МНЕМОНИКА И ФИЗИКА
презентация по физике по теме
В процессе обучения учащийся обязательно должен запомнить огромное количество каких-то конкретных сведений. Если он этого не сделает, то процесс познания нового или решения задачи чрезвычайно замедлится: за каждой мелочью придется лезть в справочник. Информации для запоминания на уроках физики много, поэтому полезно для облегчения процесса обучения научить школьников пользоваться мнемоническими правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika.ppt | 708 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В процессе обучения учащийся обязательно должен запомнить огромное количество каких-то конкретных сведений. Если он этого не сделает, то процесс познания нового или решения задачи чрезвычайно замедлится: за каждой мелочью придется лезть в справочник. Информации для запоминания на уроках физики много, поэтому полезно для облегчения процесса обучения научить школьников пользоваться мнемоническими правилами.
Цель: показать на конкретных примерах методические основы запоминания учебного материала по физике.
Мнемоника - это искусство запоминания. Термин «мнемоника» введён Пифагором Самосским. Первый сохранившийся труд по мнемотехнике предписывают Цицерону. Мнемоникой владели многие люди, чьи имена связаны с огромным потенциалом знаний.
1. Запоминание формул. Q C m ∆ t m V
Запоминание формул . Ассоциация – фраза. - «Три кота на мясо». - «Федор бил синус». - «Масса кита ».
Вставьте пропущенные физические величины: 1) 2) 3)
2. Решение уравнения вида : Мнемоническое правило решения: Перенесем знаменатель в ту часть уравнения, где его нет. Примеры решения: А) Б) В)
3. Решение уравнения вида: Мнемоническое правило решения: Перемножим обе части уравнения крест-накрест. Примеры решения: А) Б)
4. Решение уравнения вида : Мнемоническое правило решения: Поделим на то, что находится рядом с неизвестным . Примеры решения: А) Б)
a = bcd a = b/cd a = bc/d a = b +cd a = bc - d b = b = b = b = b = c = c = c = c = c = d = d = d = d = d = Заполни столбцы:
Запоминание материала с помощью обобщающих таблиц Тепловые двигатели Паровые машины Двигатель внутреннего сгорания Реактивный двигатель Турбины Карбюраторный Дизель Паровые Газовые Гидро
Элементы знаний о простых механизмах Название механизма Модель сил Формула Рычаг Неподвижный блок Подвижный блок Наклонная плоскость Подъемник мощностью N Гидравлическая машина
Запоминание материала с помощью логически выдержанного конспекта урока (трансформаторы) Трансформатором называется статический электромагнитный аппарат, преобразующий переменный ток одного напряжения в переменный ток той же частоты, но другого напряжения. 1. Холостой ход трансформатора. Условия режима – холостой ход: 1. Электропитание первичной обмотки U 1 . 2. Разомкнута вторичная цепь, R н = Следствия: 1. I 1= I 0 – ток холостого хода (самый малый, т.к. ЭДС самоиндукции Е 1 согласно закону Ленца направлена против приложенного напряжения U 1 , а благодаря большой индуктивности катушки Е 1 ≈ U 1 , т.е. U 1 -Е 1 →0 , а значит I 0 → min ). 2. U 2 =F 2 I 2 =0 2. Рабочий режим трансформатора. Условия рабочего режима: 1. Электропитание первичной обмотки U 1 . 2. Нагрузка на вторичной обмотке R н . Следствия: 1. Рост I 1 – до рабочего значения, напряжение U 1 . 2. Рабочий ток во вторичной обмотке I 2 , напряжение U 2 . P 1 ≈P 2 U 1 I 1 ≈U 2 I 2 3 . Режим короткого замыкания трансформатора. Условия режима – короткое замыкание: 1. Электропитание первичной обмотки U 1 . 2. Замыкание выводов вторичной обмотки без нагрузки, т.е. R н =0 . Следствия: 1. I 2 →max . 2. Электрическая и тепловая перегрузка системы.
Запоминание приставок . Название Множитель Фраза Милли «Жили три барана: МИЛЛИ, МИКРО, НАНО» Микро Нано
Игра: «НАЙДИ ПРАВИЛЬНУЮ ДОРОГУ» м кг м/с с Па Н М 2 М 3 М V S s m v h p F t Сила Давление Скорость Время Масса Объем Путь Площадь Высота
Запоминание с помощью этимологии. Манометр ( от греч. «манос» - редкий, неплотный и «метрео» - измеряю ) – прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного. Изотопы ( от греч. слов isos -одинаковый и topos -место ) - это разновидности данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер. Динамометр ( от греч. «динамис»-сила, «метрео»-измеряю ) - прибор для измерения силы. Импульс ( от. лат. Impulsus - «удар-толчок» )- векторная величина, равная произведению массы этой точки на её скорость.
