Конспект урока "Тяжелые металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Тюрина Татьяна Анатольевна

Конспект урока "Тяжелые металлы"; рабочие листы и приложение для урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_moy_urok_tyazhelye_metally1.docx57.32 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx14.38 КБ
Файл prilozhenie_no2.docx15.01 КБ
Файл prilozhenieno3.docx14.76 КБ
Файл rabochie_listy.docx132.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тяжелые металлы и влияние их на здоровье человека»

Главный вопрос урока: Какое влияние оказывают  тяжелые металлы на живые организмы?

Тип урокаурок изучения нового материала. (по новой типологии открытия новых знаний).

   Цель урока:  повторить, углубить и расширить знания учащихся по теме: «Металлы»; раскрыть влияния тяжелых металлов на организм человека; сформировать представление об основных источниках загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о металлах, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций. Сформировать представления о специфических свойствах тяжёлых металлов, их биологической роли, токсичности и воздействии тяжёлых металлов на здоровье человека.

  1. Развивающие:  совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека. Развить познавательную активность обучающихся при выполнении заданий. Научить прогнозировать последствия загрязнения среды тяжёлыми металлами и их соединениями, воздействие этих металлов на здоровье человека.
  2. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в парах; воспитывать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.

 

Планируемые результаты:  урок должен способствовать формированию  следующих универсальных учебных действий:

 

     1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни.

      2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

      3)Познавательные УУД:  научиться  устанавливать причинно-следственные связи; формулировать проблемы.

     4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли

Ход урока:

1. Организация начала урока (2 мин)

Учитель: Здравствуйте  ребята, садитесь. Меня зовут Тюрина Татьяна Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок химии.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение

Видеоряд (Мурманская осенняя природа), музыка.

Учитель читает стихотворение:

В бронзе трав притих свинцовый ветер,
Гордо
магний берегов хранит река.
В
олове озёр, на всей планете,
Отразились, цвета
стали, облака.

Золотом пока горят рассветы,
И слетает листьев, потускневших,
медь,
Дождь
серебряный опять уносит лето -
Мельхиоровую осень чтоб воспеть!

Вновь
томпак багровым цветом кинет
Ягод спелых, в кочки ржавые, болот,
Цинковый туман над речкой стынет,
В
платиновых росах свет живёт!

(Томпа́к латунь, меди и цинк)

Учитель: Ребята, какие мысли или воспоминания навеяло вам это стихотворение? И как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке химии?

Ребята: О металлах.

Учитель: А почему вы так решили?

Ребята: потому что в стихотворении мы услышали названия металлов и сплавов (если сплавы не назовут, то учитель скажет: и не только металлов, а еще сплавов)

И поэтому в листах, которые лежат перед вами, я предлагаю вам выполнить задание №1

  1. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов

Металлы

Сплавы

                      Тяжелые металлы: (вычеркнули магний)

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

  1. Какой металл, на ваш взгляд, в данном перечне лишний? Почему?

(магний –легкий, остальные тяжелые).

Думают минутку, если ответов нет учитель говорит:

Предлагаю вам обратиться к подсказке, которую я вам приготовила

 хорошо, что позволило тебе сделать такой вывод? Ребята, у кого из вас другой ответ?

Подсказка: Справочные таблицы с плотностью для этих металлов.

Плотность и температура плавления некоторых металлов.

 

Металл

Атомный вес металла

Плотность металла, г/см3

Температура плавления, С

Легкие металлы

Литий

6,939

0,534

179

Калий

39,102

0,86

63,6

Натрий

22,9898

0,97

97,8

Кальций

40,08

1,55

850

Магний

24,305

1,74

651

Цезий

132,905

1,9

28,5

Алюминий

26,9815

2,702

660,1

Барий

137,34

3,5

710

Тяжелые металлы

Цинк

65,37

7,14

419

Хром

51,996

7,16

1875

Марганец

54,9380

7,44

1244

Олово

118,69

7,28

231,9

Железо

55,847

7,86

1539

Кадмий

112,4

8,65

321

Никель

58,71

8,90

1543

Медь

63,546

8,92

1083

Висмут

208,980

9,80

271,3

Серебро

107,868

10,50

960,8

Свинец

207,19

11,344

327,3

Ртуть

200,59

13,546

-38,87

Вольфрам

183,85

19,3

3380

Золото

196,967

19,3

1063

Платина

195,09

21,45

1769

Осьмий

190,2

22,5

2700

 

Учитель: Итак, ребята, как можно озаглавить наш список (левую колонку, за исключением магния)?

