сдельной работе; знать соотношение валютных курсов, уметь рассчитывать стоимости иностранных товаров в национальной валюте; определение размера социального пособия малоимущим путем вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом нуждающегося. |
- Ожидаемые эффекты реализации программы:
- формирование элементарного уровня функциональной экономической грамотности, необходимого для адаптации воспитанников к современным социально-экономическим условиям;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
- Формы подведения итогов.
- игра-путешествие
- викторина
- открытое занятие
- Для реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение | Средства обучения |
|
|
|
3. Содержание программы.
1 год обучения.
Раздел 1. Экономика как хозяйство (2 ч)
Цель раздела – дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики. Дать понятие учащимся о примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках.
Основные понятия: экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар.
Знания
Экономика есть хозяйство (домашние хозяйства, заводы, фабрики, торговля, банки и т. п.). Экономика возникла вместе с домашним хозяйством (началась с него) и развивается в интересах человека и семьи. Экономика служит удовлетворению наших нужд. Всякая семья «подключена» к экономике, получая от нее все необходимое для жизни (электроэнергию, тепло, товары, услуги).
Масштабы экономики. Хозяйство (экономика) страны в сотни "тысяч раз сложнее хозяйства (экономики) семьи. Экономики разных масштабов (экономика семьи, предприятий, государства, мировая экономика) связаны между собой.
Экономические блага. Экономические услуги. Удовлетворение нужд (потребностей) человека с помощью благ и услуг. Экономические блага и услуги являются ограниченными.
Главная проблема экономики и общая проблема всех людей - безграничность потребностей и ограниченность благ, услуг, ресурсов, возможностей. По мере насыщения одних потребностей у людей возникают другие потребности.
Экономика изучает, как наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности при помощи ограниченных ресурсов, благ и услуг (как общество и отдельные люди «сводят концы с концами»). Экономические блага и услуги - результат хозяйственной деятельности людей.
Натуральное хозяйство (натуральная экономика). При нем нет обмена и торговли. Все блага, необходимые для жизни, семья производит своими силами и сама же эти блага потребляет. Главный недостаток натурального хозяйства - низкая производительность. Оно может обеспечить лишь минимальные условия для выживания. Способ удовлетворения потребностей: «делать все самому» - самый древний и примитивный. Производство всех товаров и услуг одним человеком или семьей экономически нецелесообразно и невозможно. Людям нужны разные вещи и услуги. Никто не в состоянии сделать все сам. Личное подсобное хозяйство нельзя считать полностью натуральным, так как многое для его возделывания приходится покупать за деньги; современная семья не может производить для себя продукты, не используя уже кем-то сделанные инструменты, оборудование, материалы, сырье.
Элементы натурального хозяйства, не только сохраняющиеся, но и широко распространенные в современной жизни россиян, свидетельствуют о низком уровне развития экономики страны, ее сельского хозяйства, бедности населения.
Умения
Отличать экономические термины от неэкономических.
Объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой (например, при поездке в транспорте мы оплачиваем проезд, при болезни - расходуем деньги на лекарства и медицинские услуги и т. д.).
Устанавливать равноценность натурального обмена. Отличать бартер от покупки. Различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и потребляет).
Раздел 2. Человек как работник (2 ч)
Цель раздела – продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм;
Основные понятия: Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие.
Знания
Производство - основная форма экономической деятельности людей, организуемая в целях создания экономических благ и услуг для удовлетворения нужд потребителей.
Отрасли производства: первичные (добыча или выращивание сырья для производства продукции, например, сельское хозяйство, добывающая промышленность, лесоводство, рыболовство); вторичные (обрабатывающие отрасли, которые превращают сырье в готовую продукцию или полуфабрикаты, например, машиностроение, металлургия, обувная, швейная промышленность и т. д.); третичные (предоставление различных услуг предприятиям первичных и вторичных отраслей и непосредственно потребителям, например, банки, страховые компании, транспорт, связь, общественное питание, медицинское обслуживание, образование и т. д.).
Виды современных фирм: частные (индивидуальное предприятие (ИП), открытое и закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), кооперативные (сбытовые, потребительские, производственные, кредитные кооперативы), государственные (фирмы, распространенные в сфере образования, здравоохранения, законодательства, общественного порядка и безопасности, железнодорожного транспорта, добычи угля и т. д.).
Прибыль - главный стимул работы частных фирм. Работа для общего блага - основная задача государственных фирм.
Умения
Ориентироваться в сокращенных обозначениях (аббревиатуре) названий современных фирм, раскрывающих их юридический статус.
Оценивать преимущества и недостатки различных видов фирм.
Раздел 3. Человек как потребитель (13 ч)
Цель раздела – рассмотреть два вида экономической деятельности людей: обмен (купля-продажа различных товаров и услуг) и потребление (использование товаров и услуг); продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг.
Основные понятия: реклама, товарный знак, сертификат качества товара, наличные и безналичные деньги, цена, доходы и расходы семейного бюджета, уравновешенный бюджет, дефицит бюджета, планирование и учет семейного бюджета, материальные, духовные и социальные потребности, вредные потребности, нормальное потребительское поведение, выбор, банк, вклад до востребования, срочный вклад, кредитный (ссудный) и депозитный процент, процент по вкладам, кредитный договор, риск вкладчика, риск заемщика.
Знания
Виды товаров: потребительские и производственные товары; товары краткого и длительного пользования; товары повседневного, пассивного, особого спроса; товары-заменители; товары сопутствующие (взаимодополняющие); товары пакотильные (товары низшего качества). Сертификат качества товара. Товарный знак - лучшая реклама товара. Этикетки к товару, что можно узнать из них.
Реклама товара. Широкая известность, популярность товара облегчает его продажу.
