Конспект урока "Тяжелые металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Конспект урока "Тяжелые металлы"; рабочие листы и приложение для урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_moy_urok_tyazhelye_metally1.docx | 57.32 КБ |
prilozhenie_no1.docx | 14.38 КБ |
prilozhenie_no2.docx | 15.01 КБ |
prilozhenieno3.docx | 14.76 КБ |
rabochie_listy.docx | 132.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тяжелые металлы и влияние их на здоровье человека»
Главный вопрос урока: Какое влияние оказывают тяжелые металлы на живые организмы?
Тип урока: урок изучения нового материала. (по новой типологии открытия новых знаний).
Цель урока: повторить, углубить и расширить знания учащихся по теме: «Металлы»; раскрыть влияния тяжелых металлов на организм человека; сформировать представление об основных источниках загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать знания обучающихся о металлах, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций. Сформировать представления о специфических свойствах тяжёлых металлов, их биологической роли, токсичности и воздействии тяжёлых металлов на здоровье человека.
- Развивающие: совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека. Развить познавательную активность обучающихся при выполнении заданий. Научить прогнозировать последствия загрязнения среды тяжёлыми металлами и их соединениями, воздействие этих металлов на здоровье человека.
- Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в парах; воспитывать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.
Планируемые результаты: урок должен способствовать формированию следующих универсальных учебных действий:
1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни.
2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
3)Познавательные УУД: научиться устанавливать причинно-следственные связи; формулировать проблемы.
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли
Ход урока:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Таблица №1. Плотность и температура плавления некоторых металлов.
Металл | Относительная атомная масса | Температура плавления, °С | |
Легкие металлы | |||
Литий | 6,939 | 0,534 | 179 |
Калий | 39,102 | 0,86 | 63,6 |
Натрий | 22,9898 | 0,97 | 97,8 |
Кальций | 40,08 | 1,55 | 850 |
Магний | 24,305 | 1,74 | 651 |
Цезий | 132,905 | 1,9 | 28,5 |
Алюминий | 26,9815 | 2,702 | 660,1 |
Барий | 137,34 | 3,5 | 710 |
Тяжелые металлы | |||
Цинк | 65,37 | 7,14 | 419 |
Хром | 51,996 | 7,16 | 1875 |
Марганец | 54,9380 | 7,44 | 1244 |
Олово | 118,69 | 7,28 | 231,9 |
Железо | 55,847 | 7,86 | 1539 |
Кадмий | 112,4 | 8,65 | 321 |
Никель | 58,71 | 8,90 | 1543 |
Медь | 63,546 | 8,92 | 1083 |
Висмут | 208,980 | 9,80 | 271,3 |
Серебро | 107,868 | 10,50 | 960,8 |
Свинец | 207,19 | 11,344 | 327,3 |
Ртуть | 200,59 | 13,546 | -38,87 |
Вольфрам | 183,85 | 19,3 | 3380 |
Золото | 196,967 | 19,3 | 1063 |
Платина | 195,09 | 21,45 | 1769 |
Осьмий | 190,2 | 22,5 | 2700 |
Таблица №2. Качественные реакции на некоторые катионы
Определяемый ион | Реактив | Признак реакции |
Al3+ | OH‾ | Серовато-белый осадок, растворяется в избытке щелочи |
Cu 2+ | OH‾ | Голубой осадок |
Ni2+ | OH‾ | Светло-зеленый осадок |
Fe2+ | OH‾ | Зеленовато-серый осадок |
Fe3+ | OH‾ | Бурый осадок |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Экологические проблемы Северного района.
Северный район включает в себя Республику Коми, Республику Карелия, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую, Кировскую области и Ненецкий автономный округ.
На Европейском Севере, как и во всей Российской Субарктике, освоены только небольшие участки, в основном близ мест полезных ископаемых. В этих районах реки загрязнены затонувшей древесиной, сточными водами предприятий и крупных животноводческих ферм, а также бытовыми стоками поселков и городов.
Экологические проблемы Мурманской области: нарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, атмосферы, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий, выбросы предприятий цветной металлургии, горно-добывающей промышленности, машиностроения, отходы военных баз, деятельность многочисленных ГЭС на горных реках и Кольской атомной электростанции тяжелым бременем ложатся на природу Мурманской области. В реки и озера попадают промышленные и бытовые стоки, содержащие тяжелые металлы, в том числе никель (с комбинатов “Североникель” и “Печенганикель” в городах Мончегорск, Никель, Заполярный), и фтор (с предприятий “Аматит” в Кировске).