Ребята: «Тяжелые металлы».

Учитель: Тема нашего урока: «Тяжелые металлы и влияние их на живые организмы».

Учитель: Предлагаю сформулировать цель урока.

Что вы хотите узнать об этих металлах?  (какие металлы относятся к тяжелым. Почему их так называют, откуда они попадают в окружающую среду, организм человека, чем они опасны).  Если дети вам это скажут, то большего вы не можете себе желать. Вы обобщаете и говорите: Итак,    Цель урока  - расширить знания о металлах и  раскрыть влияние тяжелых металлов на живые организмы.

Учитель: Давайте разберемся, какие металлы относят к тяжелым?  Посмотрите в справочную таблицу и скажите, а какие металлы относятся к тяжелым?

Ученики: сами могут сказать, если не получается – помогаете. Ничего не говорите вместо детей.

Тяжелые металлы (картинки элементов – показ)– группа химических элементов, имеющих плотность более 5 г/см3.

Тяжелые металлы (ТМ) включают в себя более 40 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Надо сказать, что термин тяжелые металлы рассматривается не только с химической, а еще с медицинской и природоохранной точек зрения и, таким образом, при включении в эту категорию учитываются не только химические и физические свойства металла, но и его биологическая активность и токсичность, а также объём использования в хозяйственной деятельности.

- Какие металлы относятся к тяжелым?

Нахождение в природе

Учитель: Ребята, а в каком виде тяжелые металлы встречаются  в природе?

(в свободном редко встречаются, чаще в связанном, входят в состав руд)

Задание №2  (работа с натуральными объектами).

Используя натуральные объекты, заполните таблицу в рабочем листе. На игровое поле  поместите образцы руд и металлы, которые из них получают.

Название руды

Состав (формула)

Металл, который получают

Галенит

PbS

Свинец

Магнетит

Железо

Цинковая обманка

Цинк

Халькозин (или халькопирит)

Cu2S ( или CuFeS2)

Медь (железо)

Проверить правильность заполнения таблицы.

  1. Основные источники загрязнения почв, воды и атмосферы ионами тяжелых металлов

Работа с картой Мурманской области (связь с географией)

Учитель: Ребята, а как тяжелые металлы попадают в окружающую среду?

Может, вы назовете источники загрязнения у нас в Мурманской области? У вас на столах есть подсказка.

Задание 3

Работа с текстом (раздаточный материал)

Ребята: 

Тяжелые металлы поступают в окружающую среду (атмосфера, почвы, водоемы): 1. В результате сжигания топлива (угля, нефти); 2. в результате деятельности горно-металлургических предприятий, которые находятся на территории Мурманской области.

Учитель: Какие территории в нашей области наиболее загрязненные? Почему?

Ребята: Мончегорск, Никель, Печенгский район. (Называют предприятия, которые размещены вблизи)

Учитель: Тяжелые металлы неблагоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, понижают иммунный статус человека, вызывают различные заболевания.  

Чтобы понять опасность этих веществ, проведем опыт.

Л.О.

Выполните лабораторный опыт и сделайте необходимые записи в рабочем листе.

Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки».

1 ряд – «Взаимодействие р-ра белка с хлоридом меди (II)»

2 ряд – «Взаимодействие р-ра  белка с  хлоридом железа (III)»

3 ряд - «Взаимодействие р-ра  белка с  сульфатом никеля (II)»

Наблюдения: ______________________________

Вывод: ___________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Обсуждение результатов.

 Обобщенный ВЫВОД:

Действие ионов ТМ вызывает денатурацию белка. Живое погибает. Белок разрушается, а, значит, не может выполнять свою биологическую функцию.