Виды торговой рекламы в зависимости от ее цели: информационная, убеждающая (навязывающая), напоминающая. Виды торговой рекламы в зависимости от ее размещения: наружная, радио- и телереклама, печатная и др. Реклама, какой она должна быть, а какой нет. Недопустимые виды рекламы: недостоверная, недобросовестная, заведомо ложная. Влияние на решение о покупке информации о товаре. Рациональное оценивание рекламы потребителем.
Торговля без денег (бартер) - неудобный способ обмена. Деньги порождены торговлей. Товары, побывавшие в роли товарных денег. Роль и назначение денег: средство обмена, платежа при купле- продаже приобретаемых товаров и услуг, мера стоимости и ценности товаров, средство сбережения и накопления богатства, средство существования.
Виды современных денег: наличные (бумажные, разменная монета) и безналичные (векселя, чеки, пластиковые карточки). Как расплачиваются за покупки наличными деньгами по чекам и пластиковым карточкам. Свойства денег: общепризнанность, удобство в обращении, долговечность (износостойкость), разменность, ограниченность производства, неподдельность (надежность против подделки).
Цена, что это такое и зачем она нужна. Правила установления цен (цена должна покрывать все расходы на изготовление товара и приносить хотя бы минимальную прибыль). Разновидности цен: государственные, договорные, оптовые, розничные, прейскурантные, региональные, сезонные, рыночные.
Семейный бюджет. Доходные статьи семейного бюджета. Различие между номинальными и реальными доходами семьи. Основные виды расходов (текущие, одноразовые, на крупные покупки). Уравновешенный бюджет (расходы равны доходам). Дефицит бюджета (расходы превышают доходы). Минимальный потребительский бюджет. Выбор потребительских благ в условиях ограниченности семейного бюджета. Планирование семейного бюджета (без планирования нет порядка в расходовании денег). Учет семейного бюджета (без учета расходы, даже хорошо спланированные, быстро выходят из-под контроля и перестают соответствовать плану). Денежные расходы необходимо и планировать, и учитывать. Вести записи в домашней хозяйственной книге (по образцу), которая представляет собой перечень всего имущества семьи с указанием его количества, стоимости и качества (прежде всего с точки зрения степени его изношенности и необходимости замены).
Потребность. Потребитель. Потребление. Социальные отрасли экономики (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, образование, розничная торговля, общественный транспорт и др.). Основные виды потребностей: материальные (вещественные, имущественные), духовные (потребности в знаниях, в творчестве), социальные (потребности в общении, в социальной защите и т. д.). Безграничность, бесконечность человеческих потребностей. Потребительское поведение. Потребности каждого человека индивидуальны: то, что необходимо одним, может быть совершенно не нужно другим. Зависимость потребностей от возраста, пола, увлечений, вкусов, от климата и места жительства. Классификация потребностей. Человек стремится удовлетворить самые важные потребности, а затем уже следующие по важности. Потребительский выбор (потребительские предпочтения). Потребительские предпочтения с позиции рациональности. В удовлетворении потребностей важно руководствоваться не только желанием, но и разумом. Основные закономерности нормального потребительского поведения (извлечение из покупки наибольшей полезности, учет денежных возможностей, умеренность потребления, т. е. использование любого блага в количестве не большем, чем требуется, и др.). Использовать не больше, чем нужно, - главное правило культурного потребления.
Банк как финансовое учреждение. Основные виды финансовых услуг банка (открытие и ведение денежных счетов, предоставление денежных кредитов для хозяйственной деятельности фирм и личных бытовых нужд граждан, обмен валюты, покупка и продажа ценных бумаг и др.). Виды банков. Центральный государственный банк. Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка. Коммерческие банки (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, инновационные, сейф-банки). Ломбард. Цель коммерческих банков состоит именно в получении прибыли. Деньги. Где банки их берут, чтобы выдавать кредиты.
Основные виды вкладов: вклады до востребования и срочные вклады (на 1, 2, 3, 6, 12 мес.). Начисление процентов по срочным вкладам. Риск вкладчика. Различие между примитивным сбережением (хранением) и экономическим сбережением (накоплением). Почему невыгодно примитивное сбережение (хранение денег дома). Высокий процент по вкладам, как правило, означает высокий риск потери сбережений. Открытие банковского счета: принимая решение, необходимо учитывать воздействие инфляции (срочные вклады лучше делать на самые короткие сроки); краткосрочный вклад - самый верный способ не потерять свои деньги.
Надежность банка. Прежде чем доверить свои сбережения банку, следует навести о нем справки. Давно существующий банк лучше защищен от банкротства, чем новый, только что возникший банк.
Выбор варианта хранения денежных средств. Имеет смысл хранить небольшую сумму на вкладе до востребования (с этого счета в любое время можно получать деньги, на него можно перечислять зарплату, можно поручить банку оплачивать коммунальные услуги с текущего счета, можно получить пластиковую карточку, чтобы пользоваться текущим счетом через банкомат).
Кредит. Распространение кредита в России, продажа дорогостоящих товаров в рассрочку.
Порядок предоставления банковского кредита для личных бытовых нужд граждан.
Обязательные условия выдачи банковского кредита: гарантированность (ни один банк не дает денег в долг без залога); платность (за пользование кредитом должны быть уплачены проценты); срочность и возвратность (долг должен быть возвращен банку в точно назначенный срок). Краткосрочные кредиты населению, рублевые и в иностранной валюте (на срок до одного года). Долгосрочные кредиты (на срок от 3 до 5 лет). Риск заемщика (если клиент по каким- то причинам не сможет в срок вернуть долг, банк вправе изъять у него заложенные ценности и продать их, чтобы вернуть свои деньги).
Умения
Различать взаимодополняющие товары и товары-заменители на конкретных примерах.
Ориентироваться в символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах.
