Урок « Бензин и понятие об октановом числе».
презентация к уроку по химии (10 класс) на тему
Урок « Бензин и понятие об октановом числе» проходит в 10 классе во 2 четверти. Представляю разработку урока и презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 256.5 КБ |
benzin.rar | 2.54 МБ |
kartochka.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Бензин и понятие об октановом числе».
Место урока в образовательном процессе:
Данный урок в образовательном процессе проводится в теме: « Углеводы и их природные источники», после урока «Нефть», это соответствует программе О.С.Габриеляна, календарно-тематическому планированию.
Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся по теме: « Нефть и её фракции», «Октановое число бензина»,
«Негативные последствия использования бензина человеком».
Тип урока: Интегрированный, комбинированный.
Задачи образовательные: Расширить представления учащихся о фракции нефти-бензине, дать новые понятия: крекинг, детонация, октановое число, риформинг.
Закрепление понятий “Двигатель внутреннего сгорания” и принцип его действия (из курса физики).
Закрепление умения учащихся работать с дополнительной литературой.
Воспитательные задачи:
Стимулировать познавательную активность ребят и интерес к предмету;
Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках химии и других предметах в окружающей, повседневной жизни;
Воспитывать у учащихся бережное и разумное отношение к окружающей природе, толерантность.
Развивающие задачи:
Развитие личности ребенка в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;
Развитие критического мышления, способности учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной атмосферы;
Совершенствование умений анализировать, классифицировать, делать выводы.
Знания и умения: знание новых понятий, применение этих знаний в жизни;
умение проводить лабораторные опыты, анкетирование;
умение работать с дополнительной литературой.
Технологии: информационные технологии обучения: личностно-ориентированные, развивающие обучение.
Методы:
1. По источникам знаний:
Словесный (беседа, рассказ);
Наглядный (наблюдение учащихся, иллюстраций);
Практический (опыт);
2. По характеру познавательной деятельности:
Проблемный
Частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся).
3. По степени самостоятельности школьников:
Учебная работа под руководством учителя;
Оборудование: Презентация урока «Бензин и понятие об октановом числе», презентация «Нефть в медицине и косметике», анкеты «Социологический опрос о марках бензина, используемых в нашем селе», компьютерное обеспечение, реактивы (бензин, нефть, сера, спирт, поваренная соль, раствор перманганата калия, оксид меди), лабораторное оборудование: штатив для пробирок, 6 пробирок, резиновые пробки, стакан с водой, пипетка.
План урока:
- Организационный момент-1 минута;
- Проверка домашнего задания- 15 минут;
- Объяснение нового материала-20 минут;
- Закрепление:3 минуты;
- Домашнее задание:1 минута.
Проверка домашнего задания:
- Задание у доски по карточке(5 минут);
- Кодированный диктант с самопроверкой (5 минут);
- Сообщение «Нефть в медицине и косметике»(5 минут).
1.Задание по карточке у доски: 1. Перед вами 6 пробирок с разными веществами, найдите пробирку с нефтью и опишите её физические свойства.
2. Как утечка нефти при её добыче и транспортировке влияет на состояние окружающей среды?
2.Кодированный диктант: Ответ «да»-1, ответ «нет»-0.
Нефть – важнейший источник углеводородов. (Да). Она состоит из бензина и керосина. (Нет). Нефть кипит при температуре 120º С. (Нет). Нефть перегоняют в ректификационной колонне. (Да). Пиролиз – это процесс ароматизации нефти. (Да). Существуют бактерии, способные использовать компоненты нефти в качестве пищи, преобразуют её в безвредные продукты жизнедеятельности. (Да). В промышленном процессе нефть разделяют на следующие фракции: бензин, лигроин, бензол, дизельное топливо, анилин, керосин. ( Нет).
Код правильных ответов: 1001110
Заслушивание сообщения «Нефть в медицине и косметике».
Итак, мы повторили пройденную тему.
Объяснение нового материала.
На прошлом уроке мы с вами изучали нефть, способы переработки, фракции нефти, сегодня мы поговорим о фракции нефти: бензине, о новых понятиях «крекинг», «детонация», «октановое число бензина», о негативных последствиях использования бензина человеком.
Тема нашего урока: « Бензин и понятие об октановом числе».
