Химическая мнемоника
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

 Каждый учитель заинтересован в успешности учебы своих учеников. Одно из условий успешного обучения учащихся– хорошая память.

Память – удивительное свойство человеческого разума. Наши переживания, впечатления, знания не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Память каждого человека уникальна, именно она определяет его индивидуальность.

Природная память у всех людей разная. Одни могут похвастаться хорошей памятью, другие жалуются, что она у них плохая. Повышенные способности к запоминанию – это не только врожденное свойство. Объем памяти можно увеличить. Как это сделать? Единого рецепта нет. Поскольку память каждого человека уникальна, то существуют разные способы улучшить её. Вот здесь- то нам и необходима наша наука - мнемоника. О мнемотехнике известно многое, существуют давно созданные и укоренившиеся мнемонические правила в разных областях знаний, которые помогают раз и навсегда запомнить какую – либо информацию. Кто не знает знаменитой Ньютоновской фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _ispolzovanie_himicheskoy_mnemoniki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Игнатьева Нина Михайловна,

                                                                         заместитель директора по

                                                                               учебной работе, учитель химии

                                                                            МОУ «Южно-Подольская СОШ»

                                                                     Черлакского района

Использование химической мнемоники как один из факторов повышения качества образования

         Каждый учитель заинтересован в успешности  учебы своих учеников. Одно из условий успешного обучения  учащихся– хорошая память.

  Память – удивительное свойство человеческого разума. Наши переживания, впечатления, знания не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Память каждого человека уникальна, именно она определяет его индивидуальность.

   Природная память у всех людей разная. Одни могут похвастаться хорошей памятью, другие жалуются, что она у них плохая.  Повышенные способности к запоминанию – это не только врожденное свойство. Объем памяти можно увеличить. Как это сделать?  Единого рецепта нет. Поскольку память каждого человека уникальна, то существуют разные способы улучшить её.  Вот здесь- то нам и необходима наша наука  -  мнемоника. О мнемотехнике известно многое, существуют давно созданные и укоренившиеся мнемонические правила в разных областях знаний, которые помогают раз и навсегда запомнить какую – либо информацию. Кто не знает знаменитой Ньютоновской фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»…

   Мнемоника не только помогает запоминать различные предметные понятия и правила, но и делает их изучение интересным и увлекательным. Даже самые отъявленные двоечники помнят, что «фенолфталеиновый в щелочах малиновый».

    Мною собрана очень большая коллекция мнемонических правил по химии, часть из них является моими собственными авторскими находками.

Основные приемы запоминания

  • Ассоциации

   Ассоциации – мысленные связи между образами.

   Главное в образовании ассоциаций – яркость образа.  Чем больше развито воображение, тем ярче образы, тем легче создавать связи между ними, тем больше слов можно запомнить. Этот метод мнемоники можно сравнить с мультфильмом, в котором изменены и размер, и цвет предметов, неживые предметы могут ходить и разговаривать.  Ассоциации должны быть необычными,  нестандартными, невероятными и даже абсурдными.                      

   По количеству букв в словах легко запомнить заряды электродов: катод – минус (пять букв), анод – плюс (4 буквы). Формула стеариновой кислоты

С17Н35СООН (слова семнадцать и стеариновая  кислота начинаются с буквы с ), пальмитиновой кислоты – С15Н31СООН (пятнадцать и пальмитиновая).

 Можно связать химические явления с бытовыми, повседневными.

 Например, так легко запомнить правила разбавления кислот водой:

Чай с лимоном или не плюй в кислоту!

         При помощи жестов можно создать ассоциации для правила Бертолле: реакции обмена протекают необратимо в трех случаях – когда выпадает осадок (ладонь руки опускается вниз), когда выделяется газ (ладонь руки поднимается вверх), когда выделяется вода (рукой показывается волнистая линия).

  • Мнемонические фразы

 Существуют и такие приемы запоминания как мнемонические фразы.  Так, для запоминания последовательности цветов в спектре используют смысловые фразы, построенные из начальных букв запоминаемых слов:

Как однажды Жак - звонарь головой  сломал фонарь.

 Пары комлементарных азотистых оснований: голубая  цапля – пар Г-Ц или алый тюльпан – пара А-Т.

  • Ритмизация и рифмование   

    Ритмизация- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные  определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается. Например, свойства индикаторов менять свой цвет в разных средах:

                            Фенолфталеиновый в щелочах малиновый,

    Лакмус в них синеет, метилоранж желтеет.

               А если в цвете – краснота, значит, это – кислота.

    Все с детства знают эту фразу: Сапоги мои того – пропускают Н2О.

Студенческий фольклор: Н2О – девиз не наш, наш - С2Н5ОН

Правила безопасной работы с кислотами при их разбавлении:

Сначала вода, а потом кислота.

   Легко запоминается валентность химических элементов:

Натрий, калий, серебро – одновалетное добро,

С водородом заодно.

Кальций, барий, кислород – двухвалентный бутерброд.

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.

 В чем же «кроется» секрет мнемоники? Всё дело в том, что сознание обменивается информацией с подсознанием языком образов. Когда человек мысленно соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. При припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все остальные. В творческий процесс создания мнемонических правил с удовольствием погружаются многие ребята.

Одним из главных результатов использования этой старинной техники запоминания на уроках химии является стабильное высокое качество знаний моих учеников, развитие их творческого потенциала, повышения интереса к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОНИКА И ФИЗИКА

В процессе обучения учащийся обязательно должен   запомнить   огромное   количество каких-то конкретных сведений. Если он этого не сделает, то процесс познания нового или...

мнемоника

Хорошая память - это очень важно. Давайте поможем нашим ученикам научиться развивать свою память. Предлагаю элективный курс для 9 класса "Мнемоника"....

Мнемоника на уроках русского языка

Презентация позволяет в доступной и простой форме продемонстрировать приемы запоминания достаточно сложного материала (типы сложных предложений, виды связи в словосочетании, типы сказуемых). Рекомендо...

Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению

Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая ...

Мнемоника на уроках химии

Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей акту-альности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объёмами информации современ-...

Применение мнемоники при обучении английскому языку

Слова «мнемоника», «мнемотехника» - синонимы и обозначают один и тот же процесс – запоминание. Этот метод предполагает запоминание новых слов  и рассматривает процесс изучения языка в целом....

Мнемоника на уроках русского языка

Мнемоника на уроках русского языка...