Авторская Педагогическая разработка Адаптационная программа факультативного курса по технологии для обучающихся 5-9 классов «ДЕКУПАЖ»
учебно-методическое пособие по технологии (9 класс) по теме
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является самым популярным. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в интерьер жилого дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_programma_dekupazh.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Управления образования администрации
Зиминского городского муниципального образования
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр развития образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рассмотрена Рекомендована
на заседании НМС к практическому применению МБОУ «СОШ №7» Решением ГЭС Протокол от _______________ Протокол от ________________
№__________ № ________
Председатель ______________ Председатель ______________
Авторская Педагогическая разработка
Адаптационная программа
факультативного курса по технологии
для обучающихся 5-9 классов
«ДЕКУПАЖ»
Автор программы:
Сальникова Ирина Витальевна,
учитель технологии
МБОУ « СОШ №7»
г. Зима,
2012 г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Содержание программы…………………………………………………..7
- Календарно-тематическое планирование ……………………………….9
- Методические рекомендации…………………………………………….11
- Используемая литература………………………………………………...12
Приложение
Пояснительная записка
Авторская педагогическая разработка «Декупаж» разработана на основе программы «Мастерская креатива» Парфёновой Т.А. педагога дополнительного образования г. Санкт-Петербурга, 2010 г.
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является самым популярным. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в интерьер жилого дома.
Педагогически важно, что бы все предметы, украшения, изготовленные учащимися, непременно должны быть красивыми, а любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в своем воображении.
В связи с уменьшением количества часов по предмету «Технология» в базисном учебном плане общеобразовательных школ существует острая необходимость введения дополнительных занятий, на которых учащиеся смогут овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного труда, научиться применять на практике знания и умения, полученные на уроках технологии.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. С развитием науки и техники появляется большое количество новых материалов для творчества, новых прикладных технологий, вызывающих интерес у детей.
Новизна программы состоит в том, что участники программы овладевают сразу несколькими прикладными технологиями, что позволяет поддерживать интерес к программе. В данной программе даются основы по следующим направлениям деятельности:
- декупаж;
- создание авторских картин;
- оформление предметов в интерьере.
Педагогическая целесообразность этой программы диктуется стремлением учащихся к познанию новых направлений и технологий в современном декоративно - прикладном искусстве.
Цель программы:
Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству.
В процессе освоения программы реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- знакомство и овладение детьми элементарных обобщенных технико-технологических знаний и умений; знакомство с новыми материалами и технологиями их обработки;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека – источником вдохновения и идей для реализации технологических замыслов и проектов.
Развивающие:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности, внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
Воспитательные:
- умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих – синтетический характер творчества, когда при создании изделия одновременно используются несколько прикладных технологий, что позволяет создавать неповторимые, уникальные, авторские вещи.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы.
Данная программа одинакова для учащихся с 5 по 9 класс рассчитана на возраст 11 – 16 лет. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к учащимся. Формирование групп происходит по желанию на свободной основе. Срок реализации программы - 1 год - 34 часа.
Освоив базовый курс, учащийся может и в дальнейшем посещать факультатив, углубляя свои знания по основным темам.
Режим занятий - 1 раза в неделю по 1 часу.
Формы контроля знаний:
Осуществляется текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой детей по всем изучаемым темам. Отбор лучших работ, оценка их качества осуществляется при совместном анализе работ учениками и педагогом. При анализе работ отмечаются лучшие композиционные и цветовые решения, аккуратность и качество выполненных работ. Кроме того при оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований. Кроме того, в процессе обучения для проверки результатов освоения программы учащимися используются следующие формы контроля процесса обучения:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
промежуточный тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы.
Формы подведения итогов.
По окончанию факультативного курса «Декупаж» учащиеся выполнят зачётную работу в форме:
- защиты творческого проекта;
- участие в НПК, приобретение опыта участия в городских, областных, всероссийских конкурсах и выставках;
Примерные темы творческих проектов:
- «Мой городок» - декупаж на часах
- «Природа моего края» - декупаж на стекле
- «Я родом со станции Зима..» - декупаж на керамической поверхности.
- « Школа- это жизнь!..» - декупаж на грам. Пластинках.
- «Мой дом- моя гордость!» - декупаж на любой поверхности, прямой и обратный декупаж.
- «Цветы Сибири!»- декупаж на фото рамках.
- «Детские мечты» - декупаж на свечах
- «Подарок маме!» - декупаж на деревянной поверхности.
- «Приятные мелочи» - декупаж на ткани (ароматизированные подушечки).
- «История в чемодане» - декупаж с применением старых газет, журналов, фотографий.
- «У самовара» - декорирование предметов с применением кракелюра.
