мнемоника
элективный курс по истории (9 класс) по теме
Хорошая память - это очень важно. Давайте поможем нашим ученикам научиться развивать свою память. Предлагаю элективный курс для 9 класса "Мнемоника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ДЛЯ 9 КЛАССА
МНЕМОНИКА – КЛЮЧ К УСПЕХУ
ВИТВИЦКАЯ Л.М.. Учитель истории и права средней школы № 4, высшая категория.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс поможет освоить простые эффективные приёмы запоминания слов,чисел и текстов. Изучая многочисленные примеры, учащиеся научатся самостоятельно выполнять задания на основе материала школьного курса истории. Курс изучается в течение 8 часов.
Цель курса: овладение практическими приёмами запоминания для рационального их использования в изучении школьного курса истории.
Задачи курса: 1.Изучить приёмы мнемоники
2.Показать как эти приёмы применимы к историческим знаниям, получаемым в школе.
3.Научить как можно тренировать память.
Литература.
1.Шаповал В.В.,Митрофанов К.Г.Как быстро и надолго запомнить материал по истории.- Пособие для старшеклассников. – М.Изд. дом»Новый учебник»,2001.
2.Зяблицева М.П. Моментальные приёмы запоминания.Мнемотехника разведчиков. – Р-на-Д.Феникс,2005.
3.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М. Эйдос,1994.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОК № 1. Введение. Хорошая память нужна всем. Что такое мнемоника.
УРОК №2. Приёмы запоминания трудных слов.Неизвестное к известному -
запоминание с опорой на связи слов .
УРОК №3. Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ас
социации. Как запоминать имена людей.
УРОК №4. Запоминание рядов слов. Фразы с числительными.
УРОК№5. « Принцип чёток «. «Принцип мест».Проверочный тест.
УРОК №6. Запоминание чисел. Трансформация числа в ряд слов.
Запоминание с опорой на связи в числовом ряду .
Перевод цифрового ряда в буквенный. Принцип «колодцев».
УРОК №7. Запоминание цитат, авторских формулировок.
Тренировочные упражнения.
УРОК №8. Чтение и обсуждение творческих работ.
Примерные темы: «Восстановите столетия».
«Как сделать доклад чётким».
«Придумайте запоминалки».
ЗАНЯТИЕ № 3. КАК ЗАПОМИНАТЬ ИМЕНА ЛЮДЕЙ.
1. Проверка дом.задания.
Слово гоплит. Они выкрикивали гоп-ля и это помогало им преодолевать тяжести и лишения воин
ской службы. Слово куря. Либо куря, как соня. хотя тогда ещё не курили. Либо старинное куря
множественное будет курята (цыплята).
2. Тест «Объём вашей кратковременной памяти».
Прочитать ряды цифр и записать их по памяти.
1). 6 4 2 8 2) 3 1 7 5 9 3) 2 6 0 4 5 3 4) 8 3 1 5 7 0 2 5)2 8 3 7 5 0 6 4 6)5 7 4 2 3 1 6 0 8 7)4 9 3 6 8 7 5 1 2 0 . Читается ряд, записываются запомнившиеся цифры. Проверьте правильность заполнения.
Объём кратковременной памяти будет равен числу цифр в одном ряду, в котором вы не сделали ошибки .Например,вы правильно воспроизвели цифровые ряды с 1 по 4, а в ряду № 5 сделали ошибку.
Объём вашей кратковременной памяти будет равен 7.
Кратковременная память играет огромную роль в жизни человека.Именно благодаря ей человек способен перерабатывать большой объём информации, отсеивая ненужную и оставляя необходимую.
Информация из кратковременной памяти может либо переходить в долговременную, либо забываться.
3. Как запомнить имена людей.
1. Чаще повторять имя собеседника.
2.Внешность даёт широкий выбор для связей.
Пример запоминания из пособия 1913г. : «Господина Орлова мы представляем себе орлом, парящим в небесах.» Пан Врубель предстанет в виде воробья (по-польски), герр Швальбе будет казаться господином Ласточкиным ( по-немецки).
Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления.Можно повторить имя, сказав : «Очень приятно.Иван Иванович? Иванов? А я такой-то». И пока он размышляет над вашим «такой-то», вы быстренько составляете словесный портрет. Пусть будет Иван в кубе.Плотного телосложения.