Ориентироваться в таблицах международных размеров одежды и обуви в целях облегчения выбора импортных товаров в магазине.
Решать задачи экономического содержания, связанные с покупкой товаров в кредит.
Относить конкретные покупки к товарам длительного пользования, к товарам кратковременного пользования или к услугам.
Называть деньги разного достоинства, находящиеся в обращении.
Адекватно объяснять смысл пословиц о деньгах.
Объяснять смысл пословиц о ценах. Моделировать процесс рыночного торга продавцов и покупателей, заканчивающийся формированием средней рыночной цены.
Определять совокупный доход семьи. Планировать расходы на один день, на месяц.
Регулировать стоимость питания путем рационального подбора продуктов (с учетом прежде всего их питательной ценности, полезности для здоровья, а не дороговизны, а также разумного количества) в пределах определенной суммы. Сокращать время на хлопоты по дому.
Строить экономические рассуждения по сюжетам, иллюстрирующим те или иные примеры потребительского поведения.
Анализировать актуальную экономическую информацию об уровне потребления населения.
Анализировать конкретные потребительские предпочтения с позиции их рациональности.
Рассуждать на предмет рациональности своего гардероба; составлять список лишних и недостающих вещей личного гардероба, опираясь на таблицу «Рациональный гардероб».
Решать задачи экономического содержания: расчет доходов по вкладу, подсчитывание платы за банковский кредит.
Моделировать реальные ситуации по банковскому займу на личные бытовые нужды. Оценивать риск заемщика.
2 год обучения.
Раздел 1. Человек и экономическая система (3 ч)
Цель раздела – дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе. Дать общее представление об основных чертах рыночной экономики, понятие об экономической системе современной России.
Основные понятия: Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; рыночная экономика, свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков.
Знания
Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная.
Способы решения трех главных экономических вопросов: что производить (какие блага и услуги), как производить (каким способом изготавливать товары) и для кого производить (кто их будет получать в собственность) при разных экономических системах.
Традиционная экономика. Вопросы: что, как и для кого производить, решаются автоматически - по традиции, согласно старинным обычаям предков, такая экономика приближена к натуральному хозяйству.
Плановая (командная) экономика. Решение по главным экономическим вопросам принимает государство (правительство). Эти решения не всегда совпадают с нуждами людей. Правительство гарантирует производителю продажу товаров, выпущенных в соответствии с государственным планом.
Рыночная экономика. Решения по главным вопросам принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Частный производитель сильно рискует, так как у него нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.
Производство товаров при плановой экономике осуществляется для всех. Правительство пытается распределять блага на принципах равенства. Дефицитные товары распределяются с помощью карточек и талонов, а также через спецмагазины. Распределение дефицита зачастую зависит от степени родства и близости к начальству.
Товары при рыночной экономике производят для тех, у кого есть деньги на их покупку. Дефицитные товары получают те, кто может больше заплатить.
Традиционной, плановой или рыночной экономики в чистом виде не существует.
Смешанная экономика. Практически все существующие в современном мире экономики относятся к смешанному типу, т. е. присутствуют государственный и частный сектор (одни предприятия принадлежат государству, другие - частным лицам; одни хозяйственные решения принимает правительство, другие - частные лица и фирмы). В странах с преобладанием рыночного хозяйства велика роль частных фирм.
Правила экономического поведения людей, принятые в обществе, зависят от типа экономической системы.
Роли человека в экономической системе: продавец своей рабочей силы в обмен на зарплату; производитель экономических благ и услуг (работник); покупатель, затрачивающий свой заработок на покупку товаров; потребитель благ и услуг; налогоплательщик.
Рынок - это все организации, которые помогают производителям и покупателям найти друг друга (магазины, банки, транспортные организации и т. д.).
Основные черты.
1. Право на частную собственность (владение собственностью любого рода - землей, магазинами, предприятиями и т. д.). Частная собственность всегда принадлежит конкретным людям.
2. Свобода выбора. Люди делают выбор по своему усмотрению: одни открывают свое собственное дело и нанимают работников, другие, кто не хочет рисковать, работают по найму.
- Личная выгода. Предприниматели, открывая свое дело, озабочены прежде всего личной выгодой. Они заинтересованы в получении прибыли и увеличении их собственного богатства и благосостояния.
- Колебание цен. Чем выше спрос покупателей на товар, тем выше его цена и тем большее количество товара по высокой цене продавцы предлагают к продаже. Но если цена поднимется слишком высоко, товар перестанут покупать. Падает спрос на товар - приходится снижать цену, а по низкой цене немногие продавцы готовы продавать свой товар, поэтому предложение товара уменьшается. Когда товара на рынке предлагается мало и его не хватает, цена на него снова повышается. Рыночные цены колеблются в зависимости от спроса и предложения товаров.
- Конкурентная борьба между теми, кто делает или продает одинаковые товары. Конкуренция между фирмами выгодна покупателям, так как она способствует снижению цен и повышению качества товаров.
- Экономические решения в большинстве принимают частные лица и фирмы, а не правительство.
- Подъемы и спады рыночной экономики.
Рынок - это всякое сотрудничество людей, в результате которого продавцы могут продать, а покупатели - купить товары и услуги.
Виды рынков в зависимости от их конкурентности (конкурентные, где много продавцов однородных товаров и услуг, и неконкурентные - монопольные, где только одна фирма продает какой-то один товар, поддерживая высокие цены на него); величины (внутренний и внешний, международный) объема продаж (оптовые и розничные); вида продаваемых благ и услуг (рынок продовольственных, промышленных товаров; универсальные смешанные рынки, рынок услуг, рынок жилья). Рынки, необходимые для организации производства (рынок недвижимости; рынок труда, рабочей силы, рабочих мест; рынок денег, валюты, ценных бумаг; рынок инноваций).
