Программа элективного курса по химии для учащихся 11 класса "Методы химического познания"
элективный курс по химии (11 класс) на тему
Курс способствует систематизации полученных знаний по химии, расширяет и углубляет их. Также способствует качественной подготовке к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_himicheskogo_poznaniya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Ядрихинская М.П
–учитель химии
МОУ «СОШ № 18»
г Котлас
Архангельской области
Методы химического познания
Элективный курс по химии в 11 классе.
Пояснительная записка
В любой науке большое внимание уделяется методологии. В состав методологического компонента курса химии входят: знания о знаниях (о фактах, понятиях, законах, теориях), о методах и способах рациональной организации учебного и научного познания.
В системе естественнонаучного образования занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.
Программа курса направлена на обобщение и систематизацию знаний по химии. В неё также включены вопросы, на которые на уроках отводится очень мало времени.
Повторение и систематизация знаний по химии выполняются по трем основным направлениям:
- Изучение теории и законов, которые являются фундаментальными в формировании химических знаний.
- Химический эксперимент, его научность и значение в познании природы.
- Решение расчетных задач.
В соответствии с этим в содержании курсе рассматриваются основные химические понятия: атом, вещество, химическая реакция. Курс составлен по школьной программе 8-11 классов. В содержание курса включены практические и исследовательские работы.
В числе ведущих целей обучения выделены следующие:
1. Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки
3. Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения
4. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии
5. Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни
6. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся
Обобщение и систематизация знаний поможет заинтересованным учащимся подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.
УМК: Учебники по химии 8, 9, 10, 11 классов Авторы: Габриелян О.С. Кузнецова Н.Е
Тематическое планирование занятий:
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | Общая характеристика методов научного познания | Методы эмпирический и теоретический. Типы расчетных задач |
2 | История развития химии. | Ученые-химики, их вклад в развитие химической науки |
3 | Теоретическая химия. Основные понятия. | Атом. Вещество. Химическая реакция. Формулы и названия веществ. Состав вещества. Решение задач. |
4 | ПР № 1 « Описание физических свойств веществ». | Характеристика веществ. Справочные материалы. Наблюдение и описание |
5 | Стехиометрические законы | Закон постоянства состава Закон сохранения массы и энергии Закон Гей-Люссака. Закон Авогадро. Решение задач. |
6 | Периодический закон | ПЗ. ПСХЭ. История открытия и значение ПЗ. Виды периодических систем. |
7 | Строение атома. | Связь строения атома с положением элемента в ПТ. Изменение свойств элементов. Радиус атома, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность. |
8 | Теория химического строения. | А.М.Бутлеров. История создания теории. Основные положения. Значение. ЛР № 1 «Составление моделей молекул органических и неорганических веществ» |
9 | Электролитическая диссоциация | С Аррениус. Основные положения. Значение Теория растворов. |
10 | Химическая лаборатория | Химическое оборудование, химическая посуда. Реактивы. Техника безопасности. |
11 | Химический эксперимент и его роль в познании природы. | Постановка опыта. Наблюдение, объяснение, выводы.
|
12 | Научный эксперимент | ЛР №2 «Разложение пероксида водорода» Условия возникновения и течения реакции. |
13 | Химические свойства веществ | Химическое взаимодействие веществ. Признаки и условия. |
14 | Кислоты и основания | Протолитическая теория |
15 | ПР № 2 «Исследование свойств кислот и оснований» | Химические свойства кислот и оснований. |
16 | Соли | Особый класс веществ. Состав, классификация, название. Получение. Распространение в природе. |
17 | Химический анализ. | Качественный и количественный анализ вещества. Методы познания. Расчеты. |
18 | Определение состава веществ. | Расчетные задачи |
19 | Определение состава веществ. | Качественные реакции и реактивы. |
20 | ПР № 3 «Анализ исследуемого вещества» | Анализ раствора сульфата меди, карбоната натрия, хлорида натрия. |
21 | Количественый состав вещества | Массовая доля элементов. Решение задач по формуле по продуктам реакции |
22 | Решение олимпиадных задач | |
23 | ПР № 4 «Определение неорганических веществ» | Определение трех выданных неорганических веществ (соль, кислота, щелочь) |
24 | Решение задач по уравнению реакции | Химические свойства классов неорганических веществ |
25 | ПР № 5 «Определение органических веществ» | Определение с помощью качественных реакций спирта, альдегида, кислоты. |
26 | Решение задач по уравнению реакции | Химические свойства классов органических веществ |
27 | Чистые вещества и смеси | Массовые, объёмные и мольные доли. |
28 | Решение задач | Массовые, объёмные и мольные доли. |
29 | Решение задач по растворам | Массовая, мольная доля. |
30 | Растворы. | Концентрация растворов ЛР № 3 «Приготовление растворов другой концентрации» |
31 | Химическое производство | Принципы, технология, проблемы |
32 | ПР № 6. «Получение некоторых веществ из исходного» | Получение оксида меди(II) из соли |
33 | ПР № 7 «Анализ полученной информации из разных источников» | Изучение состава и свойств веществ по дополнительной информации. |
34 | Информация и образование как общечеловеческие ценности в современном обществе | Значение информации. Поиск и достоверность информации. |
Планируемые результаты.
- Повышение и расширение уровня химических знаний
- Систематизация знаний по химии.
- Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по химии
- Развитие интереса к предмету.
- Курс способствует определению выпускников в выборе своего дальнейшего образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по химии для учащихся 10 (общеобразовательных) классов "Пищевые добавки"
У каждого учителя сегодня часто возникает проблема с поиском программ и материалов для элективных курсов. Обучаясь на курсах повышения квалификации курс "Пищевые добавки" представлял нам О.С.Габриелян...
Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"
Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная лит...
Программа элективного курса по химии "Методы решения химических задач"
Элективный курс для учащихся 9 класса 34 часа....
Программа элективного курса по химии в 9 классе «Решение усложненных химических задач».
Элективный курс «Решение усложненных химических задач» предназначен для учащихся 9 класса основной школы и рассчитан на 34 часа. Он ориентирован на углубление и расширение ...
Программа элективного курса по химии в 9 классе «Решение усложненных химических задач».
Элективный курс «Решение усложненных химических задач» предназначен для учащихся 9 класса основной школы и рассчитан на 34 часа. Он ориентирован на углубление и расширение ...
Программа элективного курса по химии для учащихся 8 – 9 –х классов «Химическая сторона окружающего мира»
Пособие содержит описания и порядок проведения теоретических и практических занятий по программе «Химическая сторона окружающего мира» (Растворы и растворимость. Чудо природы – крист...
Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»
Курс направлен на отработку навыков решения задач, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, дает возможность углубить и...