Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме
Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013".
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах, способах получения, коррозии металлов и значении металлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Металлы и их значение в жизни человека
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах, способах получения, коррозии металлов и значении металлов.
Задачи:
- способствовать систематизации понятийного аппарата: металл, физические и химические свойства металлов, металлургия, виды металлургии, коррозия металлов, биологическое значение ионов металлов:
- способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять формулы веществ по степени окисления химических элементов (по зарядам ионов), уравнения химических реакций с участием металлов; проводить лабораторные опыты по исследованию химических свойств металлов с соблюдением правил ТБ;
- способствовать формированию общеучебных умений:
- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать металлы по свойству реагирования с растворами кислот; делать выводы);
- учебно-информационных (работать с инструктивным листом, учебником и таблицами как шпаргалкой);
- учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент, осуществлять самоконтроль);
- учебно-коммуникативных (сотрудничать в группе с одноклассниками);
- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
- создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в групповую форму работы.
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации ЗУН (с включением лабораторной работы).
Форма проведения: урок с включением коллективных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Использование педагогических технологий:
- метод проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении лабораторного опыта);
- приём технологии развития критического мышления («Мозговой штурм»).
Оборудование:
- образцы четырех металлов: Cu, Mg, Zn, Fe; соляная кислота, штатив с пробирками.
- учебные и наглядные пособия для учащихся:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008;
- карточки с заданиями для групп на столе каждой группы;
- демонстрационная компьютерная техника;
- таблица растворимости кислот, солей и оснований;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку и деление на группы: четыре группы и одна группа экспертов.
Целеполагание.
Демонстрируется видеоряд слайдов 1-9, на основании которых учащиеся определяют, что М.В.Ломоносов характеризовал как «..светлое тело, которое ковать можно», формулируют тему и цели урока.
Актуализация знаний, обобщение и систематизация.
Учитель поясняет задачи работы каждой группы и демонстрируется слайд № 11 с критериями оценивания работы групп.
Учащиеся групп №1 и 2 получают задания по физическим свойствам металлов слайд №12, учащиеся групп №3 и 4 получают задания по биологической роли ионов металлов слайд № 13.
Осуществляется «мозговой штурм»: группы № 1 и 3 отвечают без подготовки, задача остальных групп: внимательно выслушать ответы и, дополнить и задать любые вопросы по теоретическому материалу.
Учащиеся групп №1 и 2 получают задания по металлургии слайд №14,
а групп №3 и 4 по коррозии металлов слайд №15. Дается время на обсуждение и подготовку.
Группы № 2 и 4 отвечают, задача остальных групп: внимательно выслушать ответы и, дополнить и задать любые вопросы по теоретическому материалу.
Рефлексия: учащиеся отмечают о том, что не затронут вопрос о химических свойствах металлов и выполняют лабораторную работу по взаимодействию металлов с раствором соляной кислоты слайд №16. Участники экспертной группы в это время подходят к каждой группе, оценивают соблюдение правил техники безопасности и собирают листки с выполненной работой.
Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации.
Учащимся всего класса предлагается обсудить проблемные ситуации, характеризующие взаимосвязь свойств и применения металлов, на основе обобщенных знаний о металлах слайды № 17-20.
Рефлексия.
- Учащимся каждой группы предлагается оценить свою работу на уроке и аргументировать выбор, приклеив свой стикер под выбранным металлом:
- по степени активности: K, Zn, Ag.
- по степени ценности данного урока для них: Zn, Ag, Pt.
- Экспертная группа характеризует работу каждой группы, выставляет оценки и зачитывают или демонстрируют на слайде №22 синквейн о металлах, составленный ими.
Домашнее задание:
- Учащимся предлагается составить синквейн о металлах;
- Повторить правила техники безопасности для подготовки к практической работе.
Слайд 12.
Задание 1. Группа 1 и 2.
Физические свойства металлов
- Исключите лишний металл:
Sr (2,63 г/см3), K (0,863г/см3), Os(22,61 г/см3), Ba (3,78 г/см3)
- Назовите самый легкоплавкий из перечисленных металлов:
вольфрам, железо, натрий, магний, алюминий
- Этот металл используют в качестве добавки при изготовлении булатной стали.
