Урок по теме "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Адыр-Кежигская средняя общеобразовательная школа
План-конспект урока по химии
к учебнику химии,
авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман
8 класс
Разработала
Назын Айлана Семеновна,
учитель химии
с. Адыр-Кежиг, 2015г.
Урок №
Тема урока: «Состав солей, классификация. Способы получения».
Цели урока:
Образовательная цель: дать определение новому классу неорганических соединений, познакомить с классификацией солей и их номенклатурой, изучить способы получения.
Развивающая цель: организовать наблюдения за экспериментом, формировать умения делать выводы, умозаключения;
совершенствовать навыки написания уравнений реакций, чтения формул веществ
Воспитательная цель: пропагандировать здоровый образ жизни на основе солевого рациона.
Ожидаемые результаты: дети должны знать общую формулу средних солей, их место в классификации веществ; иметь представление о классификации солей, их физических свойствах; читать формулы солей, знать способы их получения и писать уравнения реакций получения солей; предполагать, делать выводы, работать в коллективе.
Оборудование:
Реактивы – H2SO4 (р-р), CuO, HCl(p-p), NaOH(p-p); соли (крист.) NaCl, Na2CO3, CuCl2, CaCO3, KMnO4.,CuSO4(p-p), Fe, Al2 (SO4)3 (p-p), BaCl2 (p-p)
Коллекция минералов (CuS, PbS, FeS)
Индикаторы: фенолфталеиновый, лакмус, метиловый оранжевый.
Держатель, спиртовка, предметное стекло, спички.
Тесты, карточка – задание, карточки с формулами веществ? модель «Паровозик» с вагонами: “Оксиды», «Основания», «Кислоты», «?»)
Таблица « Генетическая связь классов неорганических соединений»
Учебник «Химия -8класс» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Ход урока:
- 1. Карточка «Доказать, используя индикаторы, что выданный вам раствор является кислотой».
( на столе НСl (р-р), индикаторы: лакмус (р-р); метиловый оранжевый (р-р).
2. Двое учащихся работают по тестам.
3. Химический диктант (двое учащихся работают у доски, класс в тетрадях)
S,P,N,Fe,Zn,Na,Al,C
SO3, P2O5, N2O5, Fe2O3
H2SO4, H3PO4, HNO3 (проверка)
4. Отвечает учащийся по карточке.
5. Собираются тесты.
6. Что изучает химия? (актуализация знаний)
Учитель на доске записывает схему, обсуждая с учащимися (уч-ся в тетради)
Вещества
↓ ↓ →оксиды→МехОу
Простые Сложные НеМе хОу
↓ ↓ →гидроксиды Ме(ОН)х
Ме НеМе
→кислоты Нх(кисл. отс.) у
7. Посмотрим, хорошо ли вы ориентируетесь в классах неорганических соединений
( на партах карточки с формулами веществ, представьте, что это пассажиры, разместите их в соответствующие вагоны).
- Кого из пассажиров не смогли разместить? Почему?
- CuSO4 – какое вещество по составу? (Ме + кислот. ост)
- Как его можно получить?
Cu + H2SO4≠
CuO + H2SO4=CuSO4+H2O Д.О.
Выпаривание. На что похож остаток на предметном стекле?
Верно на соль.
II. На этом уроке мы рассмотрим ещё один класс неорганических соединений - «Соли»
(вернёмся в схему и откроем название вагончика).
Запишите тему урока
«Состав солей, классификация. Способы получения».
Как бы вы дали определение солям?
Как бы охарактеризовали их физические свойства? (предположения детей)
В течение урока мы подтвердим или опровергнем ваши предположения.
Соли, что за вещества?
С какой поры известны?
И что от них иль польза, или вред?
А может нам до них и дела нет?
Кто из вас назовёт самую распространённую соль, популярную, которой пользуемся ежедневно.
(поваренная соль)
Именно она (поваренная соль) дала название классу неорганических соединений – солям.
В английском языке это слово означает оклад, жалование.
Учитель спрашивает
Запишем (учитель на доске, уч-ся в тетради)
Соли
Мех (кисл.ост)у
↓ ↓
бескислородные кислородосодержащие
NaCl,CaBr2 (ид) CuSO4, CuCO3 (ат)
Назовём эти соли.