Теневой рынок - серьезный враг законной экономики (подделка фирменных товаров, укрывание доходов от налогообложения, компьютерное пиратство, мафия, подпольное производство спиртных напитков, наркобизнес, организация притонов для сомнительных развлечений и азартных игр и т. д.).
Умения
Различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
Устанавливать, какую экономическую роль (производителя, потребителя, продавца, покупателя) выполняет человек в конкретных ситуациях.
Строить экономические рассуждения по сюжетам (с помощью вопросов учителя), иллюстрирующим деловую жизнь и бытовые проблемы людей, живущих в условиях рыночной экономики.
Делать собственные заключения о «плюсах» и «минусах» рынка, о его привлекательности или непривлекательности для данного ученика на основе специального теста.
Устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности (относить конкретные виды товаров к конкурентному или монопольному рынку, например, хлеб - конкурентный рынок, установка телефона - монопольный и т. д.)
Относить конкретные организации, находящиеся в районе проживания учащихся, к определенным видам рынка, например, банк - рынок денег, валюты, ценных бумаг; районный отдел службы занятости населения - рынок труда, рабочей силы, рабочих мест; парикмахерская - рынок услуг; конструкторское бюро - рынок инноваций и т. д.
Ориентироваться в назначении разных видов рынков (указывать, что продается и покупается на рынке труда, на рынке недвижимости и т. д.)
Приводить примеры теневых рынков своего города.
Раздел 2. Человек как работник (5 ч)
Цель раздела - раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; сделать акцент на те ее стороны экономики, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, процедура трудоустройства и т. д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.
Основные понятия: акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), тарифная ставка, оклад, зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, инфляция, гиперинфляция.
Знания
Ценные бумаги - документы, обладающие стоимостью и возможностью превращения в деньги.
Долевые ценные бумаги (акции).
Долговые ценные бумаги (облигации). Назначение ценных бумаг (акций и облигаций, выпускаемых частными предприятиями). Акционирование российских предприятий в процессе приватизации. Права держателей акций и облигаций. Дивиденд - доход по акции. Дивиденды формируются из прибыли акционерного общества. Когда дела фирмы идут плохо, дивиденды не выплачиваются. Доход по облигации (твердый процент) выплачивается ее владельцу независимо от прибыли фирмы. Разница между номинальной и рыночной стоимостью акций.
Трудовой контракт - соглашение между работодателем и наемным работником о взаимных обязанностях друг друга, о характере, содержании и условиях труда, о размере его оплаты.
Заработная плата - плата за труд. Минимальная зарплата (МЗ). Прожиточный минимум (ПМ). Большой разрыв между величиной МЗ и размером ПМ в России - признак тяжелой экономической ситуации в стране.
Черта бедности соответствует прожиточному минимуму.
Инфляция - непрерывный рост цен при низкой покупательной способности денег. Рост стоимости жизни. Причины инфляции: избыток выпуска бумажных денег (денег много, а товаров мало), повышенный спрос на товары, увеличение затрат на производство товаров, сокращение производства товаров (чем меньше товаров, тем они дороже), рост зарплаты при неизменной производительности труда, высокие цены на ввозимые из-за границы (импортные) товары, ожидание людьми продолжения инфляции.
Гиперинфляция. Урон производству в результате инфляции. Неблагоприятное воздействие инфляции на экономику семьи (обесценивание заработков и сбережений, увеличение разрыва между номинальными и реальными доходами, сокращение потребления, невозможность долгосрочного планирования бюджета из-за непредсказуемости цен). Экономическое поведение людей в период высокой инфляции, направленное на защиту доходов от потерь.
Умения
Решать задачи экономического содержания на определение доходов по акциям и по облигациям.
Ориентироваться в несложной диаграмме экономического содержания («Соотношение величин прожиточного минимума, минимальной и средней зарплаты в промышленности»). Определять уровень жизни своей семьи, исходя из данных о размере прожиточного минимума (ПМ) на текущий момент, т. е. относить ее к одной из трех групп: малоимущая (ниже одного ПМ на каждого члена семьи), среднеобеспеченная (в пределах двух ПМ на одного человека) или высокообеспеченная (более двух ПМ на каждого члена семьи). Обосновывать свои предпочтения относительно мер по сохранению личных сбережений в период высокой инфляции.
Раздел 3. Человек как потребитель (8 ч)
Цель раздела – рассмотреть два вида экономической деятельности людей: обмен (купля-продажа различных товаров и услуг) и потребление (использование товаров и услуг); продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг.
Основные понятия: государственная и частная, оптовая и розничная торговля, экспорт, импорт, денежный оборот, товары надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийный срок, срок годности, закон «О защите прав потребителя», претензия, неустойка, организация по защите прав потребителя, обязательное и добровольное страхование, договор страхования (страховой полис, страховое свидетельство), страховой взнос, страховая сумма, страховой случай, страховая компания.
Знания
Обмен. Специализация и разделение труда вызывают потребность и обмене между людьми. Торговля - обмен товарами на основе взаимной выгоды продавца и покупателя.
Виды торговли: натуральный обмен (бартер); торговля за наличные и безналичные деньги; государственная и частная, оптовая и розничная торговля; комиссионная торговля; продажа в кредит, предоставление товаров в прокат. Виды розничной торговли: собственные магазины частных торговцев, фирменные и универсальные магазины, магазины самообслуживания, супермаркет, торговые автоматы. Экономическое поведение продавца и покупателя, их отличие (покупатель старается купить дешевле, а продавец - продать дороже).
Международная специализация и международная торговля. Импорт. Экспорт. Товарная биржа. Зона свободной торговли.