Элемент | Диапазон концентраций (мг/кг) | Наиболее загрязненные территории области |
А g | 0,03-2,11 | Район городов Кировск, Апатиты, Мончегорск |
Al | 8-1285 | Район городов Кировск, Апатиты |
As | 0,4-18 | Район городов Мончегорск, Апатиты, Кировск, Заполярный, Никель |
В | 0,3-10,5 | Район п .Никель, Оленегорск , Апатиты, Кировск, Кандалакша, Ковдор , Зареченск |
Ва | 18-212 | Район г .Кандалакша, Апатиты, Кировск, п.Никель, Мончегорск, |
Ве | 0,11-5,19 | Район городов Апатиты, Кировск, Кандалакша |
Bi | 0,002-0,350 | Район городов Кандалакша, Апатиты, Кировск, Мончегорск, Мурманск, Никель, Заполярный |
Са | 1791-5992 | Ковдорский , Апатитский , Кировский , Мончегорский , Печенгский районы |
Cd | 0,03-1,08 | Апатитский , Мончегорский , Оленегорский , Печенгский районы |
Co | 0,11-11,36 | Мончегорский , Оленегорский , Печенгский районы |
Cr | 0,6-33,4 | Мончегорский , Печенгский , Алакуртинский районы |
Cu | 4-2460 | Печенгский , Мончегорский , Оленегорский районы |
Fe | 461-26957 | Печенгский , Мончегорский , Оленегорский , Апатитский , Ковдорский , Алакуртинский районы |
Hg | 0,129-0,503 | Печенгский , Мончегорский , Оленегорский , Апатитский , Ковдорский , Кандалакшский районы |
Мо | 0,10-3,69 | Апатитский , Оленегорский , Печенгский районы |
Mn | 14-1325 | Печенгский , Оленегорския , Ковдорский , Апатитский , Кировский районы |
Ni | 2-1881 | Печенгский , Мончегорский районы |
Pb | 1-162 | Печенгский , Апатитский , Кандалакшски районым |
Sb | 0,03-0,73 | Кандалакшский , Кировский, Мончегорский , Оленегорский район, г .М урманск |
Se | 0,03-1,08 | Район г .З аполярный, Апатиты, Кировск |
Sr | 10-790 | Апатитский , Кировский , Ловозерский районы |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Медь – один из важнейших элементов, необходимых для живого организма. В растениях медь участвует в процессе фиксации и восстановления азота, фотосинтеза и дыхания. Медь выступает жизненно важным микроэлементом, входящим в состав множества ферментов, витаминов, гормонов, дыхательных пигментов, участвующим в тканевом дыхании, в обмене веществ и др. Медь играет большую роль в поддержании нормальной структуры сухожилий, костей, хрящей, эластичности кровеносных сосудов, кожи, легочных альвеол. Медь находится в составе миелиновых оболочек нервов. Организм взрослого человека около половины количества меди концентрирует в костях и мышцах, а около 10% - в печени. Воздействие меди на обмен углеводов проявляется в виде ускорения процесса окисления глюкозы, а также торможением распада в печени гликогена.
Медь относят к группе высокотоксичных металлов. Ионы меди способны блокировать ферменты и нарушать их каталитическую функцию. Медь в организме играет важную роль в поддержании нормального состава крови, т.к. активизирует железо печени для образования гемоглобина.