- Какие три металла используются для отливки колоколов и почему?
Слайд 13.
Задание 1. Группа 3 и 4.
Биологическая роль ионов металлов
- На долю этого элемента приходится 1,5% от массы человека, 98% содержится в костях скелета. Перечислите продукты, богатые ионами этого металла.
- Установите соответствие между недостатком или избытком ионов в организме и развивающимся заболеванием:
анемия, остеопороз, гипертония – натрий, железо, кальций.
- Для сохранения молодости металл применяется в пластической хирургии. Для этого тончайшие нити из этого металла толщиной всего несколько микрон с помощью специального проводника вводятся под кожу. Через несколько недель вокруг каждой из них формируется эластичная коллагеновая ткань, которая становится «каркасом» для кожи.
- Ионами этого металла богаты темные сорта мяса и фруктов, зеленые овощи.
Слайд 14.
Задание 2. Группа 1 и 2.
Металлургия
- Из записанных уравнений выберите те, которые относятся к пирометаллургическому способу:
а) 2ZnS + 3O2 = 2 ZnO + 2SO2
б) ZnSO4 +Mg = MgSO4 + Zn
в) ZnO + CO = Zn + CO2
г) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2
- Назовите вид металлургии самый безопасный для окружающей среды:
Пирометаллургия
Гидрометаллургия
Микробиологический
- Какой металл можно получить только при помощи электрометаллургии:
золото, железо, алюминий, никель, цинк.
Слайд 15.
Задание 2. Группа 3 и 4.
Коррозия металлов
- Какие компоненты воздуха вызывают химическую коррозию?
- Сантехника попросили поставить водопроводный кран на стальную трубу. В наличии оказались хромированный и медный краны. Какой кран лучше выбрать? Аргументируйте ответ.
- Литий – самый лёгкий металл. Почему нельзя из него сделать самолёт?
- Легирование это:
а) покрытие железного листа слоем олова;
б) создание контакта с более активным металлом;
в) покрытие металла краской;
г) специальное введение в сплав элементов,
замедляющих процесс коррозии;
Проблемные вопросы слайды 17-20:
Отсутствие какого металла описал академик А. Е. Ферсман?
- "На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.“
- Соединения этого металла являются основным источником загрязнения окружающей среды в результате ….
Что за металл упомянут в рассказе?
- «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок металла X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем!"
- Ионы этого металла регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений, необходимы для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, избавляют организм от лишней воды и устраняют отеки, регулируют работу кишечника.
Назовите металл фальшивомонетчиков
- Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро. Название металла буквально означает «маленькое серебро», «серебришко».
- Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью металла, который не поддавался переплавке, долгое время не находил применения и ценился вдвое ниже, чем серебро. Они использовали этот металл для изготовления фальшивых монет.
- На сегодняшний день, этот металл, используемый как катализатор и в ювелирном деле, является одним из самых дорогих.
Какими ценными физическими свойствами обладает металл, и почему он был самым дорогим металлом
- В середине XIX столетия, когда этот металл, был дороже драгоценных металлов и мировое производство его исчислялось килограммами в год, великий русский демократ Н.Г. Чернышевский проявил гениальную прозорливость, сказав, что этому металлу суждено огромное будущее, что это – металл прогресса.
- Предсказание Чернышевского сбылось, и по своему практическому значению этот металл стал в самом широком смысле слова металлом XXI века.
- Серебро из глины
- Космический металл
- Дитя электричества
- Металл XXI века
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Памятка для родителей. А также ритуалы, которые нравятся детям....
« Растения в природе; их значение в жизни человека».
Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы 8 вида....
презентация к уроку "Металлы и их значение в жизни человека". Часть 1
Презентация разработана к муниципальному конкурсу "Учитель года-2013"...
Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».
Обсуждение с родителями проблемы значения в жизни человека эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у учащихся....
Родительское собрание. Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
Конспект родительского собрания: "Положительные эмоции и их значение в жизни человека", компьютерная презентация, анкета для родителей и учащихся....
Комнатные растения. Их значение в жизни человека.
Методическая разработка занятия...
Кожа. Значение в жизни человека. Конспект урока по биологии 9 класс коррекционная школа
Конспект урока биологии для 9 класса коррекционной школы с презентацией.Кожа, значение в жизни человека....