Мнемоника на уроках химии
методическая разработка (9 класс) по теме
Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей акту-альности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объёмами информации современ-ности. Соответственно, и методов эффективного запоминания за всю исто-рию человечества накопилось немало, равно как и подходов к тому, как луч-ше организовать процесс запоминания. Ошибаются те, кто считает, что про-цесс запоминания – это «раз – и запомнил», а если не запомнил, значит вино-ват объём памяти. На самом деле запоминание состоит из трёх этапов: коди-рования, выстраивания последовательности и запоминания последователь-ности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запомнить, элементы связать в определенную последо- вательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь её воспроизвести. В этом и состоит сущность мнемоники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika_na_urokakh_khimii.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Тема: «Мнемоника на уроках химии».
Класс 9
Учитель Моргунов Николай Михайлович
ст. Темиргоевская 2010 г.
Пояснительная записка.
Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей акту-альности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объёмами информации современ-ности. Соответственно, и методов эффективного запоминания за всю исто-рию человечества накопилось немало, равно как и подходов к тому, как луч-ше организовать процесс запоминания. Ошибаются те, кто считает, что про-цесс запоминания – это «раз – и запомнил», а если не запомнил, значит вино-ват объём памяти. На самом деле запоминание состоит из трёх этапов: коди-рования, выстраивания последовательности и запоминания последователь-ности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запомнить, элементы связать в определенную последо- вательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь её воспроизвести. В этом и состоит сущность мнемоники.
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образова-ния искусственных ассоциаций. Замена абстрактных фактов на понятия и представления, имеющих визуальное, аудиальное или кинестетическое пред-ставление.
Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие «Мнемоника на уроках химии», проводимое в 9 классе во втором полугодии.
Цель мероприятия:
- дать понятие о мнемонике и раскрыть её сущность;
- познакомить с приёмами мнемотехники, используемыми на уроках химии;
- формировать творческую личность, что предполагает активное усвоение учебного материала на всех стадиях обучения;
- на данных примерах помочь учащимся осознанно применять мнемотехни-ческие приёмы при запоминании любой трудной информации.
Оборудование: Интерактивная доска с компьютером, аппарат Киппа, спир-товка, штатив с 6 пробирками: 1- пустая пробирка для собирания водорода, 2- с раствором перманганата калия, подкисленного серной кислотой, 3- раст-вор серной кислоты, 4- раствор гидроксида натрия, 5- вода, 6- раствор гидро-ксида натрия. Индикаторы: лакмус и фенолфталеин. У каждого учащегося – блокнот и ручка.
Мероприятие сопровождается показами слайдов на интерактивной доске и химическими опытами. Преподавателю помогает группа учащихся: двое ведущих, двое экспериментаторов, проинструктированных заранее по технике безопасности и проведению опытов.
«Мнемоника на уроках химии».
(Звучит музыка, на экране появляются вопросы.)
Ведущий 1 – Чему равно число Пи?
- В каком году родились Пушкин, Лермонтов, Гоголь?
- Как называются рецепторы дневного и ночного зрения?
- Назовите цвета спектра, расположенные в порядке убывания длины волны.
- Чему равна средняя скорость теплового движения молекул?
Вед.2 – Мы живём в 21 веке – веке нанотехнологий и компьютеризации. Как справится с таким огромным потоком информации? Как запомнить всё это?
Вед.1 – И вот тут нам на помощь приходит мнемоника. Древние греки считали, что богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз науки и искусств. По-гречески «мнемо» - «память». А мнемоника – это искусство запоминания.
Вед.2 – Симонид Митродор Скепский из Азии, живший в 1 веке до н.э., поражал всех своей «сверхчеловеческой» памятью. Он мог дословно повто-рить все беседы, сколько бы человек в них ни участвовало.
Вед.1 – Утверждают, что полководец Юлий Цезарь знал по имени и в лицо около 30 тысяч своих солдат.
Вед.2 – Джордано Бруно был принят в Доминиканский орден в возрасте 15 лет, благодаря достижениям в памяти. Он мог цитировать наизусть фрагменты из библии с номером страницы.
Вед.1 – Гениальный физик и математик Леонард Эйлер обладал необыкно-венной памятью на числа. Он помнил, шесть первых степеней всех чисел до ста. Например: 52 = 25, 53 = 125, 54 = 625, 55 = 3125 и т.п.
Вед.2 – Композитор Балакирев, услышав в концерте одно из симфонических произведений Чайковского, сумел через 2 года воспроизвести его автору по памяти.