При отравлении медью появляются симптомы: соли меди вызывают расстройство ЦНС, печени и почек, поражение зубов и слизистой рта, вызывают гастриты, язвенную болезнь желудка, снижение иммунобиологической реактивности, разрушают эритроциты. При малых концентрациях возможны анемия и заболевания костной ткани. Избыток меди может вызвать желтуху
Промышленные выбросы, отходы, стоки предприятий цветной металлургии, выхлопные газы автотранспорта, медьсодержащие удобрения и пестициды, сжигание топлива
Железо, как микроэлемент, играет одну из важнейших ролей в протекании жизнедеятельности всех живых организмов. У животных железо можно встретить в составе многих белков и ферментов, которые участвуют в окислительно-восстановительных реакциях, в основном в процессе дыхания. Железо, как правило, входит в состав ферментов в виде комплекса под названием гем. Данный комплекс присутствует в гемоглобине, являющемся важнейшим белком, обеспечивающим доставку кислорода по крови ко всем органам в организме животных и человека. Именно гемоглобин окрашивает кровь в характерный для нее красный цвет. Железо играет важнейшую роль в физиологии растений, животных и человека. При недостатке железа в почве у растений нарушается азотистый, жировой и минеральный обмен, возникает хлороз (обесцвечивание) листьев, вызванный недостатком хлорофилла. А у представителей фауны, нуждающихся в этом микроэлементе, развиваются анемии.
Тем не менее, этот химический элемент может оказать сильное прооксидантное воздействие и стать причиной окислительного стресса. Свободные ионы железа инициируют воспалительные процессы, которые могут вызвать некоторые хронические болезни: атеросклероз, сахарный диабет, артрит, рак, болезни нервной системы.
Нельзя не упомянуть про антропогенные источники загрязнения железом. Сточные воды с металлургических, металлообрабатывающих, лакокрасочных и текстильных заводов зашкаливают иногда из-за избытка железа.
Никель имеет свойство концентрироваться в тканях и органах, в которых происходят интенсивные обменные процессы. Например, синтезируются гормоны или витамины, а также некоторые другие активные соединения. Таким образом, наибольшая концентрация никеля в организме происходит в гипофизе, щитовидной железе и поджелудочной железе.
На сегодняшний день биологические свойства никеля изучены не полностью. Но ученые заметили, что ионы никеля оказывают благоприятное влияние на процесс образования крови, способствуют поддержанию нормальной структуры клеточных мембран и нуклеиновых кислот, нормального уровня кальция в организме, принимают участие в процессе обмена аскорбиновой кислоты и витамина В12, влияют на ферментативные процессы.
В середине 50ых годов никель был внесён в список микроэлементов, потому что он играет важную роль в разных процессах как катализатор.
Большие дозы всё-таки очень опасны для здоровья, ведь никель - канцерогенный химический элемент и может спровоцировать разные заболевания дыхательной системы.
Высокий рН может послужить причиной осаждения никеля в форме сульфатов, цианидов, карбонатов или гидроксидов. Живые организмы могут снизить уровень подвижного никеля, употребляя его. На содержание никеля в озерах и реках влияют местные породы. Если рядом с водоёмом находятся месторождения никелевых и железно-никелевых руд концентрации могут быть и ещё больше нормального. Никель может поступить в озера и реки при разложении растениях и животных. Сине-зеленые водоросли содержат рекордные количества никеля по сравнению с другими растительными организмами. Сточные воды с высоким содержанием никеля освобождаются при производстве синтетического каучука, при процессах никелирования. Также никель в больших количествах освобождается во время сжигания угля, нефти.
Предварительный просмотр:
Тема урока_____________________________________________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________________
Задание № 1. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов
Металлы | Сплавы |
| |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
Задание 2. Используя натуральные объекты, заполните таблицу. На игровое поле поместите образцы руд и металлы, которые из них получают.
Название руды | Состав (формула) | Металл, который получают |
Галенит (№ __ ) | PbS | (№ __ ) ______________________ |
Магнетит (№ ___) (притягивается магнитом) | Fe3O4 | (№ __ ) ____________________ |
Цинковая обманка (№ ___) (сфалерит) | ZnS | (№ __ ) ____________________ |
Халькопирит (№___) | CuFeS2 | (№ __ ) _____________________ |
Задание №3.
Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки»
1 ряд – «Взаимодействие р-ра белка с хлоридом меди (II)»
! ТБ К раствору белка прилейте небольшую порцию раствора хлорида меди (II). Что вы наблюдаете?
Наблюдения: __________________________________________________
Вывод: _______________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________
Задание № 4.
Лабораторный опыт №2 «Определение ионов тяжелых металлов»
Используя справочную таблицу, определите, какие ионы тяжелых металлов содержатся в предложенных образцах №1,2,3. Сделайте необходимые записи в таблице. Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (считайте, что ионы тяжелых металлов входят в состав хлоридов)
Образец | Реактив | Признак реакции | Вывод |
№1 | |||
№2 | |||
№3 |
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задание № 5. Заполните таблицу, используя Приложение №3.