Денежный оборот (денежное обращение). Монетный двор. Почему люди ухудшают экономическую ситуацию в стране, если хранят деньги дома. Покупательная способность денег может изменяться. Фальшивые деньги. Элементы защиты банкнот (водяные знаки, микроузор, рельефное изображение, защитная нить, микротекст и др.).
Рыночное равновесие. Равновесная цена - цена, при которой покупатели согласны купить все количество товара, которое продавцы готовы продать по этой цене. Спрос и предложение уравновешены. Колебание равновесной цены. Все действительные рыночные цены колеблются вокруг равновесной цены (имеются в виду цены на товары одинакового качества). Причины изменения цен. Причины различия цен на одни и те же товары.
Планирование семейного бюджета (без планирования нет порядка в расходовании денег). Денежные расходы необходимо и планировать, и учитывать.
Влияние инфляции на благосостояние семьи. Закон Энгеля (чем меньше доходы семьи, тем большая их часть расходуется на питание и меньшая - на покупку товаров длительного пользования).
Основные права потребителя (права на безопасность товаров, информацию, надлежащее качество товаров, работ, услуг, на бесплатный ремонт, уценку, замену или возврат товара ненадлежащего качества, на судебную защиту и др.). Закон «О защите прав потребите- лей», закрепляющий эти права. Гарантийный срок. Срок годности. Товары ненадлежащего качества. Порядок и срок замены недоброкачественного товара. Требования к продавцу товара, предъявляемые потребителем при обнаружении товара с недостатками. Предъявление продавцу самого недоброкачественного товара и документа, удостоверяющего факт его покупки (чека, технического паспорта и др.), при решении вопроса о замене, уценке или возврате изделия с недостатком. Предельный срок, в течение которого недоброкачественный товар должен быть заменен, - 20 дней. Обязанности продавца при возникновении спора о причинах появления недостатков товара. Он должен провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара. Если экспертиза не докажет, что недостатки товара возникли по вине потребителя, то продавец обязан удовлетворить требования потребителя. Если же будет установлено, что недостатки возникли по вине потребителя, то он обязан возместить продавцу убытки и расходы на проведение экспертизы. Права потребителя при проверке качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара и вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Доставка некачественного товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат его потребителю осуществляются за счет продавца. Предъявление претензий продавцу товара. Если покупатель изучил приобретаемый им товар, и изъяны товара были продемонстрированы ему в момент покупки, он не может предъявить продавцу никаких претензий. Товары надлежащего качества. Условия обмена качественного товара. Непродовольственные (промышленные) товары надлежащего качества, не подлежащие обмену. Срок обмена качественного товара (потребитель может обменять качественный товар лишь в течение 14 дней, не считая дня его покупки). Права потребителя в сфере услуг. Срок гарантии. Если в ремонт сдаются вещи, на которые не истек срок гарантии, то потребители не должны платить деньга за их ремонт. Предоставление услуги без согласия потребителя. Если потребителю произведена дополнительная услуга без его согласия, то он не обязан ее оплачивать.
Права потребителя при выполнении услуг. Что потребитель вправе потребовать от исполнителя услуги при невыполнении работы в срок, при обнаружении недостатков в выполненной работе.
Зависимость цены и качества товара. Чем ниже цена товара или услуги, тем больше вероятность, что они плохого качества или опасны для здоровья.
Выбор товара (покупка). Чем менее обдуманно сделан выбор, тем вероятнее, что он неудачен. Чем проще процедура покупки, тем сложнее будет потом защищать свои права.
Страхование (разновидность финансовых услуг) - способ защиты имущества и здоровья.
Обязательное страхование: медицинское и социальное, а также страхование пассажиров. Добровольное страхование: страхование жизни (виды страхования: на случай смерти, пенсий, от несчастных случаев); страхование имущества (виды страхования: от пожара, кражи, аварии, стихийного бедствия и прочих бед). Имущество может быть застраховано по всем группам рисков или по отдельным из них. Застраховать можно все имущество или его часть.
Договор страхования. Страховые взносы. Страхование не может быть бесплатным.
Размер страховых взносов. Чем выше степень риска порчи или потери имущества, чем больше вероятность наступления неблагоприятных событий, тем больше размер страховых взносов (выплат). Прерывание договора страхования. Договор может быть прерван досрочно, но при этом ранее выплаченные суммы страховки не возвращаются. Страховая сумма. Страховой случай. При наступлении страхового случая страховая компания обязана составить страховой акт, на основании которого застрахованному должна быть выплачена страховая сумма. Но прежде страховой случай должен быть обязательно отмечен соответствующими службами (при краже нужна справка от милиции, при аварии (дорожно-транспортном происшествии) - от ГАИ, при пожаре - от государственного пожарного надзора и т. д.). Все без исключения страховые компании при выплате возмещения руководствуются правилом: «Не отмеченные в акте события считать не произошедшими». Выплата страховой суммы может заменяться возмещением ущерба в натуральной форме в пределах страховой суммы. Страховая компания освобождается от выплаты страховой суммы, если выясняется, что страховой случай создан искусственно. Виды страховых компаний (коммерческие, государственные, общественные).
Практические советы тем, кто намерен застраховать свою жизнь или имущество. Надежность страховой компании. Чтобы убедиться, надежна ли страховая компания, следует прежде всего ознакомиться с документом, разрешающим ее деятельность. Страховая компания обязательно должна иметь лицензию (разрешение) на осуществление данного вида страхования. Если в страховом договоре встречаются незнакомые слова (франшиза, индоссамент и т. п.), это может означать, что в договоре заложена возможность невыплаты клиенту части страховой суммы. В этом случае лучше воздержаться от страхования. Страхование при высокой инфляции невыгодно, так как возникший ущерб устанавливается с учетом стоимости пострадавшего имущества на момент заключения договора страхования.