План работы:
- Свойства бензина и методы его получения (крекинг);
- Понятие о детонации. Двигатель внутреннего сгорания (карбюраторный), принцип работы;
- Октановое число. Марки бензина;
- Действие паров бензина на организм человека и загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами, автотранспортом; их влияние на здоровье человека;
- Мероприятия по борьбе с загрязнениями атмосферного воздуха автотранспортом: альтернативные виды топлива и новые виды автотранспорта.
Что вы знаете о бензине? Как его использует человек?
- В переводе с французского языка, бензин (benzine) обозначает различную по своему строению углеводородную смесь, жидкость, не имеющую цвета, предел кипения у которой составляет 33-205 °С. Замерзает бензин при температуре – 60 °С и ниже.
( Заполнение карты урока задание №1)
Наиболее ценная фракция перегонки нефти — это бензин, который применяется главным образом как топливо для автомобильных и авиационных двигателей внутреннего сгорания. Однако в процессе ректификации о выход составляет не более 18—20% от массы сырой нефти. Значительно больше получается лигроиновой и керосиновой фракций, в которых содержатся углеводороды, имеющие в среднем в два раза более длинную углеродную цепь, чем в бензине.
Возможно, ли из керосина получить бензин? Для этого необходимо разорвать длинные молекулы углеводородов пополам. Способ осуществления такого химического превращения предложил в 1891 г. русский инженер М. Г. Шухов. При нагревании углеводородов керосиновой фракции до температуры 500—600 °С молекула алкана разрывается примерно пополам, образуя два углеводорода с более короткой углеродной цепочкой, например:
с16н34→с8н18 + с8н16.
гексадекан октан октен
Один из продуктов реакции — октан — это углеводород бензиновой фракции.
Второму продукту реакции расщепления до состояния насыщенности не хватает двух атомов водорода. Следовательно, октен относится к непредельным углеводородам.
Описанный процесс с конца XIX в. стал широко внедряться в промышленность и получил очень точное название — крекинг (от англ. crack — расщеплять).
Крекинг-это термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле.
В результате повышается выход бензина на 55%. Различают 2 вида крекинга термический и каталитический.
Крекинг
термический каталитический
Каталитический крекинг, проведенный в присутствии катализаторов, более эффективный – даёт бензин высокого качества, т. е. идёт процесс изомеризации.
( Заполнение карты урока задания №2,3)
Вывод: вид топлива зависит от способа получения.
2. Качество бензина определяется его детонационной устойчивостью, т. е. способностью выдерживать при высоких температурах сильное сжатие в цилиндре двигателя без самопроизвольного возгорания.
Первый ДВС работал на газе. Изобрел его в 1878 г. немецкий механик-самоучка Николай Отто. Позже его коллега, инженер Даймлер, построил двигатель, работавший на бензине.
Это был 1885 г.
Карбюраторный ДВС имеет карбюратор - устройство, в которое поступают бензин и воздух, при этом получается горючая смесь.
В двигателях внутреннего сгорания воспламенение горючего происходит от запальной свечи, дающей искру в момент наибольшего сжатия поршнем смеси газов. Однако при сжатии смеси паров бензина и воздуха углеводороды нормального строения образуют вещества, вызывающие преждевременное воспламенение, что приводит к быстрому износу двигателя. Это явление называют детонацией.
Детонация- процесс преждевременного воспламенения горючего в результате сжатия смеси паров бензина и воздуха в двигателе внутреннего сгорания.
( Заполнение карты урока задание №4)
3.Количественным показателем качества бензина является его октановое число. За начало отсчета в октановой шкале принята детонационная устойчивость гептана нормального строения (октановое число 0), а за 100 — октановое число изооктана. Октановое число бензина, например АИ-92, показывает, что данное горючее имеет такую же детонационную устойчивость, как смесь 92% изооктана и 8% н-гептана. ( Заполнение карты урока задание № 5)
Для повышения октанового числа используют процесс риформинга низкосортных сортов бензина, который подвергают нагреванию в присутствии катализаторов, например платины. При этом углеводороды линейного строения не только изомеризуются, но также превращаются в циклические и ароматические, что и приводит к повышению октанового числа. Для повышения качества бензина добавляют различные присадки и антидетонаторы: например, токсичный тетраэтилсвинец. В последнее время стали применять новый антидетонатор - марганцевоорганические соединения, которые не обладают токсичным действием. Так же возможно применение добавок повышающие октановое число смешения. Таким добавками являются кислородсодержащие соединения (спирты и эфиры).