- «Аппликация на мебели» - техника «шебби - шик»
Работы учащихся примут участие в выставках, конкурсах, в оформлении кабинетов и оформления интерьеров жилого дома.
Содержание программы
- Вводное занятие – 1 ч.
Общие понятия по технике безопасности, основы гигиены и безопасности на занятиях. Формирование интереса к декоративно- прикладному искусству. Знакомство с планом работы творческого объединения.
- Что может декупаж – 4 ч.
Дизайнерские возможности декупажа. Основные материалы и инструменты. С какими поверхностями можно работать. Вырезание. Способы нанесения мотива. Салфеточная техника: рамка для фотографий. Вырывание мотивов. Наклеивание рисунка. Обработка поверхности.
- Декупаж на пластике, виниле – 4ч.
Способы обработки поверхности. Выполнение растительного рисунка в круге. Равномерное закрашивание все плоскости круга. Часы на виниловой пластинке. Декорирование часов. Дорисовка и декор.
- Декупаж на деревянной поверхности – 6ч.
Подготовка поверхности и финишное покрытие. Прямой и обратный декупаж. Панно «Осень. Листопад». Эффект состаривания. Кухонная доска «Подсолнухи». Кракелюр. Дорисовка и декор. Тонировка поверхности.
- Декупаж на свечах – 2 ч.
Приёмы нанесения заготовки на свечу. Метод ложки. Метод фена. Декорирование готовой свечи. Фиксация рисунка.
- Декупаж на керамике и стекле – 3 ч.
Особенности обработки поверхности. Декупаж на стекле. Ваза «Нарциссы». Декупаж на керамике. Блюдо «Зимняя сказка».
- Использование открыток, журналов, газет для оформления предметов -2 ч.
Цветное и чёрно-белое копирование рисунков фотографий, писем и их применение в декорировании предметов. Утончение рисунка при помощи скотча. Декупаж шкатулки с использованием газет, журналов.
- Декупаж на ткани- 2 ч.
Способы закрепления акриловой краски на ткани. Ароматизированные подушечки. Окрашивание кофе с добавлением корицы и ванилина.
- Декупаж на мебели – 5 ч.
Материалы и инструменты. Техника «шебби-шик». Подготовка и обработка поверхности.
Аппликация из текстиля. Нанесение рисунка. Фиксация рисунка акриловым лаком. Декорирование.
- Творческиё проект – 5 ч.
Этапы творческого проекта. Выбор техники декупажа. Подбор материалов и инструментов. Технологический этап. Декорирование. Защита творческого проекта. Выставка творческих работ.
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся должны
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов, приспособлений и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами, при работе с электроприборами;
- правила общения в группе;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно расходовать материал,
- эстетично и аккуратно выполнять сборку изделий и их отделку;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
Календарно - тематический план
№ | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Знакомство с королевством декупажа». Условия безопасной работы. | 1 | 1 | |
2 | «Что может декупаж?». Дизайнерские возможности декупажа. Основные материалы и инструменты. | 1 | 1 | |
3 | «Хоровод красок». С какими поверхностями можно работать. Вырезание. Способы нанесения мотива. | 1 | 0.5 | 0.5 |
4 | Рамка для фотографии (салфеточная техника) | 1 | 1 | |
5 | Горшок для цветов. Вырывание мотивов. Наклеивание рисунка. Обработка изделия. | 1 | 0.5 | 0.5 |
6 | Декупаж на пластике, виниле. Способы обработки поверхности. | 1 | 1 | |
7 | Часы на виниловой пластинке. Выполнение растительного рисунка в круге. | 1 | 1 | |
8 | Отработка приема равномерного закрашивания всей плоскости круга. Декорирование часов. | 1 | 1 | |
9 | Дорисовка и декор. | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Декупаж на деревянной поверхности. | 1 | 1 | |
11 | Подготовка поверхности и финишное покрытие. | 1 | 1 | |
12 | Прямой и обратный декупаж. Панно «Осень. Листопад». | 1 | 1 | |
13 | Кухонная доска «Подсолнухи». | 1 | 1 | |
14 | Эффект состаривания. | 1 | 1 | |
15 | Кракелюр. Дорисовка и декор. Тонировка поверхности. | 1 | 1 | |
16 | Декупаж на свечах. Приемы нанесения заготовки на свечу. Метод ложки. Метод фена. Декорирование готовой свечи. | 1 | 0.5 | 0.5 |
17 | Фиксация рисунка. | 1 | 0.5 | 0.5 |
18 | Декупаж на керамике и стекле Особенности обработки поверхности. | 1 | 1 | |
19 | Декупаж на стекле. Ваза «Нарциссы» | 1 | 1 | |
20 | Декупаж на керамике. Блюдо «Зимняя сказка» | 1 | 1 | |
21 | Использование открыток, журналов, газет, цветного и черно-белого копирования рисунка, для оформления предмета. | 1 | 1 | |
22 | Декупаж шкатулки, с использованием газет и журналов. | 1 | 1 | |
23 | Декупаж на ткани. Акриловые краски, лак. Способы закрепления. | 1 | 1 | |
24 | Ароматизированные подушечки. | 1 | 1 | |
25 | Декупаж на мебели. Техника шебби-шик. Материалы и инструменты. | 1 | 1 | |
26 | Подготовка и обработка поверхности. | 1 | 0.5 | 0.5 |
27 | Аппликация из текстиля. Нанесение рисунка. | 1 | 0.5 | 0.5 |
28 | Декорирование. | 1 | 1 | |
29 | Фиксация рисунка акриловым лаком. | 1 | 1 | |
30 | Творческий проект: Этапы творческого проекта. Выбор техники декупажа. Подбор материалов и инструментов. | 1 | 0.5 | 0.5 |
31 | Технологический этап | 1 | 1 | |
32 | Декорирование. | 1 | 1 | |
33 | Защита творческого проекта. | 1 | 1 | |
34 | Выставка творческих работ | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 13 | 21 |
Методические рекомендации
Формы организации внеурочной деятельности. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия: беседы, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериала, просмотр мастер-классов в сети Интернет.
