Возможности человека не знают границ…
материал по химии на тему
Цели:
- Выявить, какие факторы влияют на развитие спортсмена, как природа помогает человеку в достижении спортивных результатов, познакомить с историей олимпийского движения.
- Способствовать формированию умений анализировать, выделять главное, обобщать, применять теоретические знания на практике.
- Показать значимость наблюдений за природой в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozh1.doc | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Возможности человека не знают границ…
Цели:
- Выявить, какие факторы влияют на развитие спортсмена, как природа помогает человеку в достижении спортивных результатов, познакомить с историей олимпийского движения.
- Способствовать формированию умений анализировать, выделять главное, обобщать, применять теоретические знания на практике.
- Показать значимость наблюдений за природой в жизни человека.
Оборудование: распечатка отрывка из статьи кандидата медицинских наук М.З. Залесского «Двери, которые открыли звери» на каждую группу, распечатка качеств, необходимых спортсмену, химическое оборудование и реактивы (сахароза, глюкоза, спиртовки лабораторная ложечка, спички), презентации «Олимпийское движение», «Олимпиада в Сочи».
Технология урока: педагогическая мастерская (класс делится на 4 группы: спортсмены, биологи, химики, физики).
Ход урока.
I. Индуктор.
- - Надежность организма очень велика, если сравнивать ее с таковой у машин. Назовите один из способов ее достижения.
(Гипотезы записываются на доске и сравниваются в конце урока с полученными результатами).
- Видеофрагмент о спортсменах.
- Занятия спортом, установление рекордов возможны только благодаря высокой степени надежности организма (показывается видеофрагмент).
II. Самоконструкция.
- Проект «Олимпийское движение»
- Для того, чтобы показать силу, ловкость, красоту человеческого тела люди придумали спортивные состязания – олимпийские игры (сообщение по проекту «Олимпийское движение»).
- Сообщение «Олимпиада в Сочи».
В 2014 году в г.Сочи состоится зимняя олимпиада. Уже сегодня полным ходом идет подготовка олимпийских спортивных сооружений (сообщение «Олимпиада в Сочи»).
III. Социализация.
- Любой результат требует усилий, а очень хороший результат требует очень больших усилий. Человек достигает их разными способами. Одни употребляют допинги, разрушая свой организм, другие – ищут подсказки у природы.
Посмотрите фрагмент видеофильма и попробуйте ответить на вопрос:
- Что же природа подсказала человеку?
IV. Социоконструкция.
- Игра «Что бы это значило?»
- Пути человека и природы пересекаются порой в самых неожиданных областях. Одно из таких пересечений, один из таких перекрестков – спорт и животный мир.
Подсказка №1.Что бы это значило? (кенгуру)
У кенгуру спортсмены научились бегать с низкого старта, т.к. низкий старт дает возможность использовать запас потенциальной энергии сжатых мышц бедер и спины, увеличивая стартовую скорость. (Стартовый импульс)
Подсказка №2.Что бы это значило? (гепард и копытные)
Эти животные подсказали разные механизмы бега. Преимущество гепарда в сильном, гибком позвоночнике, который распрямляется как пружина при каждом прыжке, дополняя силу ног силой мощных спинных мышц. Все мышцы работают как рессоры, обеспечивая легкость движений. У копытных высокая скорость передвижения связана с особенностями строения ног. Кости голени у них тонкие, а мышцы бедер массивные, именно такое строение помогает копытным преодолевать большие расстояния в беге. И что еще важно, животные обеих групп при беге едва касаются земли кончиками своих пальцев. (Техника бега)
Подсказка №3.Что бы это значило? (заяц)
Зайца можно назвать одним из лидеров в животном мире. Оно обладает высокой скоростью передвижения, необыкновенной выносливостью, способностью пробегать большие расстояния. Наш олимпийский чемпион, многократный рекордсмен мира Владимир Куц учился именно у этих животных. Он всегда лидировал от старта до финиша. Для своих соперников В.Куц был быстроногим зайцем, которого можно преследовать всю дистанцию, но нельзя догнать. (Выносливость)
- Работа с текстом.