3. На основе свободных связей. Врубель – рубль. Английский учитель предлагал запоминать слово Бородино на основе фразы «Наполеон одолжил обед у Кутузова» ( одолжить обед – борроу дина).
Демокрит – где мокрит .Ганнибал по тому, что ходил не на бал; а на войну. Григория Отрепьева –
свергли и одели в рваные «отрепья», а Ивана Болотникова – утопили в болоте.
Имена-отчества являются специфически русским типом обращения к человеку. Они представляют трудности для запоминания.
4. Ищите родственников. Эдуард Петрович мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству – сыном
Петра Великого ( он такой же высокий и неугомонный).
5.Никогда не говорите человеку, каким способом вы запомнили его фамилию, имя, отчество – этическая рекомендация.
Тренинг.
- Алекс. Сергеевича Грибоедова звали по имени-отчеству, как и …
- Максим Грек ( в миру –Михаил ТРИВОЛИС, ок.1475-1555).Как запомнить его настоящую фамилию?
- Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астрахани и называлась Сарай.
Свяжите это название с образом жизни монголов.
УРОК № 4 ЗАПОМИНАНИЕ РЯДОВ СЛОВ. ФРАЗЫ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ.
- Проверка дом задания. Столица Золотой Орды – Сарай. Монголы, ведущие кочевой образ жизни,
не строили монументальных зданий, лучше всего у них получался сарай.
- Повт. Посланник папы римского – Джованни Плато Карпини- путешествовал по территории
Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал «Историю монголов».Предложите «запоминалку»
имени любознательного итальянца.
- Изучение нового. Запоминание рядов.
Запоминание связанных между собой событий, имен – это особый объект изучения.
Дело в том, что ряды, списки, связки слов надо запоминать в строгой последовательности.
А это не просто. Здесь всё основано на ключевых словах.
1. Фразы с числительными.
Заголовки таблиц, списки, где есть числительные, облегчает задачу запоминания.
Доказано, что заголовки типа «Семь чудес света» или «Пять латинских склонений»
намного лучше запоминаются, чем просто «Чудеса света», «Латинские склонений».
Фраза с числительным сразу настраивает вашу память на режим контроля.Вы начинаете
проверять : «А где еще одно чудо?».
Тренинг. Озаглавьте текст. Сыновья Святослава получили от отца следующие владения:
Ярополк – Киев, Олег – древлянскую землю, Владимир – Новгород.
( владения трёх Святославичей).
2. Принцип чёток.
Вы знаете опорную фразу для запоминания цветов радуги: «Каждый охотник желает знать,
где сидит фазан. Это распространенный пример «запоминалки» по принципу четок.
Так же построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: «Иван родил
девчонку, велел тащить пелёнку».
В подобной формуле могут быть не только буквы, но начальные слоги и целые слова опорной
фразы . Тот же принцип используется и в аббревиатурах – Бе-ни-люкс - Бельгия +Нидерлан-
ды + Люксембург. С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи.
Вот вам зарифмованные чётки для запоминания семи чудес света:
Пирамида, Артемида
Мавзолей, Семирамида,
Зевс в Олимпии, Родосский,
да ещё маяк Фаросский.
Тренинг. Составьте запоминалку по принципу чёток
1. Четыре мщения княгини Ольги: 1) двенадцать послов заживо погребены в челнах,
2) повторное посольство сожжено в бане,3) пять тысяч человек посечены на могиле 4) по три голубя и три воробья со двора, взятые в качестве дани, сожгли «пустили
по ветру» город Искоростень. ( чередование четырёх стихий: челны-река,вода,
баня-жар, огонь, могила- земля, дым- воздух. Мнемоническая формула: вода-огонь-
земля-дым. Опорное слово – ВОЗДух. Части чёток – это первые буквы слов.
Дом.зад. Подумайте над тем, каким образом для запоминания порядка цветов рос
сийского флага можно использовать аббревиатуру КГБ? (снизу вверх : К-кра-
сный, Г – голуб. Б –белый.)
УРОК № 5 ЗАПОМИНАНИЕ ЧИСЕЛ
1.Повторение. Мы прошли приёмы запоминания трудных слов : с опорой на связи слов, например Анна
Иоанновна разорвала кондиции – бумаги, ограничивающие власть императрицы, слово
кондиции означает « условия». «Дойти до кондиции» значит «подрумянится»( о пироге
или гостье); с опорой на свободные ассоциации, например, консервы и консерватория;
приёмы запоминания рядов слов : фразы с числительными, семь чудес света, принцип
чёток, принцип мест.