Учитель: 

   Химические методы анализа позволяют определить наличие ионов тяжелых металлов в атмосфере, в образцах почв или  природных вод. Это позволяет службам экологического контроля своевременно принять меры для защиты населения.

   Я хочу предложить вам тоже выступить в роли экспертов и выполнить химический анализ предложенных образцов, используя в качестве реактива щелочь:

Образец №1

Образец №2

Образец№3

   Известно, что один из образцов взят вблизи металлургического предприятия, другой - вблизи железнодорожных путей и третий -  в районе лесного озера.

   Для проведения эксперимента используйте  таблицу № …

Определяемый ион

Реактив

Признак реакции

Al3+

OH‾

Серовато-белый осадок, растворяется в избытке щелочи

Cu 2+

OH‾

Голубой осадок

Ni2+

OH‾

Светло-зеленый осадок

Fe2+

OH‾

Зеленовато-серый осадок

Fe3+

OH‾

Бурый осадок

Лабораторный опыт №2

Определение ионов тяжелых металлов

Используя справочную таблицу, определите, какие ионы тяжелых металлов содержатся в предложенных образцах №1,2,3

Образец

Реактив

Признак реакции

Микровывод

№1

№2

№3

(Чтобы помочь детям, надо спросить после того,  как они прочитают задание: какими будут ваши действия?

Да, правильно, возьмите образцы №1,2,3 и капните в каждый образец  щелочь NaOH )

Вывод:  ионы тяжелых металлов содержатся в образцах №1 и №3. В Образце №1 - Fe3+   (взят вблизи железнодорожных путей)  , в образце №3 - Cu 2+  (взят вблизи металлургического предприятия). Образец №2 (взят вблизи лесного озера) ионы тяжелых металлов не обнаружены.

      Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (считайте, что ионы тяжелых металлов входят в состав хлоридов)

На экране показать левые части уравнений ….

Проверка.

Работа с текстом и заполнение таблицы

Учитель: А теперь, ребята, попробуйте поработать с текстами которые лежат у вас на столах. Ученикам по рядам выдается справочный материал. Первый ряд работает с медью, второй с железом, третий с никелем. Заполняют таблицу.

Cu 2+

Fe3+

Ni2+

Биологические свойства («+»)

Токсическое действие

Источники загрязнения

Закрепление (ДЗ)

Отравление соединениями ртути

    В качестве противоядия, при попадании ионов  Нg2+  в организм, используют сульфид натрия.  Вопросы:

1. Какую формулу имеет сульфид натрия?

2.Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .

3.С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?

Решение:    

  1. Na2S
  2. Na2S+ Hg(NO3)2 = HgS+2NaNO3

2Na++S2-+Hg2++2NO3-=HgS+2Na++2NO3-

Hg2++S2-=HgS

  1. Сульфид ртути является нерастворимым соединением, впоследствии связанная (депонированная) ртуть предотвращает отравление,  и выводится из организма, причем освобождение организма от депонированной ртути сопровождается нормализацией  нарушенных окислительно-восстановительных процессов.

Ребята оценивают себя (за каждое правильное задание по 1 баллу (мах-3 балла))

Вывод

- Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока, которую мы ставили перед собой.  (Цель - расширить знания по теме «Металлы» и  раскрыть влияния тяжелых металлов на живые организмы).

- Как вы считаете, мы достигли ее или нет?

- Каким образом ТМ попадают в организм?  (В связи с развитием металлургии, сельского хозяйства, автотранспорта, нефтяной промышленности постоянно растет насыщение биосферы тяжелыми металлам, которые попадают в живые организмы с водой, через почву)

- Чем так опасны тяжелые металлы? (ТМ накапливаются в организме, оказывая токсическое действие, разрушение белка, основы жизни)

Рефлексия

Учитель:

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение.

 А теперь я попрошу вас  - напишите SMS- сообщение по теме нашего сегодняшнего урока. Адресата выберите сами:

(ученик гимназии №3, житель Земли , директор металлургического предприятия,  ….)

СМС: Кому __________________________

Текст (до 10 слов) ___________________________________

_____________________________________________________

(А я тоже получила СМС-сообщение: урок окончен ))



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Таблица №1. Плотность и температура плавления некоторых металлов.