- Прочитайте отрывок из статьи кандидата медицинских наук М.З. Залесского «Двери, которые открыли звери» и подумайте, какое еще качество необходимо спортсмену, для того, чтобы побеждать? (Свыше полувека назад академик А. А. Ухтомский наблюдал за повадками животных и свойствами их нервной системы. Сравнивая поведение пескаря и щуки, он обратил внимание на то, что пескарь находится в постоянном движении: реагирует на каждый шорох, пугается и вздрагивает при малейшей опасности. Щука же спокойно стоит на месте и не растрачивается на мелочи. Но при необходимости медлительная щука делает молниеносный, мощный бросок, на который суетливый пескарь, увы, не способен... Расслабленность и вялость свойственны и львам, которые обычно спят по 16 часов в сутки, но в несколько прыжков настигают «трепетную лань». Сонливостью и медлительностью славятся и крокодилы, бросок которых на добычу неотвратим. Таким образом, «беспокойные» животные со слабой, высокочувствительной нервной системой проигрывают на спринтерских дистанциях своим более «выдержанным» оппонентам.)
Олимпийский чемпион Валерий Борзов имел средние физические данные, не самую высокую абсолютную скорость бега, но его психологический настрой на победу был настолько сильным, что его соперники заранее готовили себя к борьбе за второе и более далекие места, а первое без боя отдавали ему. По признанию многих спортсменов, Борзов выигрывал у них еще до выхода на старт. (Стрессовоусточивость)
- Углеводы.
а) Углеводы – источник энергии
б) Строение и свойства углеводов
в) Эксперимент
г) Вопрос учащимся:
- Что будет происходить в организме при нехватке кислорода? (будет образовываться молочная кислота, которая приведет к закислению организма).
- Вопросы ТРИЗ.
а) Что будет с нетренированным человеком, если ему перелить кровь спортсмена? (Если здоровому нетренированному человеку перелить такую кровь, это вызовет его смерть. Организм же спортсменов натренирован выдерживать такую степень закисления крови и даже выполнять интенсивную работу в этих условиях. рН крови одна из самых жестких физиологических констант организма. В норме этот показатель может меняться в пределах 7,3б - 7,42. Сдвиг этого показателя хотя бы на 0,1 может привести к тяжелой патологии. При сдвиге рН крови на 0,2 развивается коматозное состояние, на 0,3 - человек погибает. После выполнения работы субмаксимальной мощности у высококвалифицированых спортсменов рН крови может снизиться до 7.0, то есть кровь из слабощелочной превращается в нейтральную)
б) Какие законы физики действуют при катании на коньках? (При катании на коньках действуют законы механики: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии; при движении конькобежца возникает сила трения; при поворотах работает закон сохранения момента импульса.)
V. Групповая социореализация.
- М.В. Ломоносов сказал интересные слова, характеризующие химиков «Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы».
А как бы вы характеризовали спортсменов с точки зрения биологов, химиков, физиков и самих спортсменов? Работа в группах по составлению характеристики «Спортсмен – это…»
VI.Разрыв.
Подводя итог занятия, вернемся к гипотезам, высказанным вами в начале урока
VII. Рефлексия.
Сравним их с вашими рассуждениями и наблюдениями на протяжении урока. Совпадают ли они? Какой вывод мы можем сделать?
Ежедневно на спортивные площадки для тренировок и соревнований выходят миллионы спортсменов. Каждый хочет стать лучше, быстрее. Каждый борется за свои доли секунды. И только всего несколько человек станут рекордсменами, и ученые опять будут думать о том, существует или не существует вечных рекордов. Потому, что никто не знает границ человеческих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Твои возможности, человек"
В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыт...
Скоростные возможности человека
Скоростные способности человека и методика их развития. ...
Презентация "Силовые возможности человека"
Силовые возможности человека...
Урок профориентации для обучающихся 9 класса. Тема: «Развитие потенциальных возможностей человека для достижения личностного и профессионального успеха»
Как помочь обучающимся, особенно старшеклассникам, раскрыть их потенциальные возможности. Как внушить им, какую колоссальную роль играет личная ответственность в профессиональном...
“Гимн неисчерпаемым возможностям человека» (по книге Д. Дефо «Робинзон Крузо”)
Знакомство с произведением Д. Дефо "Робинзон Крузо"...
Проект "ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА"
Математике должно учить в школееще с той целью, чтобы познания,здесь приобретаемые, были достаточнымидля обыкновенных потребностей в жизни(Лазар Карно). ВведениеНеобходимость изучать матема...
Проект "ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА"
Математике должно учить в школееще с той целью, чтобы познания,здесь приобретаемые, были достаточнымидля обыкновенных потребностей в жизни(Лазар Карно). ВведениеНеобходимость изучать матема...