Практические занятия: творческие конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, коллективные творческие работы для оформления кабинета.
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования, музей.
Изучение данного курса предусматривает выполнение творческих проектов. Выполнение творческого проекта заключается в декорировании изделий из различных материалов (керамики, металла, дерева, ткани). При декорировании учащиеся могут использовать как готовые декупажные карты, так и подручные материалы (цветные трехслойные салфетки, рисунки, вырезанные из ткани и др.).
Дидактический материал.
Плакаты и ксерокопии с элементами техник и фотографии готовых изделий.
Изделия, выполненные в технике декупаж.
Техническое оснащение
Оборудование:
Столы, стулья, раковина с водой, электроплита, фен, клеевой пистолет.
Инструменты: Ножи канцелярские, зубочистки, набор кистей, наждачная бумага, ножницы фигурные.
Материалы: Салфетки для декупажа, краски акриловые, контуры по стеклу и керамике, клей ПВА, лак акриловый на водной основе.
Список используемой литературы:
Литература для учителя:
- Барбара Алдрованди. Декупаж. Приемы. Материалы. Техники.; Контэнт, 2011 г.;
32 стр.
- Джулиана Альо, Азиза Каррара, Лоредана Мартино, Анна Ре. Декупаж для всех. Идеи, техника, новые тенденции.; Арт-Родник, 2010 г.; 384 стр.
- Маризо Лупато. Декупаж на стекле.; Арт-Родник, 2010 г.;48 стр.
- Маризо Лупато. Декупаж и кракелюр. Для изысканной леди.; БММ, 2011 г.;160 стр.
- Михаела Дольд, Христиане Рюкель. Декупаж. Украшение мебели; Арт-Родник, 2007 г.; 64 стр.
- Рима Айдиете. Магия декупажа.; Эксмо, 2010 г.; 136 стр.
- Севостьянова Н.Н. Декупаж. Лучшие советы.; АСТ, Астрель, 2011 г.;32 стр.
Литература для учащихся:
- Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М.: Эксмо, 2010. 56 стр.
- Зайцева А.А. Модный декупаж. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА., 2011. 80 стр.
Интернет ресурсы:
- http://tigris1952.narod.ru/
- http://hobbimania.jimdo.com/
- http://www.ddecor21.ru/
- http://s30893898787.mirtesen.ru/
- http://dekupaj.ru/
- http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа спецкурса «Введение в социологию» для обучающихся 10-11-х классов
Программа курса «Введение в социологию» является авторской педагогической разработкой адаптационного типа, разработана на основе Программы учебного курса «Социология» Васильевой Л.В., утверж...
Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов
Настоящий курс по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...
Авторская педагогическая разработка «Основы духовной культуры» для обучающихся 5-6 классов
Авторская педагогическая разработка «Основы духовной культуры» для обучающихся 5-6 классов...
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « Европейская и русская геральдика » 7-8 КЛАСС
программа предназначена для предпрофильной подготовке учащихся 7-8 классов по истории....
Авторская методическая разработка по факультативному курсу "Психология общения"
Мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогич...
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Курса внеурочной деятельности «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ДЛЯ 5 КЛАССА
Мои разработки спецкурсов по математике. АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКурса внеурочной деятельности«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»ДЛЯ 5 КЛАССАПояснительная записка Текстов...
Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 5 классов.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:Кискальт И. Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001. - 1ПацциЛучия Фантазии из...