Металл

Относительная атомная масса

Плотность металла, г/см3

Температура плавления, °С

Легкие металлы

Литий

6,939

0,534

179

Калий

39,102

0,86

63,6

Натрий

22,9898

0,97

97,8

Кальций

40,08

1,55

850

Магний

24,305

1,74

651

Цезий

132,905

1,9

28,5

Алюминий

26,9815

2,702

660,1

Барий

137,34

3,5

710

Тяжелые металлы

Цинк

65,37

7,14

419

Хром

51,996

7,16

1875

Марганец

54,9380

7,44

1244

Олово

118,69

7,28

231,9

Железо

55,847

7,86

1539

Кадмий

112,4

8,65

321

Никель

58,71

8,90

1543

Медь

63,546

8,92

1083

Висмут

208,980

9,80

271,3

Серебро

107,868

10,50

960,8

Свинец

207,19

11,344

327,3

Ртуть

200,59

13,546

-38,87

Вольфрам

183,85

19,3

3380

Золото

196,967

19,3

1063

Платина

195,09

21,45

1769

Осьмий

190,2

22,5

2700

Таблица №2. Качественные реакции на некоторые катионы

Определяемый ион

Реактив

Признак реакции

Al3+

OH‾

Серовато-белый осадок, растворяется в избытке щелочи

Cu 2+

OH‾

Голубой осадок

Ni2+

OH‾

Светло-зеленый осадок

Fe2+

OH‾

Зеленовато-серый осадок

Fe3+

OH‾

Бурый осадок



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Экологические проблемы Северного района.

Северный район включает в себя Республику Коми, Республику Карелия, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую, Кировскую области и Ненецкий автономный округ.

На Европейском Севере, как и во всей Российской Субарктике, освоены только небольшие участки, в основном близ мест полезных ископаемых. В этих районах реки загрязнены затонувшей древесиной, сточными водами предприятий и крупных животноводческих ферм, а также бытовыми стоками поселков и городов.

Экологические проблемы Мурманской области: нарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, атмосферы, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий, выбросы предприятий цветной металлургии, горно-добывающей промышленности, машиностроения, отходы военных баз, деятельность многочисленных ГЭС на горных реках и Кольской атомной электростанции тяжелым бременем ложатся на природу Мурманской области. В реки и озера попадают промышленные и бытовые стоки, содержащие тяжелые металлы, в том числе никель (с комбинатов “Североникель” и “Печенганикель” в городах Мончегорск, Никель, Заполярный), и фтор (с предприятий “Аматит” в Кировске).

Элемент

Диапазон

концентраций (мг/кг)

Наиболее загрязненные территории области

А g

0,03-2,11

Район городов Кировск, Апатиты, Мончегорск

Al

8-1285

Район городов Кировск, Апатиты

As

0,4-18

Район городов Мончегорск, Апатиты, Кировск, Заполярный, Никель

В

0,3-10,5

Район п .Никель, Оленегорск , Апатиты, Кировск, Кандалакша, Ковдор , Зареченск

Ва

18-212

Район г .Кандалакша, Апатиты, Кировск, п.Никель, Мончегорск,

Ве

0,11-5,19

Район городов Апатиты, Кировск, Кандалакша

Bi

0,002-0,350

Район городов Кандалакша, Апатиты, Кировск, Мончегорск, Мурманск, Никель, Заполярный

Са

1791-5992

Ковдорский , Апатитский , Кировский , Мончегорский , Печенгский районы

Cd

0,03-1,08

Апатитский , Мончегорский , Оленегорский , Печенгский районы

Co

0,11-11,36

Мончегорский , Оленегорский , Печенгский районы

Cr

0,6-33,4

Мончегорский , Печенгский , Алакуртинский районы

Cu

4-2460

Печенгский , Мончегорский , Оленегорский районы

Fe

461-26957

Печенгский , Мончегорский , Оленегорский , Апатитский , Ковдорский , Алакуртинский районы