Биологические свойства («+») | |
Токсическое действие | |
Источники загрязнения |
Д/З. Отравление соединениями ртути
В качестве противоядия, при попадании ионов Нg2+ в организм, используют сульфид натрия. Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ . С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?
Тема урока_____________________________________________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________________
Задание № 1. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов
Металлы | Сплавы |
| |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
Задание 2. Используя натуральные объекты, заполните таблицу в рабочем листе. На игровое поле поместите образцы руд и металлы, которые из них получают.
Название руды | Состав (формула) | Металл, который получают |
Галенит (№ __ ) | PbS | (№ __ ) ______________________ |
Магнетит (№ ___) (притягивается магнитом) | Fe3O4 | (№ __ ) ____________________ |
Цинковая обманка (№ ___) (сфалерит) | ZnS | (№ __ ) ____________________ |
Халькопирит (№___) | CuFeS2 | (№ __ ) _____________________ |
Задание №3. Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки».
2 ряд – «Взаимодействие р-ра белка с хлоридом железа (III)»
! ТБ К раствору белка добавьте несколько капель хлорида железа (III). Что вы наблюдаете?
Наблюдения: ______________________________
Вывод: ___________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Общий вывод:
Задание № 4. Лабораторный опыт №2 «Определение ионов тяжелых металлов»
Используя справочную таблицу, определите, какие ионы тяжелых металлов содержатся в предложенных образцах №1,2,3. Сделайте необходимые записи в таблице. Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (считайте, что ионы тяжелых металлов входят в состав хлоридов)
Образец | Реактив | Признак реакции | Вывод |
№1 | |||
№2 | |||
№3 |
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________Задание № 5. Заполните таблицу, используя Приложение №3.
Fe3+ | |
Биологические свойства («+») | |
Токсическое действие | |
Источники загрязнения |
Д/З. Отравление соединениями ртути
В качестве противоядия, при попадании ионов Нg2+ в организм, используют сульфид натрия. Вопросы:
1. Какую формулу имеет сульфид натрия 2.Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .
3.С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?
Тема урока_____________________________________________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________________
Задание № 1. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов
Металлы | Сплавы |
| |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
Задание 2. Используя натуральные объекты, заполните таблицу в рабочем листе. На игровое поле поместите образцы руд и металлы, которые из них получают.
Название руды | Состав (формула) | Металл, который получают |
Галенит (№ __ ) | PbS | (№ __ ) ______________________ |
Магнетит (№ ___) (притягивается магнитом) | Fe3O4 | (№ __ ) ____________________ |
Цинковая обманка (№ ___) (сфалерит) | ZnS | (№ __ ) ____________________ |
Халькопирит (№___) | CuFeS2 | (№ __ ) _____________________ |
Задание №3. Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки».
3 ряд – «Взаимодействие р-ра белка с сульфатом никеля (II)»
! ТБ К раствору белка добавьте несколько капель хлорида меди (II). Что вы наблюдаете?
Наблюдения: ______________________________
Вывод: ___________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Общий вывод:
Задание № 4. Лабораторный опыт №2 «Определение ионов тяжелых металлов»
Используя справочную таблицу, определите, какие ионы тяжелых металлов содержатся в предложенных образцах №1,2,3. Сделайте необходимые записи в таблице. Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (считайте, что ионы тяжелых металлов входят в состав хлоридов).
Образец | Реактив | Признак реакции | Вывод |
№1 | |||
№2 | |||
№3 |
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________Задание № 5. Заполните таблицу, используя Приложение №3.
Ni2+ | |
Биологические свойства («+») | |
Токсическое действие | |
Источники загрязнения |
Д/З. Отравление соединениями ртути
В качестве противоядия, при попадании ионов Нg2+ в организм, используют сульфид натрия. Вопросы
1. Какую формулу имеет сульфид натрия?
2.Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .3.С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Металлы Победы (конспект открытого урока)
Урок проводился накануне 65-летия Победы в 11 классе как урок защиты презентаций....
план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"
Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...
Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"
Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013". Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...
Опорный конспект "Коррозия металлов"
Данный матириал позволяет понятно, наглядно и максимально просто рассказать учащимя о коррозии металлов...
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....