Что представляют собой соли по агрегатному состоянию, мы с вами выясним, прибегнув к эксперименту. У вас на столах склянки с названиями солей, химические стаканы с водой, чистые пробирки, стеклянные палочки.
Используя это оборудование, работая в парах, заполним общую таблицу
Я на доске, вы в тетрадях.
Физические свойства солей.
Формула | Название | Агрегатное состояние | Цвет | Растворимость |
NaCl | Хлорид натрия | Твёрдое | Бесцветный | Хорошая (р) |
Na2CO3 | Карбонат натрия | Твёрдое | Белый | Хорошая (р) |
CuCl2 | Хлорид меди (II) | Твёрдое | Бирюзовый | Хорошая (р) |
KMnO4 | Перманганат калия | Твёрдое | Серо-фиолетовый | Хорошая (р) |
CaCO3 | Карбонат кальция | Твёрдое | белый | Плохая (н) |
Знакомство с таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований»
Какой можно сделать вывод по проведённым опытам?
Вывод: соли- твердые вещества, имеющие разную окраску, большинство растворимые.
Соли имеют состав Мех(кислот.ост.)у – предложите варианты из чего возможно получить соли:
Работа на доске (учащиеся), класс в тетрадях. (опора на таблицу «Генетическая связь классов неорганических соединений».
Zn + HCl →
ZnO + H2SO4→
Zn(OH)2 + HNO3→
2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 +2H2O
NaOH +H2SO4=NaHSO4 + H2O
Кислая соль
Гидросульфат натрия
Работа с учебником: Схема 17 стр. 106
Определение средних солей, кислых солей, основных солей, двойных солей.
( учитель пишет на доске, уч-ся в тетрадях,
опора на таблицу «Генетическая связь классов неорганических соединений»)
Ca (OH)2+HCl = Ca(OH)Cl +H2O
N2O5 + Mq(OH)2 = Mq(NO3)2 + H2O
SiO2 +CaO =CaSiO3
Fe2(SO4)3 +6NaOH = 2Fe(OH)3 ↓+ 3Na2SO4
Ca3(PO4)2 +3 H2SO4 = 3CaSO4 + 2H3PO4
(учащиеся работают у доски, проводят опыты и заканчивают схемы)
CuSO4 + Fe→
Al2(SO4)3 + BaCl2→
Составим схему получения солей, используя написанные нами уравнения и текст учебника стр. 107-108.
Мех(кислот ост.)у
→ Ме+Нх(кислот.ост)
+ НеМе
→ МехОу+НеМехОу
→ МехОу+Нх(кислот.ост)
→ Ме (ОН)х +Нх(кислот.ост)
+НеМехОу
→ Мех(кислот.ост)у+ Нх(кислот.ост)
+ Ме(ОН)х
+ Ме
+ НеМехОу
+ Мех(кислот.ост) у
(Учитель начало схемы до знака + - ученики продолжение)
Прочитать схему совместно.
Соли широко распространены в природе.
Демонстрация минералов.
III. №3 стр. 112 учебника (устно)
№8 стр. 112 учебника (письменно)
№9(а).
IV. Какие классы неорганических соединений нами изучены?
Дайте определение солям. Уточните их классификацию.
Как можно их получить?
Сообщение по карточке «Привычка или потребность?» (употребление соли человеком, разумные пределы)
V п.33 стр.105-109
№9 (б)(в)(г)(е) стр. 112.
Технологическая карта к уроку:
- -повторение
текущее – (опыт, тесты, химический диктант)
- актуализация знаний (схема на доске)
(игра «Лишний пассажир»).
-проблема «Кем является пассажир?»
- исследования:
теоретическое (состав вещества)
практическое (выпаривание, внешний вид)
- – мотивация (опережающее задание)
- обучение
дедуктивное (классификация)
индуктивное (таблица)
- исследование
теоретическое (составление общей формулы)
практическое (проведение опытов и написание уравнений)
- IV, V. - закрепление, обобщение
( Схема получения солей, упражнения, демонстрация коллекции, вывод по уроку, сообщение, задание на дом)
Используемая литература:
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам
- « Биология. Человек», 8(9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005.-416 с.
Урок 49-50 Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей.
- Хачатрян И.Н. Конкурсный урок. Неисчерпаемое море солей. Журнал «Химия в школе» №1. 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...