2.Проверка дом.задания. Придумайте запоминалку по принципу чёток . Четыре мщения Ольги.
Последовательность мщений может быть представлена как чередование четырёх стихий: челны – река,вода; баня – жар, огонь; могила – земля, дым – воздух. Опорное слово:
ВОЗДух .Опора – первые буквы слов.
КГБ – начальные буквы снизу вверх: К – красный, Г – голубой, Б – белый.
3.Изучение нового. Запоминание чисел.
Числа играют в нашей жизни важную роль если выступают в качестве пропуска, пароля,
адреса.Главное отличие от слова состоит в том, что число не обладает «избыточностью»
Мы говорим больше ,чем нужно, добавляя не нужную информацию.Спартанцев спе-
циально учили говорить лаконично – кратко.
Внашем словаре много синонимов.Например слова НОЛЬ и НУЛЬ.Отличаются на целую
четверть, т.е. на 25 %. а значение у них одно.А вот с числами всё иначе: любое измене-
ние цифр или их последовательности полностью меняет дату. 1861 г. и 1961 г.также от-
личаются на 25%. но указывают на совершенно разные события.
Ещё пример. Текст телеграммы: «вст рчайье заытра».В тексте 4 ошибки.Но всё равно со
общение понятно: завтра вы пойдёте кого-то встречать.А вот если в телефонном номере будет хотя бы одна ошибка, то вы ни за что не дозвонитесь. Итак.
Секрет запоминания: числа надо переводить в слова. Иначе неизбыточный ряд цифр надо превращать в избыточный словесный ряд.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧИСЛА В РЯД СЛОВ.
В рекламных объявлениях телефонные номера включаются в ритмические формулы : ЗАПОМНИТЬ
нетрудно совсем: сто пять ,четыре восемь ,восемь, семь.Это запоминается легко.Хорошо заменять:
50-полста, 100- сотня, 6 –полдюжины, 2- пара. 21- очко.
Упр. Какой город имеется в виду в следующей мнемоформуле?
Дата восемь- восемь-два
Князь Олег сказал слова
На два-восемь-семь годов
Матерь русских городов - .. Город Киев был столицей Руси с 882 по 1169г.
287 лет.
ЗАПОМИНАНИЕ С ОПОРОЙ НА СВЯЗИ СЛОВ В ЧИСЛОВОМ РЯДУ.
Год основания Рима – 753 г. до н.э. Запоминается так: До новой веры – это минус, отрицательное число.
Если отменить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет: х9х(7х5х3)хх0х.Годы жизни М.Ю.Лермонтова 1814-1841 - перестановка двух последних цифр.
990 г. – 0990 зеркальная симметрия – начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы.
437-19-28 - содержит неподкреплённую четвёрку в начале и три суммы цифр, равных 10 : 3+7 =1+9=
2+8.
127-18-09--? т.е. 1,3х9,2х9,1х9.
.
УРОК № 6. ЗАПОМИНАНИЕ ЧИСЕЛ. ПЕРЕВОД ЦИФРОВОГО РЯДА В БУКВЕННЫЙ.
Первый приём. « Что я знаю о кругах». Для запоминания числа «пи» с точностью до четырех знаков
после запятой служит фраза « что я знаю о кругах».Число букв в очередном слове помогает вспомнить
очередную цифру: что – 3, я – 1, знаю – 4, о – 1, кругах – 6. Итог – 3,1416.
Второй приём. Гимназисты 19 века изощрялись в разных способах шифровки цифр. Один из простейших видов кодов:
О – н ( первая буква в слове ноль)
1- о («один» )
2- д, з ( два, похожа на 2)
3- т (три)
4- ч, ц ( четыре, сходство звуков)
5- п ( пять)
6- ш, ж, щ ( шесть, сходство звуков и букв)
7- с ( семь)
8- в, ф ( восемь, сходство звуков)
9 - р, л ( зеркальное подобие, сходство звуков)
ЧЕМ ХОРОШИ ЭТИ ЗАМЕНЫ? Они помогают шифровать даты в виде слов. Но не всё так просто.
