здоровьесберегающие технологии
статья по химии (11 класс) на тему
"Энергетические напитки" Статья о роли и значении энергетисеских напитков для детей. Их состав. свойства. чем можно без вреда здоровью заменить напитки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Энергетические напитки
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
На уроках физики, химии, географии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.
На уроках биологии, физики и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур.
Однако, из-за больших нагрузок в школе, обусловленных подготовкой к сдаче ЕГЭ в старших классах, повышенной мотивацией к успеху в обучении, ученики недостаточно отдыхают, и чтобы не испытывать повышенную утомляемость прибегают к употреблению энергетических напитков.
Энергетические напитки сегодня можно купить практически везде. Как уверяют их производители, они помогут избавиться от усталости и сонливости, поднимут общий тонус и любая работа станет вам по плечу. Но медики относятся к "волшебным" баночкам весьма неоднозначно.
Энергетические напитки, которые еще называют тонизирующими, состоят из давно известных медицине компонентов, ( по словам заместителя директора по научной работе НИИ питания РАМН, член-корреспондент РАМН, профессора Минкаил Гаппарова. )- Это прежде всего кофеин, который выступает в качестве стимулятора жизненных сил. Реже встречаются женьшень и гуарана, которая, по сути, является источником кофеина. Одна баночка такого напитка (250-330 мл), как правило, содержит количество кофеина, эквивалентное чашке крепкого кофе, к которому многие привыкли. Еще один компонент, входящий в состав коктейля, - это таурин (одна банка в среднем содержит от 400 до 1000 мг таурина). Это вещество природное, витаминоподобное, и считается, что оно положительно действует на сердечную мышцу.
Есть в "энергетике" и витамины, имеющие непосредственное отношение к энергетическому обмену организма: аскорбиновая кислота, В1, В2, В12, ниацин. Причем некоторые витамины введены в количестве необходимой суточной дозы взрослого человека, и это совсем неплохо. В целом назначение этих напитков - повысить тот самый энергетический обмен, жизненный тонус организма, и это удается примерно на 20-30%.
Не стоит опасаться, что у человека, выпившего этот напиток, может быть передозировка витаминов. Даже если он выпьет за день две баночки, ничего страшного не случится. Во-первых, почти 90% населения России страдает недостатком витаминов, во-вторых, лишние витамины самостоятельно выводятся из организма.
Нет плохого в том, что в энергетические напитки включаются такие вещества, как таурин, кофермент Q10. Таурин участвует в проведении нервных импульсов к мышцам. Кофермент Q10 помогает мышечной работе. Эти вещества активизируют организм, а содержание их в напитке таково, что не должно вызвать какой-либо непредвиденной реакции организма.
Разумеется, у энергетиков есть и свои "но". Кофеин действует как стимулятор: замечено, что 100 мг кофеина стимулируют умственную деятельность, а свыше 200 мг повышают сердечно-сосудистую выносливость. Чтобы получить такой эффект, нужно выпить как минимум три банки, поскольку большинство энергетических напитков содержит от 34 до 90 мг кофеина, но рекомендуемая суточная доза всего 1-2 банки. Также кофеин отрицательно действует и на состояние желудочно-кишечного тракта, может спровоцировать обострение язвы и гастрита.
А ученые предупреждают, что в результате употребления напитка сверх нормы возможно значительное повышение артериального давления или уровня сахара в крови (означающее, что организм человека подвергается риску).
Энергетические напитки - не более чем витаминизированные заменители кофе, и сами по себе навредить не могут. Однако нежелательные последствия могут наступить при постоянном сочетании энергетического напитка с алкоголем. Кофеин повышает давление, а в сочетании с алкоголем его эффект многократно усиливается. В результате у человека, если у него к тому же проблемы с давлением, запросто может наступить гипертонический криз.
Чем же опасны энергетические напитки?
|
Следует заметить, что более безопасной альтернативой энергетическим напиткам являются фиточаи, содержащие в своем составе растения, обладающие полезными свойствами.
ФИТОЧАЙ "СИЛА РОССИЙСКИХ ТРАВ" № 23
"ДЕТСКИЙ УСПОКОИТЕЛЬНЫЙ"
входит в меню диеты, создающей благоприятные условия для профилактики и излечения человека ОТ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ.
СОСТАВ: корень валерианы, трава мяты перечной, трава чабреца, трава пустырника, цветки липы, плоды боярышника, трава зверобоя, цветки ромашки, лист подорожника, плоды шиповника, стевия.
Фиточай обладает успокаивающим действием, располагает к хорошему настроению и крепкому сну, смягчает капризность. Воздействие состава обусловлено уникальным соотношением частей, которые в сумме дают необходимый энергетический аккорд, нейтрализующий перенапряжение в эмоциональной сфере. Восстановление нормальных энергетических характеристик организма сопровождается ликвидацией невроза. Каждый компонент фиточая целесообразен.
Валериана снижает рефлекторную возбудимость, усиливает процессы торможения, успокаивает. Применяется при состояниях повышенной нервной возбудимости, общих неврозах, неврозах сердца, вегетоневрозах, ипохондрии, нейродермите, бессоннице, хорее, обмороках, мигрени, нарушениях координации, головокружениях, головной боли, чувстве тревоги, затруднении концентрации внимания, нарушениях сна, умственном и физическом переутомлении. Мята перечная снижает нервное возбуждение, улучшает сон, снимает тремор,явления психастении, истерии, вегетоневроза.Чабрец успокаивает, улучшает сон, после интенсивных умственных нагрузок, действует общеукрепляюще, при неврозах, истерии, головной боли, параличах. Пустырник обладает успокаивающим действием, регулирует состояние нервной системы при неврастении, истерии, вегетоневрозе, сердечно-сосудистых неврозах, хорее, испуге, параличах, бессоннице, головной боли, замедляет частоту и увеличивает силу сердечных сокращений. Липа хорошо снимает головную боль, является успокаивающим вредством при повышенной нервной возбудимости. Боярышник обладает седативным свойством, снимает сердцебиение, головокружение, одышку при ангионеврозах, истерические проявления, улучшает самочувствие, ровный глубокий сон, не вызывая при этом угнетения при пробуждении, укрепляет сердце. Эффективен при заболеваниях ЦНС. Зверобой укрепляет стенки капилляров, улучшает венозное кровообращение и кровоснабжение внутренних органов, регулирует обменные процессы, обладает биостимулирующими, антидепрессивными, тонизирующими, общеукрепляющими свойствами, полезен при энурезе невротического характера. Ромашка расширяет мозговые сосуды, несколько учащает сердечный ритм, усиливает рефлекторную деятельность организма, снимает желудочно-кишечные боли, показана при психосоматических, вегето-висцеральных нарушениях, бессоннице, головной боли, мигрени, недержании мочи. Подорожник обладает успокаивающими и снотворными свойствами, при показаниях ночного недержания мочи, тонизирует. Шиповник - поливитаминное растение, обладает тонизирующим действием, улучшает окислительно-восстано- вительные процессы в организме, усиливает активность ферментов, обновление тканей, повышает устойчивость организма к воздействиям внешней и внутренней среды. Стевия обладает уникальными лечебно-профилактическими и оздоровительными свойствами, содержит витамины С, А, Е и группы В и минеральные вещества. Является натуральным заменителем сахара.
В состав фиточая вошли только съедобные, приятные на вкус и полезные для здоровья растения.
Следуя рекомендациям диетотерапии, фиточай употребляют 3 раза в день на протяжении 2 курсов по 60 дней каждый. Перерыв между курсами может составить 14 дней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов) «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...
Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)
Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...