Урок по теме "Альдегиды"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Альдегиды»
(изучение новой темы)
10 класс
Учитель химии
МБОУ «СОШ №1 им. М. А. Бухтуева»
г. Кызыл Республика Тыва
Бланк Раиса Николаевна
Цель:
а) образовательная: изучить гомологический ряд, виды изомерии, свойства, применения альдегидов, обратив особое внимание на качественные реакции на альдегиды, актуализировать и углубить знания учащихся о способах получения альдегидов, изомерии и гомологии (гомологической разности).
б) развивающая: обогатить словарный запас через ведения новых понятий (карбонильная группа), уметь доказывать, анализировать, предвидеть свойства вещества по его строению; развивать умения учащихся составлять структурные формулы веществ по названию и называть вещества по структурной формуле, составлять для вещества формулы гомологов и изомеров.
в) воспитательная: продолжить формировать культуру общения через умение слушать, вести дискуссию. Актуализировать мотивацию к процессу познания.
Этапы урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала (с закреплением по мере его изучения)
- Лабораторная
- Обобщение
- Подведение итога урока
- Заключительный этап
Средства и приемы, применяемые на различных этапах урока.
- Эвристическая беседа, сравнение, анализ, синтез, обобщение.
- Наблюдение (аудиовизуальные)
- Работа с учащимися
- Тест
Ход урока.
- Организационный момент. Начать урок я хочу с отрывка стихотворения Е. Ефимовского:
«… Открытий путь – не легкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед…»
Продолжим движение вперед и мы. На предыдущих уроках вы познакомились с первой группой кислородсодержащих веществ – спиртами. Сегодня мы познакомимся с другой многочисленной группой кислородсодержащих веществ – альдегидами.
А с чего же нам начать изучение альдегидов, предложите. (Строение, номенклатура, изомерия, свойства, получение, применение)
Альдегиды - органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу
С =О, соединенную с атомом водорода и углеродным радикалом. (слайд 2)
O О
// //
Общая формула R – C – H; - С – Н – альдегидная группа
Ввиду большой электроотрицательности атома кислорода по сравнению с атомом углерода, связь СО сильно поляризована за счет смещения электронной плотности π–связи к атому кислорода, в результате чего на атоме кислорода возникает частичный отрицательный (σ-), а на атоме углерода – частичный положительный (σ+) заряды:
Благодаря поляризации атом углерода карбонильной группы обладает электрофильными свойствами и способен реагировать с нуклеофильными реагентами.
Радикалы существуют: предельные, непредельные, ароматические. По характеру радикала,
О
//
связанного с - С - Н, альдегиды разделяют на: предельные СnH2n+2, непредельные
CnH2n CnH2n - 2, ароматические CnH2n-6. .
Но мы с вами будем знакомиться только с предельными альдегидами.
- Номенклатура.
В соответствии с номенклатурой ИЮПАК название предельных альдегидов образуются из названия алкана с тем числом атомов углерода в молекуле с помощью суффикса – АЛЬ. (слайд 5)
Нумерацию атомов углерода главной цепи начинают с атома углерода альдегидной группы.
Работа по карточкам: дать названия веществ по формулам.
- Изомерия. Какой вид изомерии характерен для альдегидов? (углеродного скелета). Составьте формулы изомеров бутаналя и назовите их.
- Все вещества обладают свойствами: как физическими, так и химическими.
У вас нас столах лежат карточки – инструкции. Выпишите физические свойства (цвет, запах, растворимость в воде) альдегидов, поработав с учебником, откройте страницу «Физические свойства альдегидов», сделайте обобщение по физическим свойствам альдегидов.
Первый член гомологического ряда предельных альдегидов НСОН– бесцветный газ, несколько последующих альдегидов – жидкости. Высшие альдегиды – твердые вещества. Карбонильная группа обуславливает высокую реакционную способность альдегидов. Температура кипения альдегидов возрастает с увеличением молекулярной массы. Кипят они при более низкой температуре, чем соответствующие спирты, например пропионовый альдегид при 48,8 оС, а пропиловый спирт – при 97,8 оС. Плотность альдегидов меньше единицы. Муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворяются в воде, последующие – хуже. Низшие альдегиды имеют резкий, неприятный запах, некоторые высшие – приятный запах.
