Белки
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Белки: строение, свойства, функции.
Цель урока: расширить знания учащихся о белках
Задачи:
Образовательные
- сформировать представление о белках как биополимерах, раскрыть свойства и функции белков.
- актуализировать ранее полученные знания учащихся о составе и свойствах белков;
- используя метод химического эксперимента закрепить знания учащихся о свойствах белков.
Развивающие
- развивать практические умения и навыки учащихся
- развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
- развивать мышление при установлении причинно - следственных связей «строение – свойства-функции».
Воспитательные
- воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.
Оборудование: Таблицы, модели. Штатив с пробирками, спиртовка, раствор белка, ΗΝΟ3 (раствор) СиSO4 NaOH
Ход урока:
- Организационный момент.
- Тема урока: Белки: строение, свойства, функции
Эпиграф: Жизнь – есть способ существования белковых тел.
Ф.Энгельс
Девиз: Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Б.Шоу.
Цель урока: рассмотреть строение, функции, свойства белков, выявить причинно-следственную зависимость «строение-свойства-функции».
Результаты урока: Должен быть заполнен лист – информация, который послужит основной к выполнению домашнего задания.
- Прежде, чем рассказать о строении – поговорим о многообразии белков. Они являются одним из основных продуктов питания.
Слайд «Многообразие белков»
В нашем организме:
Мышцы - 80%
Селезенка, кровь, легкие - >80%
Почки – 72%
Кожа – 63 %
Печень – 57%
Мозг – 45%
Кости, зубы – 14-28%
В семенах растений – 10-15%
Стебли, листья, корни – 3%
Плоды – 2%
В организме человека ~ 5млн видов белков
индивидуален → белки индив.
Структурная единица белка – аминокислота
20 амк – огромное количество белков ( Алфавит, Азбука Морзе)
11 амк – 40 млн изомеров
20 амк – 2.432.902.008.176 640.000 изомеров
12 амк (288) = 10300
10300 = 1 коп монета =10300 г
масса Земли = 1027 т
- Изучением природы белков занимался Данилевский (Харьков) 1888г
1728г
1745г
Беккари
- На предыдущих уроках мы говорили об аминокислотах
К каким соединениям относятся аминокислоты?
Какие функциональные группы входят в состав?
Какое свойство мы выделили для аминокислот → образование пептидных связей.
Записываем уравнение:
NΗ2 - СΗ- СΟΟΗ+ ΝΗ2 - СH - СΟΟΗ → полимер (мономер амк)
R R1
азотсодержащее
Тип реакции поликонденсации
- Последовательность амк. остатков → первичная структура белка
Таблица 1
Связь→ пептидная линейная
- Строго определенная последовательность - очень важно
КТО, КОТ, КИТ
→Серповидная анемия 574
141 146 141 146
│ │ │ │ 6 глу - здоров
6 вал - болен
Инсулин 1954 (1958) Сенгер (Англия) – Нобелевская премия
- Вторичная структура
представляет собой спираль, которая держится за счет водородных связей, S= S (шнур)
- Волосы, смоченные водой растягиваются в 2 раза → рвутся водородные связи между витками спирали→ спираль вытягивается в нить.
Разрыв дисульфидных связей лежит в основе химической завивки волос. Используя серосодержащие соединения →S-S, после окисления воздухом образуются новые связи, стабилизирующие прическу.
- Третичная структура – глобула
Глобула: дисульфидных
водородных
сложноэфирных
(таблица)
Глобула укладывается строго определенно.
R неполярные – внутрь
R полярные – наружу
11. Четвертичная структура – высшая организация белка. Несколько полипептидных цепей.
(таблица)
12. Закрепление материала.
Видеофильм Анимация – строение белков.
- Существуют классификации белков.
(сообщение учащегося)
(таблица)
- Форма белков определяет их растворимость в воде. стр 141 →схема
- Для белков характерно большое количество свойств.
- ВМС (сообщение учащегося)
Лактоглобулин С1864 Η3012 Ν68 S21
- Гидратация (гидрофильность)
(сообщение учащегося)
3. Гидролиз белков
до чего? в организме
- Пенообразование.
(сообщение учащихся)
- Денатурация
(сообщение учащегося)
Видео (денатурация)
Рисунок (нарушение конфигурации)
Использование денатурации
пищеварение
отравления
- Цветные реакции на белок
Лабораторная работа по группам.
- Биуретовая (СΟ-NH)
- Ксантопротеиновая (аром. ядро)
- С функциями белков вы знакомились в курсе биологии (биологическая роль белков).
(таблица)
- Мы разработали строение, свойства и функции белков.
- Домашнее задание: Составить синквейн к понятию белки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Белки — природные высокомолекулярные вещества Химические свойства белков
Материал урока формирует знания о составе и строении белков как высшей ступени развития вещества....
Урок по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков»
Методическая разработка урока по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков» Методическая цель: реализация профильного изучения темы.Цель урока:1) показат...
Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"
Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....
Белки. Свойства белков
интегрированный урок по химии и биологии для учащихся 10 классов...
Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков"
Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков".Самостоятельная работа с учебно- тематической картой...
10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ
Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...
Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков"
Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков", определены цели и задачи урока. методы и приёмы, планируемые результаты....