Посмотрим небольшой видеоролик о марках бензина и его качестве. ( Демонстрация видеоролика «Кое-что о бензине»).
А какие марки бензина используют автомобилисты нашего села? ( Выступление ученика о результатах социологического опроса, проведенного в нашем селе).
Результаты социологического опроса, проведенного среди автомобилистов села Кундравы.
Нами было опрошено 14 человек, из них 50 % женщин, 50 % мужчин. Они заполняли анкету, состоящую из 4 вопросов. Что же мы узнали? 50 % имеют иномарки и 50 % отечественные автомобили. Все используют в качестве топлива бензин, 64 % заправляют свои автомобили АИ-92, 27 %- АИ-95 и всего 9 % респондентов используют бензин марки А-76. Все опрошенные на 100 % довольны качеством бензина.
4.Так как человек ежедневно использует бензин, поговорим о действии бензина на организм человека и влиянии автотранспорта на окружающую среду.
Для этого выполним задание: У меня имеется 2 текста о действии бензина на организм человека и о влиянии транспорта, работающего на бензине, на окружающую среду. Но текст разрезан на предложения, ваша задача: соединить текст в единое целое и зачитать.
Бензин и отравление.
Текст № 1. Пары бензина очень токсичны для человека, и их вдыхание может вызвать как острое, так и хроническое отравление.
Использование бензина с тетраэтилсвинцом опасно для организма человека. Такой бензин очень ядовит, действует на нервную систему, вызывает тяжёлые хронические заболевания.
Существует бензиновая токсикомания.
Бензиновая токсикомания обычно встречается среди подростков. При вдыхании бензина с целью вызвать эйфорию и галлюцинации, быстро развивается привыкание. Бензиновая токсикомания достаточно быстро ведёт к тяжёлым поражениям центральной нервной системы, психоорганическому синдрому, необратимому падению интеллекта, влекущему за собой инвалидизацию.
( Заполнение карты урока задание № 6)
5. Текст № 2. Выбросы автотранспорта наносят большой вред окружающей среде. Кроме соединений свинца, коварным является угарный газ. Отравление им происходит через дыхательные пути. В легких угарный газ соединяется с гемоглобином крови в 200 -300 раз быстрее, чем кислород. При сильном отравлении человек может погибнуть от кислородного голодания.
Поэтому в некоторых городах появились “Икарусы” с двумя баллонами и другие автомобили. Они работают на особом виде горючего- смеси дизельного топлива и природного газа.
Природный газ дешевле бензина, лучше смешивается с воздухом, поэтому он полнее сгорает, а значит и вредных веществ в отработанных газах меньше.
В последнее время стали использовать в качестве топлива этиловый спирт (этанол), который при сгорании образует только углекислый газ и воду.
Наиболее экологически видом топлива является водород. Он не ядовит и при сгорании образует только воду, экологически чистое вещество.
Появились первые машины, энергию для движения которых дают фотоэлектрические элементы, преобразующие энергию Солнца.
Может быть, в скором будущем электромобиль станет главным видом городского транспорта.
( Заполнение карты урока задание № 7)
Итак, подведем итог: Сегодня мы изучили тему: «Бензин», узнали много нового, некоторые ребята активно поработали. Какой вывод урока можно сделать? Бензин - нужное человеку вещество, но при неправильном обращении с ним возможны негативные последствия для человека.
Запишем вывод в карту урока.
Закрепление:
Закрепим всё, что мы узнали о бензине, а для этого ответим на следующие вопросы:
- Какая из фракций нефти самая важная? Что такое бензин?
- Как повышают качество бензина? Что такое крекинг?
- Какой процесс называется детонацией?
- Назовите наиболее используемые человеком марки бензина.
- Как бензин влияет на организм человека?
Домашнее задание: параграф 8 (стр. 59-61), выполнить задание в тетради на выбор: мини-сочинение « Наш семейный автомобиль» по плану (если имеется автомобиль) или задание 6 на стр. 62.