Умения
Анализировать поведение покупателя (процедуру и мотивацию покупок) на предмет рациональности. Выполнять практические упражнения на рациональный подбор продуктов в пределах определенной суммы в целях обеспечения полноценного питания семьи в течение одного - трех дней. Определять место покупки конкретных товаров, необходимых потребителю. Рассуждать о влиянии различных условий на цену товара.
Анализировать ситуацию на рынке при различных ценах: устанавливать, в каких случаях на рынке возникает избыток товара, в каких - дефицит товара, а в каких - равновесие. (При повышении цен продавцы увеличивают предложение товара, а спрос покупателей на него снижается, и на рынке складывается ситуация избытка товара. При понижении цен продавцы уменьшают предложение товара к продаже, а спрос покупателей на него увеличивается, в результате на рынке образуется нехватка (дефицит) товара. Когда продавцы предлагают столько товара, сколько покупатели готовы купить по цене, которая устраивает тех и других, на рынке образуется равновесие.)
Анализировать реальные ситуации, когда продавец предлагает какой-то товар бесплатно при условии покупки другого товара по полной цене, с позиции рациональности поведения потребителя в этих ситуациях. (Конечно, бесплатно потребитель ничего не получит. Фактически он платит вдвое дороже за один товар и ничего - за дугой, который предлагается якобы бесплатно.)
Различать обязательное страхование от добровольного. Заполнять бланки страхового полиса (договора) по образцу.
Раздел 4. Человек как член общества (1 ч).
Цель раздела – рассмотреть экономическую связь человека с обществом, связь домашней экономики с экономикой государства (налоги); продемонстрировать экономическую роль человека как налогоплательщика.
Основные понятия: налоги, госпошлина, льготное налогообложение, декларация о доходах, налоговая инспекция.
Знания
Налог - установленный государством обязательный сбор. Виды налогов. Прямые налоги: подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, налог на имущество и наследство. Прямые налоги на доходы и имущество граждан и предприятий (прямой налог непосредственно (прямо) выплачивает тот, с кого он взимается). Льготное налогообложение. Налоги, напоминающие цену за оказание услуг: госпошлины (за оформление гражданам прописки-выписки, свидетельства о браке и рождении детей и т. д.) Декларация доходов. В каких случаях и зачем надо заполнять налоговую декларацию. Ответственность за укрытие доходов от налогообложения и меры, принимаемые налоговой инспекцией к неплательщикам налогов. Цели взимания налогов. На что государство расходует деньги, собранные с помощью налогов.
Умения
Решать задачи экономического содержания на определение величины подоходного налога граждан по конкретной налоговой ставке.
3 год обучения.
Раздел 1. Экономика как хозяйство (1 ч)
Цель раздела – дать учащимся понятие об огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.
Основные понятия: разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда.
Знания
Разделение труда (специализация) – основа товарного хозяйства и важная характеристика современного товарного производства. Профессионализм. Высокая производительность – главное преимущество товарного хозяйства.
Умения
Принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда.
Раздел 2. Человек и экономическая система (1 ч)
Цель раздела – дать представление об общественной, частной собственности, преобразовании государственной собственности в частную.
Основные понятия: собственность, приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости.
Знания
Собственность. Общественная, частная (личная, групповая) собственность. Приватизация, её назначение. Приватизация жилья. Рынок приватизированного жилья. Агентства недвижимости.
Умения
Иметь представление о процедуре оформления документов на приватизацию жилья.
Раздел 3. Человек как работник (9 ч)
Цель раздела – продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (процедура трудоустройства, зарплата и инфляция, условия труда, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.
Основные понятия: сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице, черта бедности, инфляция.
Знания
Виды современных фирм, процедура устройства на работу, поведение претендента на вакантную должность при устройстве на работу.
Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа. Курс (рыночная цена) акций. Разница между номинально и рыночной стоимостью акций.
Различия между сдельной и повременной, номинальной и реальной зарплатой. Договорная зарплата. Причины различий в уровне оплаты труда в разных областях экономики и внутри одной профессии.
Зависимость богатства от доходов семьи и от расхода полученных денег. Движимое и недвижимое имущество.
Профсоюзы, функции профсоюзов. Вредные и опасные для здоровья условия труда. Профзаболеваемость. Льготы в связи с особыми условиями труда. Досрочные льготные пенсии. Охрана труда. Производственный травматизм, его причины и предупреждение.
Безработица. Безработные и неработающие. Биржа труда. Виды помощи, оказываемые безработным службой занятости. Условия выплаты пособия по безработице. Перечень документов, необходимых для постановки на учёт в службе занятости. Права и обязанности безработных, состоящих на учёте на бирже труда.
Умения
Оценивать преимущества и недостатки различных видов фирм на предмет трудоустройства. Отвечать на стандартнее вопросы работодателя, задаваемые претенденту на вакантную должность при устройстве на работу, заполнять анкету, заявление.
Решать задачи экономического содержания на расчёт размера зарплаты при повременной и сдельной работе. Оценивать изменение реального дохода семьи.
Объяснять смыл поговорок о бедности и богатстве. Подсчитать стоимость богатства семьи.
Анализировать условия труда в доступных для учащихся профессиях по определённым параметрам. Разбирать реальные ситуации, связанные с производственным травматизмом, делать выводы о конкретных причинах несчастных случаев на производстве и о мерах по их предупреждению.
Правильно заполнять бланки для постановки на учёт в службе занятости, Ориентироваться в списке вакансий рабочих мест, помещенных на специальных стендах занятости населения.
Раздел 4. Человек как потребитель (5 ч)
Цель раздела – продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг.
Основные понятия: товары надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийный срок, срок годности, закон «О защите прав потребителя», претензия, неустойка, организация по защите прав потребителя, валюта, нотариус, дарственная, дарственная, договор мены, договоры купли-продажи, о разделе имущества, о наследовании приватизированного жилья, пошлина за нотариальные услуги, наследники первой и второй очереди, платные медицинские услуги.
