Урок по теме "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Назын Айлана Семеновна

Для учащихся 8 класса. По учебнику Рудзитиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_soli.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Адыр-Кежигская средняя общеобразовательная школа

План-конспект урока по химии  

к учебнику  химии,

авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

8 класс

Разработала

Назын Айлана Семеновна,

учитель химии

с. Адыр-Кежиг, 2015г.

Урок №

Тема урока:  «Состав солей, классификация. Способы получения».

Цели урока:

Образовательная цель:  дать определение новому классу неорганических соединений, познакомить  с классификацией солей и их номенклатурой, изучить способы получения.

Развивающая цель: организовать  наблюдения за экспериментом,  формировать умения делать выводы,  умозаключения;

совершенствовать навыки написания уравнений реакций, чтения формул веществ

Воспитательная цель: пропагандировать здоровый образ жизни на основе солевого рациона.

Ожидаемые результаты: дети должны знать общую формулу средних солей, их место в классификации веществ; иметь представление о классификации солей, их физических свойствах; читать формулы солей, знать способы их получения и писать уравнения реакций получения солей; предполагать, делать выводы, работать в коллективе.

Оборудование:

Реактивы – H2SO4 (р-р), CuO, HCl(p-p), NaOH(p-p); соли (крист.) NaCl, Na2CO3, CuCl2, CaCO3, KMnO4.,CuSO4(p-p), Fe, Al2 (SO4)3 (p-p), BaCl2 (p-p)

Коллекция минералов (CuS, PbS, FeS)

Индикаторы: фенолфталеиновый, лакмус, метиловый оранжевый.

Держатель, спиртовка, предметное стекло, спички.

Тесты, карточка – задание, карточки с формулами веществ? модель «Паровозик» с вагонами: “Оксиды», «Основания», «Кислоты», «?»)

Таблица « Генетическая связь классов неорганических соединений»

Учебник «Химия -8класс» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Ход урока:

  1. 1. Карточка «Доказать, используя индикаторы, что выданный вам раствор является кислотой».

( на столе НСl (р-р), индикаторы:  лакмус (р-р); метиловый оранжевый (р-р).

                 2. Двое учащихся работают по тестам.

                 3. Химический диктант (двое учащихся работают у доски, класс в тетрадях)

           S,P,N,Fe,Zn,Na,Al,C

         SO3, P2O5, N2O5, Fe2O3

        H2SO4, H3PO4, HNO3                  (проверка)

4. Отвечает учащийся по карточке.

5. Собираются тесты.

6. Что изучает химия?     (актуализация знаний)

 Учитель на доске записывает схему, обсуждая с учащимися (уч-ся в тетради)

                                    Вещества

                              ↓                     ↓            →оксиды→МехОу

                       Простые             Сложные                    НеМе хОу

                                                                                                  →гидроксиды  Ме(ОН)х

                     Ме           НеМе                                    

                                                                   →кислоты Нх(кисл. отс.) у    

7. Посмотрим, хорошо ли вы ориентируетесь в классах неорганических соединений

( на партах карточки с формулами веществ, представьте, что это пассажиры, разместите их в соответствующие вагоны).

  1. Кого из пассажиров не смогли разместить? Почему?
  2. CuSO4 – какое вещество по составу? (Ме + кислот. ост)
  3. Как его можно получить?

Cu + H2SO4

CuO + H2SO4=CuSO4+H2O              Д.О.

Выпаривание. На что похож остаток на предметном стекле?

Верно на соль.

II. На этом уроке мы рассмотрим ещё один класс неорганических соединений - «Соли»

(вернёмся в схему и откроем название вагончика).

Запишите тему урока

 «Состав солей, классификация. Способы получения».

Как бы вы дали определение солям?

Как бы охарактеризовали их  физические свойства? (предположения детей)

В течение урока мы подтвердим или опровергнем ваши предположения.

Соли, что за вещества?

С какой поры известны?

И что от них иль польза, или вред?

А может нам до них и дела нет?

Кто из вас назовёт самую распространённую соль, популярную, которой пользуемся ежедневно.

(поваренная соль)

Именно она (поваренная соль) дала название классу неорганических соединений – солям.

В английском языке это слово означает  оклад, жалование.

Учитель спрашивает

Запишем (учитель на доске, уч-ся в тетради)

                                                      Соли

                                                    Мех (кисл.ост)у

                                                  ↓                               ↓

                                    бескислородные                  кислородосодержащие

       NaCl,CaBr2   (ид)                                                                 CuSO4, CuCO3  (ат)

                                               Назовём эти соли.