Hg

0,129-0,503

Печенгский , Мончегорский , Оленегорский , Апатитский , Ковдорский , Кандалакшский районы

Мо

0,10-3,69

Апатитский , Оленегорский , Печенгский районы

Mn

14-1325

Печенгский , Оленегорския , Ковдорский , Апатитский , Кировский районы

Ni

2-1881

Печенгский , Мончегорский районы

Pb

1-162

Печенгский , Апатитский , Кандалакшски районым

Sb

0,03-0,73

Кандалакшский , Кировский, Мончегорский , Оленегорский район, г .М урманск

Se

0,03-1,08

Район г .З аполярный, Апатиты, Кировск

Sr

10-790

Апатитский , Кировский , Ловозерский районы



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Медь – один из важнейших элементов, необходимых для живого организма. В растениях медь участвует в процессе фиксации и восстановления азота, фотосинтеза и дыхания.     Медь выступает жизненно важным микроэлементом, входящим в состав множества ферментов, витаминов, гормонов, дыхательных пигментов, участвующим в тканевом дыхании, в обмене веществ и др. Медь играет большую роль в поддержании нормальной структуры сухожилий, костей, хрящей, эластичности кровеносных сосудов, кожи, легочных альвеол. Медь находится в составе миелиновых оболочек нервов. Организм взрослого человека около половины количества меди концентрирует в костях и мышцах, а около 10% - в печени.  Воздействие меди на обмен углеводов проявляется в виде ускорения процесса окисления глюкозы, а также торможением распада в печени гликогена.   

Медь относят к группе высокотоксичных металлов. Ионы меди способны блокировать ферменты и нарушать их каталитическую функцию. Медь в организме играет важную роль в поддержании нормального состава крови, т.к. активизирует железо печени для образования гемоглобина.

При отравлении медью появляются симптомы: соли меди вызывают расстройство ЦНС, печени и почек, поражение зубов и слизистой рта, вызывают гастриты, язвенную болезнь желудка, снижение иммунобиологической реактивности, разрушают эритроциты.   При малых концентрациях возможны анемия и заболевания костной ткани. Избыток меди может вызвать желтуху

Промышленные выбросы, отходы, стоки предприятий цветной металлургии, выхлопные газы автотранспорта, медьсодержащие удобрения и пестициды, сжигание топлива

Железо, как микроэлемент, играет одну из важнейших ролей в протекании жизнедеятельности всех живых организмов. У животных железо можно встретить в составе многих белков и ферментов, которые участвуют в окислительно-восстановительных реакциях, в основном в процессе дыхания. Железо, как правило, входит в состав ферментов в виде комплекса под названием гем. Данный комплекс присутствует в гемоглобине, являющемся важнейшим белком, обеспечивающим доставку кислорода по крови ко всем органам в организме животных и человека. Именно гемоглобин окрашивает кровь в характерный для нее красный цвет. Железо играет важнейшую роль в физиологии растений, животных и человека. При недостатке железа в почве у растений нарушается азотистый, жировой и минеральный обмен, возникает хлороз (обесцвечивание) листьев, вызванный недостатком хлорофилла. А у представителей фауны, нуждающихся в этом микроэлементе, развиваются анемии.

 Тем не менее, этот химический элемент может оказать сильное прооксидантное воздействие и стать причиной окислительного стресса. Свободные ионы железа инициируют воспалительные процессы, которые могут вызвать некоторые хронические болезни: атеросклероз, сахарный диабет, артрит, рак, болезни нервной системы.

Нельзя не упомянуть про антропогенные источники загрязнения железом. Сточные воды с металлургических, металлообрабатывающих, лакокрасочных и текстильных заводов зашкаливают иногда из-за избытка железа.

Никель имеет свойство концентрироваться в тканях и органах, в которых происходят интенсивные обменные процессы. Например, синтезируются гормоны или витамины, а также некоторые другие активные соединения. Таким образом, наибольшая концентрация никеля в организме происходит в гипофизе, щитовидной железе и поджелудочной железе.