Учитель: - Таких примеров человечество накопило немало. Вы тоже можете обладать хорошей памятью, если будете тренировать её и применять некото-рые техники запоминания, например – мнемотехнику.
Мнемотехника – это совокупность приёмов и способов, облегчающих запо-минание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций (связей).
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству лю-дей сложно. Например – «сольватация». Если такое слово «зазубрить», то оно исчезнет из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запомина-ния следует наполнять слово содержанием (методы мнемотехники) – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Для запоминания слова «сольватация» нужно пред-ставить соль и вату.
Вед.1 – А вот, как это делал юрист Цицерон, живший в 1 веке до н.э. Проговаривая свою будущую речь, он шагал по дому из комнаты в комнату и мысленно расставлял ключевые слова вокруг себя. В суде же Цицерон снова мысленно шёл по дому и собирал «разбросанное».
Учитель: - Или вспомните, как в 8 классе вы запомнили формулу молекулы воды. Правильно, из анекдота. Приходит отец в роддом, а ему выносят двух близнецов. Что он воскликнул? «Аш два! О!» (Н2О)
Мнемоническими приёмами вы неосознанно пользуетесь уже давно на уро-ках химии. Давайте вспомним некоторые из них. Посмотрим опыт получения водорода в аппарате Киппа.
Экспериментатор 1 – В центральной части аппарата находятся гранулы цин-ка. Через верхнее отверстие в него была залита разбавленная серная кислота, которая полностью заполнила нижнее полушарие и осталась в верхней части. Для получения водорода откроем кран. Кислота опускается, попадает в цент-ральную часть и начинает реагировать с металлом. Наполним пробирку водо-родом и закроем кран.
Учитель: - Для заполнения аппарата Киппа концентрированную серную кис-лоту разбавляли водой. При этом я воду лил в кислоту, или наоборот – кисло-ту в воду? Мнемоническое правило гласит:
Сначала вода, потом кислота, иначе может случиться беда.
или
Не плюй в кислоту.
Учитель: - Прежде, чем водород поджечь, его проверяют на чистоту. Напомните мне, как горит чистый водород? Совершенно верно – с лёгким бесшумным хлопком. (Экспериментатор 1 подносит пробирку с водородом к пламени спиртовки). Если же вы слышите свистящий звук, то водород содер-жит примеси воздуха, образуя гремучую смесь, и поджигать такой водород нельзя, так как произойдёт взрыв. А теперь мнемоническое правило:
Если в звуке слышишь лай, водород не поджигай. Опыты веди разумно, водород горит бесшумно.
Водород является хорошим восстановителем. Убедимся в этом на опыте.
Экспериментатор 2 – Откроем кран аппарата Киппа и пропустим водород через раствор перманганата калия, подкисленного серной кислотой. Жидкость в пробирке постепенно начинает обесцвечиваться. Это обуслов-ленно тем, что перманганат ион MnO4- восстанавливается водородом до бесцветного двухзарядного иона марганца Mn2+ .
2KMnO4 + 5H2 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O
Водород в данном случае – восстановитель: H20 – 2e- = 2H+1
Учитель: - Чтобы запомнить определение восстановителя, применим мнемо-ническое правило:
Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт. При этом окисляется и степень повышается.
После темы «Водород» мы изучали «Галогены» и пользовались мнемони-ческой фразой для запоминания получения хлора в лаборатории.
В лаборатории хлор получают всегда – окислитель плюс концентрированная соляная кислота.
MnO2 + 4HClконц = MnCl2 + Cl2 + 2H2O
PbO2 + 4HClконц = PbCl2 + Cl2 + 2H2O
2KMnO4 + 16HClконц = 2MnCl2 + 5Cl2 + 2KCl + 8H2O
KClO3 + 6HClконц = KCl + 3Cl2 + 3H2O
K2Cr2O7 + 14HClконц = 2CrCl3 + 3Cl2 + 2KCl + 7H2O
Или сколько вам стоило труда запомнить коэффициенты в уравнении реакции обжига пирита.
При записи веществ в порядке агрегатного состояния твёрдое, газообразное, твёрдое, газообразное
4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2
коэффициенты запоминают так: 4 . 2 = 8
Экспериментатор 1 – А теперь давайте посмотрим опыт по распознаванию среды индикатором лакмусом. В 3-х пробирках находятся кислота, щёлочь и вода. Прильём к ним лакмуса. В одной пробирке лакмус стал красным, во второй - синим, в третьей – фиолетовым. Вспомним мнемоническое правило:
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус синий – щёлочь здесь – не будь разиней. Когда ж нейтральная среда – он фиолетовый всегда.