Что представляют  собой соли по агрегатному состоянию, мы с вами выясним, прибегнув к эксперименту. У вас на столах склянки с названиями солей, химические стаканы с водой, чистые пробирки,  стеклянные палочки.

Используя это оборудование, работая в парах, заполним общую таблицу

 Я на доске, вы в тетрадях.

                                             Физические свойства солей.

Формула

Название

Агрегатное состояние

Цвет

Растворимость

NaCl

Хлорид натрия

Твёрдое

Бесцветный

Хорошая (р)

Na2CO3

Карбонат натрия

Твёрдое

Белый

Хорошая (р)

CuCl2

Хлорид меди (II)

Твёрдое

Бирюзовый

Хорошая  (р)

KMnO4

Перманганат калия

Твёрдое

Серо-фиолетовый

Хорошая (р)

CaCO3

Карбонат кальция

Твёрдое

белый

Плохая (н)

Знакомство с таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований»

Какой можно сделать вывод по проведённым опытам?

Вывод: соли- твердые вещества, имеющие разную окраску, большинство растворимые.

Соли имеют состав Мех(кислот.ост.)у – предложите варианты из чего возможно получить соли:

Работа на доске (учащиеся), класс в тетрадях. (опора на таблицу «Генетическая связь классов неорганических соединений».

Zn + HCl →

ZnO + H2SO4

Zn(OH)2 + HNO3

2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 +2H2O

NaOH +H2SO4=NaHSO4 + H2O

                              Кислая соль

                             Гидросульфат натрия

Работа с учебником: Схема 17 стр. 106

Определение средних солей, кислых солей, основных солей, двойных солей.

( учитель  пишет на доске, уч-ся в тетрадях,

опора на таблицу «Генетическая связь классов неорганических соединений»)

Ca (OH)2+HCl = Ca(OH)Cl +H2O

N2O5 + Mq(OH)2 = Mq(NO3)2 + H2O

SiO2 +CaO =CaSiO3

Fe2(SO4)3 +6NaOH = 2Fe(OH)3 ↓+ 3Na2SO4

Ca3(PO4)2 +3 H2SO4 = 3CaSO4 + 2H3PO4

(учащиеся работают у доски, проводят опыты и заканчивают схемы)

CuSO4 + Fe→

Al2(SO4)3 + BaCl2

Составим схему получения солей, используя написанные нами уравнения и текст учебника стр. 107-108.

Мех(кислот ост.)у

→ Ме+Нх(кислот.ост)

           + НеМе

→ МехОу+НеМехОу

→ МехОух(кислот.ост)

→ Ме (ОН)х +Нх(кислот.ост)

                       +НеМехОу   

  Мех(кислот.ост)у+ Нх(кислот.ост)

                                   + Ме(ОН)х      

                                   + Ме

                                   + НеМехОу

                                                     + Мех(кислот.ост) у                                                      

(Учитель начало схемы до знака +  - ученики продолжение)

Прочитать схему совместно.

Соли широко распространены в природе.

Демонстрация минералов.

III. №3 стр. 112 учебника (устно)

       

     №8 стр. 112 учебника (письменно)

     №9(а).

IV. Какие классы неорганических соединений нами изучены?

    Дайте определение солям. Уточните их классификацию.

    Как можно их получить?

   Сообщение по карточке «Привычка или потребность?» (употребление соли человеком, разумные пределы)

V п.33 стр.105-109

   №9 (б)(в)(г)(е) стр. 112.

Технологическая карта к уроку:

  1. -повторение

      текущее – (опыт, тесты, химический диктант)

- актуализация знаний (схема на доске)

                                        (игра «Лишний пассажир»).

-проблема «Кем является пассажир?»

 - исследования:

             теоретическое (состав вещества)

             практическое (выпаривание, внешний вид)

  1. – мотивация (опережающее задание)

          - обучение

      дедуктивное (классификация)

     индуктивное (таблица)

        - исследование

  теоретическое (составление общей формулы)

 практическое (проведение опытов и написание уравнений)

  1. IV,     V.   -   закрепление, обобщение

 ( Схема получения солей, упражнения, демонстрация коллекции, вывод по уроку, сообщение, задание на дом)

 

Используемая литература:

  1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам
  2.  « Биология. Человек», 8(9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005.-416 с.

 Урок 49-50 Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей.  

  1.  Хачатрян И.Н.  Конкурсный урок. Неисчерпаемое море солей. Журнал «Химия в школе»  №1. 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...