На сегодняшний день биологические свойства никеля изучены не полностью. Но ученые заметили, что ионы никеля оказывают благоприятное влияние на процесс образования крови, способствуют поддержанию нормальной структуры клеточных мембран и нуклеиновых кислот, нормального уровня кальция в организме, принимают участие в процессе обмена аскорбиновой кислоты и витамина В12, влияют на ферментативные процессы.

В середине 50ых годов никель был внесён в список микроэлементов, потому что он играет важную роль в разных процессах как катализатор.

Большие дозы всё-таки очень опасны для здоровья, ведь никель - канцерогенный химический элемент и может спровоцировать разные заболевания дыхательной системы.

Высокий рН может послужить причиной осаждения никеля в форме сульфатов, цианидов, карбонатов или гидроксидов. Живые организмы могут снизить уровень подвижного никеля, употребляя его.  На содержание никеля в озерах и реках влияют местные породы. Если рядом с водоёмом находятся месторождения никелевых и железно-никелевых руд концентрации могут быть и ещё больше нормального. Никель может поступить в озера и реки при разложении растениях и животных. Сине-зеленые водоросли содержат рекордные количества никеля по сравнению с другими растительными организмами. Сточные воды с высоким содержанием никеля освобождаются при производстве синтетического каучука, при процессах никелирования. Также никель в больших количествах освобождается во время сжигания угля, нефти.



Предварительный просмотр:

Тема урока_____________________________________________________________________________C:\Users\User\Desktop\Т.А\Пед надежды\images (2).jpg

Цель:__________________________________________________________________________________

Задание № 1. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов

Металлы

Сплавы

                     

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.


Задание 2.  Используя натуральные объекты, заполните таблицу. На игровое поле  поместите образцы руд и металлы, которые из них получают.

Название рудыUses of Lead Lead Deposits and Resources

Состав (формула)

Металл, который получают

Галенит (№ __ )

PbS

(№ __ )

______________________

Магнетит (№ ___)7 граней -Сфалерит 113,6 -подарки, изделия из натурального камня и самоцветов, бронза, фарфор, изделия из дерева и латуни

(притягивается магнитом)

Fe3O4

(№ __ )

____________________

Цинковая обманка (№ ___)Mineral Magnetite

(сфалерит)

ZnS

(№ __ )

____________________

Халькопирит (№___)Crystals and Metaphysics 1 - Empath Chat

CuFeS2

(№ __ )

_____________________

Задание №3.

Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки»

1 ряд – «Взаимодействие р-ра белка с хлоридом меди (II)»

! ТБ  К раствору белка прилейте небольшую порцию раствора  хлорида меди (II). Что вы наблюдаете?

Наблюдения: __________________________________________________http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=74848112-35-72&n=21

Вывод: _______________________________________________________

______________________________________________________________

                                                                                                    __________________________________________

Задание № 4.

Лабораторный опыт №2 «Определение ионов тяжелых металлов»

Используя справочную таблицу, определите, какие ионы тяжелых металлов содержатся в предложенных образцах №1,2,3. Сделайте необходимые записи в таблице. Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (считайте, что ионы тяжелых металлов входят в состав хлоридов)

Образец

Реактив

Признак реакции

Вывод

№1

№2

№3

 

 

____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Заполните таблицу, используя Приложение №3. 

Cu 2+

Биологические свойства («+»)

Токсическое действие

Источники загрязнения

Д/З. Отравление соединениями ртути

    В качестве противоядия, при попадании ионов  Нg2+  в организм, используют сульфид натрия.  Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ . С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?

Тема урока_____________________________________________________________________________C:\Users\User\Desktop\Т.А\Пед надежды\images (2).jpg

Цель:__________________________________________________________________________________

Задание № 1. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов

Металлы

Сплавы

                     

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.


Задание 2.  Используя натуральные объекты, заполните таблицу в рабочем листе. На игровое поле  поместите образцы руд и металлы, которые из них получают.