Экспериментатор 2 – Конечно же, щёлочь лучше проверять индикатором фенолфталеином. Добавим его в пробирку со щёлочью и увидим малиновое окрашивание. Мнемоническое правило гласит:
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Учитель: - А запомнить аллотропные модификации фосфора и серы можно так:
Фосфоры бывают разные – белые, чёрные, красные. (На мотив песни группы «Штар» «Девушки бывают разные».
или
Эс не восемь, а один – ромбик, клин и пластилин.
Последнее правило говорит о том, что молекулу серы мы пишем не S8, а упрощённо S. И сера бывает: ромбическая, моноклинная и пластическая. Ну, и наконец, самую первую изученную постоянную в химии – постоянную Авогадро NA = 6 . 1023 можно запомнить так:
Авогадро знают дети, шесть на десять в двадцать третьей.
С помощью мнемоники вряд ли можно дословно запомнить «Войну и мир», но для запоминания последовательности чисел, дат, таблиц, имён, действий, предметов она подходит идеально.
Применяют её и в других учебных дисциплинах. Давайте вернёмся к началу нашего мероприятия и постараемся не только ответить на предложенные вопросы, но и запомнить ответы. Итак:
Вед.1 – Число Π= 3,14 запоминается фразой:
Точка, одиночка.
Три один четыре
Вед.2 – Пушкин родился в 1799 году.
За один год до начала 19 века.
Гоголь на 10 лет моложе Пушкина (1809 г рождения).
А Лермонтов на 5 лет моложе Гоголя (1814 г рождения).
Вед.1 – Рецепторами дневного зрения являются колбочки, а ночного – палочки. Запоминаем так:
Ночью легче идти с палочкой, а с колбочками работают в кабинете химии днём.
Вед.2 – Порядок основных цветов в спектре легко запомнить по первым буквам фраз:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Как однажды Жан звонарь, головой свалил фонарь.
красный оранжевый жёлтый зелёный голубой синий фиолетовый
Вед.1 – Формулу средней скорости теплового движения молекул
V= √3kT ∕ m0 запоминают так:
Три кота на мясо.
Учитель: - А теперь я предлагаю вам в течение 5 мин. попробовать составить мнемонические фразы по запоминанию формулы уравнения Менделеева-Клапейрона PV = v RT. (Звучит музыка, учащиеся по окончании времени сдают придуманные фразы на листочках). Вот некоторые из них:
Посылка валенок на роту.
Пошёл великан на речку топиться. Где речка? Вот она.
R = 8, 3 1
-универсальная газовая постоянная
Учитель: - Мнемоника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придётся учить заново. Это мощная тренировка внимания и мыш-ления. Но мнемоника не развивает память, а лишь помогает смысловому за-поминанию. Чтобы память улучшить, её нужно тренировать. Нагружая и ис-пользуя: всё время запоминая, воспроизводя запомнившееся раньше и вновь запоминая. И напоследок примите несколько полезных советов:
Вед.1 – Не заучивайте днём – это даёт наименьший эффект. Учите утром или вечером.
Вед.2 – Целесообразнее всего запоминать под вечер и повторять на следущее утро.
Вед.1 – Повторять оптимальнее всего 4 раза: сразу, через 1 час, через 8 часов и, наконец, через сутки.
Вед.2 – Ешьте горький шоколад – он улучшает память.
Вед.1 – И помните, всё что улучшает здоровье и самочувствие, повышает и продуктивность памяти.
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемоника на уроках русского языка
Презентация позволяет в доступной и простой форме продемонстрировать приемы запоминания достаточно сложного материала (типы сложных предложений, виды связи в словосочетании, типы сказуемых). Рекомендо...
Мнемоника на уроках русского языка
Мнемоника на уроках русского языка...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
Использование мнемоники на уроках английского языка
Как известно, основной целью изучения иностранного языка в современной школе является решение коммуникативной задачи. Другими словами, учащиеся должны научиться выражать свои мысли, обмениваться инфор...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...
Мнемоника на уроках русского языка, или как быстро запомнить трудное
Презентация включает слайды, которые помогают ученикам быстро запомнить, как правильно произносятся слова, как правильно склонять числительные. (Мнемотехника (то же, что...