Напр., годы , когда Александр Ярославич Невский был великим князем 1252 - 1263, просто перевести в буквы, получим ОДПД – ОДШТ. Запомнить не просто.Никаких ассоциаций. Можно взять только две последние цифры дат : 52 – 63. Но и ПД – ШТ тоже неблагозвучно.На основе ряда ПД-ШТ подбираем
слова, подходящие по теме : напр. Александр Невский сказал « ПоДай ЩиТ!»Век запоминаем без шиф-
ровок.Подкрепляем слова воображаемой картинкой: князь Алек. Невский неоднократно говорил оруженосцу : « ПоДай ЩиТ!».
Иван Калита был Великим князем Владимирским в 1328 – 1340 гг. Он долго сомневался ,отдавать дань татарам или дожидаться набегов, а потом решил : ОТДаВать? – ТоЧНо ! Расшифруйте?
( 1328 – ОТДВ, 340 = ТЧН ).Запоминалки могут носить и более отвлечённый характер.
В 1353 – 1359 гг. Иван второй Иванович (Красный) , сын Калиты, был великим князем московским.
Сохранялась угроза набегов монголов ( ТоПоТ коней), поэтому народ часто брался за ТоПор ( -353 =
ТоПоТ, - 359= ТоПоР).
Метод цифро- буквенного кода широко используется во всём мире – цифры надо перекодировать в буквы, буквы – в слова. слова – в текст ).
Тренинг.Постройте запоминалку, используя первый приём. Петр первый начал править самостоятельно
с 1689 года. ( « В Москве проездом император = 1689 ). Он перенёс столицу в Петербург, а в
Москве бывал гостем.
Творческое задание в портфелио.1. Постройте запоминалку, используя приём первый.
Рюрик и представители его династии правили на Руси с 862 по 1598 г. , т.е. 736 лет.
2. Расшифруйте три важных события в истории российского образования.
ВыШаТа видел СоН, что он свалился В РОВ.
«ПРИНЦИП КОЛОДЦЕВ»
При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия перепутать труднее.
Для контроля последних двух цифр существует « принцип колодцев», основанный на взаимной проекции веков. Напр. Владимир Мономах умер в 1125г., Петр – в 1725. а Александр первый- ровно
через сто лет, в 1825г.( это ешё и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить
и внутри столетий. Напр. писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным – 1870, а умер в один год
со Сталиным 1953.Проекция может быть не идеально точной, напр. Ярослав Мудрый правил с 1019 по 1054г., или прилагая к нашему столетию, начал править через год после начала гражданской войны(1918) , а закончил – через год после смерти Сталина (1953).
Опорными точками для запоминания могут стать ваш год рождения. даты других личных событий.
Напр. в 1994 г. вы получили паспорт, а за сто лет до этого короновался последний российский император (1894). В 1980 г. родился ваш брат, а в 1380 произошла Куликовская битва.Не страшно, что эти даты не связаны.Важно, что дата никуда не сместиться, и через колодец её можно будет при необходимости подсмотреть. Задание. Свяжите события 18 и 20 веков, по принципу колодцев.
Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год.( с начала Вел.Отеч. войны до полёта Гагарина в космос)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МНЕМОНИКА И ФИЗИКА
В процессе обучения учащийся обязательно должен запомнить огромное количество каких-то конкретных сведений. Если он этого не сделает, то процесс познания нового или...
Мнемоника на уроках русского языка
Презентация позволяет в доступной и простой форме продемонстрировать приемы запоминания достаточно сложного материала (типы сложных предложений, виды связи в словосочетании, типы сказуемых). Рекомендо...
Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению
Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая ...
Мнемоника на уроках химии
Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей акту-альности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объёмами информации современ-...
Применение мнемоники при обучении английскому языку
Слова «мнемоника», «мнемотехника» - синонимы и обозначают один и тот же процесс – запоминание. Этот метод предполагает запоминание новых слов и рассматривает процесс изучения языка в целом....
Мнемоника на уроках русского языка
Мнемоника на уроках русского языка...
"Три М" - Математика, Мнемоника, Мотивация
Одна из самых актуальных педагогических задач - развитие мотивации математического образования. Сделать математику наукой привлекательной - вот одна из задач педагога. Каждый учитель сталкивается с пр...