Знания
Валюта национальная и иностранная. Валютный курс. Покупательная способность валюты. Почему валюты одних стран ценят высоко, а других низко. Твёрдая валюта. Валюта как средство сбережения.
Планирование семейного бюджета. Влияние инфляции на состояние семьи.
Органы (службы), защищающие права потребителей. Освобождение истца от уплаты госпошлины по судебным искам, связанным с нарушением прав потребителей согласно закону «О защите права потребителей». Юридическая помощь потребителю.
Нотариус. Какие действия может выполнять нотариус нотариальные сделки. Когда нельзя обойтись без нотариуса. Виды сделок, обязательные для нотариального оформления. Наследники первой и второй очереди. Плата за нотариальные услуги, госпошлина. Государственныё и частный нотариус. Документы, которые должен иметь нотариус для удостоверения полномочий своих действий. «Липовые» нотариусы.
Бесплатное предоставление неотложной медицинской помощи. Платные виды медицинских услуг. Какой документ выдаётся потребителю платных медицинских услуг. Требования, которые вправе предъявить пациент к медицинскому учреждению, если платная услуга оказана ему ненадлежащим образом.
Умения
Решать задачи экономического содержания на соотношение валютных курсов. Используя обменный курс, рассчитывать стоимость иностранных товаров в иностранной валюте.
Планировать расходы семьи на год. Выполнять упражнения по учёту расходов посредство записи в книгу учёта (по образцу). Выполнять экономический тест по планированию семейного бюджета. Экономно планировать приём гостей.
По конкретным признакам судить о качестве товара. Анализировать реальные ситуации, связанные с нарушением прав потребителей в сфере услуг. Оформлять претензию продавцу (администрации торгового предприятия) о приобретении товара с недостатком (по образцу на специальном бланке).
Анализировать конкретные ситуации о наследовании приватизированного жилья, сюжеты, связанные с претензиями пациентов к медицинскому учреждению по поводу ненадлежащим образом оказанной платной медицинской помощи.
Раздел 5. Человек как член общества (1 ч).
Цель раздела – рассмотреть экономическую связь человека с обществом.
Основные понятия: социальная помощь
Знания
Жизнь человека в рыночных условиях. Первоочередные задачи правительства в области социальной политики. Основные категории нуждающихся граждан. Виды государственной социальной помощи нуждающимся. Адресная направленность социальной помощи. Недостатки системы социальных выплат.
Умения
Решать задачи экономического содержания на определение размера социального пособия малоимущим. Оценивать нуждаемость семей на конкретных примерах. Формулировать выводы о возможности оказания им адресной социальной помощи.
4. Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Практические работы | Всего часов |
Раздел 1. | Экономика как хозяйство. | 2 | |
1.1 | Понятие об экономике. | 1 | |
1.2 | Натуральное хозяйство. Бартер. | Ролевая игра, тест, задачи экономического содержания на оценивание соразмерность затрат на возделывание садово-огородного участка с суммой, в которой исчисляется натуральный доход, полученный с участка. | 1 |
Раздел 2. | Человек как работник. | 2 | |
2.1 | Производство. | Заполнение таблицы. Разбор экономических ситуаций. | 1 |
2.2 | Виды современных фирм. | Заполнение таблицы. Разбор экономических ситуаций. | 1 |
Раздел 3. | Человек как потребитель | 13 | |
3.1 | Виды товаров. Реклама товара. | Получение информации о товаре из этикетки к товару.. Дидактич. игра на отнесение конкретных покупок к товарам длительного пользования, к товарам кратковременного пользования или к услугам. | 1 |
3.2 | Кредит. | Решать задачи экономического содержания, связанные с покупкой товаров в кредит | 1 |
3.3 | Деньги. | Называние денег разного достоинства, находящиеся в обращении. Объяснение смысла пословиц о деньгах. Построение и разгадывание кроссвордов (пирамиды, лесенки) из экономических терминов. Моделирование реальных ситуации покупки товаров и услуг с помощью безналичных денег - пластиковых карточек. | 2 |
3.4 | Цена. Разновидности цен. | Объяснение смысла пословиц о цене. Разгадывание кроссвордов (пирамиды, лесенки) из экономических терминов. Моделировать процесс рыночного торга продавцов и покупателей, заканчивающийся формированием средней рыночной цены. | 1 |
3.5 | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. | Определение совокупного дохода семьи. Выбор потребительских благ в условиях ограниченности семейного бюджета. Ведение записей в домашней хозяйственной книге (по образцу) Деловая игра на планирование и учёт семейного бюджета. | 3 |
3.6 | Потребности. Потребитель. Потребление. | Составление списка индивидуальных потребностей, ранжирование их с позиции рациональности. Построение экономических рассуждений по сюжетам, иллюстрирующим те или иные примеры потребительского поведения. Анализ конкретных потребительских предпочтений с позиции их рациональности. Рассуждение на предмет рациональности своего гардероба. Экономические тесты на классификацию потребностей. | 2 |
3.7 | Финансовые услуги. Банк. | Решение экономических задач на определение риска вкладчика. Деловая игра на открытие банковского счета. Решение задач экономического содержания: расчет доходов по вкладу, Выбор наилучшего варианта вложения средств на основе вычислений. Моделировать реальных ситуаций по банковскому займу на личные бытовые нужды. Оценивание риска заемщика. | 3 |
Итого | 17 |
2 год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Практические работы | Всего часов |
Раздел 1 | Человек и экономическая система | 3 | |
1.1 | Типы экономических систем. Человек в экономической системе. | Заполнение таблицы Разбор экономических ситуаций. Деловая игра | 1 |
