Мнемоника на уроках химии
методическая разработка (9 класс) по теме
Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей акту-альности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объёмами информации современ-ности. Соответственно, и методов эффективного запоминания за всю исто-рию человечества накопилось немало, равно как и подходов к тому, как луч-ше организовать процесс запоминания. Ошибаются те, кто считает, что про-цесс запоминания – это «раз – и запомнил», а если не запомнил, значит вино-ват объём памяти. На самом деле запоминание состоит из трёх этапов: коди-рования, выстраивания последовательности и запоминания последователь-ности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запомнить, элементы связать в определенную последо- вательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь её воспроизвести. В этом и состоит сущность мнемоники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika_na_urokakh_khimii.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Тема: «Мнемоника на уроках химии».
Класс 9
Учитель Моргунов Николай Михайлович
ст. Темиргоевская 2010 г.
Пояснительная записка.
Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей акту-альности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объёмами информации современ-ности. Соответственно, и методов эффективного запоминания за всю исто-рию человечества накопилось немало, равно как и подходов к тому, как луч-ше организовать процесс запоминания. Ошибаются те, кто считает, что про-цесс запоминания – это «раз – и запомнил», а если не запомнил, значит вино-ват объём памяти. На самом деле запоминание состоит из трёх этапов: коди-рования, выстраивания последовательности и запоминания последователь-ности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запомнить, элементы связать в определенную последо- вательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь её воспроизвести. В этом и состоит сущность мнемоники.
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образова-ния искусственных ассоциаций. Замена абстрактных фактов на понятия и представления, имеющих визуальное, аудиальное или кинестетическое пред-ставление.
Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие «Мнемоника на уроках химии», проводимое в 9 классе во втором полугодии.
Цель мероприятия:
- дать понятие о мнемонике и раскрыть её сущность;
- познакомить с приёмами мнемотехники, используемыми на уроках химии;
- формировать творческую личность, что предполагает активное усвоение учебного материала на всех стадиях обучения;
- на данных примерах помочь учащимся осознанно применять мнемотехни-ческие приёмы при запоминании любой трудной информации.
Оборудование: Интерактивная доска с компьютером, аппарат Киппа, спир-товка, штатив с 6 пробирками: 1- пустая пробирка для собирания водорода, 2- с раствором перманганата калия, подкисленного серной кислотой, 3- раст-вор серной кислоты, 4- раствор гидроксида натрия, 5- вода, 6- раствор гидро-ксида натрия. Индикаторы: лакмус и фенолфталеин. У каждого учащегося – блокнот и ручка.
Мероприятие сопровождается показами слайдов на интерактивной доске и химическими опытами. Преподавателю помогает группа учащихся: двое ведущих, двое экспериментаторов, проинструктированных заранее по технике безопасности и проведению опытов.
«Мнемоника на уроках химии».
(Звучит музыка, на экране появляются вопросы.)
Ведущий 1 – Чему равно число Пи?
- В каком году родились Пушкин, Лермонтов, Гоголь?
- Как называются рецепторы дневного и ночного зрения?
- Назовите цвета спектра, расположенные в порядке убывания длины волны.
- Чему равна средняя скорость теплового движения молекул?
Вед.2 – Мы живём в 21 веке – веке нанотехнологий и компьютеризации. Как справится с таким огромным потоком информации? Как запомнить всё это?
Вед.1 – И вот тут нам на помощь приходит мнемоника. Древние греки считали, что богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз науки и искусств. По-гречески «мнемо» - «память». А мнемоника – это искусство запоминания.
Вед.2 – Симонид Митродор Скепский из Азии, живший в 1 веке до н.э., поражал всех своей «сверхчеловеческой» памятью. Он мог дословно повто-рить все беседы, сколько бы человек в них ни участвовало.
Вед.1 – Утверждают, что полководец Юлий Цезарь знал по имени и в лицо около 30 тысяч своих солдат.
Вед.2 – Джордано Бруно был принят в Доминиканский орден в возрасте 15 лет, благодаря достижениям в памяти. Он мог цитировать наизусть фрагменты из библии с номером страницы.
Вед.1 – Гениальный физик и математик Леонард Эйлер обладал необыкно-венной памятью на числа. Он помнил, шесть первых степеней всех чисел до ста. Например: 52 = 25, 53 = 125, 54 = 625, 55 = 3125 и т.п.
Вед.2 – Композитор Балакирев, услышав в концерте одно из симфонических произведений Чайковского, сумел через 2 года воспроизвести его автору по памяти.