Запоминание материала с помощью планов-рассказов Физическое явление: Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение). Условия, при которых протекает явление. Связь данного явления с другими. Объяснение явления на основе научной теории. Примеры использования явления на практике. Физический опыт: Цель опыта. Схема опыта. Условия, при которых осуществлялся опыт. Ход опыта. Результат опыта. Физическое понятие : в т.ч . физическая величина: Явление или свойство, которое характеризует данное понятие (величина) Определение понятия (величины). Формулы, связывающие данную величину с другими. Единицы величины. Способы измерения величины. Закон: Формулировка и математическое выражение закона. Опыты, подтверждающие справедливость закона. Примеры применения закона на практике. Условия применения закона.
Физическая теория: Опытное обоснование теории. Основные понятия, положения, законы, принципы в теории. Основные следствия теории. Практическое применение теории. Границы применимости теории. Прибор, механизм, машина : Назначение устройства. Схема устройства. Принцип действия устройства. Применение и правила пользования устройством.
Запоминание графиков
Зачетная тетрадь по физике (каждый получает ) Список названий физических терминов, законов, формул Азбука физики Инерция - это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. Механическое движение - это изменение положения тела относительно других тел с течение времени в пространстве. Путь - это длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.
Запоминание законов Закон Архимеда . Тело, впёрнутое в воду, Выпирает на свободу Весом выпертой воды Телом впёрнутым туды.
Запоминание решения задач с помощью алгоритмов Задача: К батарейки с ЭДС индукцией = 3 В подключили резистор с сопротивлением R = 2 0 Ом. Падение напряжения на резисторе оказалось U = 2 B . Определить ток короткого замыкания. Дано: ЭДС = 3 В R = 20 Ом U = 2 В Y кз = ? Решение: 1) Силу тока определим из закона Ома для полной (замкнутой) цепи: Y = , Где r - , а ЭДС - . Эту же силу тока выразим из закона Ома для участка цепи: Y = , где U - , R- . 2 ) Приравняем оба выражения для силы тока в цепи: = .
Найдем отсюда внутреннее сопротивление источника тока: r = . (1) Y кз = (2) – ток короткого замыкания, т.е ток, текущий в сети в случае R = 0. 3) Подставим (1) в (2) и получим окончательное выражения для Y кз : Y кз = . 4) Вычислим результат: Y кз = . Ответ: 0,3 А.
1 2 3 4 5 6 7 8 A A A A A A A A Причина изменения скорости тела и его формы. Единица массы, содержащая 1000 кг. Наука о неживой природе. Прибор для измерения длины ,например длины земельного участка. Прибор для измерения объема тела. 6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения. 7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании. 8. величина, характеризующая степень нагретости тела. Развитие интеллекта с помощью кроссвордов.
Запоминание порядка цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Запоминание спектральных классов звезд: « Oh, Be a Fine, Kiss Me »
Отметка за четверть (полугодие) А 1 – средний балл за лабораторную работу. А 2 – средний балл за решение задач у доски. А 3 – средний балл за творческие задания и ответы на 5 вопросов. А 4 – средний балл за контрольные работы .
Психологические аспекты запоминания разных возрастных групп 11-13 летние дети воспринимают материал не отрываясь 4-5 мин. 14-15 летние дети воспринимают материал не отрываясь 5-7 мин. У подростков слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение не захватывает само по себе. Лучше запоминают факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную, и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Преобладает словесно –логическая и эмоциональная память. Изучаемый материал прочнее запоминается, если он воспринимается большим количеством анализаторов. При запоминании и восприятии большого количества эмоционально неокрашенного учебного материала у ребенка наступает момент, когда включается «охранительное» торможение или наоборот, «охранительное» возбуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мнемоника
Хорошая память - это очень важно. Давайте поможем нашим ученикам научиться развивать свою память. Предлагаю элективный курс для 9 класса "Мнемоника"....
Мнемоника на уроках русского языка
Презентация позволяет в доступной и простой форме продемонстрировать приемы запоминания достаточно сложного материала (типы сложных предложений, виды связи в словосочетании, типы сказуемых). Рекомендо...
Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению
Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая ...
Мнемоника на уроках химии
Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей акту-альности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объёмами информации современ-...
Применение мнемоники при обучении английскому языку
Слова «мнемоника», «мнемотехника» - синонимы и обозначают один и тот же процесс – запоминание. Этот метод предполагает запоминание новых слов и рассматривает процесс изучения языка в целом....
Мнемоника на уроках русского языка
Мнемоника на уроках русского языка...
"Три М" - Математика, Мнемоника, Мотивация
Одна из самых актуальных педагогических задач - развитие мотивации математического образования. Сделать математику наукой привлекательной - вот одна из задач педагога. Каждый учитель сталкивается с пр...