Название руды

Состав (формула)

Металл, который получают

Галенит (№ __ )Uses of Lead Lead Deposits and Resources

PbS

(№ __ )

______________________

Магнетит (№ ___)

(притягивается магнитом)

7 граней -Сфалерит 113,6 -подарки, изделия из натурального камня и самоцветов, бронза, фарфор, изделия из дерева и латуни

Fe3O4

(№ __ )

____________________

Цинковая обманка (№ ___)

(сфалерит)Mineral Magnetite

ZnS

(№ __ )

____________________

Халькопирит (№___)

Каталог Минералов / Халькопирит / Минерал Халькопирита

CuFeS2

(№ __ )

_____________________

Задание №3. Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки».

2 ряд – «Взаимодействие р-ра  белка с  хлоридом железа (III)»

! ТБ       К раствору белка добавьте несколько капель хлорида железа (III). Что вы наблюдаете?

Наблюдения: ______________________________http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=74848112-35-72&n=21

Вывод: ___________________________________

__________________________________________

                                                                                                    __________________________________________

Общий вывод:

Задание № 4.  Лабораторный опыт №2 «Определение ионов тяжелых металлов»

Используя справочную таблицу, определите, какие ионы тяжелых металлов содержатся в предложенных образцах №1,2,3. Сделайте необходимые записи в таблице. Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (считайте, что ионы тяжелых металлов входят в состав хлоридов)

Образец

Реактив

Признак реакции

Вывод

№1

№2

№3

 

 

____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________Задание № 5. Заполните таблицу, используя Приложение №3. 

 Fe3+

Биологические свойства («+»)

Токсическое действие

Источники загрязнения

Д/З. Отравление соединениями ртути

В качестве противоядия, при попадании ионов  Нg2+  в организм, используют сульфид натрия.  Вопросы:

1. Какую формулу имеет сульфид натрия 2.Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .

3.С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?

Тема урока_____________________________________________________________________________C:\Users\User\Desktop\Т.А\Пед надежды\images (2).jpg

Цель:__________________________________________________________________________________

Задание № 1. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов

Металлы

Сплавы

                     

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.


Задание 2.  Используя натуральные объекты, заполните таблицу в рабочем листе. На игровое поле  поместите образцы руд и металлы, которые из них получают.

Название руды

Состав (формула)

Металл, который получают

Галенит (№ __ )Uses of Lead Lead Deposits and Resources

PbS

(№ __ )

______________________

Магнетит (№ ___)

(притягивается магнитом)

7 граней -Сфалерит 113,6 -подарки, изделия из натурального камня и самоцветов, бронза, фарфор, изделия из дерева и латуни

Fe3O4

(№ __ )

____________________

Цинковая обманка (№ ___)

(сфалерит)Mineral Magnetite

ZnS

(№ __ )

____________________

Халькопирит (№___)

Каталог Минералов / Халькопирит / Минерал Халькопирита

CuFeS2

(№ __ )

_____________________

Задание №3. Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки».

3 ряд – «Взаимодействие р-ра белка с сульфатом никеля (II)»

! ТБ       К раствору белка добавьте несколько капель хлорида меди (II). Что вы наблюдаете?

Наблюдения: ______________________________http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=74848112-35-72&n=21

Вывод: ___________________________________

__________________________________________

                                                                                                    __________________________________________

Общий вывод:

Задание № 4. Лабораторный опыт №2 «Определение ионов тяжелых металлов»

     Используя справочную таблицу, определите, какие ионы тяжелых металлов содержатся в предложенных образцах №1,2,3. Сделайте необходимые записи в таблице. Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (считайте, что ионы тяжелых металлов входят в состав хлоридов).

Образец

Реактив

Признак реакции

Вывод

№1

№2

№3

 

 

____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________Задание № 5. Заполните таблицу, используя Приложение №3. 

Ni2+

Биологические свойства («+»)

Токсическое действие

Источники загрязнения

Д/З. Отравление соединениями ртути

В качестве противоядия, при попадании ионов  Нg2+  в организм, используют сульфид натрия.  Вопросы

1. Какую формулу имеет сульфид натрия?

2.Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .3.С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Металлы Победы (конспект открытого урока)

Урок проводился накануне 65-летия Победы в 11 классе как урок защиты презентаций....

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"

Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013".  Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

Опорный конспект "Коррозия металлов"

Данный матириал позволяет понятно, наглядно и максимально просто рассказать учащимя о коррозии металлов...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....