Учитель: - Таких примеров человечество накопило немало. Вы тоже можете обладать хорошей памятью, если будете тренировать её и применять некото-рые техники запоминания, например – мнемотехнику.
Мнемотехника – это совокупность приёмов и способов, облегчающих запо-минание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций (связей).
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству лю-дей сложно. Например – «сольватация». Если такое слово «зазубрить», то оно исчезнет из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запомина-ния следует наполнять слово содержанием (методы мнемотехники) – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Для запоминания слова «сольватация» нужно пред-ставить соль и вату.
Вед.1 – А вот, как это делал юрист Цицерон, живший в 1 веке до н.э. Проговаривая свою будущую речь, он шагал по дому из комнаты в комнату и мысленно расставлял ключевые слова вокруг себя. В суде же Цицерон снова мысленно шёл по дому и собирал «разбросанное».
Учитель: - Или вспомните, как в 8 классе вы запомнили формулу молекулы воды. Правильно, из анекдота. Приходит отец в роддом, а ему выносят двух близнецов. Что он воскликнул? «Аш два! О!» (Н2О)
Мнемоническими приёмами вы неосознанно пользуетесь уже давно на уро-ках химии. Давайте вспомним некоторые из них. Посмотрим опыт получения водорода в аппарате Киппа.
Экспериментатор 1 – В центральной части аппарата находятся гранулы цин-ка. Через верхнее отверстие в него была залита разбавленная серная кислота, которая полностью заполнила нижнее полушарие и осталась в верхней части. Для получения водорода откроем кран. Кислота опускается, попадает в цент-ральную часть и начинает реагировать с металлом. Наполним пробирку водо-родом и закроем кран.
Учитель: - Для заполнения аппарата Киппа концентрированную серную кис-лоту разбавляли водой. При этом я воду лил в кислоту, или наоборот – кисло-ту в воду? Мнемоническое правило гласит:
Сначала вода, потом кислота, иначе может случиться беда.
или
Не плюй в кислоту.
Учитель: - Прежде, чем водород поджечь, его проверяют на чистоту. Напомните мне, как горит чистый водород? Совершенно верно – с лёгким бесшумным хлопком. (Экспериментатор 1 подносит пробирку с водородом к пламени спиртовки). Если же вы слышите свистящий звук, то водород содер-жит примеси воздуха, образуя гремучую смесь, и поджигать такой водород нельзя, так как произойдёт взрыв. А теперь мнемоническое правило:
Если в звуке слышишь лай, водород не поджигай. Опыты веди разумно, водород горит бесшумно.
Водород является хорошим восстановителем. Убедимся в этом на опыте.
Экспериментатор 2 – Откроем кран аппарата Киппа и пропустим водород через раствор перманганата калия, подкисленного серной кислотой. Жидкость в пробирке постепенно начинает обесцвечиваться. Это обуслов-ленно тем, что перманганат ион MnO4- восстанавливается водородом до бесцветного двухзарядного иона марганца Mn2+ .
2KMnO4 + 5H2 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O
Водород в данном случае – восстановитель: H20 – 2e- = 2H+1
Учитель: - Чтобы запомнить определение восстановителя, применим мнемо-ническое правило:
Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт. При этом окисляется и степень повышается.
После темы «Водород» мы изучали «Галогены» и пользовались мнемони-ческой фразой для запоминания получения хлора в лаборатории.
В лаборатории хлор получают всегда – окислитель плюс концентрированная соляная кислота.
MnO2 + 4HClконц = MnCl2 + Cl2 + 2H2O
PbO2 + 4HClконц = PbCl2 + Cl2 + 2H2O
2KMnO4 + 16HClконц = 2MnCl2 + 5Cl2 + 2KCl + 8H2O
KClO3 + 6HClконц = KCl + 3Cl2 + 3H2O
K2Cr2O7 + 14HClконц = 2CrCl3 + 3Cl2 + 2KCl + 7H2O
Или сколько вам стоило труда запомнить коэффициенты в уравнении реакции обжига пирита.
При записи веществ в порядке агрегатного состояния твёрдое, газообразное, твёрдое, газообразное
4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2
коэффициенты запоминают так: 4 . 2 = 8
Экспериментатор 1 – А теперь давайте посмотрим опыт по распознаванию среды индикатором лакмусом. В 3-х пробирках находятся кислота, щёлочь и вода. Прильём к ним лакмуса. В одной пробирке лакмус стал красным, во второй - синим, в третьей – фиолетовым. Вспомним мнемоническое правило:
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус синий – щёлочь здесь – не будь разиней. Когда ж нейтральная среда – он фиолетовый всегда.