1.2 | Основные черты рыночной экономики | Заполнение таблицы. Разбор экономических ситуаций и сюжетов. | 1 |
1.3 | Виды рынков. | 1 | |
Раздел 2. | Человек как работник | 5 | |
Ценные бумаги. Акции. Облигации | Решение задач экономического содержания на определение суммы дивидендов по акциям. | 1 | |
Трудовой договор. | Заполнение бланка трудового договора. Решение кроссвордов, составленных из экономических терминов. | 1 | |
Заработная плата-плата за труд. | Решение экономических задач по начислению заработной платы | 1 | |
Минимальная зарплата. Прожиточный минимум. | Решать кроссворды составленные из экономических терминов. Работа с диаграммой, решение задач экономического содержания на определение уровня жизни семьи | 1 | |
Инфляция | Разбор экономических ситуаций и сюжетов, связанных с инфдяцией. | 1 | |
Раздел 3 | Человек как потребитель | 8 | |
3.1 | Виды торговли. Виды розничной торговли. | Разбор экономических ситуаций и сюжетов на поведение покупателя и продавца. Выполнение практических упр. на рациональный подбор продуктов в пределах определенной суммы в целях обеспечения полноценного питания семьи в течение 1-3 трех дней. | 1 |
3.2 | Международная торговля. | 1 | |
3.3 | Денежный оборот. | 1 | |
3.4 | Рыночное равновесие. | Анализ экономических ситуаций | 1 |
3.5 | Планирование семейного бюджета. | Разбор сюжетов, связанных с выбором вариантов сохранения и преумножения к приумножению семейных сбережений. | 1 |
3.6 | Права потребителя. | 2 | |
3.7 | Страховые услуги. Страхование. | Тест по условиям добровольного страхования | 1 |
Раздел 4. | Человек как член общества. | 1 | |
4.1 | Налоги. | Решение задач экономического содержания на определение величины подоходного налога граждан по конкретной налоговой ставке. | 1 |
Итого | 17 |
3 год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Практические работы | Всего часов |
Раздел 1. | Экономика как хозяйство. | 1 | |
1.1 | Товарное хозяйство. Разделение труда. | Деловая игра. | 1 |
Раздел 2. | Человек и экономическая система. | 1 | |
2.1 | Собственность. Приватизация. | Заполнение заявления. Анализ реальных сюжетов о мошенничестве в сфере торговли приватизированным жильём | 1 |
Раздел 3. | Человек как работник. | 9 | |
3.1 | Процедура. | Разбор ситуаций, связанных с устройством на работу в различные виды современных фирм. Заполнение анкеты по образцу, заявления, трудового контракта по бланку. | 1 |
3.2 | Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг. | 1 | |
3.3 | Повременная и сдельная заработная плата. | Решение кроссворда Решение задач экономического содержания на расчёт размера зарплаты при повременной и сдельной работе. | 1 |
3.4 | Номинальная и реальная заработная плата. Договорная зарплата. | 1 | |
3.5 | Причины различий в уровне оплаты труда | 1 | |
3.6 | Черта бедности. Личное богатство. Движимое и недвижимое имущество. | 1 | |
3.7 | Условия труда | Разбор реальных ситуаций, связанных с производственным травматизмом. | 1 |
3.8 | Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. | Разбор реальных ситуаций, связанных с производственным травматизмом, делать выводы о конкретных причинах несчастных случаев на производстве и о мерах по их предупреждению. | 1 |
3.9 | Безработица. Биржа труда. | заполнение бланков для постановки на учёт в службе занятости. | 1 |
Раздел 4. | Человек как потребитель | ||
4.1 | Валюта. | Решать задачи экономического содержания на соотношение валютных курсов. Используя обменный курс, рассчитывать стоимость иностранных товаров в иностранной валюте. | 1 |
4.2 | Планирование семейного бюджета. Инфляция и благосостояние семьи. | Упражнения по учёту расходов посредством записи в книгу учёта (по образцу). Экономический тест по планированию семейного бюджета. | 1 |
4.3 | Защита прав потребителя | Анализ реальных ситуаций, связанных с нарушением прав потребителей в сфере услуг. Оформление претензии продавцу (администрации торгового предприятия) о приобретении товара с недостатком (по образцу на специальном бланке). Оформление заявления (сообщение) обманутого потребителя по факту обсчёта в значительном размере на имя руководителя органа внутренних дел (по установленной форме). | 1 |
4.4 | Нотариальные услуги. | Анализировать конкретные ситуации о наследовании приватизированного жилья. | 1 |
4.5 | Платные медицинские услуги. | Анализ конкретных ситуаций, связанных с претензиями пациентов к медицинскому учреждению по поводу ненадлежащим образом оказанной платной медицинской помощи. | 1 |
Раздел 5. | Человек как член общества | 1 | |
5.1 | Социальная защита населения. Социальная защита детей-сирот, и детей, ОБПР. | Решение задач экономического содержания на оценивание нуждаемости семей. | 1 |
Итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка. Учебная программа факультатива для 11 класса "Подготовительный"
Адаптированная программа факультативного курса составлена на основе государственной программы "Факультативные курсы". Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотрен...
Программа спецкурса. Авторская адаптационная педагогическая разработка «Английская грамматика для всех»
«Английская грамматика для всех» является спецкурсом для 5 классов и составлена с учетом знаний, которые учащиеся получат на уроках английского языка. Занятия спецкурса проводятся 1 раз в неделю....
Авторская адаптационная педагогическая разработка. Общеразвивающая программа «Твоя Вселенная»
Программа факультатива разработана на основе авторской программы факультативного курса «Твоя Вселенная» Е.П. Левитана, опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «...
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов)...
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...
Авторская адаптационная педагогическая разработка Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории разви...