Карта урока « Бензин и понятие об октановом числе».
1.Физические свойства бензина___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _______________это термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом ___________________________в молекуле.
3. Виды крекинга
__________________ ___________________
4.Детонация- процесс_______________________горючего ___________________________________________паров бензина и воздуха в ______________________________
- Октановое число бензина АИ-95, показывает, что горючее имеет детонационную способность, как смесь ________% изооктана и ________% н-гептана.
- Влияние паров бензина на организм человека______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Опасные вещества:________________________в составе выбросов автотранспорта.
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
План написания мини-сочинения:
- Состав семьи. Кто водит автомобиль?
- Модель автомобиля и марка используемого бензина.
- Самая интересная семейная поездка на автомобиле.
Подписи к слайдам:
Свойства бензина и методы его получения (крекинг);Понятие о детонации. Двигатель внутреннего сгорания (карбюраторный), принцип работы;Октановое число. Марки бензина;Действие паров бензина на организм человека и загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами, автотранспортом; их влияние на здоровье человека;Мероприятия по борьбе с загрязнениями атмосферного воздуха автотранспортом: альтернативные виды топлива и новые виды автотранспорта.
При нагревании углеводородов керосиновой фракции до температуры 500—600 °С молекула алкана разрывается примерно пополам, образуя два углеводорода с более короткой углеродной цепочкой, например: С16H34→C8H18 + C8H16. гексадекан октан октен
В. Г. Шухов
Установка термического крекинга В.Г.Шухова, Баку, СССР, 1934
Двигатель внутреннего сгорания Н.Отто
Первый ДВС работал на газе. Изобрел его в 1878 г. немецкий механик-самоучка Николай Отто
Двигатель внутреннего сгорания Н. Отто
Позже его коллеги Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах в 1885 году построили карбюраторный ДВС, работавший на бензине.
4 такта двигателя
1 такт-в результате движения поршня вниз происходит всасывания через впускной клапан горючей смеси, выпускной клапан закрыт.
2 такт-поршень сжимает горючую смесь, она нагревается и поджигается электрической искрой от свечи.
3 такт-раскаленные газы-продукты сгорания горючей смеси-давят на поршень и толкают его вниз.Движение поршня с помощью шатуна передается коленчатому валу.
4 такт-поршень поднимается вверх и выталкивает отработанные газы через выпускной клапан,который в это время открывается
Детонация- процесс преждевременного воспламенения горючего в результате сжатия смеси паров бензина и воздуха в двигателе внутреннего сгорания.
Альтернативные виды топлива
Газовое топливо 2С4Н10 + 13О2 = 8СО2 + 10Н2О Этиловый спирт С2Н5ОН + 3О2 = 2СО2 + 3Н2О Водород 2Н2 + О2 = 2Н2О Биогаз СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О
Закрепление:
Что такое бензин?Какими методами определяют октановое число?Как повышают качество бензина?Назовите наиболее используемые человеком марки бензина.
Домашнее задание: параграф 8 (стр. 59-61), выполнить задание в тетради на выбор: мини-сочинение « Наш семейный автомобиль» по плану (если имеется автомобиль) или задание 6 на стр. 62.
Предварительный просмотр:
Карточка к уроку: « Бензин и понятие об октановом числе».
1. Перед вами 6 пробирок с разными веществами, найдите пробирку с нефтью и опишите её физические свойства.
2. Как утечка нефти при её добыче и транспортировке влияет на состояние окружающей среды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинск...
Конспект урока по алгебре "Понятие квадратного корня из неотрицательного числа" для учащихся 8 класса
Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку и анализ урока....
«Понятие степени. Степень числа»
ФИО Сафонова Ирина Васильевна Место работы ГБОУ СОШ №4 им. Ж-И Кусто...
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....
Сборник предметных понятий по теме "Числа"
В сборнике рассмотрены понятия, определения понятий и объем понятий по теме "Числа"....
Сборник предметных понятий по теме "Числа". Структура сборника Словесных образов.
В сборнике рассмотрены понятия, определения понятий и объем понятий по теме "Числа"....
Разработка урока "Развитие о понятии числа"
Разработка урока "Развитие о понятии числа"...