Экспериментатор 2 – Конечно же, щёлочь лучше проверять индикатором фенолфталеином. Добавим его в пробирку со щёлочью и увидим малиновое окрашивание. Мнемоническое правило гласит:
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Учитель: - А запомнить аллотропные модификации фосфора и серы можно так:
Фосфоры бывают разные – белые, чёрные, красные. (На мотив песни группы «Штар» «Девушки бывают разные».
или
Эс не восемь, а один – ромбик, клин и пластилин.
Последнее правило говорит о том, что молекулу серы мы пишем не S8, а упрощённо S. И сера бывает: ромбическая, моноклинная и пластическая. Ну, и наконец, самую первую изученную постоянную в химии – постоянную Авогадро NA = 6 . 1023 можно запомнить так:
Авогадро знают дети, шесть на десять в двадцать третьей.
С помощью мнемоники вряд ли можно дословно запомнить «Войну и мир», но для запоминания последовательности чисел, дат, таблиц, имён, действий, предметов она подходит идеально.
Применяют её и в других учебных дисциплинах. Давайте вернёмся к началу нашего мероприятия и постараемся не только ответить на предложенные вопросы, но и запомнить ответы. Итак:
Вед.1 – Число Π= 3,14 запоминается фразой:
Точка, одиночка.
Три один четыре
Вед.2 – Пушкин родился в 1799 году.
За один год до начала 19 века.
Гоголь на 10 лет моложе Пушкина (1809 г рождения).
А Лермонтов на 5 лет моложе Гоголя (1814 г рождения).
Вед.1 – Рецепторами дневного зрения являются колбочки, а ночного – палочки. Запоминаем так:
Ночью легче идти с палочкой, а с колбочками работают в кабинете химии днём.
Вед.2 – Порядок основных цветов в спектре легко запомнить по первым буквам фраз:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Как однажды Жан звонарь, головой свалил фонарь.
красный оранжевый жёлтый зелёный голубой синий фиолетовый
Вед.1 – Формулу средней скорости теплового движения молекул
V= √3kT ∕ m0 запоминают так:
Три кота на мясо.
Учитель: - А теперь я предлагаю вам в течение 5 мин. попробовать составить мнемонические фразы по запоминанию формулы уравнения Менделеева-Клапейрона PV = v RT. (Звучит музыка, учащиеся по окончании времени сдают придуманные фразы на листочках). Вот некоторые из них:
Посылка валенок на роту.
Пошёл великан на речку топиться. Где речка? Вот она.
R = 8, 3 1
-универсальная газовая постоянная
Учитель: - Мнемоника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придётся учить заново. Это мощная тренировка внимания и мыш-ления. Но мнемоника не развивает память, а лишь помогает смысловому за-поминанию. Чтобы память улучшить, её нужно тренировать. Нагружая и ис-пользуя: всё время запоминая, воспроизводя запомнившееся раньше и вновь запоминая. И напоследок примите несколько полезных советов:
Вед.1 – Не заучивайте днём – это даёт наименьший эффект. Учите утром или вечером.
Вед.2 – Целесообразнее всего запоминать под вечер и повторять на следущее утро.
Вед.1 – Повторять оптимальнее всего 4 раза: сразу, через 1 час, через 8 часов и, наконец, через сутки.
Вед.2 – Ешьте горький шоколад – он улучшает память.
Вед.1 – И помните, всё что улучшает здоровье и самочувствие, повышает и продуктивность памяти.
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемоника на уроках русского языка
Презентация позволяет в доступной и простой форме продемонстрировать приемы запоминания достаточно сложного материала (типы сложных предложений, виды связи в словосочетании, типы сказуемых). Рекомендо...
Мнемоника на уроках русского языка
Мнемоника на уроках русского языка...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
Использование мнемоники на уроках английского языка
Как известно, основной целью изучения иностранного языка в современной школе является решение коммуникативной задачи. Другими словами, учащиеся должны научиться выражать свои мысли, обмениваться инфор...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Мнемоника на уроках русского языка, или как быстро запомнить трудное
Презентация включает слайды, которые помогают ученикам быстро запомнить, как правильно произносятся слова, как правильно склонять числительные. (Мнемотехника (то же, что...
Мастер класс Мнемоника на уроке
Материал для проведения мастер класса по теме "Мнемонические правила на уроке"....