- Получение:
Когда изучали тему «Спирты», там познакомились с альдегидами. Как из спиртов можно получить альдегиды?
- Реакция окисления спиртов: O
t //
СН3-СН2 – СН2 – ОН + СuО → CH3 – CH2 – C - H
- Реакция Кучерова (гидратация алкинов): HC≡ CH + H2O → CH3 - COH
PdCl2, CuCl2
- Окисление алкенов: 2СН2═ СН2 + О2 → 2СН3 – СОН
- Окисление метана в присутствии катализатора и температуры 5000С
СН4 + О2 → НСОН + Н2О
- Химические свойства: Ni; t
- Реакция присоединения: гидрирование СН3СОН + Н2 → СН3СН2ОН
t
- Реакция окисления:
а) «серебряного зеркала» СН3СОН + Аg2О → СН3СООН + 2Аg (Слайд 6)
б) окисление с помощью свежеосажденного Сu(OH)2
НСОН + Сu(OH)2 → НСООН + Сu+ Н2О
- Замещение по α- углеродному скелету (галогенирование) на свету
hυ
СН3СН2СОН + Сl2 →СН3- СН-СОН
׀
Сl
- Применение. (Слайд 8)
- Тест: (ответы слайд 9)
Вариант №1.
- Найдите формулу альдегида:
а) С4Н10; б) С2Н4О; в) С5Н12О; г) С8Н18О.
- Исключите лишнее в ряду:
а) пропанон; б) метаналь; в) пропаналь; г) этаналь.
- Какая функциональная группа называется карбонильной?
О О О
∕∕ ∕∕ ∕∕
а) – С - б) - С – Н в) – С – ОН г) – СН2- ОН
- Укажите формулу 2,3 – диметилпентаналя:
а) СН3 – СН2 – СОН в) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СОН
б) СН3 – СН(СН3) – СН(СН3) –СОН г) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СООН
5. С каким реактивом вступает альдегид в реакцию «Серебряного зеркала»
а) Cu(OH)2 б) H2 в) Ag2O (аммиачный раствор) г) AgNO3
Вариант №2.
- Общая формула альдегидов:
а) R - COH; б) R - COOH; в) R-CO-R1; г) R-OH.
- Исключите лишнее в ряду:
а) пропанон; б) метаналь; в) пропаналь; г) этаналь.
- Какая функциональная группа называется карбонильной?
О О О
∕∕ ∕∕ ∕∕
а) – С - б) - С – Н в) – С – ОН г) – СН2- ОН
- Укажите формулу 2,3 – диметилпентаналя:
а) СН3 – СН2 – СH2ОН в) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СОН
б) СН3 – СН(СН3) – СН(СН3) – CH2–СОН г) СН3 – СН2 – СН2 – С(СН3)2 – СООН
5. С каким из веществ может вступать альдегид в реакцию окисления
а) Cu(OH)2 б) H2 в) Сl2 г) AgNO3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Альдегиды – органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу соединенную с атомом водорода и углеводородным радикалом. С О,
Содержание Строение молекулы альдегида Номенклатура и изомерия Физические свойства Получение Химические свойства Применение
Общая формула альдегидов имеет вид Карбонильную группу, связанную с атомом водорода, часто называют альдегидной : R С Н О С Н О
Формула Название по ИЮПАК Тривиальное название Муравьиный альдегид, формальдегид, формалин Уксусный альдегид Пропионовый альдегид Масляный альдегид Валериановый альдегид Метаналь Этаналь Пропаналь Бутаналь Пентаналь
Реакция «серебряного зеркала» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777989a-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_19_05.wmv
Реакция с гидроксидом меди ( II )
Применение формальдегида
Ответы Вариант 1 Вариант 2 1. а 1. а 2. б 2. а 3. а 3. б 4. в 4. г 5. в 5. а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...